
Почему малому бизнесу обязательно нужны бэкапы: 4 убедительных доказательства
Современный бизнес сильно зависит от данных. Но им угрожает буквально что угодно — от хакеров до случайного нажатия кнопки «Удалить».
Малый бизнес и индивидуальные предприниматели беспокоятся за сохранность данных, но не всегда принимают меры по их защите. Это приводит к утере важных документов и проектов, простоям в работе, а иногда и к закрытию. От большей части рисков защищают программы для резервного копирования данных. Современные решения просты в установке и использовании, да еще и дают дополнительные полезные функции.
Разберем на примере нового сервиса «Кибер Бэкап Малый Бизнес» от компании «Киберпротект».
Наши доказательства, почему нужны бэкапы
Потерять данные легче, чем кажется
Согласно статистике аналитического центра НАФИ, около половины всех инцидентов с потерей данных случается не по вине хакеров, кибератак и диверсий. А происходит все по довольно прозаичным причинам, столкнуться с которыми может каждый. Для удобства разделю их на два больших направления.
Фактор оборудования. В малом бизнесе обычно задействуют не очень много рабочих устройств, от одного до нескольких компьютеров. Оттого критичнее ситуации, когда оборудование по тем или иным причинам выходит из строя. Если все данные хранятся на одном компьютере начальника, любой форс-мажор приведет к проблемам.
Вот что может произойти:
- Поломки и сбои: неожиданно выключившийся компьютер, программная ошибка, баг Windows, падение ИТ-системы — звучит не так страшно, как хакеры и вирусы, но это самая частая причина потери данных. И что еще опаснее, это может произойти буквально в любой момент.
- Износ носителей: исследователи компании Backblaze утверждают, что HDD-диски, которыми пользуется большинство, становятся все менее надежными. С каждым годом повышается процент отказа устройств, то есть они выходят из строя по естественным причинам.
- Внешние условия: отключения электричества и интернета, пожары, высокая и низкие температуры — на самом деле все это тоже может привести к потере важных данных.
Человеческий фактор остается одной из главных причин потери данных. Во время опроса организации Harris Poll почти 75% американцев признались, что хотя бы раз по случайности удаляли важные файлы с компьютера. И с каждым годом статистика подобных инцидентов растет.
Один из самых известных случаев утери данных произошел в анимационной студии Pixar. Во время рутинной очистки хранилища сотрудник случайно удалил 90% наработок мультфильма «История игрушек 2». Почти 12 часов команда проекта была уверена, что все пропало. Студию спасла случайность: в это же время сотрудница Галин Зусман работала из дома после рождения ребенка. И у нее стояла бэкап-программа, которая раз в неделю дублировала наработки «Истории игрушек» на ее компьютер. Так проект удалось спасти.

Как помогает «Кибер Бэкап Малый Бизнес»
У программы есть сразу несколько полезных функций, которые сводят риски потери данных к минимуму. Расскажу про некоторые из них:
- Поддержка до 10 устройств идеально укладывается в потребности малого бизнеса. Не получится ситуаций, что один компьютер защитили, а неполадки другого все равно все сломали.
- Гибкие настройки резервного копирования: можно сделать бэкап вообще всего или же сконцентрироваться на конкретных папках и файлах, чтобы сэкономить время и место.
- Клонирование системного диска позволяет создать точную копию ОС прямо во время ее работы без загрузочного носителя и перезагрузки.
- Экспериментальный режим дает возможность выполнять любые потенциально опасные операции, не беспокоясь о том, что они могут привести к потере данных. Например, изменять системные настройки, открывать присланные по почте файлы и устанавливать незнакомые приложения. Это снижает роль человеческого фактора в работе.
Есть две лицензии программы — стандартная и расширенная. «Кибер Бэкап Малый Бизнес» предлагает 30 дней бесплатной подписки на безлимитное количество устройств и 1 ТБ облачного хранилища.
Бэкап — это не сложно
Один из мифов вокруг бэкапов гласит, что это какая-то мудреная система, которую не на каждом устройстве запустишь, а для настройки нужен полноценный ИТ-специалист, которого в штате малого бизнеса часто нет.
Но в этом компоненте бэкап-сервисы уже давно стали очень удобны для предпринимателей. Они работают по принципу «настроил и забыл» — достаточно один раз выделить время и задать нужные параметры, чтобы потом обезопасить себя. Хорошая бэкап-программа не достает уведомлениями или просьбами что-то посмотреть. Обычно она просто работает на фоне и проявляет себя только в случае необходимости.
Правда, есть компании и предприниматели, которые прибегали к бэкапам, но не превратили это в надежную систему. Например, согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 62% респондентов хотя бы раз делали резервную копию важных файлов. Но только 13% опрошенных превратили это в еженедельную привычку. Чаще люди либо обновляли бэкап раз в несколько месяцев, либо забывали про него вообще.
Конечно, даже старая копия — лучше, чем ничего. Но для бизнеса особенно важна регулярность, чтобы не потерять данные новых клиентов, отчетности или другие важные вещи. Поэтому особенную популярность получили бэкап-системы, которые автоматизируют весь процесс. Это тоже входит в набор услуг «настроил и забыл».
Еще один вопрос тех, кто озаботился резервными копиями — как составить правильную стратегию? Обычная ситуация, когда владельцы малого бизнеса полагаются либо только на один физический жесткий диск, либо только на облако. Хотя проблемы могут возникнуть и с тем и с другим. Помните ситуацию с Pixar? У компании на самом деле даже был бэкап, но из него не получилось восстановить проект из-за неправильно заданных настроек. И спас студию по сути только запасной бэкап, который был дома у сотрудницы.
Поэтому специалисты часто советуют стратегию «3—2—1». Она подразумевает, что для безопасности у вас должно быть:
- три копии данных, включая основную, с которой вы работаете;
- два разных типа носителей, например жесткий диск и облако;
- одна копия хранится вовне, чтобы избежать случайного или умышленного саботажа, — это может быть отключаемый физический носитель или внешний облачный сервис.
Конечно, это идеальная модель. Но чем ближе вы к ней, тем больше эффект от резервного копирования.
Как помогает «Кибер Бэкап Малый Бизнес»
Программа работает как раз по принципу «настроил и забыл». У сервиса интуитивно понятный интерфейс — задать параметры резервного копирования можно без специальных знаний. Во время установки все функции подробно объясняют, сразу понятно, что стоит себе подключить, а что пропустить. Важный плюс, что решение работает на любом типе устройств с операционной системой Windows.
Возможностей хватает на то, чтобы построить стратегию «3—2—1». Можно сделать бэкап там, где вам удобно: на внешних и внутренних носителях, сетевых хранилищах NAS или FTР-серверах. Также у компании есть собственное защищенное «Кибер Облако», которое отлично подходит для внешней копии. Доступны опции до 5 ТБ в рамках одной лицензии. Если купить несколько лицензий, облачное хранилище можно расширить.
Также можно сразу настроить расписание резервного копирования, чтобы бэкап обновлялся автоматически: один или несколько раз в день, раз в неделю или раз в месяц. Кроме того, есть дополнительные параметры копирования: например, при входе-выходе пользователя или перезагрузке системы. В общем, в любом случае не придется вспоминать самому.
Бэкап — дополнительный уровень защиты от атак
На первый взгляд кажется, что хакерские атаки направлены только на большие корпорации вроде «Гугла» или «Яндекса». Но это совсем не так. Согласно данным компании Qualysec за 2025 год, почти половина всех кибератак затрагивает именно малый бизнес.
Причины две. Во-первых, сотрудники в малом бизнесе обычно несут большую ответственность: у них есть доступы ко всем системам, всем паролям. Стоит взломать или обмануть одного человека, и у злоумышленников появляется почти полный доступ. Во-вторых, небольшие компании обычно не вкладываются в дополнительные уровни киберзащиты и поэтому становятся уязвимыми.
Вот с какими атаками сталкиваются чаще всего.
Фишинг и социальный инженерия. Тут стоит объяснить оба термина. Фишинг — вид мошенничества с похищением данных при помощи поддельных сайтов и ссылок. Например, вам по электронной почте присылают якобы месячный отчет, но в документ зашит вирус. И он похищает с компьютера все важные документы. Или приходит письмо с требованием зарегистрироваться в новом реестре, где нужно в том числе указать данные карты или пароли к важным аккаунтам. А реестра такого никогда и не существовало.
Социальная инженерия преследует схожие цели, но через личное взаимодействие. Сотруднику позвонит якобы представитель проверяющего органа и пригрозит серьезными проверками. Которых, конечно, можно избежать, если заполнить заранее форму и предоставить все данные.
Обе схемы очень серьезные. По данным киберзащитной фирмы Barracuda Networks, сотрудники маленьких компаний сталкиваются с социальной инженерией на 350% чаще, чем сотрудники корпораций.
Вирусы-шифровальщики. Они тем или иным способом попадают на компьютер, запускаются, шифруют все важные файлы и тем самым парализуют работу, а потом злоумышленники требуют вознаграждение за расшифровку. Такие вирусы еще называют вымогателями.
Шифровальщики остаются одной из главных угроз для критической инфраструктуры бизнеса. И под удар могут попасть все. Поворотным стал 2017 год: тогда с разницей в месяц банки, небольшие компании и даже государственные структуры атаковали сначала WannaCry, а затем NotPetya. Совокупный ущерб от вымогателей оценивали в миллиарды долларов. С тех пор каждый год появляются новые шифровальщики — только в 2024 году зафиксировали более пяти тысяч атак.

Причем важно помнить: если заплатить хакерам, еще не факт, что данные останутся в целости и сохранности. Раз у мошенников уже был к ним доступ, документы и файлы могут слить или скомпрометировать. Альтернативный способ разобраться с вирусом — попытаться восстановить данные самостоятельно. И это сценарий, где бэкап поможет выйти из ситуации с минимальными потерями.
Саботаж. Данные могут удалить специально изнутри. Например, сотрудник, с которым вы плохо расстались. Это нередкая ситуация, новости о подобном появляются и в российских СМИ, и в иностранных. Так что своеобразная месть тоже может обернуться потерей файлов и документов.
Как помогает «Кибер Бэкап Малый Бизнес»
Создание бэкапов — обычно первый совет, который дают малому бизнесу для защиты от киберугроз. Его можно найти, например, в официальных правительственных методичках для предпринимателей в США, Великобритании и Австралии.
Важное преимущество программы «Кибер Бэкап Малый Бизнес» — она не только делает резервные копии, но и предоставляет дополнительные возможности для защиты. Например, бэкап можно запаролить, чтобы посторонние не могли получить доступ к вашим данным. Чувствительные и конфиденциальные документы лучше хранить в специальной «Зоне безопасности» — особо защищенном разделе на диске.
Отказ от бэкапов обходится дорого
Еще в 2021 году владельцы малого и среднего бизнеса в России отвечали на опрос антивирусной компании ESET, что информационная безопасность — необязательная статья расходов. 13% опрошенных вообще не увидели смысла в покупке решений для киберзащиты, а 20% ответили, что готовы купить «в случае необходимости».
К сожалению, обычно «в случае необходимости» — это когда инцидент уже произошел. А значит, это позднее решение. В таком случае последствия могут быть серьезными. Например, финансовые. По подсчетам «Лаборатории Касперского», средний ущерб от потери данных у малого бизнеса растет с каждым годом — он уже превысил 120 тысяч долларов.
Но бывает и хуже. Удар хакеров может быть разрушительным для небольших компаний, многие из которых следом закрываются. А утечка данных, то есть когда информация о клиентах просачивается в сеть, влияет на доверие к бизнесу — треть небольших компаний после подобных инцидентов сталкивалась с оттоком.
Даже при относительно благоприятных исходах нужно помнить о времени простоя — так называется период, когда компания восстанавливается после взломов, утечек и других проблем. Потеря данных легко может привести к остановке ключевых бизнес-процессов на длительное время. Простой может обернуться потерей тысяч и даже миллионов рублей. Поэтому важно не только где-то хранить бэкап, но и иметь возможность быстро провести экстренное восстановление.
Как помогает «Кибер Бэкап Малый Бизнес»
Сервис предлагает быстрое и удобное восстановление в случае каких-либо проблем. Можно восстановить всю операционную систему после аварии, целые диски и разделы, а также конкретные папки с файлами.
Также существуют более продвинутые способы спасти данные при непредвиденном сбое: через предварительное создание загрузочного носителя или восстановление при загрузке. Во втором случае «Кибер Бэкап Малый Бизнес» можно использовать для восстановления поврежденных разделов даже в том случае, если операционная система не загружается, а автономной копии на внешнем носителе нет.
Все это увеличивает вероятность, что после форс-мажора данные восстановятся. А заодно сводит к минимуму время простоя.
Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult