«Ведьмак»: что происходит в книгах и в каком порядке их читать

2
«Ведьмак»: что происходит в книгах и в каком порядке их читать
Аватар автора

Елена Нещерет

носит два меча

Страница автора

В апреле на русском языке выходит «Перекресток воронов» — первая за 11 лет книга Анджея Сапковского о Геральте из Ривии.

Это приквел ко всей саге о ведьмаке, начавшейся в 1986 году. За почти 30 лет вышло девять книг, среди которых есть и сборники рассказов, и романы. Кроме того, существуют настольные и видеоигры по мотивам цикла, а также два сериала. Сейчас «Ведьмак» — это медиафраншиза с огромным сообществом фанатов.

В честь выхода новой книги рассказываем, как появился цикл, что в нем происходит и стоит ли читать его в 2025 году.

Как появился цикл и как он устроен

Анджей Сапковский родился в Лодзи в 1948 году, учился в местном университете на экономиста. До изменения политического режима в 1990-х работал специалистом по международной торговле.

В 1986 году его сын, гик-старшеклассник, предложил ему написать что-нибудь в журнал Nowa Fantastyka, где проходил конкурс фантастических рассказов. Сапковский заявил, что нет ничего проще, и воспользовался классическим сказочным сюжетом. Первый рассказ о Геральте из Ривии, получивший название «Ведьмак», был, по сути, мрачным ретеллингом сразу нескольких вариантов сказки о Спящей красавице.

Текст занял на конкурсе третье место, а автора заметила аудитория и команда журнала. Заниматься литературным творчеством дальше Сапковского упросил редактор Nowa Fantastyka, писатель Рафал Земкевич.

Кроме «Ведьмака» Сапковский известен циклом «Сага о Рейневане» — тоже фэнтези, но более приземленным, его действие происходит в нашем мире. Фотография: ActuaLitté
Кроме «Ведьмака» Сапковский известен циклом «Сага о Рейневане» — тоже фэнтези, но более приземленным, его действие происходит в нашем мире. Фотография: ActuaLitté

Когда первые два сборника рассказов о ведьмаке начали хорошо продаваться, Сапковский ушел из торговли в литературу. И вместо отдельных рассказов о стычках Геральта с чудовищами начал продумывать эпическую сагу о ведьмаке и ведьмачке — с глобальным сюжетом и проблемами большой политики.

Серия состоит из трех книг об отдельных похождениях Геральта и еще пяти книг, главными героями которых выступает не только ведьмак, но и его воспитанница Цири и возлюбленная Йеннифер. Изредка мы видим события глазами эпизодических второстепенных персонажей. То есть повествователей в книжной серии больше, чем главных героев.

«Последнее желание», «Меч Предназначения» и «Сезон гроз» — рассказы и роман о буднях профессионального охотника на чудовищ. В одном из интервью Сапковский говорил, что первый рассказ вырос не только из «Вия» и «Спящей красавицы», но и из польской народной сказки о том, как королевну расколдовывает сапожник.

Сапковскому не давала покоя мысль, почему в сказках на всякую потустороннюю жуть постоянно охотятся обычные люди. Автор решил придумать персонажа, который был бы специально обучен защищать людей от монстров. Это настоящий профи, со своим инструментарием, проблемами и особым взглядом на жизнь. Так появился цикл рассказов, постепенно раскрывающих мир, в котором существует ведьмак, — с огромным расовым разнообразием, сложным политическим устройством и достаточно высоким уровнем развития технологий и науки.

Каждый рассказ в «Последнем желании» и «Мече Предназначения» — иллюстрация какой-нибудь неоднозначной этической проблемы. Или даже нескольких проблем. Например, стоит ли спасать от чудовища того, кто с ним водится по своей воле и сознательно идет на определенные риски? Имеет ли чудовище право на любовь? Что такое настоящая жертвенность? Подменить психопатичного правителя, чтобы отчасти исправить вред, который он нанес, — добро или зло?

«Сезон гроз», написанный на 20 лет позже, не выглядит как неловкая ностальгическая попытка вернуться в славное прошлое. Он сильно отличается от первых книг по настроению. В них — при всей базовой жестокости ведьмачьей вселенной — было куда больше оптимизма и любопытства. Монстров необязательно было уничтожать, если существовал шанс расколдовать их или договориться. Не все чужое оказывалось опасным и вредным, у волшебных существ часто появлялись новые возможности для спокойной жизни.

В «Сезоне гроз» куда страшнее монстров оказываются люди — ученые, технологически продвинутые и совершенно безжалостные. Человечество и без ведьмаков отлично умеет уничтожать все, что экономически невыгодно, и монстры — куда меньшая проблема, чем территориальные споры и агрессивная бюрократия.

Еще пять книг — «Кровь эльфов», «Час презрения», «Крещение огнем», «Башня Ласточки» и «Владычицу озера» — читать отдельно друг от друга не получится, потому что в них есть строгая сюжетная последовательность. Ведьмак, по натуре скептик, сталкивается с рядом странных совпадений. Это действует его Предназначение, связанное с древним запутанным пророчеством эльфов.

Геральту приходится взять на воспитание княжну Цириллу, которая осталась сиротой после вторжения империи Нильфгаарда в некогда свободное королевство Цинтра. Цирилла — дитя Старшей Крови, избранная, которая изменит мир. Задача Геральта — дать ей необходимые навыки выживания и сделать так, чтобы девочка не погибла до момента, когда действительно сможет что-то изменить.

Как устроена вселенная «Ведьмака»

Ключевое событие для вселенной «Ведьмака» — это Сопряжение Сфер. Оно произошло примерно за полторы тысячи лет до событий в начале цикла. Сопряжение Сфер — столкновение трех миров: людского, монстров и эльфийского. Поэтому у людей с эльфами разная магия и такие непростые отношения, а у многих монстров вроде гулей или высших вампиров нет своей экологической ниши.

В одной из последних книг эльфийский маг рассказывает Цири, что наследник Старшей Крови нужен для того, чтобы спровоцировать новое Сопряжение и вывести эльфов с захваченной людьми планеты в иную, более дружелюбную реальность.

До переселения в этот мир люди не знали магии. Здесь она стала им доступна, но у этого есть своя цена. Большинство чародеев бесплодны, хотя бывают исключения. Дети с магическими способностями — их называют истоками — могут появиться на свет в любой, даже самой обычной семье.

Чародеи — мастера изменять внешность. Поэтому они выглядят либо молодыми и ослепительно прекрасными, либо пожилыми и авторитетными, с приятной внешностью. Чародеи занимаются наукой и политикой, чаще всего имеют широкую врачебную практику или состоят советниками при королях. Среди простого народа распространено мнение, что все чародеи, как мужчины, так и женщины, невероятно лживы и крайне распутны. На самом деле не все так однозначно.

Что касается ведьмаков, то их создали искусственно, чтобы убивать монстров, которые появились в эпоху Сопряжения Сфер. Скорее всего, один или несколько чародеев разработали схему мутации и главные ведьмачьи эликсиры. А потом что-то произошло, чародеи-основатели исчезли, а ведьмаки остались.

Они могут выращивать особые травы, создавать волшебные медальоны, варить эликсиры и применять их, но изменять порядок тренировок или полностью контролировать прохождение мутаций больше не способны. При этом ведьмаки ревностно хранят секреты и даже близко не подпускают ни одного чародея к своим лабораториям. У всех ведьмаков после мутаций появляется слабая способность к магии, так что они могут пользоваться некоторыми колдовскими знаками. Но применять магию широко и свободно ни один ведьмак не может.

Ведьмачьи крепости живут по своим законам и не подчиняются королям. Вообще, Сапковский сам никогда не составлял политическую карту своего мира, так что перечислять все важнейшие страны нет особого смысла. Но можно сказать об основных опорных точках.

Северные королевства, по которым Геральт скитается в поисках заказов, — это что-то вроде местного Евросоюза с торговыми связями и относительно открытыми границами. Среди Северных королевств можно особенно выделить Цинтру, откуда родом Цири, Ривию, где якобы появился на свет сам ведьмак, и родину местных викингов с кельтами — острова Скеллиге. На них происходит много значимых для цикла событий. Еще есть автономное государство эльфов — Дол Блатанна.

Одна из самых грозных сил мира «Ведьмака» — темная империя Нильфгаард. Она уже прошла исторический поворот от феодализма к абсолютной монархии, поэтому лучше управляется и пугает соседей. Наконец, есть волшебный лес Брокилон, где живут дриады, стреляющие в любого, кто нарушит их границы. Еще упоминается Махакам, где много гномов-краснолюдов, и совсем вскользь — некоторые страны вроде арабских и африканских, например Зеррикания.

Кто есть кто в книгах о ведьмаке

Геральт из Ривии. Ведьмак, странствующий охотник на чудовищ. Окружен домыслами и мифами, часть из которых охотно поддерживает сам. Носит два меча, причем необычным образом: не на поясе, а за спиной. Один меч — из метеоритного железа, другой — посеребренный. К слову, «один для людей, другой для чудовищ» — заблуждение. Оба для монстров, просто каких-то возьмешь только серебром, а против остальных и железо отлично справится.

Геральт принципиально не берется убивать людей по заказу, ссылаясь на ведьмачий кодекс чести. Кодекс — выдумка, а ривийский акцент ведьмак долго тренировал, потому что люди подозрительно относятся к бродягам, а иметь понятное происхождение выгодно для имиджа. Кстати об имидже: у Геральта полностью седые волосы и кошачьи зрачки — результат ведьмачьих мутаций.

Способен к примитивной магии, которая позволяет использовать так называемые ведьмачьи знаки — ограниченный набор волшебных боевых приемов вроде взрыва, щита или кратковременных сонных чар. Устойчив к большинству известных ядов. Аномально быстр и ловок.

Лютик. Менестрель, поэт, ловелас и шпион. Друг главного героя и его постоянный спутник. Большинство баллад и сказаний о Геральте дошло до потомков именно в изложении Лютика. Широко известен и хорошо зарабатывает песнями, хотя и крайне нерегулярно. Благородного происхождения, но свой статус и настоящее имя тщательно и успешно скрывает. Совсем не боец, скорее трусоват, на фоне Геральта выглядит и вовсе жалким. Патологически хвастлив и болтлив.

Йеннифер из Венгерберга. Могущественная чародейка, возлюбленная Геральта, приемная мать и наставница княжны Цириллы. Носит духи с ароматом сирени и крыжовника, признает в одежде только два цвета: черный и белый. Гордая, независимая, крайне вспыльчивая и мстительная, но очень преданная тем, кого считает своими близкими. Как многие чародейки, Йеннифер бесплодна, но не оставляет надежды когда-нибудь родить ребенка. Так что воспитание Цири для нее — исполнение заветной мечты.

Цирилла, княжна Цинтры, Дитя Старшей Крови. Воспитанница Геральта и Йеннифер. Сама себя часто называет ведьмачкой, хотя и не проходила через серию мутаций. Тем не менее обучалась в Каэр Морхене, крепости ведьмаков. Гибкая, ловкая, выносливая, отлично фехтует. Магически одарена, но способности нестабильны. Временами впадает в пророческий транс. Древнее предсказание эльфов указывает на то, что Цири — или ее ребенок — каким-то образом спасет мир.

Эмгыр вар Эмрейс. Император Нильфгаарда, развязавший захватническую войну против объединенных королевств. Его отца обманом лишили трона, а его самого пытали магией. Неудивительно, что, когда Эмгыр вернул себе власть, у чародеев в Нильфгаарде осталось мало привилегий. Это прагматичный и жестокий правитель, но не абсолютное зло. Он хорошо образован и знает пророчество о Цирилле, поэтому ищет ее, чтобы жениться и стать отцом спасителя мира.

Вильгефорц из Роггевеена. Талантливый и хитрый колдун, садист. Долгое время был наемником. Возглавлял отряд чародеев на Содденском холме во время решающей битвы Северных королевств с Нильфгаардом, но позже выяснилось, что сотрудничает с императором Эмгыром. Знает пророчество и хочет получить кровь Цири для магических экспериментов. Имеет несколько тайных лабораторий, где проводит бесчеловечные опыты над девицами.

Лео Бонарт. Охотник за головами, персональный кошмар Цири. Невероятно силен и ловок, может в одиночку одолеть нескольких опасных противников. Явно имеет какие-то личные претензии к ведьмакам, потому что любит хвастаться коллекцией их медальонов. Есть фанатская теория, что Бонарт — изгнанный ведьмак. В пользу этого говорит его невозмутимость, нечеловеческая ловкость и глаза, которые называют рыбьими. К тому же кто может одолеть ведьмака? Только другой ведьмак.

Трисс Меригольд. Чародейка, подруга Йеннифер, одна из самых молодых известных магов. С Геральтом их связывает короткий роман и долгая дружба. Единственная кроме Йеннифер, кого ведьмаки пускают в Каэр Морхен. После битвы у Соддена, где сошлись силы Нильфгаарда и Союза Четырех Королевств, считалась погибшей. После войны долго боролась с приступами паники.

Кагыр Маур Дыффин аэп Кеаллах. Нильфгаардский офицер, которого император Эмгыр послал за Цири. Вывез ее из горящей Цинтры, но потерял в суматохе. Позже присоединился к Геральту и его спутникам, когда те пытались найти Цири и защитить от опасности. Как и Геральт с Йеннифер, видит вещие сны, связанные с Цири и ее Предназначением.

Мария «Мильва» Барринг. Лучница-партизанка из заколдованного леса Брокилон, в котором живут дриады. Помогала раненым эльфам скрываться от дриад, а дриадам — охранять границы священного леса. Присоединилась к отряду Геральта сначала как проводник. Заботливая, преданная, рациональная. Больше всего на свете любит хорошее оружие. Виртуозно стреляет из лука и всегда успешно охотится. Прозвище Мильва ей дали эльфы, оно означает «сокол».

Эмиель Регис. Травник, лекарь, эрудит, высший вампир. Уверяет, что человеческая кровь не нужна вампирам для пропитания и действует на них примерно как на людей крепкий алкоголь. Получается, Регис в юности был пьяницей, но натерпелся стыда и неудобств и дал обет трезвости. Сильно пахнет травами и гонит невероятно удачный дистиллят из мандрагоры. В полнолуние может летать. Присоединился к отряду Геральта скорее из любопытства.

Нэннеке. Жрица в храме богини плодородия. Уговаривает Геральта перестать бежать от судьбы, периодически лечит его после неудачных сражений, некоторое время воспитывала Цири. Мудрая наставница и сильный управленец. Под ее руководством храм остается местом мира и покоя вдали от ужасов войны.

В каком порядке читать книги цикла

Книги о ведьмаке публиковались не в хронологическом порядке — истории из молодости Геральта перемежались с более поздними событиями. Цикл можно читать и так, полная картина все равно сложится. Но если хочется соблюсти строгий хронологический порядок, знакомиться с серией следует так:

  1. «Перекресток воронов», 2024.
  2. «Последнее желание», 1986.
  3. «Сезон гроз», 2013.
  4. «Меч Предназначения», 1992.
  5. «Кровь эльфов», 1994.
  6. «Час презрения», 1995.
  7. «Крещение огнем», 1996.
  8. «Башня Ласточки», 1997.
  9. «Владычица озера», 1998.

Есть еще рассказ «Дорога без возврата» — о матери Геральта и одном из ее возлюбленных, но Сапковский утверждает, что это не история знакомства родителей ведьмака. А «Что-то кончается, что-то начинается» — шуточная альтернативная концовка саги. Сапковский отрицает ее прямую связь с серией и настаивает, что это просто шутка, поздравительная открытка для фанатов. Но их читать не обязательно, а если захочется — можно когда угодно, в любом порядке.

Что происходит в книгах о ведьмаке

Сначала серия о ведьмаке представляла собой отдельные приключения Геральта, где каждый эпизод был связан с каким-нибудь популярным сказочным мотивом, раскрывающимся с неожиданной стороны. За этим авторским ироничным переосмыслением знакомых сюжетных ходов часто виднеются вечные этические дилеммы.

При этом рассказы работают на раскрытие выдуманного мира. С середины цикла это уже не отдельные сценки, связанные сквозными персонажами, а многоуровневое эпическое фэнтези в мрачном сеттинге, с черным юмором и серой моралью.

Последнее желание

Сюжет. Книга начинается со сказки о Спящей красавице, оказавшейся упырем. Вскоре автор переворачивает с ног на голову сюжет о Красавице и Чудовище и затем рассказывает о Белоснежке как о типичной героине феодальных войн, которая вовремя взяла судьбу в свои руки. Потом подбрасывает общий почти для всех народов мира элемент — «отдай мне то, чего дома не знаешь», и здесь читателя ждет часть предыстории Цири.

Ее отец, Дани из Мехта, также известный как Йож из Эрленвальда, в молодости был заколдован и выглядел как человек только ночью, а днем был чудищем с головой ежа. Геральт помог ему воссоединиться с возлюбленной, княжной Цинтры Паветтой, и таким образом снял проклятье. За это Паветта и Дани пообещали ведьмаку еще не рожденного первенца. Все почему-то думали, что родится мальчик.

Но время для глобального сюжета еще не пришло, так что следующий рассказ одновременно представляет читателю Лютика, обрисовывает взаимоотношения людей и эльфов, которые в этом мире очень злобные и совсем не мудрые, и, наконец, обыгрывает сразу несколько сказок о чертях. Последний рассказ — о коварстве джиннов, и в нем мы впервые встречаем Йеннифер.

Какой получилась книга. Язвительной, щедрой на парадоксы. Кстати, не совсем верно считать, что «Ведьмак» построен исключительно на славянской мифологии. Сапковский действительно брал за основу и польские, и русские народные сказки, но автору явно интереснее общие мотивы, чем колоритные частности. Поэтому со славянским фольклором отлично соседствуют элементы из сказок братьев Гримм и фрагменты из «Тысячи и одной ночи».

Сезон гроз

Сюжет. Геральта заносит в маленькое приморское королевство Керак. Здесь у него крадут мечи, а самого едва не отправляют за решетку по подозрению в финансовых махинациях. Герой пытается вернуть оружие и по уши вязнет в местных интригах.

Здесь тоже есть отголоски известного мотива, но не сказочного, а из романтической литературы. Речь о «Франкенштейне». Маги создают чудовищ — и вовсе не с благородными научными целями. А еще в романе есть большой оммаж Виктору Пелевину и ряд отсылок конкретно к «Священной книге оборотня».

Какой получилась книга. Грустной, но с проблеском надежды. Да, ремесло ведьмака уходит в прошлое — и вместе с этим как будто бы делаются старомодными честь и милосердие. Но ближе к финалу становится понятно, что порядочные люди все-таки остались, и более того — даже порядочные лисы-оборотни существуют.

Меч Предназначения

Сюжет. Однажды хитрый сапожник накормил дракона овцой, напичканной ядом, и огнедышащий змей полетел умирать. Его отправляются добивать целым войском — от короля до чародеев и авантюристов. Но что, если дракон не один? В большом городе пытается спрятаться и жить тихой жизнью перепуганное и всем чужое существо. А в другом тексте сирена влюбляется в местного князя.

В общем, это сборник рассказов о связях — всех существ мира друг с другом, Геральта с близкими, а также судеб отдельных персонажей с глобальной историей. Можно сказать, что здесь раскрывается ведьмачья вселенная как экосистема.

Какой получилась книга. Это снова сборник рассказов, но здесь сказочные мотивы спрятаны немного глубже, чем в первой книге цикла. В центре внимания находятся взаимоотношения Геральта с близкими, а еще тут сильнее чувствуется, что скоро все станет более масштабно.

Кровь эльфов

Сюжет. Цири встретилась с Геральтом и потихоньку растет и учится сначала в Каэр Морхене, потом в храме у Нэннеке. А тем временем девочку пытаются найти и нильфгаардцы, и короли Севера, и даже эльфы. Параллельно ведьмаки, Трисс и Йеннифер пытаются выяснить, что же такое Цири и как ее правильно воспитывать.

Какой получилась книга. Сложной. После коротких задорных рассказов, где было по три-четыре действующих лица, читателя швыряют в толпу политиков, шпионов и колдунов. И попробуй удержи всех этих персонажей в голове, даже если часть из них на самом деле уже знакома. Изменение авторского подхода не прошло бесследно: большая история раскручивается медленно.

Час презрения

Сюжет. Колдуны передрались, Нильфгаард опять напал, Цири с Геральтом сначала лихорадочно бегают, потом дерутся, потом снова бегают, потом приходят в себя очень побитые и в разных концах мира. А Йеннифер вообще бесследно исчезает.

Все герои в растерянности и на пределе сил. В довершение бед Цири, разуверившись во всем, связывается с дурной компанией.

Какой получилась книга. Мрачной. Здесь столько поражений и неудач, что становится ясно: вот дно, от которого героям еще только предстоит оттолкнуться. Если они не утонут вообще.

Крещение огнем

Сюжет. Геральт, едва залечив страшные раны, кидается искать Цири. Мир в огне войны. Эльфы терроризируют все живое. Нильфгаард наступает. Всюду кровь, страдания и внезапные преграды. Говорят, император Эмгыр нашел княжну Цинтры и хочет вступить с ней в брак, но эта Цирилла, похоже, ненастоящая.

С ведьмаком на поиски княжны выходит очень странная компания: лучница Мильва, нильфгаардский дворянин Кагыр, вампир Регис, команда краснолюдов и кучка беженцев. Лютик с ними не идет потому, что влюбился в королеву и осел в ее землях.

Чародейки создают тайное общество, которое призвано направлять политику на пользу магии. Для мирового господства им не хватает только настоящей Цири, поэтому они пытаются использовать Йеннифер, чтобы найти княжну. А сама Цири в плохой компании тем временем активно учится убивать людей и мародерствовать.

Какой получилась книга. Обнадеживающей. В тумане войны не все теряют способность творить добро. Загнанные в угол герои находят неожиданные пути отступления. Жизнь продолжается несмотря ни на что.

Башня Ласточки

Сюжет. Геральт и Йеннифер продолжают искать Цири — каждый своими способами. Одновременно к героям приходят ужасные видения, которые указывают на то, что Цири в серьезной опасности или даже на пороге гибели.

По следам девушки идет наемный убийца Лео Бонарт, который жестоко и быстро расправился с той плохой компанией, в которой разбойничала княжна. Саму Цири Бонарт некоторое время держал в плену, унижал и заставлял драться на гладиаторской арене. В конце концов девушка ускользнула, но еще долго не могла избавиться от парализующего ужаса перед убийцей.

Тем временем Йеннифер раскрыла часть махинаций чародея Вильгефорца, но попалась в расставленную им магическую ловушку и оказалась в мрачных подземельях. Вильгефорц пытался использовать материнские чувства Йеннифер, чтобы найти Цири, но злодейский план терпит крах.

Какой получилась книга. Немного в духе Тарантино: большую часть времени условно хорошие персонажи убивают условно плохих с особой жестокостью. Море крови, куча мяса и щепотка мистических откровений.

Владычица озера

Сюжет. Спасаясь от Бонарта, Цири оказывается в другом мире — на первый взгляд, прекрасном и дружелюбном. Эльфы, единороги, изысканная архитектура, покой. Подвох в том, что эльфы не собираются отпускать Цири до тех пор, пока она не окажет им некую услугу. Чтобы вернуться в свой мир и свое время, Цири должна действовать на пределе магических возможностей. Шансы на успех невероятно малы.

Геральт добирается до цитадели Вильгефорца, куда после долгих скитаний по мирам прибывает и Цири. Настало время финальной битвы с главным злодеем. Ценой огромных потерь Вильгефорц уничтожен. Император Эмгыр отказывается от притязаний на настоящую Цири и отправляется жениться на самозванке, от которой сначала хотел избавиться.

Война кончается. Судят военных преступников. В том числе Лютика, потому что он изменил своей королеве с ее фрейлиной. Казнь заменена изгнанием, и появляется ощущение, что история закольцевалась. Геральт, Цири, Йеннифер и Лютик некоторое время счастливы и свободны.

Кажется, что пришла пора приключений в обновленном мире. Но на Цири есть планы у ложи чародеек, а ведьмак случайно попадает в эпицентр погрома и получает тяжелую рану, защищая краснолюдов от разъяренной толпы. Цири посылает Йеннифер и Геральта в иной мир, где они могут быть живы и счастливы, а сама отправляется прямиком в наш мир, где хитро встраивается в миф о короле Артуре и рыцарях круглого стола.

Какой получилась книга. Масштабной. Это мощный финальный аккорд. Все нити истории собираются воедино, но есть места, где возможны трактовки и разночтения. Как в любой хорошей легенде.

Стоит ли читать «Ведьмака» в 2025 году

Когда мне было 20 лет, я начала читать «Ведьмака», потому что это классика жанра и мимо пройти нельзя. Прочла всю сагу примерно за неделю и осталась довольна. Но тогда посчитала, что история очень простая, подростковая. С ней стоило познакомиться в 15—16, чтобы в полной мере оценить образ мрачного одиночки с двумя мечами и толпой преувеличенно сексуальных чародеек, которые виснут на нем гроздьями, пока он убивает чудовищ.

Прошло семь лет. Я подросла, стала редактором фэнтези, даже попробовала писать сама. Села перечитывать книги Сапковского и обнаружила, что «Ведьмак» очень хорошо сделан и невероятно разнообразен с точки зрения литературных приемов. И вдобавок плотно набит сложными этическими проблемами, которые при первом чтении мне почему-то не сильно бросились в глаза.

Прежде я чисто механически отмечала и отсылки к событиям 20 века, и материал, который Сапковский явно взял из истории европейских войн 15—16 веков, и остроумное переосмысление распространенных сказочных мотивов. Но это все почему-то меня не трогало. А теперь «Ведьмак» повернулся совершенно другим боком — как хорошая развлекательная литература, написанная интеллектуалом.

Да, это все еще pulp fiction про мрачного одиночку с двумя мечами и толпу полураздетых чародеек, но здесь есть тьма нюансов. Мало где встретишь настолько точную и безжалостную картину расовой вражды и крайних форм ксенофобии. Хорошо поданной экологической повестки в художественной литературе тоже не хватает. Дворцовые интриги в саге также на высоком уровне — видно, что Сапковский не просто восхищается Роджером Желязны, но и многому у него научился. В общем, «Ведьмака» хоть в ЕГЭ по литературе добавляй: смыслов более чем достаточно.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Елена НещеретРасскажите о своей любимой истории о Геральте:
  • Александр КрыковПервая книга - любимая, в которой Сапковский переиначивает классические мрачные сказочные сюжеты. А вот попытки в самостоятельный эпик в последующих томах такие себе.0