![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/opinion-icon.koh7au.png)
Мнение: торговля на маркетплейсах сильно отличается от наших фантазий
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В те года, когда демотиваторы были в чёрных рамках и на пике популярности, мне попался на глаза один, который запомнился на всю жизнь. Картина: человек в костюме радиационной защиты со счётчиком Гейгера посреди ядерного апокалипсиса. И подпись "война будет сильно отличаться от твоих фантазий".
Я бы, конечно, заменил "война" на "реальность", и, в общем-то, так оно у меня всё время и выходит. В диапазоне от "что за фигня" до "а что, так можно было".
В общем, когда меня с проекта по организации и наладке бизнеса по монтажу электроотопления перетянули (ну или я перетёк, текучка кадров неспроста так называется), перетянули на организацию и наладку продаж через маркетплейсы товаров вновь открытого производства, которые уже лежали на складе.
Честно признавшись себе и компании, что опыт проектирования маркетплейсов и опыт работы на них — не одно и тоже, я взялся за дело и через я уж не помню точно, вроде 2-3 дня, мы запустили Озон и ВБ, через еще три дня -Яндекс. через неделю — сайт. Первые продажи толкали через блогера, потом пошло SEO, то есть почти на автомате.
Оставляя за рамками процесс освоения интерфейсов и чтения соглашений, ибо вопросы чисто технические, хочу просто описать концептуальные трудности, с которыми столкнулся, ведя 3 маркетплейса, на каждом из которых было по 2-3 позиции продукции нашего мини-завода:
В первую очередь, разные интерфейсы. Только привык к одной форме отчёта в Озон — вот тебе другая в ВБ. Третья сами знаете где, в Яндексе.Во вторую — комиссии. Калькуляторы появились не сразу, и то, как формируется итоговая стоимость для клиента на маркетплейсе кажется магией.
Причём на одном из маркетплейсов комиссия 20% от цены — это 30 рублей от 100, а на втором — цифра другая, потому что принцип начисления похож на принцип исчисления налогов. На на третьем, сами знаете, каком — как на первом. По нашему, по советски.
В третью — ну опять отчёты, но теперь даже не о продажах, а о платной рекламе. Охваты, клики и т.п. Возможно, тут сказалась моя жадность до цифр, но их бесконечное количество, и всё в разных форматах и формах, заставляло вести отдельную табличку почти вручную. У меня была похожая ситуация и раньше, не проработанная, когда неумение программировать на уровне "данные в табличку по API" превращает труд в ад.
А как было в начале-то? А в начале-то я думал, что вот создам карточки, вот отправлю товары на склад, вот денежки с продаж польются, набъём карманчики и наймём секретаршу.
В итоге получился, как у Форда в его речи, самый обычный труд. Ладно, труд эпизодический, служба почти безсменная. В итоге я конечно понял, что курсы по маркетплейсам стоят своих денег. И очень хорошо, что я их не купил, потому что, знай я, сколько будет операционки и креатива (а я ну вот не креативщик совсем, изобрести ок, созидать — не любитель), может и не взялся бы.
Самый мой, пожалуй, главный вывод — руководитель отдела продаж должен приходить в компанию со своим планом продаж, а не с программой действий. И, блин, с командой.
Понятно дело, что мы выводили на рынок абсолютную новинку, и кто мог знать, как отреагирует рынок. Рынок, кстати, в итоге отреагировал положительно и подтвердил жизнеспособность идеи. Но мне всё равно стыдно за свою самонадеянность и уверенность в программе действий. А с другой стороны, столько всего сделали, прогресс налицо.
Вот и непонятно. То ли хорошо быть запрограммированным на успех, то ли лучше вооружаться навыками и связями заранее, то ли выбирать игры, в которые уже играл и противников, которых уже бил и призы, которые брал. Вроде напрашивается "всего по мере надобности". На том и порешили.