Как я ремонтировал старинные советские динамики для колонок

12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Филипп Урбан

журналист-плотник

Страница автора

Что сломалось

Спойлер: потрачено около 10 000 ₽. Результат неутешительный, но не все потеряно — полученный опыт того стоит

У меня есть хобби: долгими зимними вечерами, когда на загородных стройках делать нечего, я собираю аудиоколонки. Покупаю старые советские динамики производства ЛОМО на «‎Авито», делаю чертежи деталей корпусов, а потом заказываю распил и фрезеровку деталей у знакомых в столярной мастерской.

Мне нравится качественный стереозвук, богатый чистыми басами, такой, который не могут обеспечить динамики телевизора, или компактные компьютерные колонки. К сожалению, законы физики не обойти: колонка с таким звуком не может быть миниатюрной.

Основные компоненты таких колонок — так называемые «‎кинаповские» динамики 4А-32, огромные и с бумажными диффузорами. В свое время их разрабатывали для озвучивания кинозалов и собирали вручную — качество, как это всегда бывает при ручной сборке, было хоть и хорошим, но нестабильным.

Поэтому уже в заводских лабораториях динамики тестировали и на основании замеров, подбирали парами — потому что главное требование к стереозвуку, чтобы оба динамика в колонках звучали одинаково. На наклейках с обратной стороны динамика писали серийный номер и полученное по результатам замеров значение резонансной частоты. Если упрощенно, то чем ниже это значение, тем диффузору динамика «‎комфортнее» — он лучше воспроизводит низкие частоты. Более удачные варианты отправляли в кинозалы первой категории, те, что похуже, — в сельские клубы.

Динамики 4А-32 производили в Ленинграде на ‎ЛОМО и в Самарканде. Это так называемые широкополосные динамики, которые, несмотря на внушительные размеры, не богаты низкими частотами и не разнесут квартиру барабанной дробью, но идеальны для речи, вокала, джаза и симфонической музыки. А если корпус колонки рассчитан правильно, то речь из них звучит так же естественно и отчетливо, как будто говорящий сидит на соседней табуретке. Это именно то, что надо и для большого кинозала, и для домашнего кинотеатра.

Сегодня за такими динамиками гоняются меломаны. Найти пару динамиков 4А-32 80-х годов в приличном состоянии — большая удача. Особо ценятся пары, у которых шестизначные серийные номера, написанные на наклейках, они отличаются не больше, чем на несколько цифр. Это означает, что их делали в одну смену, а еще — что звучать они будут одинаково. Здесь примерно то же самое, что с выбором обоев — если они из разных партий, то могут не совпадать по цвету и фактуре.

Такие динамики в идеальном состоянии, с хранения, на «‎Авито» продают от 8000 ₽ за штуку. Но в реальной жизни найти такой вариант в заводской упаковке нереально. Скорее всего, под видом идеально сохранившихся вам предложат такие, которые были пару десятилетий назад вынуты из разломанной концертной колонки и пылились в сыром гараже.

Пару в плохом состоянии, под реставрацию, можно приобрести за 4000–6000 ₽. Цены на пару отреставрированных начинаются от 12 000 ₽ и доходят до 25 000 ₽. Но качество реставрации тоже — как повезет: потому что под видом отреставрированного можно получить как идеально звучащий динамик, собранный настоящим мастером, так и хрипящий, который переклеивали в гараже.

Мне для больших колонок, которые на фото, удалось купить хорошо сохранившуюся пару таких динамиков в первозданном виде за 8000 ₽. Считаю это большой удачей. Я собрал колонки, и поначалу они радовали меня неплохим звуком. Но через пару месяцев я заметил, что динамик в левой колонке звучит тише и похрипывает при максимальной громкости.

В целом это было не критично: включать музыку на полную громкость все равно не позволят соседи. К тому же, смущали цены на ремонт — на «‎Авито» мастера просят от 1500 до 5000 ₽ за переборку. Динамики можно отправить в мастерскую и получить обратно уже отремонтированными.

Но есть проблема: если и чинить динамики в стереосистеме, то только парами. Потому что при замене только одного диффузора, катушки и всей «‎начинки» стопроцентно получатся два динамика с разным звуком. Кроме того, мне захотелось добавить низких частот — как ни крути, а лишними не будут. Для этого при ремонте можно заменить задубевшие детали и поставить электромагнитные катушки с меньшим сопротивлением.

Но разбирать динамики, которые, если не придираться, звучат вполне сносно, я не решился. Взамен решил приобрести пару таких же, но в убитом состоянии, ремкомплекты для них, и отреставрировать. Тем более на Youtube можно найти немало пошаговых видеоинструкций о том, как это сделать в условиях гаража или домашней мастерской.

Вот две самые лучшие и информативные: первая и вторая.

Как решал проблему и сколько стоил ремонт

Сказано — сделано. Приобрел на «‎Авито» внешне неплохо сохранившуюся пару динамиков 4А-32 за 6000 ₽. С пересылкой из Кемерово в Петербург — 6500 ₽.

Также через «‎Авито» собрал ремкомплекты: пару диффузоров, центрирующих шайб и колпачков и катушек. Все вместе, с пересылкой из Новокузнецка и Краснодара обошлось в 3850 ₽. По рекомендации мастера по ремонту, который делал мне катушки для других динамиков, купил на Ozon клей БФ-2 и эпоксидный клей Супер-Хват — еще около 800 ₽.

Я рассчитывал частично окупить затраты, выставив на продажу за 8000 ₽ пару динамиков, которые сейчас стоят в колонках, а также некоторые другие «‎запчасти».

Дождался, когда все приедет и приступил к работе.

Приехавшая пара динамиков не разочаровала. Заводские наклейки — в целости и сохранности, серийные номера — близкие. Резонансная частота на одном указана 39 Гц, на втором — 41 Гц. Приемлемо, значит это действительно пара. А вот бумажные диффузоры — трухлявые, как старые валенки, и местами порваны. Но к этому я был морально готов.

…А вот диффузоры из Донецка оказались явно кустарного производства: дубоватые, тяжелые и в пупырках, как страусиная кожа.

Мастер, у которого я консультировался, не советовал мне их покупать, но выбора не было. Как оказалось, единственный производитель диффузоров для таких динамиков — питерский «‎Дифмаркет», в свое время выкупивший заводское оборудование на ЛОМО — остановил их производство около года назад, и когда возобновит — неизвестно. Но об этом я узнал уже после того, как купил динамики, так что отступать было некуда.

Я разобрал динамики, оставил только корпуса-корзины с магнитами и все детали обезжирил спиртом.

Затем вставил магнитные катушки. Это самая ответственная часть работы. Зазор, в который вставляется катушка, — чуть больше миллиметра. Катушка должна свободно ходить в нем, не касаясь стенок. Перекос в десятые доли миллиметра — и получится брак: при работе катушка будет тереться об стенки, и динамик будет хрипеть при работе.

Кроме того, катушки важно правильно выставить по высоте, чтобы медная обмотка ровно наполовину выглядывала из зазора. Чуть больше или меньше — не критично. Но если у вас два динамика, то катушки должны располагаться строго на одной высоте: иначе звучание будет сильно отличаться. Это основная причина, по которой на заводе динамики тестируют и разбивают на пары с одинаковым звучанием.

Чтобы катушка заняла правильное положение, изнутри вставляют кусок фотопленки. Затем, после того, как поверх катушки приклеивают центрирующую шайбу и диффузор, пленку вынимают. Именно так в свое время ремонтировали такие динамики. Но подходящую фотопленку сейчас найти сложно, поэтому пришлось вместо нее взять тонкий картон — так тоже делают.

Почти финал. Вклеены все шайбы, новые диффузоры и тряпичные защитные колпачки внутри. Тонкие проводки аккуратно подпаяны. Высокочастотные рупорки, как на верхнем снимке, я ставить не стал: в моих колонках хорошие «‎пищалки». Клей сохнет около суток — если включить динамики раньше, они просто расклеятся.

Через сутки с нетерпением подключил динамики к усилителю, осторожно включил джаз. Один динамик звучит безупречно. Подключаю второй: увы, результат неудовлетворительный — он хрипит, словно простуженный. Все-таки катушку при установке я закосил.

По идее, пока клей свежий, можно аккуратно все отклеить и пересобрать заново. Но я не стал, потому что осознал свою главную ошибку. Ниже расскажу о ней. Вывод пока такой. Гаражный ремонт динамиков и диффузоры кустарного производства — это несложно. Это реальный выход из ситуации, если бумажный диффузор отсырел и «‎простудился», его порвал кот, нетрезвые гости, или магнитная катушка с тонким проводом рассыпалась от перегрузок или от времени. Но при условии, что вы не меломан и вас устраивает звучание класса «‎сельский клуб».

Другое дело — качественная реставрация: при такой динамики не только чинят, но и настраивают, как музыкальный инструмент. Высший пилотаж — собрать пару динамиков с одинаковым звучанием. Поэтому для центровки магнитной катушки как минимум понадобится специальная оправка, позволяющая выставлять зазоры и ее высоту с точностью до десятых долей миллиметра. Но еще лучше — профессиональный ремонт.

Почему я не считаю полученный опыт отрицательным? Потому что если бы я не попытался сделать все сам, то так и не почувствовал бы разницу между гаражным ремонтом и профессиональной реставрацией. А если бы я просто доверил ремонт динамиков мастеру, предложившему на мой взгляд самую привлекательную цену, то с большой долей вероятности получил бы работу того же класса — «‎гаражный ремонт». Хотя в случае с реставрацией динамиков низкая цена далеко не всегда означает такое же качество и наоборот.

В процессе изготовления колонок, покупки и ремонта динамиков я консультировался с профессионалами, опытными умельцами и научился отличать «‎паленые» детали от качественных. И это тоже плюс — считаю, что такой опыт стоит потраченных денег.

Сейчас я планирую повторить попытку: купить качественные катушки и диффузоры заводского производства и доверить ремонт проверенному спецу, а по результатам провести лабораторные испытания.

Приятным бонусом оказалось то, что динамики под замену оказались полностью исправными. Барахлил только некачественный кабель. Я поменял его — и тихий сипловатый динамик зазвучал совсем по-другому.

  • АндрейСпасибо что поделились опытом, получил удовольствие от прочтения и результата5
  • АнтиконсьюмеристО, коллега. В 2023 году мне довелось разбирать и реализовывать большой склад некондиционной советской акустики и динамиков, накопленный в своё время сумасшедшим коллекционером. В течение полутора лет я восстановил и собрал 60 пар акустических систем, прослушал звучание около двух сотен динамиков, среди которых были 4А-32, ГД3030, 30ГД-301, 10ГД-34, 75ГДН-1, 35ГДН-1, всякие высокочастотники, различные маленькие бумажные широкополосники и прочие динозавры. Больше всего мне понравилось звучание 4А-28, которые я вижу на Вашем фото :)5
  • ТимофейО, мне кажется, что такие были у всех.1
  • Вадим Садыковсам никогда таким не занимался, по прочтении, как у профана, есть несколько вопросов: 1. советские динамики действительно лучше по качеству, чем можно приобрести новые уже в сборе в колонках? 2. сами колонки под разные конкретные динамики тоже делаете самостоятельно? Расчет размеров, правильный выбор материалов и тд?1
  • Филипп УрбанАнтиконсьюмерист, да, 4а28 — это вещь! Простые, как хозяйственное мыло, поют бархатно — особенно в паре с дешевенькими пищалочками 2гд36, нетребовательны к корпусу. Мне киношники в свое время говорили, что это лучшие речевые динамики, идеальны для вокала — в моем детстве они стояли в школьных акустических системах к проекторам. Я тогда делал из них колонки.3
  • Филипп УрбанВадим, 1. Однозначно звучат чище любых компьютерных колонок средней ценовой категории, но хуже студийных мониторов от 80 тыс. руб. Но при условии, что сами динамики не убитые, или отреставрированы со знанием дела. Но аудиомания — штука коварная: пару дней радуешься результату, потом привыкаешь и воспринимаешь как должное. А когда, после своих слушаешь микролабовские колонки — начинаешь воспринимать как наказание 2. Я не умею рассчитывать объёмы корпусов, беру готовые стандартные решения, потом довожу на слух, проклеивая изнутри акустическим поролоном, чтобы не дребезжали и не бубнили. А с материалом такая штука: чем он плотнее и тяжелее — тем лучше. Наверное, идеальными с точки зрения акустики были бы ящики из железобетона. Но я нашел контору, у которой скопилось много обрезков толстой МДФ 25 мм — они выпиливают и фрезеруют по моим чертежам. Большие колонки на фото весят по 40 кило каждая0
  • Филипп УрбанТимофей, у всех были серийные АС90, у меня есть знакомые фанаты, которые их реставрируют, а из кинаповских динамиков в основном аудиофилы делали колонки2
  • Вадим СадыковФилипп, спасибо за ответы. Так понимаю, шо лучше купить готовое, а вам просто в кайф этим заниматься. У самого компьютерные колонки (не пластик), на максимуме искажения большие. Раньше колонки были существенно крупнее, звук лучше, но сгорели. Да и не меломан я (если что, слух есть, окончил музшколу). Удачи вам!1
  • Филипп УрбанВадим, если не страдаете меломанией, но хотите кайфануть рекомендую найти на Авито динамики 4а28 (их там много), пару пищалок 2гд36е и собрать колоночки из них. Корпус — полуоткрытый сзади. Пищалки подключить через конденсаторы 1мкф — и всё, больше никаких фильтров. Низами такие колонки богаты не будут, но на малой громкости по чистоте и прозрачности звука заткнут за пояс любые компьютерные — а для телевизора просто идеально0
  • Алексей АхтямовУ меня стоят похожие колонки, но пока нет усилителя к ним1
  • ИльяИз Ярославской обл отправлял кому-то под реставрацию , есть ремкомплекты. Так что даже убитые покупают ;). У меня качали через ламповый усилитель .1
  • Алексей АхтямовИлья, вот тоже ламповичек хочу0