
Чат поддержки и обучение соцработников: как фонды потратили 30 млн рублей от Т-Грантов в 2024
В 2024 году Т-Банк в четвертый раз провел грантовый конкурс для НКО — победители в течение полугода улучшали бизнес-процессы, обучали команду или развивали ИТ-инфраструктуру.
Каждая организация могла получить до 1,5 млн рублей, а общая грантовая сумма составила 30 млн рублей. В 2025 году прием заявок на конкурс открыт до 15 мая — в этот раз можно выиграть до 3,5 млн рублей на те же задачи. Четверо победителей прошлого года рассказали, каких успехов им удалось добиться благодаря поддержке Т-Банка.
О чем расскажем
«Благодаря новой CRM-системе мы способны принять любое число запросов»
Некоммерческая организация «Душа Мамы» с 2019 года помогает мамам по всей России. За пять лет из скромной службы поддержки мы превратились в большую машину консультирования: ежегодно к нам обращаются 1500 женщин, которым бесплатно помогают около 200 волонтеров-психологов и равных консультантов . Поэтому нам важно было выстроить процессы эффективно и безопасно.
Вначале мы вели работу через Excel-табличку: фиксировали обращения от подопечных и соединяли их с добровольцами в личных сообщениях. Потом перешли на бесплатную CRM-систему компании AMO, но вскоре переросли и ее.
Проблема была в том, что рабочий процесс включал множество интеграций. Мы использовали шесть сторонних сервисов — например, для видеозвонков, календаря или опросов. В каждой «перемычке» между ними требовалось участие сотрудника. Это делало систему громоздкой и неудобной, а на каждом этапе могли случиться сбои. Из-за этого мы теряли около 30% обращений, которые приходилось искать вручную.
Мы привлекли аналитиков, и они выяснили, что оптимальной CRM-системой для наших запросов будет «Битрикс». Они же помогли составить техническое задание на ИТ-языке, а подрядчик бесплатно оценил стоимость работы и расписал шаги. С этими вводными мы подали заявку на грантовый конкурс Т-Банка и выиграли 743 557 ₽.
Процесс перехода на «Битрикс» занял шесть месяцев. ИТ-специалисты разработали воронки под каждый тип заявки — на психологическую поддержку и помощь равных консультантов. Мы обучили добровольцев и администраторов работе в новой системе, проверили ее и исправили все недочеты.


В феврале 2025 года запустили систему в тестовом режиме: 15 дней принимали ограниченное число заявок, чтобы убедиться, что все работает. А с марта работаем в полную силу.
Раньше мы принимали лишь столько заявок, сколько могли обработать наши администраторы. Благодаря новой CRM-системе мы способны принять любое число запросов и ограничены только числом обученных работе с мамами волонтеров. Сейчас фокусируемся на том, чтобы привлечь в команду новых специалистов.
Среднее время на обработку заявки на помощь психолога сократилось с 12 до семи минут, а за равным консультированием — с 45 до трех минут.
С мая этого года будем принимать по 150 заявок в месяц вместо 100. Рассчитываем, что в будущем году поможем уже 2500 женщинам.
Масштабирование и автоматизация позволяют снизить расходы на консультацию для одной мамы: сейчас это 780 ₽, а к 2029 году планируем достичь 450 ₽. Продолжаем работать над уменьшением стоимости, чтобы бережная поддержка матерей стала частью госпрограмм.
В России миллионы мам, которым нужна поддержка: почти каждая пятая сталкивается с послеродовой депрессией. Поэтому мы стремимся наращивать мощность. Одна из наших целей — добиться, чтобы практики центра стали государственными. И когда нас спросят, как это сделать с технической точки зрения, у нас уже будет ответ на этот вопрос.
К сожалению, корпоративные и частные доноры чаще дают деньги на помощь конкретным людям, а не на административные расходы — это большая боль некоммерческого сектора. Приобретать современное ПО, обучать сотрудников и внедрять эффективные управленческие решения важно для создания качественного уровня сервиса.
Грант Т-Банка — одно из немногих исключений. И здорово, что компания нашими руками поддерживает мам по всей России.
«Разгрузили сотрудников и сможем помочь еще большему количеству взрослых»
Фонд борьбы с лейкемией оказывает адресную и социально-психологическую помощь взрослым с заболеваниями кровеносной системы. Мы организуем сборы на лекарства и лечение, предоставляем бесплатные консультации онкопсихолога, оплачиваем связанные с трансплантацией костного мозга услуги и ведем просветительскую работу.
Фонду удалось выиграть три гранта Т-Банка подряд, с 2022 по 2024 год. Благодаря предыдущим нам удалось перенести все бизнес-процессы в новую CRM-систему «Битрикс». Раньше нам приходилось пользоваться разрозненными сервисами и зависающей Excel-таблицей и все перепроверять. Теперь же все наши специалисты работают с подопечными в одной системе. Такой подход делает процесс прозрачным и понятным для всех — это ускоряет работу и делает ее эффективнее.
В 2024 выиграли грант в 1,5 млн рублей — он позволил развивать эту экосистему. Первая часть проекта была посвящена фандрайзингу . Мы сделали дашборды в «Битриксе», чтобы отслеживать результаты каждой кампании. Это помогает планировать бюджет и успешнее привлекать пожертвования.
Вторая часть касалась автоматизации внутренних процессов. Мы интегрировали «Битрикс» и 1С , что упростило работу нашего операционного отдела. Раньше расходы по разным направлениям помощи хранились в огромной таблице, и собирать их вручную было тяжело. Теперь же отчет формирует система по нажатию одной кнопки.
Так, наш операционный директор тратила до полутора рабочих дней на подготовку ежегодного бюджета и его контроль, а сейчас это занимает два часа. Фандрайзеры же указывают, что теперь затрачивают на 5—10% меньше времени на отчеты по источникам поступлений. Профессионалы в сфере благотворительности часто перегружены, а мы освободили их время для более приоритетных задач.


Еще мы провели аудит безопасности и наших интеграций — внешних сервисов, которые используем для получения платежей. Также внедрили сервис, который позволяет хранить в CRM-системе все пароли от этих сервисов, что повысило защиту персональных данных наших доноров и пациентов. А еще мы обучили сотрудников работе с новым ПО и подготовили для них инструкции и протоколы.
Приоритет любого фонда — помощь подопечным. На автоматизацию, обновление ПО и другие нужды у НКО часто не находится средств, но благодаря гранту Т-Банка мы разгрузили сотрудников, а значит, сможем помочь еще большему количеству взрослых с диагнозом «рак крови».
«Волонтеры-психологи успели помочь более чем ста людям»
Нижегородский женский кризисный центр бесплатно помогает столкнувшимся с домашним насилием и жестоким обращением. У нас есть безопасная квартира для женщин и детей, юридические и психологические консультации.
Мы решили создать чат экстренной психологической поддержки для пострадавших от насилия — в нашей сфере нет аналогичного формата поддержки, хотя такие консультации пользуются популярностью. Этот инструмент обеспечивает анонимность и так снижает барьер, который мешает обратиться за помощью: многие боятся позвонить по телефону и тем более прийти в офис. Кроме того, чат позволил бы расширить географию деятельности: нам смог бы написать русскоговорящий человек из любой точки Земли.
Мы выиграли в конкурсе Т-Банка 931 932 ₽ на проект. По рекомендации наших ИТ-специалистов решили создать чат в «Телеграме». Параллельно объявили набор волонтеров-психологов — привлекли около 60 желающих, часть из которых отсеяли после собеседования. У нас высокие требования к консультантам: принимаем только специалистов с профильным образованием и опытом работы.
Оставшихся волонтеров мы погрузили в тему домашнего насилия и провели для них школу кризисного консультирования в онлайн-формате, чтобы могли участвовать и психологи не из Нижнего Новгорода. После обучили волонтеров и наших сотрудников работе в чате — в этом нам помогли коллеги из проекта «Помощь рядом» , у которых чат поддержки подростков работает уже 12 лет. С каждым добровольцем заключили договор, что он будет помогать в целом не менее ста часов: нам важно, чтобы вложенные в обучение усилия не пропали.
В феврале 2025 года мы протестировали наш чат и открыли его для обращений. Консультацию в режиме реального времени можно получить с 9:00 до 21:00 по московскому времени. Обычно волонтеры отвечают быстро — в пределах 15 минут.
Помимо пострадавших от насилия к нам могут обратиться те, кто стал его свидетелем. По нашему опыту, таких звонков на горячую линию было много. В такой ситуации люди переживают травму свидетеля, и консультант окажет психологическую поддержку. А еще по запросу поделится рекомендациями, которые можно вместе с нашим номером передать пострадавшим.
На апрель 2025 года волонтеры-психологи успели помочь более чем ста людям. Мы убедились, что это классный и эффективный формат: можно написать о волнующей проблеме, не боясь за свою безопасность. В конце общения люди благодарят нас — а значит, им это было полезно.
Грант покрывал расходы не только на создание чата и обучение, но и на рекламу, и это стало самой сложной частью работы. Оказалось, что таргетированная реклама во «Вконтакте» и «Яндексе» для нашего проекта работает плохо.
Также мы создали плакаты, которые будут бесплатно распространять в Нижнем Новгороде и других городах на рекламных поверхностях в университетах, больницах, полицейских отделах и среди партнеров.


Пока в чате немного обращений, и его раскрутка — наша главная проблема. Хотим, чтобы как можно больше людей узнали об этой возможности. Также хотим добавить его адрес в список кризисных центров на госуслугах, куда уже внесли нашу организацию.
Наш чат — прекрасное изобретение, которое сделает доступнее систему помощи пострадавшим от насилия. Этот проект в сфере цифровизации хорошо подходил под требования грантового конкурса Т-Банка, и мы рады, что он нас поддержал.
«Проходить курс стало проще, а верстка выглядит красиво»
Петербургская ассоциация ГАООРДИ помогает людям с инвалидностью. Наша цель — сделать их жизни лучше и показать обществу, что они его полноправные члены.
За 30 лет работы мы накопили большой опыт и создали собственные методики поддержки людей с нарушениями здоровья. Этими наработками делимся со специалистами из других НКО и госучреждений. Так успешные технологии могут передаваться на государственный уровень и становиться частью господдержки людей с особенностями развития.
В 2020 году на средства другого гранта мы создали площадку для обучения собственных сотрудников — у нас их около 200 — и сторонних специалистов. Выбрали для этого бесплатную платформу Moodle с открытым кодом.
Со временем потребовалось его обновление, иначе рисковали потерять платформу. Кроме того, в базовой версии не хватало инструментов, чтобы представить материал интересно и понятно. Он выглядел как сплошной текст, а практикующему специалисту тяжело читать лонгриды. Важно включать инфографику, геймификацию и тесты, чтобы заинтересовать его. Без этого учащиеся иногда просто формально пролистывали наше обучение, хотя в нем много важной и полезной информации.
Также возникали проблемы с навигацией, а базовый вариант платформы выглядел несовременно и не был оформлен в нашем фирменном стиле. Хотелось организовать обучение более удобно, чтобы можно было с гордостью давать на него ссылку.

Для обновления Moodle нам требовались деньги на новый сервер и на обновление версии платформы и покупку темы — вариант внешнего вида платформы. На это мы выиграли грант 1 480 637 ₽ от Т-Банка. Из этой суммы также оплатили труд программистов.
Работы заняли около шести месяцев. В феврале провели тестовое обучение по вводному курсу для новых соцработников и собрали обратную связь. Они отметили, что проходить курс стало проще, а верстка выглядит красиво. Платформа стала понятной и удобной в использовании — и, уверена, теперь слушатели проходят обучение с удовольствием.
Еще сейчас оно адаптировано под мобильную версию, а многие соцработники предпочитают учиться с телефона. Кроме того, мы сделали библиотеку полезных материалов, которая включает нормативные документы, методические материалы и подборку вебинаров. Удобно, что специалисты смогут найти все это в одном месте.
Такой качественный продукт поднимает статус профессии соцработника, которая, увы, сейчас не пользуется большой популярностью.
На апрель 2025 года мы адаптировали под обновленную платформу уже четыре курса из десяти. Также у нас набрался материал на новый курс с большим количеством видеоматериала, который будем снимать в ближайшем будущем.
В 2025 наше обучение прошли уже более 40 специалистов. Они осваивают лучшие практики — и применяют их в работе с благополучателями, за счет чего растет качество услуг. Кроме того, часто курсы проходят руководители организаций, которые передают эти знания своему коллективу. Это делает лучше жизнь тысяч людей с инвалидностью.
Многие люди и крупные грантодатели предпочитают поддерживать конкретных подопечных. Попросить деньги на сервер трудно: прямой связи между ним и людьми с инвалидностью не видно, а эффект от расходов появится не сразу. Здорово, что Т-Банк смог понять и поддержать наш проект — без гранта мы бы не смогли бы обновить платформу.
Как поучаствовать в новом конкурсе грантов для НКО
Т-Банк проводит конкурс для НКО, которые готовы масштабировать работу и пробовать новое. Можно получить до 3 500 000 ₽ на обновление программного обеспечения, совершенствование бизнес-процессов и обучение команды.
Прием заявок на Т-Гранты идет до 15 мая 2025 года. Победителей объявят 6 августа.