«Со всеми попрощалась, местами поседела»: рабочий день шпалоукладчицы, которая заблудилась в лесу

Опыт читательницы
66
«Со всеми попрощалась, местами поседела»: рабочий день шпалоукладчицы, которая заблудилась в лесу

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Аватар автора

Богомёлиха

не испугалась тяжелой работы

Страница автора

На дворе 2005 год. Мне 22. После бесконечно снежной зимы наступило долгожданное лето. И уникальная возможность заработать денег.

Ведь только летом можно устроиться в бригаду шпалоукладчиц! В женскую бригаду. Мужской бригады у нас в поселке никогда и не существовало, потому что мужчины занимались еще более тяжелой работой.

Предыстория

Поселок, где я жила, назывался Леспромхоз, и все основные рабочие места в нем были связаны с лесом. Он тогда переживал трудные времена — вернее, умирал с каждым днем. Зарплату повсюду задерживали, выплачивали частями или продуктами. Часто жили в долг под запись в тетрадочку. Как выдают зарплату, идешь в магазин и закрываешь долг. Потом снова живешь в тетрадочку.

Деньги мне нужны были на учебу. В 2000 году я окончила школу и отправилась поступать в Киров, как и большинство моих одноклассников. Сначала пробовала учиться на юриста, но не потянула. Потом поступила на дизайнера одежды. Снова не удалось, потому что не смогла заработать денег на оплату семестра. В итоге выучилась от биржи труда на продавца-кассира, получила корочки и вернулась в родной поселок копить на новое образование.

Зиму отработала десятником — собирала статистику, считая деревья на разных участках леса. По пояс в сугробах и все время опасаясь встречи с волками. Летом решила устроиться в бригаду шпалоукладчиц, которая не так далеко уезжала от дома, а значит, работала не так близко к хищникам.

Суть работы

Работа сезонная, потому как укладывать шпалы под снегом неудобно. График обычный, рабский: начинали с шести-семи утра, точное время зависело от свободного тепловоза, который брал нашу бригаду и отвозил в лес. Плата предполагалась выше, чем за мои зимние подработки. На деле вышло такое же надувательство: деньги несколько задержали, потом разбили на части, что-то выплатили продуктами.

Всего на нашем участке было 30 км узкоколейки  . Бригада ехала в то место, где шпалы померли от старости, меняла их и перемещалась к следующему подобному месту.

Сначала шпалы надо разгрузить. Это свежесрубленное дерево, тяжелое. Бывали шпалы, за которыми я могла спрятаться. А бывали и такие, за которыми могла спрятаться наш бригадир. А это, на секундочку, женщина 120 кг веса. Мои 55 кг не в сравнении. Такие легкие шпалы у нас бывали редко.

Итак, разгрузили. Далее выкапываем, выдалбливаем, вытягиваем — вместе с пупочной грыжей — старую шпалу. И впихиваем на ее место свежую, заколачиваем. Закапываем и утрамбовываем. Делов-то.

Вообще говоря, это ужасная работа. Какая-то издевка над женщиной, когда в бригаде единственный мужчина — водитель тепловоза. В его работу входило сидеть в кабине и перевозить нас с места на место. А бригада из 5—8 женщин в жару, в дождь, покусанная комарами и оводами, машет лопатами, молотками и киркой. Не знаю, остался ли след на моем здоровье в связи с этим. В целом я женщина деревенская. Тяжелый труд у нас рано вживляется в планы на день.

Были и другие сложности. Например, с погодой: в июле даже в нашем краю вечнозеленых помидоров случались жаркие дни, когда пекло обезвоживает весь организм. В том году пекло держалось неделю. И каждый день мы выходили на работу в три часа ночи. Или утра. Это кому как сподручнее.

В среду и пятницу на работу я шла прямо из клуба, где молодость и глупость не отказывались от вина «Монастырская изба». Заряд и настроение часам к пяти-шести утра заканчивались, и дальше работать было очень грустно. Но организм молодой, и часам к семи-восьми, после бутерброда с салом и горячего чая из термоса, все вставало на пути своя. И я, и тепловозы с лесом.

В то лето я научилась управлять тепловозом и тянуть руками платформу 20 тонн. Платформа — это что-то типа вагона-кабриолета, то есть по ширине и длине как вагон, но без верха. Тянуть ее не сложно и не тяжело, когда она на рельсах.

А еще видела из тепловоза, как медведь ест рябину. Мы подъехали на холостых и наблюдали за косолапым. Поляна от нас была метрах в десяти. Какой же медведь мощный, нелепый и смешной.

Эти воспоминания останутся только в моей памяти. В те годы телефонов с камерами не было. И на карту в приложении тоже было не посмотреть. Иначе я бы не попала в одну пугающую историю.

Как я заблудилась в лесу

Однажды платформа, на которой возили шпалы и инструмент, упала. Сошла с рельсов, и нам предстояло тепловозом вытаскивать ее обратно.

Ситуация штатная, но быстро решить ее не получилось. Накануне шли дожди, и старые сгнившие шпалы совсем размякли. Крепления уже не держались за труху, и расстояние между рельсами стало шире. В итоге платформу подняли — упал тепловоз, подняли тепловоз — упала платформа. Пришлось вызывать на помощь второй тепловоз со шпалами. Предстояло заменить приличный участок, чтобы к вечеру по нему могли провести лес со стороны делянок. Действовать надо было быстро.

Ремонтом в таком случае занимается бригадир и тот, кто сильный, как бригадир. Таких как я, «велосипедов», в бригаде было трое, и обычно женщины постарше берегли нас, еще не рожавших, насколько то было возможно.

Потому в момент устранения аварии я бездельничала. Заметив это, наш машинист — охотник, рыбак и грибник — отправил меня в лес. «В таком лесу должны водиться волнушки. Иди, собирай, пока ждем».

Я не стала долго думать и пошла. Одна. Мне же больше всех надо. Как будто бы я такой любитель волнушек. Их же вымачивать и солить придется. Видимо, решила подкинуть работу бабушке.

С обеих сторон узкоколейки вырублен лес вглубь метра на три — это нормы такие, чтобы видеть, что за поворотом находится. А дальше высокая стенка из сосен и елок. Как только я за нее зашла, сразу попала на поляну, которая вся усыпана бледно-розовыми шляпками. Я такого чуда еще не видала. Куда ни посмотри — кругом тонна грибов. И я с маленьким пакетиком. Набрала его моментально.

Среди такого изобилия хотелось набрать самых красивых, с пятирублевую монетку, и я закружила сама себя на этой поляне. Кажется, именно так людей леший водит.

Как только поняла, что не знаю, куда идти, меня охватила паника, и я совершила ошибку: побежала в сторону голосов. Страшно, я продолжаю бежать и понимаю, что бегу слишком долго, а лес только гуще становится. Тут же память подкидывает, как на днях медведя видела. Вообще, эта информация бодрости не прибавляет. Остановилась.

Понимаю, что слышу, как мужики разговаривают. Как второй тепловоз подъехал, молотки стучат. Слышу так, будто рядом стою. А вокруг смотрю — только лес. С одной стороны светло, с другой темнее. Решила, что логичнее идти на просвет. Уже не бежала. Шла и слушала, как голоса растворяются — вроде есть и вроде нет. Потом дошло, что это не просвет, это солнце на закат уходит. Время — часа четыре, до заката далеко, но в наших краях солнце высоко и не стоит.

Снова остановилась. Стала судорожно думать, что делать. Сколько ни хожу, кажется, что не отошла от полянки, где грибов насобирала. Кружу и кружу.

Решила с лешим переговоры провести. Говорю, что не в свой лес зашла, лучших грибов собрала, каюсь, грешна, отпусти домой, платок свой оставлю за причиненный вред. Платок с себя сняла, на ветку елки привязала. И тут меня осенило. Вспомнила разговор, что высокая стенка леса звук отражает. И голоса слышатся как бы с другой стороны. И идти надо так, чтобы голоса тише становились.

Иду, голоса тише и тише, я не останавливаюсь, делать все равно что-то надо. Страшно. Плотная туча на солнце зайдет — и темно, а еще колотит от перспективы заблудиться и умереть от несварения желудка при поедании волнушек. И вдруг понимаю, что голоса уже слышу не как эхо, а настоящие, как будто даже потом пахнущие.

Вышла из леса испуганная. А машинист смеется: «Ты чего по поляне как зайчиха в брачный период скакала?» Сама дорога на насыпи находится, метра полтора выше земли. Плюс тепловоз — хламина высокая. И он видел, как я по поляне металась. «Следил за тобой, чтобы не заблудилась, лес-то незнакомый».

А я уже со всеми попрощалась. Поседела местами. А он все видел. И вот как в леших после этого не верить, кто там по поляне меня кружил. Родилась почти в лесу, а терялась так несколько раз. Сейчас все эти грибочки — не моя история.

Что было дальше

Началась осень, и я уволилась. Единственное, что тогда купила, — спортивная сумка. На учебу накопить не удалось, но я же грезила городом, с чего-то надо было начинать. Через год, летом, я психанула, достала из-под кровати сумку, запихнула в нее свои скудные манатки и уехала в Киров.

Там я все-таки поступила в колледж — решила учиться на режиссера-сценариста театрализованных представлений. Работала потом еще много где: в магазине рыбалки, ресторанной компании, офисе мобильного оператора, детской школе моделей, кол-центрах. Пожила в Перми, опять вернулась в Киров, стала шить сценические костюмы и нарядные платья на заказ.

Сейчас я с мужем и двумя детьми живу в своем доме на юге, мы занимаемся туристическим бизнесом. Когда есть дом, можно расслабиться и посвятить время делам для души. Вот и пишу статьи, книги, веду блог. Шью кукол, создаю кукольные домики, участвую в разнообразных конкурсах. После колледжа я отучилась на арт-терапевта и время от времени провожу консультации, где помогаю своим клиентам разобраться в себе или в сложившейся ситуации.

В общем, путь от шальной шпалоукладчицы, которая мечтала вырваться из деревни, до меня сегодняшней, когда можно долго перечислять все, чем я занимаюсь, занял почти два десятка лет.

А то лето я до сих пор вспоминаю с теплом. Было здорово. Но повторять не хочу.

РедакцияВы тоже работали на необычных и сложных работах? Расскажите, как это было:
  • Системный инженер"бывали и такие, за которыми могла спрятаться наш бригадир" Что-то не могу представишь шпалу, за которой может прятаться полный человек. И предназначение такой шпалы.2
  • Я тут больше не живуСистемный, на узкоколейке бывали очень широкие шпалы для укладки особо проблемных мест. Шпалы укладывались не через расстояние, а бок о бок друг к другу. Ну, конечно, прям толстый человек не спрячешься. Да такое дерево не пустят на шпалы. Это художественное описание.19
  • Я тут больше не живуЗабаненый, ко мне это не относиться. Я больше хотела кушац, поэтому работала.30
  • Эгэин АйлбибековШикарно! )) Это опыт. И жизненный, и трудовой. Но местная подписота не оценит2
  • Юлия СоловьеваА мне понравилась статья. Лёгкая, веселая. Хотя представляю, как Вам было тяжело🤗51
  • АлексейОчень приятно и легко написано. 👍21
  • Я тут больше не живуНадежда, после одного лета на узкоколейке на пенсию не выводят 😂19
  • Я тут больше не живуАлексей, благодарю. Практикуюсь здесь11
  • Я тут больше не живуЭгэин, в белом пальтишке везде найдутся люди. Я много здесь пишу. Некоторых уже узнаю по стилю ))10
  • Я тут больше не живуЮлия, пока я не переехала в город, не знала, что можно не убиваться об работу. Какая бы она не была. Огород, сенокос, дрова или работа за деньги.36
  • Kulek_semechekОтличная статья! В молодости ко всему относишься легко.14
  • Я тут больше не живуKulek_semechek, есть такое ))2
  • Малкин НикитаЛюбовь, Лучшая мотивация труда!)4
  • АнонаИнтересно, а сейчас такая работа ещё существует или её делают по другому? Невероятный опыт и классная самоирония!2
  • Олеся КимВы сильная женщина! Как моя мама. Хотя судя по "монастырской избе" мы с вами +/- ровесницы). Я на такие подвиги не готова, ни тогда, ни тем более, сейчас. Максимум подрабатывала официанткой в казино.7
  • Олеся КимАнона, мой муж на жд работает, говорит сейчас это автоматизировано.5
  • Андрейжд понятие растяжимое. где то может и автоматизировано, но точно не везде. на самом деле в деревнях это хорошая подработка для местных на жд - траншеи под кабель копать или вот шпалы укладывать.10
  • Тонкие запястьяАнона, сейчас шпалы железобетонные, их прямо с завода привозят0
  • Eleonora ArtЭгэин, какой дешевый и нелепый прием для того, чтобы подчеркнуть собственную «уникальность») как же вы-то такой необычный, не как все тут, оказались среди местной подписоты?)8
  • Я тут больше не живуМалкин, я бы сказала, что иногда единственная 😂8
  • Я тут больше не живуОлеся, в посёлке особо официантом в казино не подработаешь 😂😂 но когда уехала в город официантом работала.7
  • Я тут больше не живуАнона, у нас точно нет, потому как леспромхоз продали городским. Городские обанкротили и все рельсы были ими же сданы в металл.7
  • Я тут больше не живуАзиатская, на узкоколейке деревянные шпалы. Это дорога под тепловозы. И наш леспромхоз занимался заготовкой древесины, дерево - это доступный материал. Никто за 300 км не повезёт железобетонные шпалы.9
  • Тонкие запястьяЛюбовь, то бишь теперь никаких шпал? Даже деревянных?0
  • Я тут больше не живуАзиатская, аааа 😂 таких много. Кировская область. Но вы частично правы, Удмуртия же соседи наши, но я родом ближе к Коми. Как раз эта узкоколейка вела к границе Коми. 30 км. У нас охотники к ним с лес лазили. Говорили, что 5 км по лесу и первая деревня комятская.6
  • Я тут больше не живуАзиатская, конечно нет ничего. Я же про 2005 пишу. Давно уже все растащено.4
  • SheharhoretТакая теплая статья, несмотря на описанный в ней тяжёлый труд. Я точно перенеслась в знойный летний день, запах травы и леса смешивается с запахом креозота.14
  • Тонкие запястьяЛюбовь, ээээххх, Вятка, значит)1
  • Боба КандалупскийЧто то подобное рассказал один знакомый украинец, что долгое время работал в России на таких работах, начиная от момента когда нужно стоять в вагоне полным шпал, в вони от креозота, хватать их, а они скользкие (свежие, с них капает ещё) и бросать на обочину на ходу. Чем удобнее выбросили, тем легче дальше тащить на замену у нужному месту на путях, про проблемы с проверкой после замены, был участок в котором как ни трамбовали под шпалами, не проходит контроль при проезде поезда с оборудованием на посадку рельс. Про гибель людей, когда экономят на сигнальщиках, поезд утюжит бригаду, вылетев из за поворота. От услышанного у меня добавилось седины)))))10
  • Я тут больше не живуDanaLerner, ❤️❤️❤️4
  • Я тут больше не живуБоба, у них явно что-то посерьёзнее. Тепловозы падали и при мне. Но это не то, что он шёл по путям, а потом раз и завалился на бок. Он сходит с путей. Выезжает бригада, а иногда мы ездили, но только бригадир, тетка со стажем, помогала с ремонтом. Все зеленые сидели в вагоне. Со смертельным исходом был случай, но в году скорее всего в 50. Тогда действительно завалился на бок и людей задавило. Сильно подробностей не помню.5
  • АнтиконсьюмеристЭгэин, всё мы оценили, не надо тут))5
  • Садовая-ЗаречнаяСпасибо! Пишите, читать легко и интересно.5
  • Я тут больше не живуТатьяна, это не женщины так решили. Ну точно не наша бригада. Мужики уехали валить лес пока мы шпалы таскали.5
  • Я тут больше не живуAlice, как считать? Там не поштучно на лицо выдаются шпалы. Сбросили на ремонт 10 штук. Вся бригада пошла и уложила 10 штук. Кто-то выкапывал, кто-то закапывал. Кто-то вбивал костыли. Это командная работа.6
  • Pavla TolokoninaЗабаненый, так это всегда так было, че получите-то?)) И 50 лет назад, и 100, и 150.9
  • Я тут больше не живуHelga, природа затмила всю тяжесть. Да и в 20 лет не думаешь об этом.1
  • арина мммСпасибо . Было интересно и необычно читать.1
  • Pavla TolokoninaЗабаненый, ну вот что нам отвечает интернет на этот вопрос: - в Российской империи в начале XX века средняя месячная зарплата рабочего на заводе составляла около 16–24 рублей. - по некоторым оценкам, 1 рубль начала XX века эквивалентен примерно 3 000–3 500 современным рублям. Таким образом, месячная зарплата рабочего могла составлять от 48 000 до 84 000 современных рублей. - основу расходов составляли продукты питания, так как рабочие тратили до 60-80% своего дохода на еду. - 1 штуку новой одежды покупали раз в год, новую обувь - одну пару в несколько лет. - аренда комнаты в коммуналке или бараке, где жили рабочие, стоила 3-6 рублей в месяц. Побогаче жили, ага. Жены не работали, ага-ага. Теперь вам задача: принесите инфу о том, что жены рабочих не работали.9
  • BirdsВспомнился видео ролик с Ноной Мордюковой и Риммой Марковой9
  • Чай УлунАвтор, Вам бы книжки писать приключенческие!))) за кротенькую статью успела и поржать, и всплакнуть, и испугаться))) Спасибо за букет эмоций!)) Ну и "край вечнозеленых помидоров", пожалуй, в лексикон утащу - шедевр!!!))))9
  • Покупатель дождяШпалы из свежесрубленного дерева - понятно, почему они так быстро гнили.2
  • gogen7Классный слог у статьи. Интересно)1
  • RikТонкие, помнится и на Камчатке про страну вечнозелёных помидоров слышал. Да и в Якутске...1
  • Я тут больше не живуgogen7, 🧡🤝1
  • Скажи, ктоКак вы классно пишете0
  • Karl HungusЮлия, статья круче, чем "Лес" Тюльбашевой!1
  • Svetlana RuХороший рассказ, интересный. Работала в леспромхозе...в прошлой жизни.. о работницах шпалоцеха легенды ходили. Мужчины туда не ходили, им тяжело). Тоже лес принимала, скакала по штабелям с линейкой.0
  • Алексей МасловскийDanaLerner, так вот чем пахнет железная дорога - креозотом!0
  • Udi ErzaСпасибо за статью! Насписано лёгким и интересным языком! С удовольствием прочитал!0