Какие выводы из увольнения я сделала как специалист по связям с общественностью
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Предыстория и моя позиция
В большей степени я работаю на проектах. Делаю я это не потому что мне нравится не иметь стабильной работы или я мечтаю быть предпринимателем и не думаю о карьере. Мне приходится вести свою деятельность таким образом из-за того, что найти комфортную работу по найму оказалось практически невозможно.
То зарплата, едва-едва покрывающая проезд до офиса и еду, то не хотят оформлять по трудовой книжке. А работать в минус или тратить силы и время без гарантированных выплат меня, знаете ли, не привлекает.
О Сообщнике Про
Пиар-специалист из Санкт-Петербурга. Имею опыт создания эйчар-бренда и практику в маркетинге, ивенте и рекламе.
Недавно я предприняла очередную попытку пришвартоваться в компании. И она не увенчалась успехом. Спустя менее, чем 2,5 недели, меня попросили уволиться.
Какова была моя реакция
Я могла бы долго рассуждать, что со мной не так, что я плохой специалист, не нужный рынку. Последнее, как бы это не было печально, почти правда (в плане найма на постоянной основе в условиях страшной экономии бизнеса). Однако я подошла к этой ситуации со стороны своей профессии.
Я провела аудит внешних и внутренних коммуникаций работодателя, который включал:
- Анализ отзывов;
- Анализ вакансий;
- Опрос сотрудников;
- Часть профайлинга;
- Оценку имиджа руководителя;
- Анализ информации, полученной от партнёров;
- Анализ каналов и способов коммуникаций в компании;
- Постановку и проверку гипотезы для налаживания связей.
Какие выводы я сделала
1) В компании отсутствует HR-бренд. Эффективность бренда работодателя и главные показатели его силы, такие как процент удержания сотрудников и уровень текучести, во многом зависят от руководящего состава. Даже если владелец не занимается позиционированием личного бренда на внешнюю аудиторию, для внутренней всегда складывается определённый образ. Иначе бы не существовало в отношении работы устойчивых выражений «начальник — зверь», «рыба гниёт с головы» и тому подобных. Это не оскорбления, а про упущения в менеджменте.
2) В компании полный дисконнект во внутренних коммуникациях, отсюда вытекают сложности с транслированием их позиции на внешнюю аудиторию.
На собеседовании и первых этапах онбординга мне говорили одно, а потом выяснилось, что у собственника другие цели.
3) Человек, под шефствованием которого я начала работу, играл в игру «догадайся, что у меня в голове», не торопился с передачей моих отчётов выше. Это такой психотип.
Не было прямой коммуникации, в связи с этим у них в команде нет понимания даже друг друга (а также пиара). Открытый диалог полезен в любых отношениях, деловых в то числе, чтобы они превратились в продуктивные взаимоотношения.
4) Из-за отсутствия HR-бренда и незнания истинных функций пиара у них нет целостного запроса, нет виденья как прийти через пиар-инструменты к тому, что уже намечено. При этом не дают свободу действий, которая так важна PR-специалисту, ведь многие вещи нужно решать мгновенно, а не дожидаясь согласований неделями (опять-таки сказывается отсутствие прямого контакта).
Пиар — это про беспрерывное управление вниманием и присутствие в инфополе, а не про разовые маркетинговые/рекламные акции. Те, что по сезону и исполнение можно отложить. Ты либо бьёшь в десяточку вовремя, либо пролетел как фанера над Парижем.
Рекомендации
Как избегать таких ситуаций бизнесу, то есть сократить затраты на найм и адаптацию:
1) Первым делом плотно и упорно поработать над налаживанием внутренних коммуникаций. HR-менеджер должен понимать, кого именно и под какие задачи от него хотят получить. Также ему следует чётко транслировать миссию и рассказывать о потребностях, которые кандидату предстоит закрыть. А перед этим необходимо определить, какой эффект вам нужен, а не перечень способов, какими этого будет достигать нанимаемый работник. Не забывать контролировать процесс введения в должность, запрашивать отчёты о проделанной работе и у ответственного лица, и у самого новенького.
2) Не зацикливаться на одной модели и копировании стратегий других. Не навязывать своё виденье и поведение эксперту, которого пригласили к сотрудничеству. Тогда зачем вам кого-то нанимать, если вы сами всё знаете и умеете? Экспериментировать с привлечением разных специалистов, если сразу не понимаете, кто точно выведет вас в ТОП. Оставаться честными перед кандидатами, не скрывать, что вы тестируете, а не заверять о сотрудничестве на долгий срок. Подключать аутсорсинг, если поняли, кто поможет, но хотите сэкономить бюджет.
3) Работать над брендом работодателя как над Брендом (ценностью!), а не только постить видосики с сотрудниками. Брендинг включает в себя проведение полноценных исследований и разработку целых стратегий продвижения, а не одного лишь контент-плана. Видео в соцсетях не исправят изъяны в системе бренда работодателя. Вы не создадите настоящую ценность, а значит, потратите ресурсы впустую.
Как не оказаться в такой ситуации, если вы ищите надёжное место работы и боитесь не получить заработанные деньги:
- Понять, что никто не защищëн от подобных ситуаций и хуже. Но подготовка и знание своих прав помогут снизить риски и минимизировать потери.
- Уметь отстаивать свои законные интересы и права. Не соглашаться работать без официального оформления, чтобы не остаться без оплаты труда. Не бояться показаться напористым — всегда задавать уточняющие вопросы, досконально выяснять точку зрения руководителя и коллег, их запросы, чтобы приходить к взаимопониманию и выстраивать в дальнейшем действенные планы, стратегии и по итогу выдавать ожидаемый результат.
- Проверять работодателя на вшивость по всем статьям. Изначально делать скрининг в интернете, после проводить опросы на работе. Например, я увидела один негативный отзыв от бывшего сотрудника, а позже узнала о текучести кадров на своей позиции. Помимо коллег, ещё и от партнёров в ходе знакомства.
Для чего я провела коммуникационный аудит работодателя? Ну а зачем мне зазря сомневаться в себе, когда компания выставляет одну вакансию (на которую взяли меня), а потом убирает её и размещает совершенно другую? Отличающуюся и по названию, и содержащую в описании совсем другие обязанности. Я прекрасный, квалифицированный PR-специалист с достаточным опытом для правильной диагностики и исправления проблем в публичных отношениях. Об этом свидетельствуют мои предыдущие кейсы: HR-брендинг, продвижение личных брендов и другие.
Цените себя и людей вокруг. Устанавливайте человеческие связи. Желаю своим читателям удачи в поиске хорошей работы и процветания бизнеса.