«Тяжело объяснять все»: как мы растим двоих сыновей с нарушениями речи

38

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александра Кареева

Страница автора

Обе беременности были вполне обычными, без патологий. Старший родился на 42й неделе, средний — на 38й. Однако, роды были быстрыми (или стремительными): первые 4,5 часа от начала схваток, вторые — 2,5ч. Старший рос быстро, всегда был очень ловким: в 2,5 года уже ездил на велосипеде. Однако, словарный запас был очень небольшим.

Средний сын в раннем детстве отличался вялостью и неловкостью. Однако, рано стал произносить множество звуков. И не вызывал опасений до определенного момента.

Диагноз

В два года старшего слов было очень мало (штук тридцать, большинство упрощенные: гока, кат, пить, брум). Сын никогда не повторял за мной слова или действия, не смотрел на меня, никогда не ходил за руку, ненавидел пластилин и громкие звуки, было очень тяжело взаимодействовать. Невролог сказала, что "речь — это не ее дело", и я нашла консилиум при ИКП. Там впервые сказали о ЗРР. Я была в панике. Главное, с головой накрыло чувство вины: не так воспитывала, не так занималась…

На среднего ребенка я сразу смотрела пристально, смущала плохая дикция, неловкость, дискоординация. И в три года мы прошли комиссию в ГППЦ. Было понятно, что сын тоже их "клиент".

Траты на здоровье

Каким-то чудом в 3,8 года старшего (среднему был год) мы попали в ГППЦ, к замечательным педагогам. У сына никогда не стоял диагноз РАС, однако мы прошли комиссию ЦПМПК, нам дали статус ОВЗ и программу 5.2, благодаря которой в саду дали занятия с психологом и логопедом. Плюс занятия с логопедом, психологом и дефектологом в ГППЦ. Также до школы дважды удавалось попасть на курс занятий на Таганку в ЦПРИН.

Со средним ребенком мне не пришлось долго искать решение проблемы, мы сразу начали заниматься в ГППЦ. На Таганку нас взяли с ним один раз.

Было лето, когда я возила на таганку обоих, разводила по занятиям, а сама работала, сидя на полу в коридоре центра. Все это бесплатные занятия. Плюс я занимаюсь с ними дома по тем заданиям, что дают педагоги.

Планы

Оба ребенка ходили в обычный сад у дома. В Москве нет специализированных садов. Оба занимались с логопедом и психологом в саду. Среднему было очень тяжело находиться в саду, водила на полдня ради занятий. Сама работала на удаленке.

Сейчас оба учатся в школе. У старшего статус ОВЗ сняли — комиссия считает, что вышел в норму. Нюансы остались (в плане понимания социальных норм — я всё объясняю).

Средний остался с ОВЗ, программа 7.1. Школа обычная (опять-таки, специализированных школ в Москве почти нет). У него занятия с логопедом и психологом в школе, и 3 занятия в ГППЦ. По итогу первого класса нужно будет оценивать, справляется ли он со школьной программой.

Как справляемся

Тяжело объяснять ВСЁ. То, что обычные дети впитывают "из воздуха", моим приходится объяснять. Они с трудом ориентируются в контексте ситуаций. Когда можно играть, когда нет. Когда можно и нужно ответить, поздороваться, попрощаться, что не нужно лежать на полу в тц, если ты устал и тп. Этапы сбора на улицу я проговариваю каждый день, хотя среднему уже 8 лет.

  • АртемидаИзвините, непонятно, старший, средний, а младший кто??2
  • Васин Петясорян, но мы тут все в ГППЦ ВЗ СПВСБ не ходим и неплохо бы сначала полностью один раз писать, а уж потом сокращениями сыпать. Здоровья вам)22
  • Александра КарееваАртемида, младший еще не дорос до возраста говорения) Родился недавно. Вроде как и не упомянуть не могу про него, но и в наших приключениях с речью он пока только наблюдатель3
  • Александра КарееваВасин, учту. Гппц - городской психолого-педагогический центр3
  • АртемидаАлександра, все будет хорошо. Не сдавайтесь, сил вам во всем. 🙏5
  • semenovainezaКакая вы молодец! Я уверена, что всё получится.5
  • Анна ЛадыгинаВсе будет хорошо! Старший сын( второй из детей) не говорил до 4 лет, логопедический садик ( у нас в провинции есть, удивитесь) очень хороший. В школу пошел в обычную, без диагнозов, но учился с большим трудом. А в пубертате нагнал и перегнал, сейчас до сих пор может путать окончания, но в колледже получил 5 автоматом по русскому и литературе и по математике за программу 10-11 класса, они там за один год школу старшую проходят на первом курсе. Отличник и умница. Потом двое детей без проблем и решились на 5 ребенка. Дочка полностью повторяет его путь. Неговрящая долго, путает окончания. Зпрр , пошли по программе 7.2 в коррекционный класс. Да да такие у нас тоже есть и очень хорошие. Болтушка сейчас! Учитель уверен, что к концу 4 класса диагноз снимут. В коррекционном классе проще, зачем настраивать ребёнка на неуспех изначально, а тут индивидуальный подход и весь класс, он маленький, с логопроблемами. Так что все вырастут и выучится, все будет хорошо! По поведению есть нюансы, но они тоже вполне исправимы, это не страшно.5
  • Анна ДухтинаТочно не в спектре парни? Особенно, если надо социалку объяснять... Я сама в спектре, но другое нейтроотличие. Сложности с координацией и рассеянность со мной всегда. Жалею, что в детстве на каталась на велосипеде и не пошла на танцы. Глядишь, получше было бы.1
  • Александра Карееваsemenovaineza, спасибо 🥰0
  • Александра КарееваАртемида, спасибо. Иногда не хватает такой поддержки 🤝3
  • Александра КарееваАнна, ох, это так классно, что где-то остался индивидуальный подход! Я с ужасом думаю о детях, которых в Москве определяют в обычные классы, но с индивидуальным маршрутом. Жалко и детей и учителей. По факту, это значит, что учитель, у которого 30 других детей в классе, просто забьет на эту адаптированную программу. Да и спец.подготовки у учителей обычно нет4
  • Александра КарееваАнна, может, и РАС есть. В Сухаревке проходили комиссию, вроде только задержка развития речи. Но они же не смотрят на ребенка в быту0
  • Александра КарееваЕлена, ух ты, сколько желчи и грязи в одном комментарии! Как говорится, кто чем богат, тот тем и делится Надеюсь, модераторы т-ж тоже оценили.10
  • Зоя НЕлена, вот и наступил год змеи. Сколько яду. Вам надо быть осторожнее, вдруг язык прокусите или слюну сглотнете или подавитесь. Поэтому лучше помолчать, чтобы себе не навредить.7
  • Elena PЕлена, очевидно, что вы сами умственно отсталая- такой хаотичный набор фраз, неспособность чётко выразить свою мысль, ошибки. Успокойтесь, не все, кто отличается, такие же, как вы.4
  • МарианнаЗнаю, что в Москве есть классы, в которых реализуется проект "Ресурсная школа". их перечень есть на сайте ГППЦ, так что Вам он известен. Диагноз РАС устанавливает психиатр, наблюдая ребёнка в течение длительного периода. Предполагаю, что Вы обращались к этому врачу. В идеале, надо собрать несколько мнений. Если врачи не ставят такой диагноз, это большое счастье.3
  • Ксения1Мой рос хорошо говорящим (правда мне говорили, что словарный запас бедный, но я не замечаю), но абсолютно не желающим учится ребенком. Не интересна лепка, рисование и тд. Читать быстро научился, но в школе. Никаких признаков отставания в развитии не видно если бы не школа. Сначала ему поставили 5.1, нарушение речи, так как пишет коряво, с русским проблема, сочинение писать не может. Учился в обычном классе по адаптированной программе, правда разницы я не заметила. Учится не хочел и не хочет от слова совсем, поэтому пошли проблемы, ОВЗ снять не получается( для этого ребенок должен заниматься). Сейчас ему поставили 7 вид. Я его перевела в школу где есть коррекционный класс. Стало легче, так как требуют там меньше. У меня сейчас цель хотя бы получить аттестат. Понимаю, что если было бы у него желание, сняли бы ОВЗ еще в начальной школе. Вообщем поищите школу с коррекционными классами, у нас такие есть,а в Москве подавно.1
  • Диана МифтахутдиноваАвтор сил вам, вы большая молодец!1
  • ЕленаСочувствую. Надеюсь, на впшкм пути встретятся грамотные специалисты.1
  • ИринаДай вам бог пройти через это. Пусть все наладится.1
  • ParadigmaАлександра, такие комментарии подтверждают что зло в чистом виде существует ...впрочем как и добро!)) но жизнь она всех чему то учит,даст урок и этому человеку.4
  • Нелли К.Автор, а у детей диагноз с неврологией? У наших очень близких родственников есть двое детей с махровой стёртой дизартрией, ОНР 2 у среднего и ОНР 3 у младшей. У обоих слов 11 было к 4 годам, и те непонятные, но как-то мы общались...Они занимались 2 года с логопедом 2х1.5 часа в неделю, 2 раза в год медикаментозные курсы по назначению невролога, с 6 лет бассейн 3 раза в неделю. Регулярные курсы массажа лет с 5, наверное. Мальчик ходил в обычный сад, с 2.5 лет, но в середине недели у него был "отгул". Было непросто, плакал, когда шёл туда лет до 6. Но сад оказался очень полезным для социализации. 2-3 раза в неделю занимались у коррекционного педагога с 3 до 7 лет. Девочка только год ходила в сад. На каком-то этапе стало лучше и в социальном плане, есть проблемы, но из толпы не выделяются. Было резко лучше с 5 до 11 лет, в 11 опять начались проблемы. Учатся в обычной школе (с иностранным языком). У старшего иногда проскакивают системные нарушения речи, сохранился слегка специфический тембр, присущий дизартрии. Низкая работоспособность, легко устают. Короче, это всё непросто, когда у детей серьёзные речевые проблемы. Удачи и сил 🤝3
  • Александра КарееваНелли, да, диагноз с неврологией. Онр - это не совсем диагноз, но у них обоих онр-2. У младшего дизартрия, старший просто усваивал язык как иностранный... Бассейн я бы не осилила, очень тяжело логистику выстроить. Очень круто, что ваши близкие вышли в норму. Огромную работу они проделали! Надеюсь, что тоже выйдем. 🙏2
  • Александра КарееваМарианна, мы обращались, да, но в поликлинике. Нам врач предложил вариант, или завести карту в пнд или он напишет, что все ок. Дальше я на тот момент я не смогла продолжить этот путь0
  • Александра КарееваКсения1, в Москве есть ресурсные классы при некоторых школах. Их организуют пл заявке родителей (там сколько-то должно набраться человек), рядом с нами - школа 8го вида только0
  • Александра КарееваЕлена, уже встретились! Я восхищаюсь педагогами в нашем гппц. Это замечательные специалисты, которые вкладывают душу в свою работу1
  • Александра КарееваИрина, спасибо 🙏0
  • ТатаАлександра, у нас в комплексе в началке есть 1 класс для детей с ОВЗ. Класс маленький, несколько человек. Добиваться всего нужно.2
  • ТатаАлександра, и в нашем районе есть коррекционная школа, и сады логопедические.0
  • Александра КарееваТата, в Москве? Сад, куда старшего отдавала, был логопедическим, но в год нашего поступления его перепрофилировали в обычный.0
  • Александра КарееваТата, в каком вы районе, если не секрет? В нашем районе только школа 8го вида.0
  • user6008154Странно что в Москве нет логопедических или коррекционных садиков. Никогда бы не подумала если честно. Сын заговорил в 3.7 лет. Пмпк в 3 года дала направление в логопедический садик. Алалия. Потом уточнённым диагноз дизартрия. Сейчас скрытая дизартрия. В принципе норма. И эту самую дизартрию слышу я и специалисты только. Обычная школа. Сын в 5 классе. Он сам очень хотел говорить и много работал. Желаю вашим сыновьям успехов и чтоб в школе у обоих всё было хорошо!3
  • Нелли К.Александра, спасибо, за ваши добрые слова! А вы своих к неврологу водите? Нашим было бы гораздо тяжелее без курсов лекарств...Например, у девочки были проблемы с автоматизацией звуков. Ещё, по вашим рассказам у них - забыла как это называется - нейросенсорные проблемы? (Их раздражают громкие звуки и т.д.) А с едой как? У наших было в ходу такое ограниченное число продуктов, что просто не знаешь чем их кормить. Я помню, что радовалась и подсчитывала каждый новый вид...Сейчас уже не вспомню всё. При нейросенсорных проблемах какая-то специальная диета должна быть, вообще нельзя пищевые красители и пр. По выносливости, бассейн очень помог, наших туда невролог отправил. Может быть, получится у вас, со временем...Ну, и младшего стоит, наверное, показать неврологу где-то в год-полтора...Настолько всё легче когда рано обращаешься - мы просто давали микстуры курсами и возили на масаж. Если надо контакты клиник, то я напишу. Но мы обращались платно. Ещё, говорят, что хорошо помогает нейропсихолог, но там надо до 11 лет. Дел много у вас, это да. Берегите себя! Удачи вам и вашим! Пусть найдутся и помощники, хорошие врачи и учителя!2
  • Нелли К.Анна, при повышенной тревожности тоже приходится социальные нормы объяснять и последовательность действий повторять раз за разом. Потом привыкают, успокаиваются и уже всё делают на автомате...0
  • Александра КарееваНелли, избирательности в еде нет. Я б, наверно, застрелилась 🙈 Неврологи разные на нашем пути попадались. В раннем садовском возрасте предлагали уколы кортексином и пантогам (так себе рекомендации, считает докмед). Сейчас на медикаментозной поддержке тоже, надеюсь, помогает )1
  • Нелли К.Александра, нет, у наших другие были лекарства. Но там еще дополнительные были проблемы от которых лечили.0