«Эддингтон»: почему ковид-вестерн от режиссера «Реинкарнации» — самый спорный фильм 2025 года
Поп-культура
640
Кадры — Capella Film

«Эддингтон»: почему ковид-вестерн от режиссера «Реинкарнации» — самый спорный фильм 2025 года

Отзыв редакции о новой картине Ари Астера
3
Аватар автора

Влад Шуравин

выдвинулся в мэры Егорьевска

Страница автора

В зарубежных онлайн-кинотеатрах вышел «Эддингтон».

Это новый фильм от режиссера «Реинкарнации» и «Солнцестояния» Ари Астера. И первая полнометражная работа автора без элементов хоррора. «Эддингтон» — вестерн в декорациях Америки 2020-х. По сюжету во время пандемии шериф южного городка выдвигается в мэры, чем запускает череду трагических событий.

В нашей рецензии рассказываем, почему «Эддингтон» — самый спорный фильм года.

Что за «Эддингтон» (Eddington)

Дата премьеры: 18 июля 2025 года
Страны производства: США, Финляндия
Режиссер: Ари Астер
Сценарист: Ари Астер
Актеры: Хоакин Феникс, Педро Паскаль, Эмма Стоун, Остин Батлер, Люк Граймс, Дирдри О’Коннелл, Майкл Уорд, Амели Хёферль, Клифтон Коллинз — младший
Жанры: вестерн, комедия, драма
Фильмы, похожие на «Эддингтон»: «Падение империи», «Не смотрите наверх»
Продолжительность: 2 часа 28 минут
Где смотреть: в российском прокате с 9 октября 2025 года

🤠 Это неовестерн c яркими героями

2020 год, начало эпидемии COVID-19. В маленьком городке Эддингтоне вовсю соблюдаются карантинные нормы: люди держат дистанцию, носят маски и не выходят на улицу без необходимости. Новым правилам не очень-то рад местный шериф Джо Кросс. К тому же у него личные счеты с баллотирующимся на второй срок мэром Тэдом Гарсией, который активно поддерживает меры по борьбе с вирусом.

Однажды Кросс решает бросить вызов Гарсии и выдвигает свою кандидатуру на грядущие выборы. Джо заручается поддержкой помощников-полицейских и начинает кампанию по дискредитации Тэда. Именно в этот момент страна погружается в хаос. Антифа устраивают теракты, BLM-протестующие штурмуют магазины, а в интернете все внимание пользователей приковывается к конспирологу-сектанту Вернону.

Ари Астер зарекомендовал себя как режиссер мрачных хорроров. В его третьей картине, «Все страхи Бо», тоже встречались приемы этого жанра, но в непривычной манере. Например, у главного героя на чердаке оказывался гигантский монстр в виде пениса. «Эддингтон» — первая попытка уйти в сторону от сюжетов про семейные проклятия и культы. Действие происходит в современности на юго-западе Америки. А в центре сюжета — противостояние шерифа и мэра.

Поначалу кажется, что кино концентрируется на столкновении двух сил: условно правого Джо и условно левого Теда. А в конце нас ждет масштабная перестрелка, почти гражданская война в маленьком солнечном городе. Это и так, и не так. В «Эддингтоне» много убийств и свойственных вестерну размышлений о законе и беззаконии. Но Астеру куда интереснее раскрывать типичных на первый взгляд персонажей жанра через призму современного мира.

Неряшливый и грубоватый Джо живет с женой Лоис. Герой давно мечтает о ребенке, но супруга по непонятной причине никак не решается на материнство. Вместо этого женщина делает странные игрушки с щупальцами и гигантскими ртами. С ними живет теща Доун: она попросилась остаться у пары на время, но случился ковид — и теперь женщина круглыми сутками читает вслух конспирологические сайты.

В «Эддингтоне» есть и другие колоритные герои. Мэр города, Тед, пошел в политику после того, как от него сбежала жена. Так он хочет отдать долг сообществу, которое его когда-то поддержало. Изредка на экране появляется Вернон — стереотипный, но харизматичный лидер культа. В сценарии Астера важными действующими лицами становятся и бездомные. Местный бродяга Лодж оказывается чуть ли не пророком: в его словах больше смысла, чем в разговорах власть имущих.

С помощью этих ярких персонажей Астер добавляет в жанр больше жизненности. Постепенно мы понимаем: все герои сложнее, чем кажутся. А значит, за ними становится интереснее наблюдать
С помощью этих ярких персонажей Астер добавляет в жанр больше жизненности. Постепенно мы понимаем: все герои сложнее, чем кажутся. А значит, за ними становится интереснее наблюдать

🧠 Фильм слишком закапывается в современную повестку

«Реинкарнацию», «Солнцестояние» и даже «Все страхи Бо» легко понять из любой страны. Это фильмы на универсальные темы и с универсальными образами: от тиранической матери до родового проклятия — метафоры травм, которые родители передают своим детям. Чтобы проникнуться «Эддингтоном», надо больше понимать американскую действительность. В сюжете фигурируют протесты Black Lives Matter, теракты Антифа, противостояние правых и левых и даже тема засилья ИИ.

На экране герои спорят по поводу создания коронавируса в лабораториях, обсуждают смерть Джорджа Флойда и дискутируют о полицейском насилии в Штатах. Часть проблем можно попробовать переложить на российские реалии, но все же это американское кино в американском жанре и про американцев.

Самое обидное — то, что современный сеттинг часто мешает просмотру. Автор как будто насильно актуализирует сюжет и запихивает в сценарии смартфоны, социальные сети и новые технологии. Порой это выглядит просто кринжово: герои, в том числе пожилые, отчитываются в интернете о каждом своем действии. При этом самые интересные моменты — от перестрелок до расследования убийств — идеально работают и без цифрового шума. И менее современными от этого не становятся.

🤡 Ари Астер смеется над всеми

Астеру надо отдать должное: он не занимает чью-то сторону и не обличает конкретную группу людей. На экране хватает как отталкивающих героев правой идеологии, так и вызывающих смех левых. Джо Кросс устраивает резню, чтобы угодить жене и насолить бывшему мэру. А Тэд Гарсия готов пожертвовать природными ресурсами, чтобы в городе открыли дата-центр.

Постепенно появляются другие стороны конфликта. Один из активистов BLM вступает в движение, только чтобы покорить девушку. Да и сами протестующие, кажется, больше разговаривают о привилегиях, чем решают реальные проблемы. Полицейские в фильме — наивные и порой довольно глупые. Борцы с режимом в лице Антифа — слишком радикальные. Это тот самый случай, когда неправы абсолютно все.

Можно было бы обвинить Ари Астера в цинизме: дескать, он заявляет, что в мире нет ни одного рассудительного человека. Но и сюжет, и интервью режиссера говорят об обратном. Постановщик, напротив, показывает все стороны с их недостатками и достоинствами. Джо — как любящего мужа, который не видит жизни без супруги. Тэда — как отца, который пытается сохранить гармонию в семье и в городе даже после болезненных ударов судьбы. Активистов — как молодых амбициозных людей.

Проблема в том, что все они сидят в пузыре и не хотят слушать друг друга. Мир настолько поляризован, что общество разделилось на несколько кланов со своими взглядами на жизнь. Они воюют, убивают друг друга и сражаются за высшие, по их мнению, идеалы. Но если верить Ари Астеру, в этой борьбе лишь один победитель — дата-центр ИИ посреди холодной и безжизненной пустыни.

Постер фильма отсылает к работе Дэвида Войнаровича конца 1980-х. Правда, автор ассоциировал бизонов с ВИЧ-инфицированными, а равнодушное правительство — с охотниками. У Астера же бизонами становятся, кажется, почти все герои: просто они не понимают, что идут прямо к обрыву
Постер фильма отсылает к работе Дэвида Войнаровича конца 1980-х. Правда, автор ассоциировал бизонов с ВИЧ-инфицированными, а равнодушное правительство — с охотниками. У Астера же бизонами становятся, кажется, почти все герои: просто они не понимают, что идут прямо к обрыву

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Влад ШуравинПосмотрели «Эддингтон»? Поделитесь своим отзывом в комментариях:
  • Алексей СобакинОжидал от этого фильма многого, но не увидел стержня или центральной темы, на которой бы всё повествование и атмосфера держалильс бы. Фильм как калейдоскоп из сцен, которые рассыпаюются даже если очень внимательно следить на сюжетом. Возможно, да, кино просто не цепляет, потому что ты не в контексте американской жизни0
  • Жду веснуЯ конечно понимаю прикол исторического кино, но 2020 год еще не стал историей в достаточной степени, а с другой стороны уже подзасох, чтобы быть интересным в современном контексте.0
  • Виктория Плотаненкоочень безумный Хоакин, хорош0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество