В России теперь можно отказаться от смс-рассылок. Как это сделать и о каких проблемах стоит помнить

В России заработала новая мера, направленная на борьбу с кибермошенничеством.
С 1 августа 2025 года сотовые операторы обязаны прекращать доставку смс-рассылок по заявлению абонента. В Минцифры считают, что массовые рассылки сообщений часто применяют для навязывания ненужных услуг или мошенничества.
Вы узнаете
Что случилось
1 августа 2025 года вступила в силу поправка к закону «О связи», которая дает право абоненту сотовой связи отказаться от получения рассылок. Как объясняет Минцифры, оператор обязан прекратить доставку сообщений на следующий день после получения заявления.
В документе не уточняют характер рассылок: при получении заявления оператор фактически обязан остановить доставку любых смс-сообщений, которые поступают не с номеров обычных абонентов. Есть только несколько исключений — например, рассылки от госуслуг, МЧС и других государственных служб будут приходить в любом случае.
С 1 сентября 2025 года заработает аналогичное право на отказ от массовых обзвонов.
Как отказаться от смс-рассылок
В законе не прописан порядок подачи заявления на отказ от рассылок. В Минцифры пояснили, что заявку можно оформить в салоне связи или через личный кабинет оператора.
МТС запустил бесплатную услугу «Запрет на получение SMS-рассылок». Ее можно подключить в любом регионе России с любым тарифом. Аналогичных опций на сайтах других операторов найти не удалось.
Проще всего обратиться в службу поддержки в приложении или на сайте оператора. Сообщите сотруднику, что хотите отказаться от всех смс-рассылок в соответствии с новым законом.


К чему может привести отказ от смс-рассылок
Закон не уточняет категории сообщений, которые обязаны блокировать операторы. Поэтому они вынуждены отключать любые автоматизированные рассылки — в том числе сообщения от банков и сервисов. Продолжат приходить только рассылки по инициативе органов власти, а еще технические смс — например, о процессе переноса номера к другому оператору.
Это означает, что при отказе от рассылок вы рискуете остаться без доступа к аккаунтам, которые требуют авторизации по смс-коду. В некоторых случаях не получится провести онлайн-оплату — ведь коды подтверждения зачастую тоже приходят через смс. Еще есть риск, что авиакомпания не сможет оперативно уведомить вас о переносе рейса.
Участники телеком-рынка предлагают уточнить в законе или подзаконных актах, что абонент вправе отказаться не просто от массовых рассылок, а от определенных их категорий. В Минцифры пока лишь сообщили, что находятся «в контакте с операторами связи» и следят за внедрением новой функции.
Что делать, если не приходят смс от банка
Если вы самостоятельно отказались от массовых смс-рассылок, перестанут приходить и сообщения от банков — в том числе с кодами для подтверждения оплаты.
В качестве альтернативы таким смс можно настроить пуш-уведомления в мобильном приложении банка. Но здесь есть ограничения. В службе поддержке Т-Банка уточнили:
- Если приложение установлено сразу на нескольких устройствах, коды будут приходить только в смс.
- На устройствах с iOS пуши могут не доходить — такое происходит с аппами, которые Apple убрала из своего магазина приложений. В этом случае банк дублирует все важные сообщения в смс.
Другой важный момент: при оплате через сторонние сервисы код подтверждения может прийти как в пуш-уведомлении, так и в смс. Причем от настроек приложения это не зависит. Например, код для подтверждения при оплате банковской картой покупки на маркетплейсе может прийти как в пуше, так и в смс.
Клиенты Т-Банка могут подключить пуш-уведомления только через службу поддержки — настроить их самостоятельно в приложении нельзя. Клиенты Сбера для настройки пуш-уведомлений могут воспользоваться инструкцией на сайте. В обоих случаях пуши будут работать только на Android — как уже было сказано, на iOS они временно недоступны, а коды подтверждения поступают только в смс.
Если абонент не просил мобильного оператора заблокировать смс-рассылки, сам оператор не будет ограничивать их доставку, рассказали в пресс-службе Т-Банка. А если сообщения все же перестали приходить, сначала стоит уточнить у оператора, все ли в порядке со связью: возможно, причина именно в этом.
В случае если проблема в самом устройстве, стоит сделать следующее:
- Перезагрузить смартфон.
- Проверить, не попал ли номер банка в черные списки или спам-фильтры устройства.
- Проверить услугу «Черный список» у оператора.
- Удалить сторонние приложения для работы с смс, если такие установлены.
- Если в устройстве несколько сим-карт, убедиться, что активна нужная.
- Попробовать переставить сим-карту в другой телефон — так можно понять, в устройстве проблема или нет.
- Обновить ПО или сбросить устройство до заводских настроек. Последнее — трудозатратный шаг. Чтобы не потерять данные, лучше все делать по инструкции. В Т—Ж есть статьи о том, как сбросить телефон до заводских настроек — для смартфонов на Android и на iOS.
Как еще можно избавиться от смс-спама
Есть несколько менее радикальных способов борьбы с нежелательными смс.
Через оператора. Многие российские операторы и прежде предлагали услуги по фильтрации рекламных сообщений. Но зачастую эти опции стоят денег, и не совсем понятно, насколько качественно они работают. При этом блокируют они не все смс подряд.
Вот несколько примеров:
- «Мегафон» — услуга «SMS-фильтр», стоит 5 ₽ в сутки.
- МТС — бесплатная услуга «Защита от СМС-спама», блокирует сообщения от конкретного отправителя.
- t2 — услуга «SMS-фильтр», стоит 4 ₽ в сутки или 90 ₽ в месяц.
Через настройки смартфона. В Айфоне есть функция фильтрации спам-сообщений. По умолчанию она просто разделяет сообщения от известных и неизвестных отправителей. Но можно подключить внешнюю базу спам-номеров — например, от «Яндекса» или Truecaller.
Расскажу на примере «Яндекса»:
- Установите апп «Яндекса».
- Откройте «Настройки».
- Перейдите в раздел «Приложения» → «Сообщения» → «Неизвестные и спам».
- Активируйте опцию «Фильтрация по отправителю».
- В разделе «Фильтрация текстовых сообщений» выберите «Яндекс».
- Система предупредит, что «Яндекс» сможет читать содержимое сообщений от отправителей, которых нет в вашем списке контактов. Если вы согласны, выберите «Включить».
Большинство смартфонов на Android использует для приема и отправки смс приложение «Google Сообщения». В нем есть встроенный фильтр спама. Чтобы его включить:
- Откройте приложение — с синей иконкой сообщения-облачка.
- Нажмите на свою аватарку вверху справа и перейдите в настройки.
- Выберите «Защита и безопасность» и активируйте опцию «Защита от спама».
В Android используется база спам-номеров от Google, поэтому функция вряд ли хорошо защищает от нежелательных рассылок в российских реалиях.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl