«Разделение»: каким получился второй сезон популярной антиутопии
Поп-культура
309
Кадры — Apple TV

«Разделение»: каким получился второй сезон популярной антиутопии

4
Аватар автора

Карина Назарова

разделилась и не жалеет

Страница автора

17 января на Apple TV+ состоялась премьера второго сезона «Разделения».

Это научно-фантастическая антиутопия, критикующая корпоративную культуру и биотехнологии. Второй сезон зрители ждали три года. Из-за творческих разногласий в команде, конфликта Дэна Эриксона и шоураннера Марка Фридмана, пандемии и забастовки Гильдии сценаристов в 2023 году производство продолжения затянулось.

К счастью, за это время авторы не растеряли дух и настроение сериала — и даже наоборот, пришли к новым идеям и усилили драматургию. Второй сезон еще сильнее будоражит воображение и погружает в тревожный офисный мир. Рассказываем, каким получилось продолжение сериала и что в нем необычного.

В тексте есть критичные спойлеры к первому сезону сериала. Если вы его еще не смотрели, рекомендуем сделать это перед чтением материала.

Что за «Разделение» (Severance)

Дата премьеры: 18 февраля 2022 года — первый сезон, 19 января 2025 года — второй сезон
Страна производства: США
Режиссеры: Бен Стиллер, Ифа Макардл, Ута Бризвитц, Сэмюэл Донован
Сценаристы: Дэн Эриксон, Крис Блэк, Аманда Овертон, Анна Оуян Мёнх, Вэй-Нин Ю, Кари Дрэйк, Хелен Ли, Мохамед Эль Марси, Марк Фридман, Эрин Вагонер, Эндрю Колвилл
Актеры: Адам Скотт, Бриттни Лоуэр, Джон Туртурро, Зак Черри, Трэмелл Тиллман, Патриша Аркетт, Джен Таллок, Дичен Лакмэн, Майкл Чернус, Кристофер Уокен
Жанры: научная фантастика, триллер, драма, детектив
Сериалы, похожие на «Разделение»: «Маньяк», «Оставленные», «Программисты», «Мир Дикого Запада»
Продолжительность: 19 серий длиной от 45 до 55 минут
Где смотреть: Apple TV+

Что происходило в первом сезоне «Разделения»

События «Разделения» разворачиваются в вымышленном американском городе Кир. Он назван в честь Кира Игона, основателя и духовного лидера влиятельной медицинской корпорации Lumon Industries. Уже четверть века компания разрабатывает передовые и крайне противоречивые биотехнологии. Самая распространенная из них — нейрочип, разделяющий память надвое.

Некоторые сотрудники при устройстве в Lumon проходят процедуру разделения. Стоит работнику корпорации спуститься на «разделенный этаж» офиса, как нейрочип перекрывает доступ к воспоминаниям о внешнем мире и личной жизни. Поначалу пребывая в состоянии амнезии, человек постепенно обретает знания о мире, внушаемые руководством и корпоративной идеологией. Формируется рабочая личность — интра, чей опыт и воспоминания ограничиваются офисным пространством, общением с коллегами и рабочими задачами.

Внешняя личность, экстра, живет обычную жизнь и не догадывается о происходящем на работе. Это позволяет Lumon избежать утечки информации, а экстра — не думать о дедлайнах, начальстве и конфликтах с коллегами.

В мире к разделению относятся с осторожностью и презрением, а корпорацию обвиняют в неэтичности. Считается, что интра — личности, которых беспощадно эксплуатируют. Однако к процедуре продолжают обращаться отчаянные люди. Например, профессор истории Марк. Он потерял жену в автокатастрофе. Его горе переросло в неисцелимую и изматывающую депрессию, из-за которой Марк утратил трудоспособность и пристрастился к алкоголю. Вопреки уговорам сестры Девон, несчастный Марк устроился в Lumon, чтобы отключать сознание и психологическую боль хотя бы на половину дня.

Сценаристы Дэн Эриксон и Меган Ричи весной 2022 года выпустили каноничную книгу «Лексингтонские письма». В ней рассказывается, как Lumon руками обработчиков макроданных ведет войну с конкурирующей корпорацией The Dorner Therapeutics
Сценаристы Дэн Эриксон и Меган Ричи весной 2022 года выпустили каноничную книгу «Лексингтонские письма». В ней рассказывается, как Lumon руками обработчиков макроданных ведет войну с конкурирующей корпорацией The Dorner Therapeutics

Марк беззаботно трудится в отделе обработки макроданных вместе с въедливым Ирвингом и весельчаком Диланом. Задача обработчика — смотреть в экран и наблюдать за потоком чисел, которые вызывают злобу, страх, радость или уныние. Нужно интуитивно группировать числа по папкам и выполнять месячный план. Работа не пыльная, не требует навыков, а за успехи полагаются приятные бонусы: фруктовые и вафельные вечеринки, поход в музей имени Кира Игона, забавные карикатуры и стеклянные статуэтки. Покой отдела нарушается, когда туда приходит неуправляемая Хелли.

Девушка пытается сбежать из офиса, летит на Марка с кулаками, но от бессилия перед лицом системы впадает в депрессию. Во внешнем мире с Марком связывается уволенный приятель Питти, которому удалось реинтегрироваться — связать воедино память двух разделенных личностей. Он оставил интре Марка важную подсказку, тем самым пробудив в бывших коллегах подозрения к Lumon.

Интра выходят из-под контроля и начинают задавать начальству — мисс Кобел и Милчику — неудобные вопросы. В команде наступает кризис веры, противоречия, конфликты и негативные эмоции копятся.

В «Лексингтонских письмах» также дается пояснение разделению. Оказывается, чип не может прервать работу бессознательного. Поэтому интра героини книги Пегги К. откуда-то помнит вымышленный экстрой язык и с его помощью шифрует послание
В «Лексингтонских письмах» также дается пояснение разделению. Оказывается, чип не может прервать работу бессознательного. Поэтому интра героини книги Пегги К. откуда-то помнит вымышленный экстрой язык и с его помощью шифрует послание

Продолжение сериала отвечает на часть вопросов фанатов

В финальных сериях первого сезона герои получают доступ к пульту управления работой нейрочипа. Дилан помогает интрам Ирвинга, Хелли и Марка войти в сверхурочный режим и оказаться во внешнем мире. Герои успевают узнать немного о своих экстра и рассказать о работе внизу. Хелли и Ирвинг переживают тяжелое столкновение с реальностью. А Марк и его сестра открывают очень страшную тайну — вокруг их семьи Lumon сплела зловещий заговор.

Сезон оборвался на клиффхэнгере, оставив зрителей с огромным списком вопросов. Чем занимается Lumon на самом деле? Как интра вернутся на разделенный этаж? И каким будет наказание за их неповиновение?

В начале второго сезона героев подозрительно легко прощают. Команда снова собирается на разделенном этаже спустя пять — по словам Милчика — месяцев, после событий первого сезона. Герои узнают, что история их бунта на первых полосах газет. Их борьба заставила Lumon провести ряд либеральных реформ по улучшению условий труда.

Из офисов убрали записывающие и подслушивающие устройства. Работникам дали больше часов отдыха. Само восстание превратилось в захватывающую легенду о мудрости и великодушии начальства Lumon, которое услышало мольбы сотрудников и подарило им желаемую свободу. Только никакой свободы в Lumon не было и нет, как и честности.

Герои шепотом делятся историями о внешнем мире и обсуждают план действий. Марку нужно найти мисс Кейси и закончить обработку таинственного файла «Холодная гавань», Ирвингу — пробраться на тестировочный этаж и излечить разбитое сердце, Дилану — встретиться с семьей, а Хелли — выжить.

Автор и шоураннер сериала Дэн Эриксон с любопытством наблюдал, как фанаты «Разделения» интерпретируют события в надежде найти ответы. За три года ожидания второго сезона неравнодушные зрители разбирали каждый кадр, находили тайные смыслы за незначительными на первый взгляд деталями и успешно заполняли сценарные лакуны нетривиальными трактовками. Эриксон старался поддерживать аудиторию, отвечал на вопросы поклонников и разоблачал их предположения на форуме Reddit.

Режиссер Бен Стиллер действовал осторожнее. В интервью он пообещал дать в новом сезоне ответы на самые волнующие вопросы, раскрыть специфику работы Lumon. А заодно признался, что авторы продумали лор и финал сериала еще до старта съемок первого сезона, и предугадать что-либо почти невозможно.

Продолжение и правда решает ряд головоломок первого сезона. Например, мы узнаем о предназначении тестировочного этажа и специфике режима работы чипа разделения. Мы вновь встречаем друга Ирвинга, Берта, уволенного из отдела оптики и дизайна. В новом сезоне герой Кристофера Уокена обретает зловещий бэкграунд. Мы также подбираемся к разоблачению замысла Lumon и роли мисс Кобел в реализации планов компании.

Отвечая на одни вопросы, создатели тут же заполняют освободившееся место новыми. Бен Стиллер явно наслаждается зрительским вниманием и готовит почву для куда более сумасшедших теорий о происходящем в Lumon. Учитывая то, с какой дотошностью режиссер продумывает все детали, ракурсы и реплики, неудивительно, что каждые кадр и сцена новых эпизодов — уже спойлер.

Мир сериала расширяется, герои выходят из подземных офисов Lumon. Действия корпорации достигают крайней степени абсурда. В «Разделении» появляется больше сюрреалистичных элементов — насыщенных и страшных снов, странных офисных пространств и резких неестественных наплывов камеры на лица персонажей. Новый сезон также утратил остатки наивности. Если поначалу беспамятные интра казались восприимчивыми и безмятежными детьми во взрослых телах, то за промежуток между сезонами герои повзрослели и теперь гораздо чаще сталкиваются со смертельными опасностями и идут на риск.

Отныне Марку, Дилану, Ирвингу и Хелли нужно действовать быстро. Время принимать сложные, порой противоречивые решения. Поэтому сюжет стал значительно динамичнее, а чувства — ярче. Шоу о депрессии, корпоративном насилии и загадках сознания вышло на новый эмоциональный уровень. Сейчас «Разделение» — не только откровенная антиутопия или сатира на рабочую культуру, но еще и тяжелая драма о любви и борьбе за свободу.

От обилия слез, криков, нервных срывов персонажей становится искренне больно. Смотреть, как былая команда друзей утрачивает связь, — тяжелее вдвойне. Джон Туртурро и Адам Скотт своей игрой наделяют персонажей трагической глубиной. Зак Черри мудро оставляет Дилана в роли комического персонажа, а Бриттни Лоуэр завораживает способностью моментально переключаться с одной интонации на другую.

Второй сезон стал мрачнее и тревожнее

Первый сезон начинался с загадочного появления Хелли Р. на столе конференц-зала. Вместе с героиней мы изучали жизнь разделенного этажа, привыкали к необычному сеттингу и узнавали о специфике процедуры разделения. Спокойный темп шоу помогал не растеряться в обилии событий, загадок и бесперебойно поступающей информации.

Второй сезон избирает иную стратегию и сразу набирает скорость. Первые шоковые пять минут забрасывают зрителя на разделенный этаж, как в ловушку. Интра Марка просыпается в лифте и бежит по офисному лабиринту, чтобы найти психолога мисс Кейси и поделиться с ней пережитым травматичным опытом. Но женщину накануне «уволили»: мисс Кобел отправила ее на тестировочный этаж.

Это самый экспериментальный эпизод сериала. В нем не используется параллельный монтаж, связывающий внешний и офисный миры. Это позволяет нам полностью погрузиться в неуютную и пугающую повседневность интра. Безвыходности добавляет суетливая камера: она расшатывает восприятие пространства, высвобождает растерянные и подавленные чувства героев на экран.

В посвященном сериалу подкасте Бен Стиллер сравнивает неподражаемую и уверенную походку Бриттни Лоуэр с развязной походкой Дензела Вашингтона, хваля актрису за проработку образа и передачу силы и мужества героини на физиологическом уровне
В посвященном сериалу подкасте Бен Стиллер сравнивает неподражаемую и уверенную походку Бриттни Лоуэр с развязной походкой Дензела Вашингтона, хваля актрису за проработку образа и передачу силы и мужества героини на физиологическом уровне

Во втором сезоне загадки и ловушки расставлены на каждом углу. Тайны кроются на экранах мониторов обработчиков, в случайных фразах, татуировках на ладонях управленцев Lumon, застывших в глазах слезах, в сдержанной ярости, походке героев и даже в уголках их таинственных улыбок. Нужно всматриваться в выражения лиц и внимательно наблюдать за поведением персонажей, чтобы ничего не упустить и вовремя заметить тонкие различия между интра и экстра, реальными чувствами и талантливой маскировкой.

Мир сериала погрузился во мрак, отчаяние и паранойю. Безлюдные улицы городка кажутся бесконечными, как коридоры офиса. Чувствуется, что Кир — продолжение корпоративного пространства, экспериментальная среда, в которой герои находятся под постоянным наблюдением.

Съемки сезона затянулись из-за перфекционизма Бена Стиллера. Режиссер часто переснимал сцены, доводя их до идеала, чтобы сохранить логику и не дать зрителям ложных подсказок
Съемки сезона затянулись из-за перфекционизма Бена Стиллера. Режиссер часто переснимал сцены, доводя их до идеала, чтобы сохранить логику и не дать зрителям ложных подсказок

Авторы еще глубже раскрывают мир и главных героев

Идея борьбы с четырьмя темпераментами — магистральная линия сезона. Напомним, что корпорация подчиняется идеологии и религиозному учению основателя Кира Игона. Биография Кира — религиозный канон, а его деяния — пример для подражания. Кир посвятил жизнь идее очищения разума от воздействия четырех темпераментов — горя, задора, злобы и страха. Именно от этих эмоций обработчики очищают макроданные.

Победа Кира над темпераментами — главная тема корпоративной религии Lumon. Во втором сезоне появляется новое полотно, которое видят интра Ирвинга, Хелли, Марка и Дилана в холле. На картине изображен Кир с мечом, готовый казнить четырех человек. Их головы торчат из-под земли, символизируя как непокорных героев, так и воплощенные в них нежелательные темпераменты.

Мы ближе знакомимся с руководством Lumon — сдержанными и бесчувственными людьми, которые придерживаются эмоциональной аскезы. Люмоновцы подавляют негативные чувства и не позволяют эмпатии взять верх над одобряемыми корпорацией качествами — хитростью и проворством.

Главным героям после пережитого труднее держаться на плаву и контролировать эмоции. Отчаянный и скорбящий Ирвинг впадает в паранойю. Его интра подозревает друзей в обмане и сговоре, а экстра замечает, что за ним ведется слежка.

Дилан продолжает олицетворять задорный темперамент. Его интра получает приятный бонус от корпорации и начинает думать о себе, а не об общих интересах команды. Процедура разделения так и не помогла Марку исцелиться от депрессии. Его горе и боль продолжают отравлять ему жизнь и рушить отношения с близкими. Несдержанный герой теряет контроль над эмоциями и в борьбе с руководством идет на отчаянные меры. Даже Милчик на взводе. Он и раньше казался слишком вспыльчивым малым, а теперь и вовсе на волоске от нервного срыва.

Самым интригующим персонажем сезона становится Хелли Р. Мы узнаем подробности из жизни ее экстры, углубляемся в ее проблемы и убеждаемся, что интра и экстра Хелли — две противоположности. Но обеих героинь уравнивает страх. Подавленная тревога Хелли из внешнего мира спускается на лифте на разделенный этаж разделенных, распространяется по офисным коридорам, а затем передается Марку вместе с поцелуями. Служебный роман героев выходит на новый уровень, но перспективы их отношений печальны. Экстра Марка все еще любит жену, а интре все чаще приходят воспоминания о внешнем мире.

Четыре темперамента, воплощенные в героях, продолжают битву с руководством. И если в первом сезоне зрителям еще давали надежду на победу в финале, то новый выглядит куда пессимистичнее, драматичнее, злее и непредсказуемее. И, как ни странно, смешнее: Дэн Эриксон все чаще разбавляет напряженное повествование юмором.

Облегчает тон сезона и короткое появление героини Гвендолин Кристи — смотрительницы отдела выращивания коз. Она напоминает зрителям о забавной шутке из первого сезона: согласно офисной страшилке, обработчики макроданных — сумчатые существа, вынашивающие личинок. Добавляют юмора и неуравновешенное поведение мисс Кобел, и новые корпоративные бонусы, и шуточки Хелли, которая по-прежнему высмеивает лживую культуру Lumon.

Создатели выполняют все данные зрителям обещания. За половину сезона Стиллер и Эриксон успешно расширяют мир и лор сериала, углубляют философию шоу, добавляют новые тайны, завораживающие локации и персонажей. Правда, герои едва ли успеют добиться желаемых ответов или справедливости. Авторы не тянут время, но планируют развить историю до трех, а то и до шести сезонов, чтобы качественно раскрыть все заявленные линии. А значит, нужно готовиться к оглушительному клиффхэнгеру и набираться терпения.

Проникновенная игра Адама Скотта вызвана близостью опыта актера и его героя. Скотт признался, что работа в «Разделении» помогла ему справиться с утратой матери. «Я чувствовал, что я бы не смог сыграть эту роль 10 или 5 лет назад. Но я смог сделать это сейчас, не только из-за обретенного опыта, но из-за эмоциональных переживаний»
Проникновенная игра Адама Скотта вызвана близостью опыта актера и его героя. Скотт признался, что работа в «Разделении» помогла ему справиться с утратой матери. «Я чувствовал, что я бы не смог сыграть эту роль 10 или 5 лет назад. Но я смог сделать это сейчас, не только из-за обретенного опыта, но из-за эмоциональных переживаний»

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваА что вы думаете о «Разделении»? Расскажите подробнее:
  • Иван Новиковполучился? он еще полностью даже не вышел7
  • Алексей> > Авторы не тянут время, но планируют развить историю до трех, а то и до шести сезонов Ещё один, который буду смотреть на пенсии.2
  • WonderNИван, вот тоже не поняла. Статью на всякий случай читать не стала, потому что жду, когда весь сезон выйдет.0
  • ПавелПосмотрел 3 серии второго сезона. Либо слишком много времени прошло после первого и часть нюансов забылась, либо новые серии идут как-то бессвязно что-ли? Вроде как есть общая канва, но часть действий, мотиваций не до конца понятны. Основная сюжетная линия есть, но как будто размыта по хрометражу2
Вот что еще мы писали по этой теме