«Разделение»: каким получился второй сезон популярной антиутопии
17 января на Apple TV+ состоялась премьера второго сезона «Разделения».
Это научно-фантастическая антиутопия, критикующая корпоративную культуру и биотехнологии. Второй сезон зрители ждали три года. Из-за творческих разногласий в команде, конфликта Дэна Эриксона и шоураннера Марка Фридмана, пандемии и забастовки Гильдии сценаристов в 2023 году производство продолжения затянулось.
К счастью, за это время авторы не растеряли дух и настроение сериала — и даже наоборот, пришли к новым идеям и усилили драматургию. Второй сезон еще сильнее будоражит воображение и погружает в тревожный офисный мир. Рассказываем, каким получилось продолжение сериала и что в нем необычного.
В тексте есть критичные спойлеры к первому сезону сериала. Если вы его еще не смотрели, рекомендуем сделать это перед чтением материала.
Что за «Разделение» (Severance)
Дата премьеры: 18 февраля 2022 года — первый сезон, 19 января 2025 года — второй сезон
Страна производства: США
Режиссеры: Бен Стиллер, Ифа Макардл, Ута Бризвитц, Сэмюэл Донован
Сценаристы: Дэн Эриксон, Крис Блэк, Аманда Овертон, Анна Оуян Мёнх, Вэй-Нин Ю, Кари Дрэйк, Хелен Ли, Мохамед Эль Марси, Марк Фридман, Эрин Вагонер, Эндрю Колвилл
Актеры: Адам Скотт, Бриттни Лоуэр, Джон Туртурро, Зак Черри, Трэмелл Тиллман, Патриша Аркетт, Джен Таллок, Дичен Лакмэн, Майкл Чернус, Кристофер Уокен
Жанры: научная фантастика, триллер, драма, детектив
Сериалы, похожие на «Разделение»: «Маньяк», «Оставленные», «Программисты», «Мир Дикого Запада»
Продолжительность: 19 серий длиной от 45 до 55 минут
Где смотреть: Apple TV+
Что происходило в первом сезоне «Разделения»
События «Разделения» разворачиваются в вымышленном американском городе Кир. Он назван в честь Кира Игона, основателя и духовного лидера влиятельной медицинской корпорации Lumon Industries. Уже четверть века компания разрабатывает передовые и крайне противоречивые биотехнологии. Самая распространенная из них — нейрочип, разделяющий память надвое.
Некоторые сотрудники при устройстве в Lumon проходят процедуру разделения. Стоит работнику корпорации спуститься на «разделенный этаж» офиса, как нейрочип перекрывает доступ к воспоминаниям о внешнем мире и личной жизни. Поначалу пребывая в состоянии амнезии, человек постепенно обретает знания о мире, внушаемые руководством и корпоративной идеологией. Формируется рабочая личность — интра, чей опыт и воспоминания ограничиваются офисным пространством, общением с коллегами и рабочими задачами.
Внешняя личность, экстра, живет обычную жизнь и не догадывается о происходящем на работе. Это позволяет Lumon избежать утечки информации, а экстра — не думать о дедлайнах, начальстве и конфликтах с коллегами.
В мире к разделению относятся с осторожностью и презрением, а корпорацию обвиняют в неэтичности. Считается, что интра — личности, которых беспощадно эксплуатируют. Однако к процедуре продолжают обращаться отчаянные люди. Например, профессор истории Марк. Он потерял жену в автокатастрофе. Его горе переросло в неисцелимую и изматывающую депрессию, из-за которой Марк утратил трудоспособность и пристрастился к алкоголю. Вопреки уговорам сестры Девон, несчастный Марк устроился в Lumon, чтобы отключать сознание и психологическую боль хотя бы на половину дня.
Марк беззаботно трудится в отделе обработки макроданных вместе с въедливым Ирвингом и весельчаком Диланом. Задача обработчика — смотреть в экран и наблюдать за потоком чисел, которые вызывают злобу, страх, радость или уныние. Нужно интуитивно группировать числа по папкам и выполнять месячный план. Работа не пыльная, не требует навыков, а за успехи полагаются приятные бонусы: фруктовые и вафельные вечеринки, поход в музей имени Кира Игона, забавные карикатуры и стеклянные статуэтки. Покой отдела нарушается, когда туда приходит неуправляемая Хелли.
Девушка пытается сбежать из офиса, летит на Марка с кулаками, но от бессилия перед лицом системы впадает в депрессию. Во внешнем мире с Марком связывается уволенный приятель Питти, которому удалось реинтегрироваться — связать воедино память двух разделенных личностей. Он оставил интре Марка важную подсказку, тем самым пробудив в бывших коллегах подозрения к Lumon.
Интра выходят из-под контроля и начинают задавать начальству — мисс Кобел и Милчику — неудобные вопросы. В команде наступает кризис веры, противоречия, конфликты и негативные эмоции копятся.
Продолжение сериала отвечает на часть вопросов фанатов
В финальных сериях первого сезона герои получают доступ к пульту управления работой нейрочипа. Дилан помогает интрам Ирвинга, Хелли и Марка войти в сверхурочный режим и оказаться во внешнем мире. Герои успевают узнать немного о своих экстра и рассказать о работе внизу. Хелли и Ирвинг переживают тяжелое столкновение с реальностью. А Марк и его сестра открывают очень страшную тайну — вокруг их семьи Lumon сплела зловещий заговор.
Сезон оборвался на клиффхэнгере, оставив зрителей с огромным списком вопросов. Чем занимается Lumon на самом деле? Как интра вернутся на разделенный этаж? И каким будет наказание за их неповиновение?
В начале второго сезона героев подозрительно легко прощают. Команда снова собирается на разделенном этаже спустя пять — по словам Милчика — месяцев, после событий первого сезона. Герои узнают, что история их бунта на первых полосах газет. Их борьба заставила Lumon провести ряд либеральных реформ по улучшению условий труда.
Из офисов убрали записывающие и подслушивающие устройства. Работникам дали больше часов отдыха. Само восстание превратилось в захватывающую легенду о мудрости и великодушии начальства Lumon, которое услышало мольбы сотрудников и подарило им желаемую свободу. Только никакой свободы в Lumon не было и нет, как и честности.
Герои шепотом делятся историями о внешнем мире и обсуждают план действий. Марку нужно найти мисс Кейси и закончить обработку таинственного файла «Холодная гавань», Ирвингу — пробраться на тестировочный этаж и излечить разбитое сердце, Дилану — встретиться с семьей, а Хелли — выжить.
Автор и шоураннер сериала Дэн Эриксон с любопытством наблюдал, как фанаты «Разделения» интерпретируют события в надежде найти ответы. За три года ожидания второго сезона неравнодушные зрители разбирали каждый кадр, находили тайные смыслы за незначительными на первый взгляд деталями и успешно заполняли сценарные лакуны нетривиальными трактовками. Эриксон старался поддерживать аудиторию, отвечал на вопросы поклонников и разоблачал их предположения на форуме Reddit.
Режиссер Бен Стиллер действовал осторожнее. В интервью он пообещал дать в новом сезоне ответы на самые волнующие вопросы, раскрыть специфику работы Lumon. А заодно признался, что авторы продумали лор и финал сериала еще до старта съемок первого сезона, и предугадать что-либо почти невозможно.
Продолжение и правда решает ряд головоломок первого сезона. Например, мы узнаем о предназначении тестировочного этажа и специфике режима работы чипа разделения. Мы вновь встречаем друга Ирвинга, Берта, уволенного из отдела оптики и дизайна. В новом сезоне герой Кристофера Уокена обретает зловещий бэкграунд. Мы также подбираемся к разоблачению замысла Lumon и роли мисс Кобел в реализации планов компании.
Отвечая на одни вопросы, создатели тут же заполняют освободившееся место новыми. Бен Стиллер явно наслаждается зрительским вниманием и готовит почву для куда более сумасшедших теорий о происходящем в Lumon. Учитывая то, с какой дотошностью режиссер продумывает все детали, ракурсы и реплики, неудивительно, что каждые кадр и сцена новых эпизодов — уже спойлер.
Мир сериала расширяется, герои выходят из подземных офисов Lumon. Действия корпорации достигают крайней степени абсурда. В «Разделении» появляется больше сюрреалистичных элементов — насыщенных и страшных снов, странных офисных пространств и резких неестественных наплывов камеры на лица персонажей. Новый сезон также утратил остатки наивности. Если поначалу беспамятные интра казались восприимчивыми и безмятежными детьми во взрослых телах, то за промежуток между сезонами герои повзрослели и теперь гораздо чаще сталкиваются со смертельными опасностями и идут на риск.
Отныне Марку, Дилану, Ирвингу и Хелли нужно действовать быстро. Время принимать сложные, порой противоречивые решения. Поэтому сюжет стал значительно динамичнее, а чувства — ярче. Шоу о депрессии, корпоративном насилии и загадках сознания вышло на новый эмоциональный уровень. Сейчас «Разделение» — не только откровенная антиутопия или сатира на рабочую культуру, но еще и тяжелая драма о любви и борьбе за свободу.
От обилия слез, криков, нервных срывов персонажей становится искренне больно. Смотреть, как былая команда друзей утрачивает связь, — тяжелее вдвойне. Джон Туртурро и Адам Скотт своей игрой наделяют персонажей трагической глубиной. Зак Черри мудро оставляет Дилана в роли комического персонажа, а Бриттни Лоуэр завораживает способностью моментально переключаться с одной интонации на другую.
Второй сезон стал мрачнее и тревожнее
Первый сезон начинался с загадочного появления Хелли Р. на столе конференц-зала. Вместе с героиней мы изучали жизнь разделенного этажа, привыкали к необычному сеттингу и узнавали о специфике процедуры разделения. Спокойный темп шоу помогал не растеряться в обилии событий, загадок и бесперебойно поступающей информации.
Второй сезон избирает иную стратегию и сразу набирает скорость. Первые шоковые пять минут забрасывают зрителя на разделенный этаж, как в ловушку. Интра Марка просыпается в лифте и бежит по офисному лабиринту, чтобы найти психолога мисс Кейси и поделиться с ней пережитым травматичным опытом. Но женщину накануне «уволили»: мисс Кобел отправила ее на тестировочный этаж.
Это самый экспериментальный эпизод сериала. В нем не используется параллельный монтаж, связывающий внешний и офисный миры. Это позволяет нам полностью погрузиться в неуютную и пугающую повседневность интра. Безвыходности добавляет суетливая камера: она расшатывает восприятие пространства, высвобождает растерянные и подавленные чувства героев на экран.
Во втором сезоне загадки и ловушки расставлены на каждом углу. Тайны кроются на экранах мониторов обработчиков, в случайных фразах, татуировках на ладонях управленцев Lumon, застывших в глазах слезах, в сдержанной ярости, походке героев и даже в уголках их таинственных улыбок. Нужно всматриваться в выражения лиц и внимательно наблюдать за поведением персонажей, чтобы ничего не упустить и вовремя заметить тонкие различия между интра и экстра, реальными чувствами и талантливой маскировкой.
Мир сериала погрузился во мрак, отчаяние и паранойю. Безлюдные улицы городка кажутся бесконечными, как коридоры офиса. Чувствуется, что Кир — продолжение корпоративного пространства, экспериментальная среда, в которой герои находятся под постоянным наблюдением.
Авторы еще глубже раскрывают мир и главных героев
Идея борьбы с четырьмя темпераментами — магистральная линия сезона. Напомним, что корпорация подчиняется идеологии и религиозному учению основателя Кира Игона. Биография Кира — религиозный канон, а его деяния — пример для подражания. Кир посвятил жизнь идее очищения разума от воздействия четырех темпераментов — горя, задора, злобы и страха. Именно от этих эмоций обработчики очищают макроданные.
Победа Кира над темпераментами — главная тема корпоративной религии Lumon. Во втором сезоне появляется новое полотно, которое видят интра Ирвинга, Хелли, Марка и Дилана в холле. На картине изображен Кир с мечом, готовый казнить четырех человек. Их головы торчат из-под земли, символизируя как непокорных героев, так и воплощенные в них нежелательные темпераменты.
Мы ближе знакомимся с руководством Lumon — сдержанными и бесчувственными людьми, которые придерживаются эмоциональной аскезы. Люмоновцы подавляют негативные чувства и не позволяют эмпатии взять верх над одобряемыми корпорацией качествами — хитростью и проворством.
Главным героям после пережитого труднее держаться на плаву и контролировать эмоции. Отчаянный и скорбящий Ирвинг впадает в паранойю. Его интра подозревает друзей в обмане и сговоре, а экстра замечает, что за ним ведется слежка.
Дилан продолжает олицетворять задорный темперамент. Его интра получает приятный бонус от корпорации и начинает думать о себе, а не об общих интересах команды. Процедура разделения так и не помогла Марку исцелиться от депрессии. Его горе и боль продолжают отравлять ему жизнь и рушить отношения с близкими. Несдержанный герой теряет контроль над эмоциями и в борьбе с руководством идет на отчаянные меры. Даже Милчик на взводе. Он и раньше казался слишком вспыльчивым малым, а теперь и вовсе на волоске от нервного срыва.
Самым интригующим персонажем сезона становится Хелли Р. Мы узнаем подробности из жизни ее экстры, углубляемся в ее проблемы и убеждаемся, что интра и экстра Хелли — две противоположности. Но обеих героинь уравнивает страх. Подавленная тревога Хелли из внешнего мира спускается на лифте на разделенный этаж разделенных, распространяется по офисным коридорам, а затем передается Марку вместе с поцелуями. Служебный роман героев выходит на новый уровень, но перспективы их отношений печальны. Экстра Марка все еще любит жену, а интре все чаще приходят воспоминания о внешнем мире.
Четыре темперамента, воплощенные в героях, продолжают битву с руководством. И если в первом сезоне зрителям еще давали надежду на победу в финале, то новый выглядит куда пессимистичнее, драматичнее, злее и непредсказуемее. И, как ни странно, смешнее: Дэн Эриксон все чаще разбавляет напряженное повествование юмором.
Облегчает тон сезона и короткое появление героини Гвендолин Кристи — смотрительницы отдела выращивания коз. Она напоминает зрителям о забавной шутке из первого сезона: согласно офисной страшилке, обработчики макроданных — сумчатые существа, вынашивающие личинок. Добавляют юмора и неуравновешенное поведение мисс Кобел, и новые корпоративные бонусы, и шуточки Хелли, которая по-прежнему высмеивает лживую культуру Lumon.
Создатели выполняют все данные зрителям обещания. За половину сезона Стиллер и Эриксон успешно расширяют мир и лор сериала, углубляют философию шоу, добавляют новые тайны, завораживающие локации и персонажей. Правда, герои едва ли успеют добиться желаемых ответов или справедливости. Авторы не тянут время, но планируют развить историю до трех, а то и до шести сезонов, чтобы качественно раскрыть все заявленные линии. А значит, нужно готовиться к оглушительному клиффхэнгеру и набираться терпения.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult