Я планирую перечитать школьную программу по литературе в 2025 году

100

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Валерия Кожевникова

Страница автора

О себе

Я люблю читать вечерами и на выходных. В 2023 году осилила 45 книг. В 2024 не вела подсчет — по ощущениям остановилась на таком же количестве.

Я предпочитаю классику, но также стараюсь идти в ногу со временем и знакомиться со свежими произведениями, особенно с детективами. Последнее, что понравилось, — «Дело Аляски Сандерс» Жоэля Диккера.

Раньше я брала романы российских и зарубежных авторов у родителей или пользовалась электронной книгой. Сейчас я решила потихоньку собирать свою мини-библиотеку, поэтому все чаще покупаю печатные издания.

Цели

Последние три года я хотела перечитать школьную программу по литературе, но постоянно откладывала это. Часто думала: «А оно мне надо? Я же примерно помню, о чем эта книга». Надеюсь, что челлендж поможет мне начать со «Слова о полку Игореве» и закончить произведениями современных авторов.

План действий

Я планирую распечатать кодификатор — список рекомендуемых к прочтению произведений для ЕГЭ по литературе — и идти по порядку.

  • Потерянная ламаНикогда мне не понять этой логики, зачем в школе заставляют читать классиков? Ну что может понять 15 летний пацан читая какую-нибудь Капитанскую дочку, или скажем Евгения Онегина? Кроме того что это страшная нудятина, ничего. Чтобы понять весь сакральный смысл и трагедию многих классических произведений, нужно иметь хороший жизненный опыт, и говоря хороший я имею ввиду возраст. Только став взрослым и опытным человеком, ты по настоящему понимаешь в чём гениальность Достоевского. А пока ты подросток, тебе нет дела до терзаний Карениной, тебе не до ерунды.))62
  • Elina SuvarС.С., произведения о детях и подростках. «Поселок» Булычева, например8
  • Тётушка ПоПользователь, а логика тем не менее есть. Ну, по крайней мере была, когда я сама училась в школе. 1. Уроки литературы взаимосвязаны с уроками истории. И в то время, когда дети изучают исторический период в определённой стране, они знакомятся и с её культурным наследием. Сюда же можно отнести тот факт, что далеко не все литературные произведения являются интересными и "литературными". Но это исторические памятники. 2. Столетиями выкристализовывались из общей массы действительно стоящие произведения. И школа знакомит с ними. И у взрослых людей есть какие-то ориентиры, что именно стоит почитать и какую книгу выбрать, если они вообще не ориентируются в огромном количестве изданий. Многие бы прочитали того же Достоевского, если б нам в школе не вдалбливали, что НАДО? PS тоже считаю, что надо читать в первую очередь то, что интересно в определённом возрасте. Но не вместо, а тоже.28
  • ВасилисаКласс, спасибо за идею!4
  • Ксения ЧернецоваЯ рада, что наши мысли пересеклись! Часто задумываюсь об этом, потому что в школе я скорее создавала видимость, что учусь. Теперь немного грустно из-за этого6
  • Alexandra P.С.С., а вы серьезно считаете, что чтение книг из школьной программы развивает чувство прекрасного? Я всегда очень любила и люблю читать, но школьная программа на долгие годы отбила у меня желание читать классику.11
  • Алиса МаркинаУ меня тоже появлялась идея перечитать школьную программу, но там далеко не всё этого заслуживает. Хотя в прошлом году мой книжный клуб перечитал много классиков: Пушкина, Лермонтова, Лескова, Тургенева, Гоголя. Сейчас всё иначе воспринимается, что-то лучше, что-то хуже. Через месяц обсуждаем Салтыкова-Щедрина, но меня не очень тянет, буду читать только ради хорошей компании на обсуждении.8
  • Михаил ЕдошинСмысл «Онегина» не так уж сложен и вполне доступен школьнику. Более того, он именно к школьникам больше всего и относится.31
  • РинаПользователь, вот став взрослой, я тем более не понимаю дуристики, что Катерины в Грозе, что уж тем более Карениной Это как раз больше для молоденьких девочек такие сказки, лично мне такие метания непонятны. Самая адекватная и с мозгами оказалась Татьяна Ларина и то большие сомнения, что будучи взрослой и имея любящего богатого мужа она любила Онегина, так, лёгкая грусть максимум.8
  • user5896201Тётушка, а вы в курсе, кто и по какому принципу составлял школьную программу? Нет, очевидно, вы не в курсе. Ничего там само веками не "выкристаллизовывалось", всё составили конкретные люди ради конкретных целей (и это не теория заговора, а история, которую вы вроде как учили). Хотя бы погуглите матчасть, прежде чем говорить, что ли. )1
  • Тётушка Поuser5896201, ох, Ваш комментарий в пассивно-агрессивной манере выглядит попыткой унизить собеседника, а не поделится новыми знаниями. Возможно Вам даже станет неловко и вы погулять основы этики. Конечно же, я в курсе (да и все в курсе), что программу составляют конкретные люди. Просто это так очевидно, что стоило ли упоминания? Так же очевидно, что программа практически ежегодно меняется в угоду политической повестке. К счастью касается это лишь произведений 20-21 века. Уходят естественным образом "впихнутые" произведения, пропагандирующие коммунизм, социализм и пр. Именно это я имела в виду под словом "выкристализовывается". Кстати, а поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением, ради каких таких целей в программе есть и никуда не деваются Пушкин, Толстой, Грибоедов, Тургенев, Островский, да русские народные сказки в конце концов)) только чур, тут уж не гуглить;)13
  • Тётушка Поuser5896201, лучше уж читать классиков, чем оставлять злые комментарии и выплескивать свою желчь на незнакомых собеседников.13
  • Любовь ЛожниковаПользователь, начнём с того, что не какую-нибудь, а А. С. Пушкина "Капитанскую дочку". Рассказ в ней ведётся от лица главного героя Петра Гринёва. Это его воспоминания. Ему в начале повести 18 лет. Начинает Пушкин с эпиграфа:" Береги честь смолоду". Вот и должны прочитать эти воспоминания подростки, 8 класс. С чего начинается взросление? Не с "хотелок", а с ответственности за себя, за свою любовь, за своё Отечество. А Вы пишете "какую - нибудь". " Анну Каренину" Л. Толстого никто не вносил в школьную программу. И не надо про "сакральный смысл"! Какой может быть сакральный смысл" У "Войны и мира"!? Значит сегодняшние 20 - летние, гибнущие за Родину на СВО и их прадеды, которым было по 17,18,когда началась Великая Отечественная 1941-45 гг. , не понимают и не понимали того, о чем пишет Толстой. Им непонятна мысль о " дубине народной войны". Жизнь за Отечество отдать они могут, а понять русскую классику -НЕТ! Не надо считать современных ребят примитивными. Надо их вести вперёд, показывать, что русская литература - это национальное достояние. Да, надо расти, надо трудиться, мыслить. Самое простое - посчитать, что рановато... Ничего. Время идёт. Прочтут заново, но уважение к литературе сохранят.0
  • КристинаИдея интересная! Я эксперт ЕГЭ и ОГЭ по литературе и занимаюсь подготовкой школьников к экзамену уже 9 лет. Хотела бы поделиться с вами своими мыслями как вы можете выполнить эту цель и не разочароваться в себе! Простите, если тон учительский 😀 1. Попробуйте поставить рамки того, что вы будете читать, так как кодификатор по литературе практически бесконечный! Так вы сможете чувствовать себя лучше! Например, скажите себе что прочитаете только выделенные произведения (там их сейчас 19 и половина из них объемные (в том числе тихий Дон и война и мир)). 2. Кодификатор ЕГЭ по литературе меняют каждые 1-2 года. Вы определились с кодификатором 2024, другие тогда не смотрите! 3. Также вы можете поставить рамки по роду литературы и периоду, например, будете читать только эпос (лиро-эпос + драма, исключая лирику) до 20 века. А уже в следующем году поставить цель 20-21 века. Сейчас в кодификаторе указаны некоторые авторы, но не указаны произведения, это касается как прозы, так и поэзии и это может вызывать фрустрацию. У моих учеников так точно 😅 4. Русская или зарубежная литература. В ОГЭ один список зарубежной, в ЕГЭ другой. Но я бы все равно разделяла русскую и зарубежную или дополнила бы список из основных произведений русской литературы из кодифкатора несколькими произведениями зарубежки. В общем, да, попыталась как-то осветить эту идею с точки зрения специалиста, с одной стороны, и с точки зрения читателя с таким же опытом, с другой)) Буду ждать в следующем году ваш дневник! 😍 Я себе обычно ставлю цели: дочитать что то из школьной программы (в 2025, например, появился ещё Фадеев «Молодая гвардия») + прочитать что-то из тех, кто получил престижную книжную премию + книги по моим любимым экранизациям («Американская пастораль»!) + книги из университетской программы. Желаю вам удачииии!6
  • Иваника ИвановаЛюбовь, возможно если бы они в свое время читали что-то помимо одобренного министрами списка, то не спешили бы умирать в войнах за чужие политические амбиции4
  • KatyJoyЧто-то всех так от классики корежет) По мне классическая литература - это, как минимум, очень красивый язык. Читаю много современного ради удовольствия, но стоит сделать переход на что-то из русской классики, мгновенно ощущаю разницу в качестве материала. Для меня - это как сходить в художественную галерею. Чехова, Тургенева и Куприна с удовольствием регулярно перечитываю. Автору удачи!24
  • user1304168Пользователь, это только ваше восприятие1
  • as isПользователь, прочитал статейку в профиле вашем. исчерпывающе совершенно; именно, вы книги ГЛОТАЕТЕ, а ими не живёте, или, на худой конец, читаете... 10-12 книг в месяц, это под сотню страниц в день получается?)) вы скоро так Сталина догоните, а быть может и перегоните...2
  • Александра ТрушковаМне 37. Я учитель литературы. Для подготовки к урокам, естественно, перечитываю все произведения программы. Они прекрасны, и спор об их нужности сейчас кажется мне бессмысленным. Классику в школе потому и читают, что хороший учитель учит эти произведения анализировать. Это литературоведение. Разбирать в детективах и каком-нибудь городском фэнтези нечего. Более того, классика русской литературы — это культурный код. Не заложим его в школе — не заложится он уже никогда.23
  • Ирина ЧернобыльскаяНе понимаю планирования чтения и тем более подсчёта книг. Чтение- это удовольствие, как еда. Я и калории сроду не подсчитывала. Что касается недоступности классики пониманию подростков - отчасти согласна. Но! Во-первых, надо знать своих гениев, хотя бы по фамилиям. Во-вторых, эти книги, из школьной программы, пробуждают мысль. Не у всех подростков, да это и невозможно, высшая математика тоже не всем доступна. И вот те подростки, которые умеют и любят размышлять, много чего могут почерпнуть для себя из классики. А в зрелом возрасте, если захотят перечитать, найдут другое, а в старости - третье. Так что я за классику в школе - она повышает уровень умственного развития, а это и есть задача школы12
  • Grigoriyas, догнать и перегнать Сталина.. звучит как неплохая цель для кого то2
  • ИгорьПользователь, В школьные годы я очень много читал. Капитанская дочка, помню, произвела на меня крайне сильное впечатление. Сейчас как раз перечитывать бы ее точно не стал. Ну и Пушкин это точно не Достоевский. Что тогда, что сейчас этот автор мне лично совершенно не близок. Всегда поражаюсь почему за рубежом именно его крайне своеобразные, я бы сказал болезненные произведения стали неким отражением загадочной русской души. Так что по мне, хорошо что все это было в школьном курсе. В худшем случае сложится некоторое впечатление. А в лучшем будет поддержка формирования личности.0
  • Системный инженерas, сто страниц в день - это много??? Я и 600 читал...2
  • KotopadНикогда не мог понять зачем заставлять себя читать книги. Нравится книга - читаешь, не нравится - не читаешь. Нафига устраивать из чтения "челлендж"? Читайте в удовольствие то что вам нравится. Вы ж уже не в школе.5
  • Александра ТрушковаKotopad, да, "Капитанская дочка" — глубокое произведение. Затрагивающее вопросы чести, достоинства, воспитания, ошибок человеческих, и как раз не слишком глубокое, чтобы понять его в возрасте 13-14 лет. Также оно интересно с исторической точки зрения. Пушкин скрупулёзно собирал материалы, будучи в поездке с Владимиром Далем. Перечислите, пожалуйста, действительно хорошо написанные книги, которые непросто найти. Такие, чтобы их ИЗУЧАТЬ на уроке, а не просто сказать "да, хорошо написано".12
  • Никита ЗиминЛюбовь, пришлось даже заглуглить программы обучения, чтобы ответить на комментарий. Капитанскую дочку подходят в 8 классе, это дети 13 лет. Повесть от лица 18го летнего, и, стоит напомнить, что к 20 годам люди уже обзаводились домом, женой и детьми, а средняя продолжительность жизни в те года составляла 30-33 лет. То есть те 18е летние этот эквивалент 30-40 летних в наше время. Что из повествования должно аукнуться у школьника, который еще не перестал смеяться над "многочленом" на математике? >Жизнь отдать они могут, а понять русскую классику -НЕТ Чтобы подписать контракт и пойти умереть за два миллиона деревянных ума на территории другой страны ума много не надо. Отнюдь, умные и образованные люди не спешат дохнуть за амбиции пожилых клептократов.1
  • Александра ТрушковаKotopad, и, кстати, если уж конкретно о "Капитанской дочке" говорим, то образ Пугачёва в повести многогранен, вызывает противоречивые чувства, он не плоский злодей, при этом и оправдать его сложно.5
  • Алексей МонастыренкоДед, а что такого? Школьная программа рассчитана на достаточно невысокий темп чтения (немногие школьники владеют скорочтением), так что объём не так уж велик (ведь в школе, кроме литературы, куча других предметов). А довести скорость чтения до сотни страниц в час, мне кажется, может каждый.5
  • Алексей МонастыренкоНе худшая идея. Многое из классиков в школе читать было рано.4
  • Алексей Монастыренкоas, а что такого в сотне страниц в день? Это час чтения. В детстве я больше читал, потому что остановиться не мог :-)4
  • Потерянная ламаas, я не глотаю, я читаю, скорость моего чтения ещё во втором классе была 400 слов в минуту. (В школу я пошла со второго класса) Чтобы вы понимали, я быстро читаю, потому что читаю не отдельными словами а строчками и при чтении мысленно не проговариваю прочитанное. Сейчас это называют скорочтением, и учат на специальных курсах, у меня же это вышло само собой, потому что я не училась читать по слогам как это делают в первом классе, поэтому я не проговариваю прочитанное про себя. И как вы выразились текст я не "глотаю" я всё прекрасно понимаю и запоминаю из прочитанного.0
  • нКому как, это уж индивидуально. Я полюбила классическую литературу как раз лет в тринадцать (мне сейчас шестнадцать) Что правда — школьная программа действительно подобрана не по возрасту. Впервые такая мысль мне пришла ещё в пятом классе! Я до сих пор помню, что тогда мне было чуть ли не физически плохо от повести «В дурном обществе» Короленко (в сокращении!), хоть и любила читать с раннего детства. Я даже расплакалась... и рассказывала потом маме, что нам в одиннадцать лет очень рано читать такие книги. Она, мне кажется, стоит наравне с «Муму» по уровню жестокости.1
  • Потерянная ламан, муму я прочитала ещё в третьем классе, и помню как сильно меня это впечатлило, насколько жестоки могут быть люди. Когда я рассказывала это учительницы она дала мне почитать "Белый Бим, чёрное ухо" и сломала нафиг мою детскую психику. Я ревела над этой книгой. Вообще тоже с раннего детства любила читать. Моей любимой книгой детства стала история польского писателя Януша Корчака "Король Матиуш Первый" в конце над этой книгой тоже плакала.3
  • Александра ТрушковаПользователь, простите, на таком уровне точно не могу дискутировать)))8
  • С.С.Alexandra, а мне нравится проза Пушкина, в частности "Капитанская дочка" и "Дубровский", и его сказки в стихах, и Гоголь нравится, "Вий", и "Вечера на хуторе...", и "Тарас Бульба", и, в какой-то степени, "Мертвые души", и "Шинель". У Тургенева - "Муму", у Некрасова - "Кому на Руси жить хорошо". Достоевский вообще один из моих любимых писателей, и начала я его читать именно в школе, "Преступление и наказание" дважды прочла, а еще "Идиота", "Братьев Карамазовых" и "Бедных людей". "Гроза" и "Бесприданница" Островского неплохие. У Л.Н.Толстого - "Детство", Отрочество", "Юность". Ладно, ВиМ правда мало кто осиливает в школьные годы. Но а Чехов вообще весь мне нравится, многое из Бунина и, конечно же, Булгаков с "Мастером и Маргаритой"6
  • Александра ТрушковаПользователь, если Вам обязательно поссориться с кем-то в интернете, то это не ко мне)) анализ произведений не высосан из пальца, а основан на критических статьях, трудах литературоведов и историков литературы. Если есть к ним претензии, то сначала с их трудами предлагаю ознакомиться, хотя бы с Лотманом ;) Ну а если человек оперирует общими понятиями "высосано из пальца", "можно было бы что-то поинтереснее (и сам не знает, что именно интереснее)", "раньше было лучше" и прочее не конкретное, то да, пусть это для меня будет непостижимо высокий уровень, я буду планктоном, рассуждающим на уровне фактов и конкретных примеров. Если планируете переход на личности, пожалуйста, лучше не отвечайте.6
  • Александра ТрушковаKatyJoy, Вам очень повезло, что был такой предмет, это действительно заслуживает внимания читателя. Но Вы же понимаете, почему в русской школе изучают русскую литературу? Заменить её зарубежной было бы кощунством. Я уже писала про культурный код. Но в курс каждого года входят произведения зарубежных авторов.5
  • Галина ВаризоваПользователь, да, в действе ненавидела... а сейчас люблю0
  • Вадим ГорюновПользователь,для общего развития.0
  • Александр АлександровичПользователь, отчасти соглашусь. Но только отчасти. "Онегин", "Недоросль", "Горе от ума", да множество произведений вполне по силам подросткам. Да, со временем восприятие будет меняться. Откроется другая глубина. Но воспитывать молодёжь можно и нужно на лучших произведениях. Безусловно, ряд произведений раскрыть в этом возрасте сложно. Без "проводника", талантливого и влюбленного в литературу учителя3
  • Елена МироноваПользователь, чтобы двойки ставить)0
  • userjazzzПользователь, Кто-то и в 40 не доходит до классиков и не только до них. Во-первых! Во-вторых, планку ставить надо высоко, чтоб немного подпрыгнуть. Как с классической музыкой? Такая нудятина, а потом, - Херасе!2
  • КристинаKotopad, человек себе цель поставил, я помогаю как специалист. Здесь без разницы: спорт, литература, работа, кулинария, визаж, фотография, в каждой сфере есть свои лайфхаки, как почувствовать себя счастливым от достижения цели и от самого пути, если подходить к этому серьезно) У каждого человека свои запросы и то как он видит себя счастливым. Для героя этого поста - выполненная книжная цель 2025. И вы помогайте! Дайте какой нибудь действенный совет!4
  • ИринаПотерянная, смысл в том, чтобы хоть что-то прочитать в этой жизни (во взрослом возрасте многие ничего уже читать не будут) и хоть какте-то получить умственное и культурное развитие, а также ознакомиться с шедеврами мировой и отечественной литературы.0
  • Алексей ОжеговПотерянная, поэтому в школе я прочитал лишь "Волчок", "Мурзук", "Пятнадцатилетний капитан", "Судьба барабанщика" и первую страницу "Мёртвых душ". Всё остальное время читал классику научной фантастики. Правда в итоге плохие оценки по литературе были.0
  • Потерянная ламаАлексей, я в детстве это тоже читала, и Уэллса любила, и Беляева, и Верна Жюль который. А с литературой я поступила хитро, я заранее прочитала всё что требовалось по программе до выпускного класса, и не парилась. Стихи я учила быстро, потому что читая стихи легко и быстро. Из всей школьной программы, мне понравилась только книга Аверина "Два капитана." Заранее прочитанное в купе с отличной памятью, помогло мне на уроках литературы читать то, что я хочу)) Поначалу учительница по литературе, от этого бесилась, но когда я ей чуть ли не наизусть цитировала куски из того что мы на тот момент проходили, она отставала. Сочинения и изложения были сложнее, так как у меня дисграфия, я часто писала целые абзацы в которых слова были задом наперед, или вообще буквы с случайном порядке. Поэтому содержание у меня всегда была 5 а вот грамматика 2(( На сочинениях, я быстренько писала свою работу, а потом ещё некоторым одноклассникам диктовала сочинение, но всем разное, потому что учитель могла спалить))0
  • my_name is...Потерянная, " Два капитана" написал Каверин, не Аверин. Сейчас перечитываю, восторг!!!1
  • Потерянная ламаmy_name, тьфу простите буква потерялась🙈1
  • Алексей ОжеговПотерянная, ну у меня вот сейчас другой квест. Так как у меня четырёхлетняя дочь, я перечитывают курс литературы для начальной школы))) Уже освоили сказки Пушкина, "Чиполлино" Родари, "Алису в стране чудес" Кэролла (кстати, такая ахинея). Сейчас осваиваем Волкова, уже прочитали "Волшебника изумрудного города", сходили на него же в кино, "Урфина Джюса", сейчас в процессе "Семь подземных королей". Правда читать приходится вслух, а это медленно.0
  • Потерянная ламаАлексей, очень советую внести в список литературы для дочери, книги великого педагога Януша Корчака. "Король Матиуш Первый" Про доброго милого мальчика, которому пришлось в 9 лет стать королем. "Кайтусь чародей" Про мальчика, который узнал, что он волшебник и может колдовать. С Гарри Поттером ничего общего, так как написано в начале прошлого века.1