«Сбрил бороду за 2,2 млн рублей»: как я собираю в интернете деньги на благотворительность

1 июня Т-Банк запустил проект «Курс добра», в котором удваивает пожертвования в благотворительные фонды.
Первым участвует фонд помощи детям с заболеваниями печени «Жизнь как чудо». Фандрайзер НКО Паша Раковский вместе с директором организации Настей Черепановой в благотворительном реалити пишут о своей работе, делятся промежуточными итогами проекта и тем, куда потратят собранные деньги.
Паша рассказал, почему благотворительность не должна вызывать жалость, как он вдохновляет других помогать и зачем нужны веселые челленджи в интернете.
Курс добра
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «Кто помогает» и проекта «Курс добра», в рамках которого Т-Банк удваивает пожертвования в проверенные благотворительные фонды.
В июне и июле мы поддерживаем фонд «Жизнь как чудо». Почитать другие тексты об организации можно в благотворительном реалити.
- — Ты чем занимаешься?
— Привлекаю ресурсы для благотворительного фонда.
— Круто. А работаешь где?
— В этом же фонде и работаю.
— В смысле? Это основное место работы?
— Ну да, последние восемь лет в режиме нон-стоп.
— Да ладно?
Так выглядит классический диалог, когда я знакомлюсь с кем-то в новой компании.
С 2017 года я развиваю фандрайзинг в фонде «Жизнь как чудо», который помогает детям с заболеваниями печени. В реалити я участвую, чтобы чуть больше рассказать читателям Т—Ж о благотворительности в России на примере нашей НКО. Хочется делиться опытом и тем, что драйвит меня оставаться в профессии много лет и не дает сгореть в мире чужих проблем и переживаний.
Начну с того, как 1 июня 2025 я тотально изменил имидж — сбрил свою бороду за 2,2 млн рублей.

Предыстория
Я хорошо помню пандемию и локдаун — как мы все сидели по домам, думскроллили и дружно старались не сойти с ума. Тогда фонды, включая наш, столкнулись с полной неопределенностью.
Ковид был опасен для детей, которых мы сопровождаем. Многие прошли через трансплантацию печени, и у них пожизненная иммуносупрессия — подавленный иммунитет и повышенный риск подхватить любую заразу, которая витает в воздухе. Поэтому несколько сотен ребят получили указание не высовываться из дома до особых распоряжений.
Это же касалось и нас. В какой-то момент появилось ощущение, что мир и фонд замерли. Зато новости не замирали. Медики гибли просто потому, что им не хватало средств индивидуальной защиты.
Как-то вечером я листал новостную ленту и наткнулся на интервью Дениса Николаевича Проценко, главврача Коммунарки. Тогда он стал лицом борьбы с ковидом. Корреспондент неожиданно спросил его про бороду: «Не жалко сбривать?» Оказалось, были жесткие рекомендации избавляться от растительности на лице: так лучше прилегали средства защиты и заразы переносилось меньше. Проценко улыбнулся и ответил:
«Ну а что делать? Времена такие. Мы не думаем, жалко или нет. Если надо, мы делаем».
А ведь почти каждый четвертый врач носит бороду или усы. Тогда я посмотрел на свою бороду, потом на врачей, и пазл в голове начал складываться.
Я вспомнил, как в начале нулевых два друга из Австралии — Трэвис Гарон и Люк Слэттери — придумали движ под названием Movember. Это международное движение, которое объединяет мужчин по всему миру ради важной цели: привлечь внимание к их здоровью и собрать средства на исследования. Название образовано от двух слов: moustache («усы») и November («ноябрь»). Парни решили вернуть популярность усам как символу мужской идентичности и заодно сделать доброе дело.

Со временем Movember подхватили во всем мире. Участники каждый ноябрь отращивают усы и объясняют окружающим, почему они это делают. Так они повышают осведомленность о раке простаты, раке яичек, психическом здоровье и суицидах среди мужчин. За два десятилетия Movember собрал сотни миллионов долларов, поддерживая лечение и помогая мужчинам во всем мире.
Вдохновившись этой историей, я и придумал челлендж «Борода для врача» в 2020 году. Суть была простой: мы собираем миллион рублей за неделю, а как только достигаем цели — сбриваем бороды и закупаем на полученные деньги средства защиты для медиков. И делаем это ярко, мощно, в прямых эфирах, чтобы все поняли, что мы мысленно рядом с врачами и серьезно настроены их поддерживать.
Чтобы все случилось, нужно было больше людей, чем один ноунейм вроде меня. Первым, кому я позвонил, был мой друг, спортивный блогер Алексей Лихарев, и через 0,000001 секунды он ответил: «Слушай, конечно, я в игре. С 2012 года бороду не брил, но ради такого дела — вообще без проблем». Если честно, от человека с ником Beardserk я никакого другого ответа не ожидал. Он и сам запускал благотворительные челленджи и проекты. Когда хочешь сделать что-то новое и необычное, иди к тому, у кого уже был похожий опыт.
С ним мы подтянули еще нескольких близких друзей — и дали по газам.


Если вы когда-нибудь сталкивались со сбором денег в интернете, вы знаете, что это часто непредсказуемо: либо получается, либо все закатывают глаза и думают, что за дичь вы сделали. Сказать, что мы успешно стартовали, — ничего не сказать. Уже за первый день к проекту присоединились еще 40 мужчин, большинство из которых раньше даже не участвовали в интернет-сборах.
Но это было время, когда мало кто оставался в стороне. С нами оказались боец UFC Александр Волков, актер Павел Деревянко, музыкант Антон Севидов, врачи, христиане, мусульмане, топ-менеджеры крупных компаний.
Миллион мы собрали к утру третьего дня, а к концу недели сумма перевалила за 1,7 млн рублей. И разумеется, мы сбрили свои бороды в знак солидарности с врачами.




Несмотря на весь перформанс, в центре нашего внимания были не бороды, а медики, которые бились за жизни наших близких и друзей без достаточной амуниции. В «Списке памяти» врачей, медсестер, санитарок, лаборантов и других медицинских работников, погибших во время пандемии Covid-19, числится 1523 человека из России. Мы навсегда запомним тот год.
Благодаря проекту мы смогли закупить средства защиты для 13 больниц в шести регионах и верим, что хоть чуть-чуть помогли медперсоналу, который боролся с пандемией. У проекта было несколько выходов на радио, нас даже показали по телевизору. Мы поняли, что он трогает людей за живое.
Идея родилась за вечер, и уже через несколько дней мы праздновали ее успех — а помощь разлетелась по стране. Это то, за что я всегда буду любить свою работу.


Как челлендж начал помогать детям
Акция получилась настолько крутой, что мы точно знали: в 2021 году провернем ее снова. Только теперь мы назвали челлендж «Борода для малыша» и собирали миллион за неделю на лечение детей с заболеваниями печени. По условиям, как только добиваем сумму, бороды слетают с наших подбородков.
Я и 23 других участника создали свои страницы на сайте «Эстафета чудес» — платформе фонда, где каждый может собрать средства в честь какого-то события или без повода. Мы написали на сайте, почему вообще вписались в акцию, и начали привлекать всех, кого знаем: друзей, коллег, семью. Мы делились ссылкой на сбор в соцсетях и рассылали по знакомым. Все очень просто.
Люди переходили на страницу, отправляли донаты. Они поддерживали не конкретного ребенка, а своего друга, который стал гарантом того, что фонд нормальный и деньги дойдут до адресатов. Все вместе мы собрали 1,2 млн рублей за неделю. Каждому участнику челленджа и жертвователю мы отправили отчет о том, что удалось сделать на эту сумму.
Тогда получили помощь 39 детей: им оплатили проезд и проживание для обследований в Москве, генетические анализы для установления точных диагнозов и лекарства. Трансплантация печени — это ведь только первый шаг к счастливой и здоровой жизни, затем дети пожизненно принимают препараты для поддержки иммунитета. Если что-то не выдают от государства, подключается фонд — так мы обеспечивали детей лекарствами после челленджа в 2021 году и делаем это постоянно.
В мае 2022 года мы снова пошли во все тяжкие. Правда, я слукавлю, если скажу, что у нас сотни мужчин, желающих расстаться с бородой даже ради классного дела. Да и тогда было не до веселья, а ведь это буквально топливо для проекта. Я считаю, что благотворительность не должна быть унылой. Людей должен заводить драйв и вызов, а не жалость. Смысл в том, что ты готов отдать что-то ценное, даже если это борода. Ты доказываешь, что помогать весело, увлекательно, а может, и немного нелепо.
В тот год мы так и не смогли добежать до заветной отметки в миллион рублей. Тем не менее люди перевели в фонд 650 тысяч. На эти средства мы смогли купить лекарства для пяти детей, а остаток направили на операцию одному ребенку. Я даже был немного рад, что и денег собрали, и бороду удалось сохранить, хотя многие все же сбрили свою.
После не самого удачного челленджа мне казалось, что это тот самый момент, когда можно поставить точку и двигаться дальше. Но меня не отпускала мысль: где-то есть крутые парни, которые только и ждут момента, когда им предложат стряхнуть пыль с бороды и снова ворваться в гонку за миллионом. Тем более у нас всегда оставался неутомимый боец Саша Романов, который в одиночку топил за проект. Он выбирал на нашем сайте ребенка, которому нужна помощь, и собирал для него деньги.
В 2023 году друзья Саши пожертвовали 51 000 ₽ и помогли девочке из Ставрополя приехать на обследование в Москву. А в 2024 наш воин собрал 116 000 ₽, благодаря чему фонд поддержал девочку из Приморского края: оплатил проезд и проживание семьи на время лечения и обследований. Сейчас у подопечных все хорошо и они продолжают наблюдаться у врачей, которые следят за состоянием пересаженного органа.
Что принесла акция в 2025
Спустя три года мы возродили челлендж — специально ко Дню защиты детей. И вот моей бороды снова нет.
Я и еще 24 брутальных мужчины поставили новый рекорд: 2,2 млн рублей за одну неделю. Среди нас был даже юный «бородач» Коля — борода у него была приклеенная, зато как у пирата. Мальчик получил кучу комплиментов и поддержки и собрал больше 30 000 ₽. Мои знакомые и друзья пожертвовали свыше 170 000 ₽: кто-то — 100 ₽, кто-то — 30 000 ₽. Не бывает маленьких сумм, когда вкладываемся вместе.
В акции 2025 года нам сильно помогли партнеры фонда: они перевели 1 000 000 ₽. Так результат получился грандиозным.
Деньги пойдут на лекарства, оплату проезда до места лечения и обратно и оборудование для ранней диагностики заболеваний печени. Мы еще не оплатили расходы на обследования и лечение, но обязательно вернемся с публичным отчетом.
Этот проект никогда не будет про «пожертвовать и забыть». Это о сообществе, движе и силе идеи. Мы все можем показать, что простые действия — сбрить бороду, запустить челлендж, написать пару постов — реально меняют жизни.


Сбор на проект фонда «Жизнь как чудо»
НКО с 2009 года помогает детям с тяжелыми заболеваниями печени: оплачивает лечение, финансирует исследования, развивает раннюю диагностику и профилактику. В «Курсе добра» фонд ведет сбор на проект, который до конца года обеспечит 30 больниц оборудованием для ранней диагностики. Это позволит назначить своевременное лечение для более чем 1000 детей.
На 27 июня:
- 32 754 человек поучаствовало в сборе
- 20,5 млн рублей собрали
- 41 млн рублей фонд получит от проекта Т-Банка