Бесит!
18K

Бесит, что выпуск­ники вузов не могут найти работу по спе­циаль­ности

193

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Лада Кошман

всегда проявляет инициативу

Страница автора

Я учусь в магистратуре на медиаменеджменте, и почти все мои однокурсники работают по специальности.

Но в нынешних реалиях это скорее исключение, чем закономерность. Очень много моих знакомых, которые получили профильное образование, устраиваются по другим профессиям. Историки, которые не могут найти работу, выбирают репетиторство, журналисты идут в продажи, лингвисты становятся менеджерами. И это только примеры из моего окружения.

Причин для этого несколько. Во-первых, не все университеты идут в ногу со временем и актуализируют свои программы. Да и в целом рынок труда развивается быстрее, чем обновляются учебные планы: в вузах только появляются базовые курсы по нейросетям, а студенты давно освоили их на практике. Университеты открывают новые программы по искусственному интеллекту, а рынок уже перенасыщен, и столько специалистов ему просто не нужно.

Во-вторых, во многих бакалаврских программах остро не хватает практики. Часто преподаватели считают, что студентам нужно сначала основательно освоить теорию, а потом уже исследовать рынок труда без ущерба для учебы. Из-за избытка теоретических знаний студенты могут заскучать и вообще потерять интерес к специальности. Плюс ко всему во многих случаях информация с пар оказывается совершенно не применимой в реальной жизни.

Чтобы найти хорошую работу по специальности, студенты сами должны проявлять инициативу. Стажироваться со второго курса бакалавриата, проходить дополнительное обучение, искать работу уже на третьем курсе. А просто учеба в университете сейчас не дает никаких гарантий.

РедакцияА вы сталкивались с подобной ситуацией?
  • Накину худи"студенты сами должны проявлять инициативу " - ну а кто еще за них должен инициативу проявлять?92
  • Жду веснупочему вы не учитываете одну из главных, на мой взгляд причин работы не по специальности? Неправильный выбор профессии в 17 лет. Это, конечно, сразу лишит возможности обвинить внешние структуры и обстоятельства в своей профессиональной неприкаянности. Есть еще и такой момент, как развитие технологий. Когда-то, как писал Харари, 500 лет вообще не делали принципиальной разницы между технологиями поколений, а вот сегодня студент, поступивший в вуз на одну специальность, через 5 лет может с удивлением обнаружить, что она более не актуальна или стала не так хорошо оплачиваться, как он рассчитывал при поступлении.62
  • ТаУВаши знакомые историки идут в репетиторство не потому, что работу не могут найти, а потому, что в этой профессии невозможно найти зарплату. Теории в вышке всегда было с лихвой,и, я, став инженером, училась писать технологические карты у соседки по общаге, выпускницы техникума. Но у нас и задачи разные были. Мне предстояло разрабатывать эти технологии, а ей - правильно читать тех карты и действовать в соответствии с их требованиями. Что касается инициативы, вот сейчас обсуждается вопрос о возврате распределения по некоторым направлениям подготовки. Думаю, многие,кого это коснется, пожалеют о своей былой безынициативности.61
  • Очень_интересно>> в вузах только появляются базовые курсы по нейросетям, а студенты давно освоили их на практике Ох, видела я ответы на вопросы к техническим лекциям, подготовленные chatgpt. Просто тихий ужас.12
  • Лукьянов ТимурЖду, всё так. Добавлю только, что часто речь идёт даже не о неправильном выборе профессии в 17 лет, а следовании стереотипу о том нужно выбирать высшее образование, а техникум для неудачников. Как итог - людей с высшим образованием больше, чем нужно и они не могут найти работу по специальности, а людей рабочих специальностей не хватает, хотя там средние зарплаты не ниже, чем в общем по стране, а в некоторых специальностях даже повыше будут.42
  • Любовь ЛеонтьеваВ клятом совке по распределению отправляли на работу выпускников техникумов и вузов в обязательном порядке. А сейчас рыночек порешал и нужны только опытные. Тянуть новичка и объяснять все на работе это сейчас никому не нужно.11
  • user2905061Для начала разберитесь, что это за профессия такая менедмент, по сути это никто, и они никому не нужны. Историки не могут найти работу потому что не хотят в школу идти, вот кто кто, а историки найти работу могут легко, журналистов слишком много, их всегда ноги кормили. В университете и должны теорию давать, будешь знать теорию, быстро освоишь практику.25
  • ***Так было и так будет всегда. Институт - это не профессия и гарантия, а тренировка и прокачка мозгов, которые потом только сам ищешь где удастся применить. Гибкость и вариативность использования полученных знаний и прокачки как раз плюс высшего образования, который потом всю жизнь позволяет быть в рынке профессий, меняться и приспосабливаться. Вуз не может и не должен идти точно в ногу со временем. Имея определенные программы обучения как опыт прошлого он конечно же будет отставать. Неправильно перекладывать на ВУЗ или астрологов ответственность за свое будущее. Институт должен научить выпускника как искать ответы на новые возникающие вопросы времени в будущем, создавать новые профессии, быть человека всегда в тренде решения новых задач и развивать рынок.14
  • Рубиновый шурупРаспределений сейчас сколько хочешь. Куча вакансий в деревнях, на Севере и на Дальнем Востоке. Если туда начнут распределять, как в советское время, на сколько студенты станут счастливее?14
  • Hellosamurai>Я учусь в магистратуре на медиаменеджменте, и почти все мои однокурсники работают по специальности Закономерно. Интересно почему? Неужто менеджеры не особо-то нужны? Главная проблема на самом деле, что государство тратит колоссальные деньги на специальности, которые не нужны рынку, когда уже начнут действительно вкладываться в нормальный инженерные специальности вместо плеяды всевозможных манагеров и прочих продавцов воздуха. >Просто учеба в университете сейчас не дает никаких гарантий Тут возможно для вас будет открытием, но оно и раньше никогда не давала никаких гарантий. Нужно приложить много ещё усилий помимо учёбы, чтобы устроиться на работу.14
  • HellosamuraiТаУ, >историки идут в репетиторство не потому, что работу не могут найти, а потому, что в этой профессии невозможно найти зарплату Ну оно в действительности не особо нужно. Хороших историков как впрочем и хороших журналистов не требуются тысячи. Хотя конечно как всегда кто не умеет сам, тот может учить других21
  • HellosamuraiНакину, >ну а кто еще за них должен инициативу проявлять Ужас-ужас государство по целевому набору отправляет студентов работать на новые производства и прочие стройки века! Кабала, рабство, отстой! A few moments later. Что? Проявлять инициативу? Кто я? Почему государство не подумало том, чтобы всем дать по работе? Позор!58
  • Alex Ts.Добро пожаловать в реальный мир, где никто не дает никому никаких гарантий. Если человек работает не по специальности, то он выбрал не ту специальность. И тут его, к слову, никто не заставлял. Ну и наличие высшего образование не гарантия того, что человек в итоге что-то знает и умеет. Нужно понимать, чем вы хотите заниматься заранее. Получать релевантные образование и потом идти стажироваться по этому же направлению. Тогда есть неплохие шансы. Ну а если осознанно идете на узкие , не особо актуальные и невостребованные специальности, то потом странно удивляться, что вы не можете найти по ним работу.12
  • HellosamuraiЛукьянов, >техникум для неудачников Я знаю не мало людей которые в итоге работают по нормальной рабочей специальности, зарабатывают хорошие деньги, и ни в чем себе не отказывают. При этом зачем-то закончили вуз, хотя им достаточно было получить нормальную рабочую специальность в технокуме. В целом есть большой стереотип, что работать руками нечто плохое, чего надо обязательно чураться, особенно бесит "не будешь учиться - будешь работать дворником" - хочется спросить каждый раз на все такие заходы, а кто при таком раскладе вообще будет что-то убирать, что-то делать руками, строить, на заводах пахать, добывать в шахтах? Почему обязательно надо в детях воспитывать какую-то закомплексованность по части нормального труда, как чего-то совершенно недостойного. С моей точки зрения человека характеризует не его профессия, а его личные качества, его отношение к обществу, к природе, его личная ответственность за все происходящее вокруг, а профессия лишь способ заработка, чтобы жить хорошо, как совершенно раньше верно говорили "все профессии нужны, все профессии важны".24
  • Лукьянов ТимурHellosamurai, подписываюсь под каждым словом.0
  • Рубиновый шурупЛюбовь, в совке отправляли по распределению туда, куда даже медведи бояться ходить, а все что хорошее - это по большому блату18
  • НикитаЛукьянов, по статистике различие в уровне заработной платы техникума и вышки 20-30% в пользу вышки + руководящую должность из-за отсутствия вышки могут и не дать3
  • КрысёкЕвсей, балл ЕГЭ определяет будущий заработок? Очень смешно)8
  • Накину худиНикита, руководящую должность могут и не дать даже с 2мя вышками.0
  • Лукьянов ТимурНикита, это за счёт тех, кто работает после вуза по специальности. Если выпускник идёт в вуз просто потому, что нужно, на ту специальность, куда смог поступить, то вероятность работы по этой специальности стремится к нуля. Плюс после среднеспециального образования сохраняется право на бесплатное высшее, но уже есть мозги, что бы осознанно принять решение о поступлении.6
  • Накину худиHellosamurai, во-во)). Начинают говорить о возобновлении системы распределения - тут же поднимается вой, как государство смеет указывать где работать, выпускник сам решит и найдёт. Не могут найти работу - опять государство виновато, ректор после вручения диплома почему-то не отводит за ручку на работу, приходится проявлять инициативу. "Сами не знают, чего хочут" (с)36
  • Lori LeiHellosamurai, мне кажется, все зависит от возможностей самого человека(верне,даже ребёнка, потому что выбор специальности происходит, когда абитуриент ещё по факту ребёнок). Если у ребёнка хорошие интеллектуальные способности, тогда их глупо закапывать и идти в рабочую Специальность. Если с этим не очень или реально есть задатки мастера, который что-то классно делает руками - тогда без проблем можно в колледж, хотя на мой взгляд ВО в любом случае даёт больше развития, если, конечно, появляться в вузе регулярнее, чем на сессиях.10
  • HellosamuraiНакину, имхо, я считаю, что распределение в том классическом виде не нужно, а вот урезание бюджетных мест и перераспределение их на более релевантные и необходимые специальности куда более верный подход. Хотят люди плакать и колоться, пусть делают это исключительно за свой счёт.17
  • John DoryПо мне, так проблема чисто в профориентации. Кто-то должен донести до молодого человека мысль, что не всякое образование - это профессия. И честно обрисовать перспективы. Т.е. историк - это не професия. Профессия - это например преподаватель истории. Ну вероятно есть и другие для этой обасти, там сотрудник нии например. Но нужно показать количество вакансий, чтобы было сразу понятно, что с востребованностью. Да только кому надо заниматься таким антипросвещением? У самого котелок варить должен. Мне например очевидно, что если бы я даже поступил и закончил МГИМО, то никаких перспектив у меня бы ее было. Мне хватило дня открытых дверей в институте стран Азии и Африки понять, что за публика там ошивается. С другой стороны, я не вижу ничего плохого в непрофильном образовании. Окончил исторический, а продаешь пластиковые окна? А что, надо отдельно идти учиться на продажника окон в универ? Вот у меня племянник закончил Тимирязевскую академию по направлению поливальные машины. Вы правда думаете, что кто-то со школы мечтает стать инженером по поливальным машинам? И страдает от того, что не может найти место, где бы мог воплощвть свои идеи по поливу огородов? Просто получил диплом, там где проще было поступить, а занимается совершенно другими делами. Государство само придумало эту чехарду и продолжает упорствовать, например, вводя лимиты по юристам и экономистам. Ну получит инженеров по поливальным машинам, сомневаюсь, что это как-то изменит ситуацию с работой не по специальности20
  • VmV13Если бы только выпускники не могли найти работу по специальности....8
  • Алина СмирноваHellosamurai, раньше в 16-17 лет выбирали одну профессию на всю жизнь, но в то же время среди таких людей немало тех, кто ненавидит свою работу, но продолжает тянуть лямку. Я считаю странным обвинять человека в том, что он в 16-17 лет не смог точно определиться с профессией на всю жизнь. Точно знать в этом возрасте, кем ты хочешь работать до конца жизни, либо же менять профессию - это не что-то "инфантильное" и ужасное. Ведь человек в этом возрасте может не знать, чего он хочет, потому что не успел пока опробовать себя в какой либо сфере, и может не понимать подходит ли ему это. В любом возрасте может получиться так, что у человека пропадет желание работать в определенной сфере, хоть во время обучения в вузе, хоть в 40 лет. Для этого и существует всякие курсы переподготовки, возможность получить второе высшее и т.д.9
  • HellosamuraiLori, >Если у ребёнка хорошие интеллектуальные способности Я скажу вам такую вещь, но большинство вузов дают возможность любому человеку со средними интеллектуальными способностями их закончить (требования там предъявляются минимальные). Реальное высшее образование в России это всем известные главные университеты страны, а остальные по своему формату и по духу по сути являются техникумом. Причём тут совершенно не важно учат ли они работать руками или же головой, программистов внезапно в техникумах тоже учат. >ВО в любом случае даёт больше развития Не в любом. Это ошибочное представление. Как в общем выше я объяснил.1
  • Евгенияuser2905061, я была бы счастлива под руководством человека, который получил полноценное образование по специальности менеджмент, и который хотя бы курс психологии и управления персоналом прослушал. Ни одного руководителя в моей жизни не было с таким образованием, народ от такого некомпетентного начальства разбегался. Это отдельное умение найти подход к людям и создать рабочую атмосферу, этому учатся.8
  • ЕвгенияЖду, второе высшее у нас платное. У людей нет денег сменить профессию. В 17 лет это по сути подросток, а его на всю жизнь прибили одной специальностью, а если родители кредиты брали на это обучение, то просто выбора нет. После курсов не берут на работу, проверяла, так что в другую профессию не перейти. Все работодатели хотят, чтобы в основе было 5 лет учёбы в вузе. Ну нет работы по моей специальности, мне что повеситься? Остальные так же живут. Куда взяли, там и работают.6
  • ОдуВАННикита, не поверите, 20 лет назад было тоже самое7
  • Дмитрий ДенисовHellosamurai, да сейчас итак бюджетных мест очень мало, могу лишь согласиться добавить их на релевантные вакансии, которые требуются стране, учителя например10
  • AdorikНакину, не всем нужны кандидаты наук в качестве руководителей. Но, уровень образования является "красным флагом" в вопросе кадровой политики.1
  • Lori LeiHellosamurai, ну если вы исследовали все вузы страны и сравнили их с техникумами, то, конечно, не мне с вами спорить) я сужу по вузам и техникумам своего региона, т.к. в своё время знакомые и бывшие одноклассники много рассказывали про свою учёбу. Так вот, в данном случае, это было небо и земля. Начиная с того, что весь сброд тёк именно в техникумы. Про интелеллектуальные способности - может, вытянут и середнячков, но способных учеников всегда видно, и они не остаются незамеченными руководством и при желании могут получить буст - предлагают участие в проектах, грантах, работу на кафедре и т.д. плюс, можно теснее заобщаться с преподавателем и обращаться периодически за какой-нибудь доп.информацией, будь то разъяснения или литература6
  • John DoryНикита, то ли еще будет! В Индии джуниоры год работают бесплатно, а не которые еще и приплачивают за возможность практики. Я бога благодарю за то, что русский язык такой сложный для иностранцев, за кирилицу и за то, что с английским в РФ не проживешь. Представляете что бы было, если бы эта толпа "ц Ганга" хлынула в Россию? А уже слышал есть идеи завести эту братву10
  • Юлия ПестоваHellosamurai, да, только мир все эти 17 лет, пока ребёнок растёт, не стоит на месте, а меняется быстрее, чем когда либо. Не всем везёт так, что их детский интерес удачно совпал с востребованностью на рынке труда.9
  • Vadim KurbyHellosamurai, ... Почему государство должно думать за студентов? Государство должно предоставлять возможность. А думать каждый человек должен сам за себя. Иначе это называется иждивенчество.8
  • Liquid Snake"менеджмент, историки, журналисты". Извините, а на что они рассчитывают? Уже лет так 15 точно все говорят, что гуманитарии никому не нужны, что будут проблемы с работой, но всё равно все упорно толпами идут на эти специальности. Сколько моих знакомых, кто отучились на конкретные профессии с четкими науками в основе: разные сорта технарей, программисты, химики, врачи - все без проблем нашли работу после выпуска, ещё и выбирали работодателя, а вот всякие "менеджеры по связям с общественностью" действительно вынуждены перебиваться чем придется. Мне кажется проблема в том, что в школах абсолютно не умеют преподавать точные науки, от чего многим школьникам кажется, что это очень сложно и непонятно, в итоге они выбирают простые по их мнению гуманитарные предметы, а затем идут куда придется, в лучшем случае клерками, в худшем на работу, где и образование не нужно было. И получаем мы толпы людей с бесполезным высшим образованием, которые сами своим существованием обесценивают свое же образование -парадокс.18
  • Валерий КарелинНакину, А без вышки руководящую должность точно не дадут, особенно в бюджете.1
  • HellosamuraiVadim, так оно и так предоставляет, но нет. Опять недовольны.2
  • МаксимНакину, вуз тоже должен что-то делать, мозгами шевелить0
  • МаксимHellosamurai, есть хотели нашли бы сразу и всех Россиян устроили, а они Мигрантов берут, вот тех да берут0
  • МаксимHellosamurai, а чем техникум плох, есть ещё ПТУ это ещё ниже уровень0
  • Накину худиМаксим, вуз должен предоставлять образовательные услуги. Если дело дошло до выдачи диплома - обязательство выполнено. Что еще должен ВУЗ?6
  • СветланаА меня бесит, что студенты сейчас бегут работать вместо того, чтобы учиться. А потом покупают задачи, курсовые, зачеты. Причем работают на вайлдберисах, бургеркигах, а не по специальности.9
  • ОлегДмитрий, Если бы бюджетных мест было действительно мало, то проходного балла в районе 200, за три экзамена нигде бы не было, но увы...6
  • HellosamuraiМаксим, вуз это не кузница кадров, его цель предоставить студенту соответствующую среду для реализации своего интеллектуального потенциала. А уж куда данный потенциал приложить - в науку, в бизнес, или, например, в государственный сектор вопрос для образовательного учреждения совершенно третьего значения по значимости, это всегда остаётся за самим студентом и его родителями, если разумеется для них это важно.0
  • Dmitry FominОлег, далеко не везде проходной балл в районе 200, где-то и 300 мало.1
  • Алексей ЛончаковДмитрий, если учителя требуются, то им подняли бы зарплату. Репетиторы, вон не жалуются, они востребованы.0
  • Алексей ЛончаковДмитрий, если учителя требуются, то им подняли бы зарплату. Репетиторы, вон не жалуются, они востребованы.0
  • Алексей ЛончаковДмитрий, если учителя требуются, то им подняли бы зарплату. Репетиторы, вон не жалуются, они востребованы.0
Сообщество