
«Человек только сканирует штрихкоды»: посмотрите, как «Яндекс Маркет» роботизирует свои склады
«Суперсклад» — самый продвинутый логистический объект «Яндекса», где работают люди, а роботы учатся им помогать.
Пока что у «Яндекса» из роботов «на полную ставку» работает только инвентаризатор — он помог повысить эффективность работы на складе крупногабаритных товаров в 50 раз. Но с мелкими и средними товарами, а также с одеждой машины пока напрямую не работают. Для этих задач уже созданы роботы-комплектовщики и руки-манипуляторы, но они пока учатся в специальных тренировочных зонах: их нейросети недостаточно окрепли, чтобы доверять им товары настоящих покупателей.
«Суперсклад» может пропускать через себя порядка 300 000 товаров в день — это примерная нагрузка самого напряженного предновогоднего сезона.
Что вы узнаете
Как устроена работа «Суперсклада»
Все процессы на складе контролирует цифровая система WMS . У сотрудников есть специальные сканеры-пистолеты, подключенные к WMS.







Почти все время товары проводят в ТОТах — желтых пластиковых коробах, которые «путешествуют» между операционными зонами на умном конвейере. Руками товары перемещают редко — в основном когда нужно выложить их из ТОТа на полку для хранения или переложить в другой ТОТ при сборке заказа или на одном из этапов сортировки.
Один из роботов, которые сейчас проходят тестирование на «Суперскладе», — Дилектус. Это четырехэтажный «стеллаж» на колесах, который ищет нужные ящики с товарами на полках, берет их и привозит в зону сортировки. Там из короба достают нужное для конкретного заказа, и Дилектус возвращает остальное на место. В теории каждый такой робот способен перемещать до 600 коробов в час — так он заменит собой несколько людей и участок конвейера. Разработчики подсчитали, что при подобной выработке окупаемость машины — около трех лет.





Система WMS управляет всей работой склада: и машинами, и людьми. Она определяет места хранения товаров и разбивает все задачи на подзадачи, которые высвечиваются на терминалах у сотрудников. Она также ведет расписание поставок от дистрибьюторов, дает менеджерам статистику и рекомендации. WMS даст сигнал, если какая-то из смен отстает от плана. Через камеры компьютер следит за безопасностью, чтобы люди не заходили в опасные зоны и не забывали надевать каски там, где сверху может что-то упасть.
Человек только сканирует штрихкоды и получает задания вроде «положить это в ТОТ № 2», «выложить на полку № 234», «пройти к стеллажу № 7 на втором уровне» . Когда нужно разложить товары по полкам или собрать заказы, система находит свободного сотрудника, строит для него оптимальный маршрут движения между полками и следит, сколько времени ушло на выполнение задачи.
WMS постоянно собирает данные и помогает менеджерам с расчетами и прогнозами. Система «видит», сколько товаров придет и сколько нужно будет отправить, точно знает местонахождение каждого предмета и оценивает производительность каждой смены сотрудников. Поэтому ей достаточно легко предсказать, сколько человек должно выйти на работу завтра или через неделю, чтобы везде хватило рук.

Сейчас приемкой, сортировкой и упаковкой товаров на «Суперскладе» занимаются люди. Комплектовщики не собирают индивидуальные заказы, а формируют партии товаров для разных покупателей, которые поедут в один и тот же ПВЗ.
Сотрудники склада не знают, сколько людей и какие комбинации товаров заказали, в какой город поедет посылка. Их задача — перекладывать товары со штрихкодами между полками и коробами со штрихкодами, иногда — перевозить короба от полки до конвейера на тележке или наоборот. Все решения принимает компьютерная система, данные максимально обезличены. Кто заказал заколку, а кто — смартфон, разберутся уже на пункте выдачи, главное, собрать все предметы в нужный короб для отправки.
Раньше «Яндекс Маркет» отправлял каждый заказ в брендированной картонной коробке, где все товары для одного получателя были упакованы вместе. Но сейчас от этого отказались — по словам представителей компании, вместе с товарами в коробках приходилось возить много воздуха, а на упаковку уходило много времени и сил сотрудников. Коробки были хороши на ранних этапах, когда заказов было не очень много, но сейчас это нерентабельно. К тому же так компания снижает количество производимого ей мусора.
Заказы с доставкой на дом обрабатывают отдельно. Их все еще собирают в фирменные коробки, упаковывают для безопасной транспортировки и рассылают отдельными машинами заказчикам. Процесс стараются оптимизировать: товары все чаще везут в даркстор «Яндекс Лавки», а оттуда уже местные курьеры развозят их покупателям по району. Так курьерам не приходится строить сложные длинные маршруты через весь город, а покупателям — целый день караулить посылку дома.
Большинство товаров с «Яндекс Маркета» проходит через три склада в Москве: самый большой склад «Софьино-1», склад КГТ и «Суперсклад». Объекты находятся по соседству, в одном логистическом комплексе рядом с такими же складами Lamoda и других маркетплейсов. Склады «Яндекса» расположены также в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре и Санкт-Петербурге. В планах расширить логистические мощности в Петербурге: в январе компания арендовала новый объект площадью 64 000 м² в Пушкинском районе. Его планируют запустить в сентябре 2025 года.
Со складов машины развозят товары по распределительным центрам по всей России, а уже оттуда — в ПВЗ или напрямую покупателям.
А где роботы?
Пока в основном в тестовых зонах. Направление «Яндекс Роботикс» проектировало роботов параллельно с разработкой конвейерной системы и WMS. Для управления и синхронизации роботов есть отдельная система RMS .
Со временем «Яндекс» объединит WMS и RMS, когда в эксплуатацию введут больше роботов.
В полноценную работу ввели нескольких роботов. Инвентаризатор помогает на складе крупногабаритных товаров: мебели, крупной электроники и бытовой техники. За несколько часов он может отсканировать десятки многоэтажных стеллажей. Для сравнения: на складе «Яндекс Маркета» в Софьино инвентаризация одной аллеи с 1500 товаро-мест занимает у человека около 16 часов, а у робота — 2 минуты.
В «Яндекс Роботикс» подсчитали, что даже частичная автоматизация оправданна: если раньше сотрудники сканировали и обновляли информацию о 2% склада за день, то робот работает быстрее и может провести инвентаризацию 100% склада примерно за 2 часа. Правда, машина только обнаруживает несостыковки, а исправлять их нужно руками. Так что люди там все еще необходимы.



Сейчас на «Суперскладе» тестируют автоматических комплектовщиков, их коротко называют АМР , или Дилектус. Они работают в отдельной зоне, вход в которую людям запрещен. Такая машина находит коробки с нужными товарами, снимает их со стеллажей в зоне хранения, перевозит в зону комплектации и обратно. Робот способен поднимать грузы весом до 35 кг и перевозить до пяти коробок за раз, всего до 50 штук в час.
На очереди — руки-манипуляторы для перекладывания товаров между коробами. Это одна из самых технически сложных задач для складских роботов. Сами по себе такие манипуляторы существуют давно, но для задач «Яндекса» им нужно специальное программное обеспечение.
Обычно роборуки на фабриках выполняют типовые и шаблонные действия, но на складе им предстоит иметь дело с разными предметами в непредсказуемой последовательности. Заколка, банка сухого молока, коробка с сапогами, пакет с пряниками, вешалка, карандаш, календарик, елочный шарик — через «Яндекс Маркет» покупают все подряд.
Робот должен быстро, надежно и бережно хватать предмет, подносить его к сканеру и класть в правильный контейнер. Это сложнее, чем может показаться, и невозможно реализовать без машинного обучения. Сейчас «Яндекс» разрабатывает нейросеть для управления руками на реальных заказах, но в тестовой зоне.
Еще бывают роботы-погрузчики, упаковщики, самоходные грузовые тележки и другие подобные механизмы. Но «Яндекс» их пока не использует и не разрабатывает: при необходимости они знают, где можно закупить готовых. Задачи проектировать и производить самостоятельно все возможные машины у компании нет.
Зато компания активно тестирует робофуру с автопилотом, чтобы автоматизировать еще и доставку товаров вне склада. Но вживую нам ее в этот раз не показали.


Отнимут ли роботы работу у людей
Хорошо отлаженный робот эффективнее человека. Он не спит, не ест, не ходит в отпуск и не берет больничные. У него не бывает плохого настроения или личных проблем, которые отвлекают и снижают эффективность. Но это не значит, что машинами можно заменить все и всех.
Людей на складах «Яндекса» меньше не становится. Например, раньше бригады инвентаризаторов медленно продвигались от одного края к другому, исправляя ошибки по мере обнаружения. Теперь же робот за несколько часов выявляет все аномалии, неточности и несостыковки, после чего система строит сотрудникам оптимальный маршрут движения между стеллажами и отправляет их прицельно решать обнаруженные проблемы.
В «Яндексе» уверены: роботы не отнимут существующие рабочие места. «Заказы у бизнеса растут, как и спрос на людей, поэтому работы никогда не становится меньше. С появлением роботов у нас вырастает качество и эффективность операций, позволяющих удовлетворять растущий спрос бизнеса», — говорит Иван Калинов, СЕО «Яндекс Роботикс».
К тому же почти невозможно уволить всех людей и выпустить на их место машины. Как минимум потому, что для роботов необходимы специальные условия. Вплоть до полной перепланировки складов и расширения проходов, по которым легко перемещаются люди, а машины могут и застрять.



Даже если захотеть полностью переоборудовать склад под роботов, для этого его работу придется полностью останавливать на несколько недель. С учетом того, что на современных складах происходят сотни тысяч операций в день, временное закрытие приведет к огромным финансовым потерям. Роботизировать будут новые склады, а уже нанятые и обученные сотрудники останутся на своих местах.
Роботизация складских процессов создает новые рабочие места, преимущественно высококвалифицированные и высокооплачиваемые. Востребованы программисты, инженеры-робототехники, специалисты, которые занимаются техобслуживанием роботов.
Сейчас «Яндекс» сам обучает персонал, но готовые специалисты компании тоже нужны: чем больше будет роботов, тем сильнее будет ощущаться кадровый дефицит. Сейчас в России нет программ среднего профессионального образования в области робототехники или обслуживания автономных устройств.
Как бизнес может работать с роботами уже сейчас
Роботы пока применимы только для крупного бизнеса. Автоматические системы и автономные машины повышают эффективность при большом и стабильном объеме задач. Для мелкого и даже среднего бизнеса они слишком дорогие. Люди в таких масштабах и эффективнее, и дешевле.
Универсальных роботов не существует: для нового типа работы и для каждого нового объекта им нужна отдельная программа. «Яндекс» планирует продавать свои складские решения с готовыми системами менеджмента, конвейерами, роботами и ПО для них.
Сейчас у «Яндекс Роботикс» есть единичные контракты на поставки таких систем, которые компания отрабатывает самостоятельно. В будущем эти проекты хотят передать компаниям-интеграторам, которые будут проектировать и устанавливать системы под конкретных заказчиков.
Технологии для робоскладов появятся в стране скоро. В «Яндексе» рассчитывают, что полный комплект таких технологий для автоматизации складов будет готов в течение двух-трех лет. Тем не менее сказать точное время, когда робосклады запустят, нельзя. Это зависит от того, нужны ли будут они бизнесу — сейчас ответа на этот вопрос нет.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes