
Как я ремонтировал старинные советские динамики для колонок
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Что сломалось
Спойлер: потрачено около 10 000 ₽. Результат неутешительный, но не все потеряно — полученный опыт того стоит
У меня есть хобби: долгими зимними вечерами, когда на загородных стройках делать нечего, я собираю аудиоколонки. Покупаю старые советские динамики производства ЛОМО на «Авито», делаю чертежи деталей корпусов, а потом заказываю распил и фрезеровку деталей у знакомых в столярной мастерской.

Мне нравится качественный стереозвук, богатый чистыми басами, такой, который не могут обеспечить динамики телевизора, или компактные компьютерные колонки. К сожалению, законы физики не обойти: колонка с таким звуком не может быть миниатюрной.
Основные компоненты таких колонок — так называемые «кинаповские» динамики 4А-32, огромные и с бумажными диффузорами. В свое время их разрабатывали для озвучивания кинозалов и собирали вручную — качество, как это всегда бывает при ручной сборке, было хоть и хорошим, но нестабильным.
Поэтому уже в заводских лабораториях динамики тестировали и на основании замеров, подбирали парами — потому что главное требование к стереозвуку, чтобы оба динамика в колонках звучали одинаково. На наклейках с обратной стороны динамика писали серийный номер и полученное по результатам замеров значение резонансной частоты. Если упрощенно, то чем ниже это значение, тем диффузору динамика «комфортнее» — он лучше воспроизводит низкие частоты. Более удачные варианты отправляли в кинозалы первой категории, те, что похуже, — в сельские клубы.
Динамики 4А-32 производили в Ленинграде на ЛОМО и в Самарканде. Это так называемые широкополосные динамики, которые, несмотря на внушительные размеры, не богаты низкими частотами и не разнесут квартиру барабанной дробью, но идеальны для речи, вокала, джаза и симфонической музыки. А если корпус колонки рассчитан правильно, то речь из них звучит так же естественно и отчетливо, как будто говорящий сидит на соседней табуретке. Это именно то, что надо и для большого кинозала, и для домашнего кинотеатра.
Сегодня за такими динамиками гоняются меломаны. Найти пару динамиков 4А-32 80-х годов в приличном состоянии — большая удача. Особо ценятся пары, у которых шестизначные серийные номера, написанные на наклейках, они отличаются не больше, чем на несколько цифр. Это означает, что их делали в одну смену, а еще — что звучать они будут одинаково. Здесь примерно то же самое, что с выбором обоев — если они из разных партий, то могут не совпадать по цвету и фактуре.
Такие динамики в идеальном состоянии, с хранения, на «Авито» продают от 8000 ₽ за штуку. Но в реальной жизни найти такой вариант в заводской упаковке нереально. Скорее всего, под видом идеально сохранившихся вам предложат такие, которые были пару десятилетий назад вынуты из разломанной концертной колонки и пылились в сыром гараже.
Пару в плохом состоянии, под реставрацию, можно приобрести за 4000–6000 ₽. Цены на пару отреставрированных начинаются от 12 000 ₽ и доходят до 25 000 ₽. Но качество реставрации тоже — как повезет: потому что под видом отреставрированного можно получить как идеально звучащий динамик, собранный настоящим мастером, так и хрипящий, который переклеивали в гараже.
Мне для больших колонок, которые на фото, удалось купить хорошо сохранившуюся пару таких динамиков в первозданном виде за 8000 ₽. Считаю это большой удачей. Я собрал колонки, и поначалу они радовали меня неплохим звуком. Но через пару месяцев я заметил, что динамик в левой колонке звучит тише и похрипывает при максимальной громкости.
В целом это было не критично: включать музыку на полную громкость все равно не позволят соседи. К тому же, смущали цены на ремонт — на «Авито» мастера просят от 1500 до 5000 ₽ за переборку. Динамики можно отправить в мастерскую и получить обратно уже отремонтированными.
Но есть проблема: если и чинить динамики в стереосистеме, то только парами. Потому что при замене только одного диффузора, катушки и всей «начинки» стопроцентно получатся два динамика с разным звуком. Кроме того, мне захотелось добавить низких частот — как ни крути, а лишними не будут. Для этого при ремонте можно заменить задубевшие детали и поставить электромагнитные катушки с меньшим сопротивлением.
Но разбирать динамики, которые, если не придираться, звучат вполне сносно, я не решился. Взамен решил приобрести пару таких же, но в убитом состоянии, ремкомплекты для них, и отреставрировать. Тем более на Youtube можно найти немало пошаговых видеоинструкций о том, как это сделать в условиях гаража или домашней мастерской.
Как решал проблему и сколько стоил ремонт
Сказано — сделано. Приобрел на «Авито» внешне неплохо сохранившуюся пару динамиков 4А-32 за 6000 ₽. С пересылкой из Кемерово в Петербург — 6500 ₽.
Также через «Авито» собрал ремкомплекты: пару диффузоров, центрирующих шайб и колпачков и катушек. Все вместе, с пересылкой из Новокузнецка и Краснодара обошлось в 3850 ₽. По рекомендации мастера по ремонту, который делал мне катушки для других динамиков, купил на Ozon клей БФ-2 и эпоксидный клей Супер-Хват — еще около 800 ₽.
Я рассчитывал частично окупить затраты, выставив на продажу за 8000 ₽ пару динамиков, которые сейчас стоят в колонках, а также некоторые другие «запчасти».
Дождался, когда все приедет и приступил к работе.
Приехавшая пара динамиков не разочаровала. Заводские наклейки — в целости и сохранности, серийные номера — близкие. Резонансная частота на одном указана 39 Гц, на втором — 41 Гц. Приемлемо, значит это действительно пара. А вот бумажные диффузоры — трухлявые, как старые валенки, и местами порваны. Но к этому я был морально готов.
…А вот диффузоры из Донецка оказались явно кустарного производства: дубоватые, тяжелые и в пупырках, как страусиная кожа.
Мастер, у которого я консультировался, не советовал мне их покупать, но выбора не было. Как оказалось, единственный производитель диффузоров для таких динамиков — питерский «Дифмаркет», в свое время выкупивший заводское оборудование на ЛОМО — остановил их производство около года назад, и когда возобновит — неизвестно. Но об этом я узнал уже после того, как купил динамики, так что отступать было некуда.
Я разобрал динамики, оставил только корпуса-корзины с магнитами и все детали обезжирил спиртом.
Затем вставил магнитные катушки. Это самая ответственная часть работы. Зазор, в который вставляется катушка, — чуть больше миллиметра. Катушка должна свободно ходить в нем, не касаясь стенок. Перекос в десятые доли миллиметра — и получится брак: при работе катушка будет тереться об стенки, и динамик будет хрипеть при работе.
Кроме того, катушки важно правильно выставить по высоте, чтобы медная обмотка ровно наполовину выглядывала из зазора. Чуть больше или меньше — не критично. Но если у вас два динамика, то катушки должны располагаться строго на одной высоте: иначе звучание будет сильно отличаться. Это основная причина, по которой на заводе динамики тестируют и разбивают на пары с одинаковым звучанием.
Чтобы катушка заняла правильное положение, изнутри вставляют кусок фотопленки. Затем, после того, как поверх катушки приклеивают центрирующую шайбу и диффузор, пленку вынимают. Именно так в свое время ремонтировали такие динамики. Но подходящую фотопленку сейчас найти сложно, поэтому пришлось вместо нее взять тонкий картон — так тоже делают.
Почти финал. Вклеены все шайбы, новые диффузоры и тряпичные защитные колпачки внутри. Тонкие проводки аккуратно подпаяны. Высокочастотные рупорки, как на верхнем снимке, я ставить не стал: в моих колонках хорошие «пищалки». Клей сохнет около суток — если включить динамики раньше, они просто расклеятся.
Через сутки с нетерпением подключил динамики к усилителю, осторожно включил джаз. Один динамик звучит безупречно. Подключаю второй: увы, результат неудовлетворительный — он хрипит, словно простуженный. Все-таки катушку при установке я закосил.
По идее, пока клей свежий, можно аккуратно все отклеить и пересобрать заново. Но я не стал, потому что осознал свою главную ошибку. Ниже расскажу о ней. Вывод пока такой. Гаражный ремонт динамиков и диффузоры кустарного производства — это несложно. Это реальный выход из ситуации, если бумажный диффузор отсырел и «простудился», его порвал кот, нетрезвые гости, или магнитная катушка с тонким проводом рассыпалась от перегрузок или от времени. Но при условии, что вы не меломан и вас устраивает звучание класса «сельский клуб».
Другое дело — качественная реставрация: при такой динамики не только чинят, но и настраивают, как музыкальный инструмент. Высший пилотаж — собрать пару динамиков с одинаковым звучанием. Поэтому для центровки магнитной катушки как минимум понадобится специальная оправка, позволяющая выставлять зазоры и ее высоту с точностью до десятых долей миллиметра. Но еще лучше — профессиональный ремонт.
Почему я не считаю полученный опыт отрицательным? Потому что если бы я не попытался сделать все сам, то так и не почувствовал бы разницу между гаражным ремонтом и профессиональной реставрацией. А если бы я просто доверил ремонт динамиков мастеру, предложившему на мой взгляд самую привлекательную цену, то с большой долей вероятности получил бы работу того же класса — «гаражный ремонт». Хотя в случае с реставрацией динамиков низкая цена далеко не всегда означает такое же качество и наоборот.
В процессе изготовления колонок, покупки и ремонта динамиков я консультировался с профессионалами, опытными умельцами и научился отличать «паленые» детали от качественных. И это тоже плюс — считаю, что такой опыт стоит потраченных денег.
Сейчас я планирую повторить попытку: купить качественные катушки и диффузоры заводского производства и доверить ремонт проверенному спецу, а по результатам провести лабораторные испытания.
Приятным бонусом оказалось то, что динамики под замену оказались полностью исправными. Барахлил только некачественный кабель. Я поменял его — и тихий сипловатый динамик зазвучал совсем по-другому.

