Кто в России зараба­тывает на одежде: 15 фешен-ретейле­ров

1
Аватар автора

Наталья Модель

прошлась по магазинам

Страница автора

В 2024 году в России на одежду и обувь потратили 4,1 трлн рублей. Мы выяснили, какие компании смогли заработать на этом рынке больше остальных.

Спортмастер

Выручка: 170,8 млрд рублей
Чистая прибыль: 12,2 млрд рублей

Это онлайн-магазин и розничная сеть, у которой более 400 торговых точек. В них продают в основном одежду, обувь и инвентарь для спорта и активного отдыха. Еще ретейлер активно развивает портфель собственных торговых марок. Среди самых известных — Demix, Joss и Athlex

Kari

Выручка: 96 млрд рублей
Чистая прибыль: −0,33 млрд рублей

Сеть в 2012 году запустил основатель «Эльдорадо» Игорь Яковлев. Сначала компания специализировалась на продаже недорогой обуви, но со временем в ассортименте появились также одежда, аксессуары и игрушки.

За 2024 год сеть открыла более 100 новых магазинов, и их стало около 1500. Компания развивает как стандартные магазины, так и специализированные форматы — например, детские Kari Kids

Melon Fashion Group

Выручка: 81,88 млрд рублей
Чистая прибыль: 10 млрд рублей

Компания выросла из петербургской швейной фабрики «Первомайская заря», приватизированной в 1991 году. Она создала бренды Zarina, Befree, Love Republic и Idol. В портфель также входит Sela: ее купили в 2019 году.

Ретейлер считается одним из основных бенефициаров ухода из России части западных фешен-брендов. В 2023 году его называли самым быстрорастущим продавцом одежды в стране

FES Retail

Выручка: 58 млрд рублей
Чистая прибыль: 0,223 млрд рублей

Это компания летом 2022 года выкупила российский бизнес польского фешен-гиганта LPP. Новый владелец зарегистрирован в ОАЭ, но, по слухам, за ним может стоять китайский консорциум.

Компании достались магазины популярных сетей Reserved, Cropp, Mohito, Sinsay и House. Новый владелец быстро переименовал их в RE, CR, M, СИН и ХС соответственно. Пока компания продает одежду только офлайн, но планирует выходить и на маркетплейсы

Gloria Jeans

Выручка: 57,6 млрд рублей
Чистая прибыль: 1,60 млрд рублей

Компания выросла из кооператива «Глория», который Владимир Мельников основал в 1988 году. В 2023 году Gloria Jeans открыла магазин на месте бывшего H&M в Москве. Площадь новой точки составила 5000 м² — это крупнейший монобрендовый магазин в России. А в 2024 году лицом Gloria Jeans стала модель Ирина Шейк

O’Stin

Выручка: 57,3 млрд рублей
Чистая прибыль: 2,62 млрд рублей

Бренд появился в 2003 году внутри группы компаний «Спортмастер». Первый магазин открылся в Екатеринбурге. Уже через два года бизнес вырос в отдельную компанию.

Сейчас сеть O’Stin насчитывает более 600 торговых точек, концепцию которых компания решила обновить. А еще она запустила коллекции одежды совместно с «Кинопоиском» и «Союзмультфильмом»

Familia

Выручка: 55,5 млрд рублей
Чистая прибыль: 1,9 млрд рублей

Сеть появилась в 2000 году и работает в формате off-price. Это значит, что она скупает товарные остатки брендовой одежды и продает ее с большими скидками. Видимо, поэтому в самой Familia походы в их магазины называют не просто шопингом, а поиском сокровищ. На начало 2025 года в сети было 495 торговых точек

Rendez-Vous

Выручка: 37 млрд рублей
Чистая прибыль: 0,743 млрд рублей

Первый мультибрендовый магазин обуви и аксессуаров Rendez-Vous появился в начале 2000-х в московском Гуме. Сегодня сеть насчитывает более 100 торговых точек, включая магазин на Кипре, открытый в 2021 году.

В 2024 году компания удивила тем, что стала предлагать в своем интернет-магазине свежие овощи и фрукты. Их ретейлер выращивает на собственной экоферме в Краснодарском крае

Lime

Выручка: 34,4 млрд рублей
Чистая прибыль: 2,05 млрд рублей

Бренд появился в 2008 году и изначально специализировался на продаже женской одежды. Стремительный рост компании начался после 2022 года: ретейлер стал активно открывать магазины на освободившихся после ухода иностранных брендов площадях и расширять ассортимент.

Сильной стороной Lime считают приверженность концепции fast fashion. Бренд быстро копирует подиумные тренды, производит на их основе доступную одежду и доставляет ее в магазины

Новая мода

Выручка: 28 млрд рублей
Чистая прибыль: −0,665 млрд рублей

Компания развивает в России сети Maag, Dub, Ecru и Vilet. Они пришли на смену покинувшим рынок Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius — брендам испанской группы Inditex.

Владелец «Новой моды» — холдинг Daher Group из ОАЭ. Он же выступает давним партнером Inditex на Ближнем Востоке, где занимается дистрибуцией ее брендов

Zolla

Выручка: 25,61 млрд рублей
Чистая прибыль: 2,33 млрд рублей

Первый магазин сети мужской и женской одежды Zolla появился в 2004 году. Сегодня есть около 480 торговых точек. Правда, ее будущее под вопросом. Владельцы компании намерены приостановить развитие бренда и сосредоточиться на новом проекте — ретейлере Nice & Easy, который предлагает одежду ценового сегмента ниже среднего

Henderson

Выручка: 20,8 млрд рублей
Чистая прибыль: 2,7 млрд рублей

Это изначально польский бренд, который появился в 1993 году. В 2004 его выкупил предприниматель Рубен Арутюнян, и с тех пор компания развивается как полностью российская.

Henderson строит сеть магазинов классической и повседневной мужской одежды. В конце 2023 года компания стала первым российским фешен-ретейлером, вышедшим на IPO на Московской бирже

Твое

Выручка: 17 млрд рублей
Чистая прибыль: −0,372 млрд рублей

Этот бренд молодежной одежды появился в 2002 году — его создал предприниматель Игорь Юшкевич на базе холдинга «Русский трикотаж».

Одна из особенностей «Твое» — разнообразные коллаборации. Компания сотрудничала с медийными личностями вроде Инстасамки, выпускала коллекции с группой «Мумий Тролль» и Музеем русского импрессионизма, а также создавала одежду с персонажами «Союзмультфильма»

Ekonika

Выручка: 16 млрд рублей
Чистая прибыль: 2,7 млрд рублей

Сеть магазинов женской обуви и аксессуаров Ekonika основана в 1992 году. Бренд широко известен сотрудничеством со звездами и дизайнерами: в разное время компания выпускала совместные коллекции с Аллой Пугачевой, Эвелиной Хромченко, Юлией Высоцкой и брендом Ushatava.

С 2023 года проводит масштабный ребрендинг — обновляет концепцию своих магазинов и переходит в премиальный сегмент

Zenden

Выручка: 15,7 млрд рублей
Чистая прибыль: −1,6 млрд рублей

Первый магазин обуви Zenden открылся в 2005 году, а сегодня сеть насчитывает около 280 торговых точек. Название бренда — это отсылка к фамилии нидерландского футболиста Будевайна Зендена. Дела, судя по всему, идут неважно. Так, в декабре 2024 года стало известно о планах Zenden закрыть около 50 магазинов

Все о бизнесе

Читайте в нашем потоке. Делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

За основу рейтинга взята публикация Premier Retail, в которой приведены отчеты крупных игроков фешен-ретейла. Т⁠—⁠Ж проверил и уточнил приведенные в публикации данные в сервисах проверки контрагентов и других открытых источниках. Выручка и прибыль указаны за 2024 год

Что еще почитать о торговле:

Наталья МодельА где вы покупаете одежду?
  • падал наш последний снегФамилию люблю, недавно купила джинсовую жилетку Зара и красивущую юбку от John Richmond за смешные деньги часто себе и ребенку покупаю в Лайм в Зарине и Лав репаблик классные вещи тоже попадаются3