
Как получить водительские права в Турции
Первое водительское удостоверение категории B я получила в Турции.
До 30 лет я никогда не водила автомобиль. В 16 пару раз на машине друга училась ее заводить, нажимать на сцепление и проезжать хотя бы пару метров. Получалось неплохо, но не воспринимаю это как серьезный опыт — я не продолжила учиться и проезжать значимые расстояния. Первое водительское удостоверение получила в 2022 году в Турции, где живу девять лет. А второе — там же, но спустя полгода. В статье расскажу, как проходило обучение, сколько оно стоило и почему пришлось учиться дважды.
Вы узнаете
- Как выбрать автошколу
- Какие нужны документы
- Как проходило обучение
- Как сдать теоретический экзамен
- Как сдать практический экзамен
- Как получить водительское удостоверение
- Как и зачем я училась во второй раз
- Какой транспорт можно водить
- Где действуют турецкие водительские права
- Сколько стоило обучение
- Плюсы и минусы получения водительских прав в Турции
Как выбрать автошколу
Чтобы получить водительские права в Турции, нужно:
- Записаться в автошколу, одобренную Министерством национального образования.
- Сдать теоретический экзамен.
- Пройти практические уроки.
- Сдать экзамен по вождению.
Автошкол много, особенно в крупных городах. Я живу в небольшой деревне в провинции Анталья и в нашем райцентре нашла три автошколы. Свою выбрала по рекомендациям местных ребят. Сходила в школу, поговорила с директором, обсудила условия и решила, что запишусь к ним. Цены не сравнивала: все говорили, что для новых учеников они одинаковые, а обучение — стандартное.
Когда записывалась в автошколу, выбрала автоматическую коробку передач: думала, если буду учиться на механике, смогу водить только такие машины. Позже поняла, что ошиблась.
В больших городах можно найти русскоязычных инструкторов — при автошколах или частников. Но в моем районе автошколы только на турецком. Тогда я уже говорила на нем, хотя и не очень свободно. При этом теоретический экзамен доступен онлайн на русском языке — я выбрала такой вариант.
Какие нужны документы
Получить местные водительские права могут граждане и резиденты Турции с видом на жительство или разрешением на учебу сроком более полугода .
Минимальный возраст, чтобы получить права категории В, — 18 лет. Еще обязательно как минимум начальное образование. Это прописано в официальном положении о правилах дорожного движения — Karayolları Trafik Yönetmeliği.
Для обучения в автошколе иностранцам нужны:
- Оригинал и копия вида на жительство — икамета, — который действует минимум полгода со дня подачи заявления в автошколу.
- Две биометрические фотографии .
- Справки о месте регистрации и об отсутствии судимости.
- Нотариально заверенный перевод на турецкий язык аттестата об образовании.
- Медицинская справка о состоянии здоровья, sağlık raporu.
Вид на жительство у меня был, с запасом по сроку. А фотографии я сделала в фотосалоне, в который хожу за снимками на любые документы. Это стоило 45 TRY .
Справки о месте регистрации и об отсутствии судимости получила быстро и бесплатно на местном электронном портале госуслуг e-devlet. Перевести и заверить аттестат о среднем образовании получилось только в Анталье за 280 TRY . Я не нашла переводчика с турецкого на русский в моем райцентре.
Медицинскую справку о состоянии здоровья мне предложили получить в больнице или у семейного врача, к которому я тогда не была прикреплена. К нему обращаются все жители моей деревни, но он находится в том районе округа, где я редко бываю. Мне неудобно туда ездить, поэтому я обратилась в главный центр семейного здоровья в райцентре: там бываю чаще. Мне предложили попроситься пациентом к одному из врачей в филиале. Так я и сделала, а доктор согласилась прикрепить к себе и за несколько минут оформила нужную для автошколы справку.
Существует положение о медицинских требованиях и осмотрах — их предъявляют к водителям и кандидатам в водители. Там описаны медицинские критерии, с которыми нельзя управлять транспортом: проблемы со зрением, слухом, неврологические и психические расстройства. Меня не обследовали, хотя я давно живу с близорукостью. Врач записала информацию о состоянии здоровья с моих слов.
Как проходило обучение
Обучение в автошколах начинают ежемесячно или по мере набора группы. Я приступила к учебе в апреле 2022 года. В группе не было других иностранцев. Если верить инструктору, раньше в моей школе обучались только местные.
Теория. Мне выдали две книжки — на русском и турецком. Они входят в стоимость обучения. Перевод на русский был далек от идеала: некоторые предложения написаны коряво, их общий смысл приходилось угадывать или смотреть непонятный кусок в оригинале на турецком. Грамматических ошибок много. Особенно сложно было разбираться в технических темах.




В автошколе было десять дней теоретических уроков с 17:00 до 19:00. Они проходили на турецком языке. Хотя я планировала сдавать экзамен на русском, решила посещать эти занятия. Я почти не знала правил дорожного движения для водителя и не хотела заниматься только самостоятельно по русскому учебнику, поэтому курсы оказались кстати.
Занятия иногда можно пропускать. Многие в Турции учились водить еще подростками, поэтому знали ПДД и не приходили на уроки. Кто-то не посещал из-за детей или работы. Обязательно надо быть, только когда на занятия приходят представители турецкого Министерства образования: это нужно для допуска к теоретическому экзамену. Учитель предупреждал об этих днях заранее. Регулярно занятия посещали 10 человек, в дни проверок — 30. Я не пропустила ни одного урока.
Учитель объяснял теорию по турецкому учебнику и давал решать тесты после каждого из четырех разделов, на основе которых формируют вопросы теоретического экзамена:
- Первая помощь.
- Дорожное движение.
- Устройство и обслуживание транспортного средства.
- Культура поведения на дороге.
Экзаменационные билеты формируются случайным образом — некоторые вопросы повторяются из года в год, но появляются и новые. Для тренировки теории я использовала турецкие мобильные приложения Ehliyet и ehliyetCepte. Их ежегодно обновляют и дополняют вопросами прошедшего года.
В процессе подготовки к экзамену я поняла, что правила, термины и объяснения мне проще запоминать на одном языке. Тяжело учиться по русскому учебнику с его плохим переводом и проводить параллели со знаниями, полученными в автошколе на турецком. Но я выбрала русский язык экзамена еще при подаче документов, и это нельзя было изменить.
Пробный тест на турецком проводил преподаватель в конце теоретического курса. Результаты ни на что не влияли. И на пробный, и на настоящий экзамен отводят 45 минут и задают 50 вопросов:
- 23 — о дорожном движении;
- 12 — о первой помощи;
- 9 — по устройству и техническому обслуживанию транспортного средства;
- 6 — о культуре поведения на дороге.
Я ответила правильно на 29 вопросов из 50. Для настоящего экзамена этого было бы мало: нужно ответить правильно минимум на 35 вопросов, потому что проходной балл — 70 из 100, по 2 балла за верный ответ.
После окончания теоретического курса и сдачи экзамена по нему нужно в течение месяца перейти к практике.

Практический курс — 14 академических часов по 40 минут. В моей автошколе занятия проходили по два академических часа подряд. Дополнительные уроки — за отдельную плату.
Вот что рассказывали:
- как автомобиль устроен под капотом, что обязательно должно быть в багажнике;
- как настроить зеркала, сиденье, что означают индикаторы на панели приборов;
- как работать педалями и переключать передачи;
- как запускать двигатель, трогаться с места и останавливаться.
В городе отрабатывали навыки вождения: поворачивали, поднимались в гору, проезжали перекрестки, парковались параллельно и задним ходом, перестраивались и так далее. На последних двух уроках прорабатывали экзаменационный маршрут.
Инструктора мне назначила школа. Я тогда с трудом говорила на турецком, садилась за руль впервые и хотела, чтобы мне все понятно объясняли. Если нужно — несколько раз, без раздражения и перехода на повышенный тон. Мой инструктор оказался именно таким. Он с самого начала заверил, что я смогу научиться водить и сдать экзамен после коротких курсов. Удивительно, но у меня действительно получалось. Практику проводили в райцентре, но больше натаскивали на экзамен, чем учили управлять машиной.
Мы парковались, заезжали на возвышенность под углом и двигались назад на площадках, которые используют все автошколы города. Парковаться и сохранять спокойствие за рулем мне было сложнее всего. Сначала я молча слушала инструктора, но потом начала немного разговаривать и шутить. Считаю, мне с ним повезло. Как-то раз до центра меня везла ученица моей школы с другим инструктором — тот вел себя нервно и грубо, даже позволял себе кричать на нее. Для меня это неприемлемо.
После нескольких уроков я стала замечать, что многие водители нарушают правила: не дают сигнал поворотника, превышают разрешенную скорость, кто-то даже проезжает на красный свет.
Перед экзаменом я хотела взять дополнительные уроки со своим инструктором, но он отговорил: сказал, что у меня достаточно навыков. Если не сдать, будет еще три попытки: перед каждой — обязательные два часа практики, они входят в цену пересдачи.

Как сдать теоретический экзамен
После теории нужно получить в автошколе направление на e-sınav, электронный экзамен, и оплатить его. Есть четыре попытки, чтобы сдать. Мой экзамен проходил в лицее социальных наук — одном из центров, которые утвердило Минобразования. Процесс выглядел так:
- На входе проводили личный досмотр: мужчины досматривали мужчин, женщины — женщин. Обязательно сдают телефон, часы и другие металлические предметы. Воду, ручку и бумагу пронести нельзя.
- Ученики садятся за компьютеры с сенсорным экраном и камерой, которая сверяет лицо с документами. Перед началом теста на экране есть инструкция к нему.
- Ход экзамена контролировали камеры и наблюдатели — списать невозможно. На 50 вопросов отводят 45 минут, но можно закончить раньше, если ответили на все вопросы.
Я не спешила уйти пораньше и закончила тест как раз примерно за 45 минут. Мой экзамен проходил на русском языке, его вопросы составлены без ошибок — понимать их было проще, чем учебник. Мне не пришлось продираться сквозь ошибки и странные грамматические конструкции.
Результаты экзамена показывают не сразу. Они доступны через некоторое время на сайте Министерства национального образования Турции (недоступен из РФ). Я зашла на платформу через два с половиной часа и увидела слово geçti — оно означает, что теорию сдала успешно и могу перейти к практическому обучению и экзамену. Я ответила правильно на 40 вопросов и набрала 80 баллов.

Как сдать практический экзамен
Для начала — приехать вовремя на площадку. Потом дождаться своей очереди, выполнить все элементы экзамена и вернуться на исходную точку. В машине кроме ученика будут три человека:
- Главный экзаменатор, он садится на переднее кресло рядом с водителем-учеником.
- Наблюдатель — сидит сзади.
- Инструктор, который обучал водителя, — тоже на заднем сиденье, за учеником.
Интересный момент — я оказалась знакома с экзаменатором: полгода назад встретила его с семьей на прогулке в лесу. Но я его не узнала, он сам напомнил о той встрече. Я не ждала от него никаких поблажек, и они невозможны: независимый наблюдатель в машине не позволит экзаменатору закрыть глаза на ошибки.
Экзамен длился 35 минут — это максимальное количество времени, которое дают ученику. Сначала я проверила шины и объяснила содержимое под капотом и в багажнике. Затем перешла в салон, настроила зеркала и сиденье, пристегнула ремень. Экзаменатор попросил показать элементы, которые он назвал, и рассказать о приборной панели.
На площадке я заехала на подъем, припарковалась двумя способами и проехала 25 метров задним ходом. После этого выехала в город, резко остановилась по сигналу экзаменатора, правильно выехала обратно на дорогу, проследовала по маршруту экзамена и вернулась на место старта. Я сильно волновалась, но сдала практический экзамен с первой попытки.


Как получить водительское удостоверение
Я отнесла документы о сдаче экзамена из автошколы в управление по делам населения и гражданства в райцентре — Nüfus ve Vatandaşık İşleri Müdürlüğü. Сдала там отпечатки, уплатила нужные сборы в банке. Удостоверение доставляют почтой по адресу регистрации, обычно вручают лично в руки.
Всех, кто впервые получает водительские права, в Турции считают кандидатом в водители в течение двух лет с даты выдачи удостоверения. В это время нельзя допускать грубых нарушений, иначе права аннулируют. Чтобы их вернуть, придется проходить обучение и сдавать экзамены повторно. Также многие прокаты автомобилей отказывают в аренде водителям со стажем менее двух лет.


Как и зачем я училась во второй раз
Я хотела быть готовой в любой момент сесть за руль любого легкового автомобиля, но права только на автомат сильно ограничивали. Поэтому через полгода вернулась в свою автошколу с желанием обучиться управлять машиной на механике.
До учебы в автошколе я думала, что для каждой коробки передач свой курс, а выучившись на механику, не смогу управлять машиной с автоматом. От инструктора узнала, что ошибалась, но сменить курс уже в процессе было нельзя. Большинство в автошколе учились на машинах с механической коробкой передач — это я заметила, когда сдавала практический экзамен. Директор школы признался, что в первый свой визит я так настойчиво выразила желание обучаться именно на автомате, что переубеждать меня он не решился.
Как училась. Чтобы получить права, с которыми можно управлять машинами на механике, мне требовались только практические занятия и экзамен.
За рулем я чувствовала себя уже более уверенно, но управление механической коробкой передач давалось с трудом: иногда двигатель глох при остановке на светофорах и при подъеме в гору. На экзамене такую ошибку можно допустить только раз. Если двигатель глохнет дважды — экзамен завален.
Переучиться оказалось дороже, чем проходить курс с нуля: 3000 TRY . Причина — в экономической ситуации в Турции: в последние несколько лет здесь постоянно растут цены.
Как сдавала экзамен. В декабре 2023 года стоимость экзамена оставалась прежней: 160 TRY . За день до экзамена я взяла дополнительный академический час с инструктором за 300 TRY — для большей уверенности.
Экзаменатор и наблюдатель были другие. Я сильно волновалась: не назвала пару знакомых и выученных слов, когда спросили про панель приборов в салоне, а потом замешкалась с включением поворотника перед парковкой. Еще чуть-чуть — и было бы поздно его включать. Это засчитали бы за ошибку и остановили экзамен.
На экзамене с механикой оказалось проще, чем я представляла: на подъеме двигатель не заглох, я выполнила все маневры на площадке и выехала в город. Но волнение не уходило. По заданию экзаменатора я резко затормозила на обочине, вернулась на дорогу, но забыла включить левый поворотник. Это грубая ошибка — она в красной категории, поэтому мне сказали «kaldı» — экзамен не пройден, нужно остановить машину и уступить руль инструктору.
Расстроилась, что придется тратить время на пересдачу. С механикой справилась, но допустила досадную ошибку с поворотником, хотя я уже ездила по дорогам на арендованной машине — везде включала поворотники и замечала, если этого не делали другие.
До пересдачи у меня были два обязательных урока, которые имитируют экзамен, — их цена входит в стоимость. За пару дней до экзамена я оплатила еще один академический час у своего инструктора — 300 TRY .
Повторный экзамен. В январе 2023 года заплатила 700 TRY . На пересдаче не смогла заехать на подъем с первой попытки: двигатель заглох. Это была ошибка из желтой категории, поэтому экзамен продолжился. Остальные маневры на площадке и в городе я выполнила без проблем и успешно сдала экзамен.
В моем первом удостоверении была отметка, что я могу водить машины только с автоматической коробкой передач. Теперь мне предстояло его заменить. В автошколе направили уплатить в банке госпошлину и сбор за новое удостоверение. Но в управлении по делам населения и гражданства сказали, что в моем случае уплачивают только сбор за новое удостоверение — 769 TRY . Деньги, которые я зря заплатила за госпошлину, мне вернули в банке.


Какой транспорт можно водить
Когда в турецких водительских правах открыта категория B, можно управлять транспортом таких категорий:
- B — легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 т и с числом пассажиров не больше восьми.
- B1 — квадроциклы и легкие четырехколесные транспортные средства.
- F — тракторы, включая колесные и гусеничные.
- M — мопеды и скутеры с объемом двигателя до 50 см³ или электродвигателем мощностью до 4 кВт с максимальной скоростью до 45 км/ч.
Мои водительские права действуют до февраля 2033 года и привязаны к идентификационному номеру моего турецкого вида на жительство.
Где действуют турецкие водительские права
За пределами страны я пока нигде не водила, но с помощью удостоверения арендовала машины в Турции и подтверждала личность в паре зарубежных сервисов.
Где можно управлять автомобилем. Турецкие водительские права признают в странах, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении. Например, в Индии, США, Мексике, Канаде и государствах Евросоюза.
Чтобы управлять автомобилем в остальных странах, требуется водительское удостоверение международного образца. Для его оформления обращаются в турецкий автомобильный клуб — Türkiye Turing ve Otomobil Kurumu, TTOK. Нужно подать заявление, предоставить документы и уплатить пошлину — в марте 2025 года общая стоимость оформления МВУ составляла 5805 TRY (11 342 ₽) .
Международное водительское удостоверение действует год.
Я не могу пользоваться турецкими правами в России. С 1 апреля 2025 года иностранные водительские удостоверения граждан России на ее территории считают недействительными. Чтобы сесть за руль, мне придется заменить турецкое удостоверение на российское.
Сколько стоило обучение
Я рада, что не тянула с получением прав: цена обучения постоянно увеличивается. О росте цен в стране я рассказала в статье о минусах Турции.
Какие цены были в 2022 году:
- Курс в автошколе — 2700 TRY.
- Госпошлина и сбор за выдачу удостоверения — 1462 TRY.
- Стоимость практического экзамена — 160 TRY, а последующих пересдач — 300 TRY.
- Теоретический экзамен и его пересдача — 130 TRY.
В мае 2022 года, когда я обучалась на права впервые, курс лиры к рублю был 4 ₽. Общая сумма расходов — 4452 TRY, или 17 000 ₽ по тому курсу. С момента получения первых прав курс лиры к рублю снизился, но сами цены на обучение выросли: к февралю 2023 года я потратила на повторное обучение и экзамены 5229 TRY — примерно 20 000 ₽.
В июле 2025 года цены такие:
- Курс в автошколе — 20 000 TRY (39 079 ₽).
- Госпошлина и сбор за выдачу удостоверения — 7438 TRY (14 533 ₽).
- Стоимость практического экзамена — 1350 TRY (2637 ₽), а последующих пересдач — 3000 TRY (5861 ₽).
- Теоретический экзамен и его пересдача — 900 TRY (1758 ₽).
Минимальная стоимость, если не придется пересдавать, — примерно 30 000 TRY (58 618 ₽). Для Турции и моего региона это приличные деньги. Например, минимальный размер оплаты труда в стране в 2025 году после вычета страховых взносов за счет работодателя — 22 104 TRY (43 190 ₽), а прожиточный минимум для одного человека на апрель 2025 года — 31 142 TRY (60 850 ₽). Есть еще статистика популярного турецкого сайта по поиску работы: согласно ей, средняя зарплата специалистов в Турции — 49 900 TRY (97 502 ₽).
Плюсы и минусы получения водительских прав в Турции
Плюсы:
- Теоретический экзамен можно сдать на разных языках — кроме турецкого есть русский, английский, арабский и другие.
- В больших городах есть возможность найти русскоязычных инструкторов — частных или при автошколах.
- Это довольно быстро: даже если не сдать на права с первого раза, процесс займет два-три месяца.
- Турецкие права признают в странах, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении.
- Для остальных стран можно получить международное водительское удостоверение.
Минусы:
- Теорию ПДД преподают поверхностно — в автошколах объясняют кратко и быстро, новичкам не всегда удается все понять и запомнить. Придется заниматься дополнительно, чтобы нормально освоить весь материал.
- Приложения для тренировки теории есть только на турецком языке, поэтому готовиться к сдаче экзамена на русском сложнее.
- Практика недолгая, в основном — маневры для экзамена. Управлять машиной в сложных ситуациях не учат.
- Для практического обучения и экзамена нужен хотя бы базовый турецкий язык.
Все важное про эмиграцию и релокацию — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе: @t_emigration