Все любят интересные истории.
Они помогают развивать навык активного слушания и вовлекаться в процесс. А еще улучшают память и даже положительно влияют на ментальное здоровье.
Но как интересно рассказать свою историю — или вообще придумать ее с нуля? Чтобы разобраться, мы пригласили в рубрику АМА российского писателя Алексея Поляринова, автора романов «Кадавры», «Риф» и «Центр тяжести». Кроме того, он выпустил два сборника эссе и вместе с писателем Сергеем Карповым перевел несколько известных книг, в числе которых — «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино и «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса.
В течение недели Алексей будет отвечать на вопросы о сторителлинге — в литературе и в целом. Из чего состоит история? Как правильно выстроить драматургию? Как развить персонажей? Что отличает хорошую историю? И как зацепить слушателя или читателя? Спрашивайте все, что вас интересует, в комментариях и поддержите лайком другие вопросы.
Правила игры:
- Пишите вопросы в комментариях с 4 по 11 апреля — до 15:00. Если пришлете вопрос позже, возможно, на него ответит кто-то из читателей.
- Эксперт ответит только на вопросы с положительным рейтингом и на заданную тему. Если вам интересен вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
- Эксперт начнет отвечать в понедельник, 7 апреля, и закончит в пятницу, 11 апреля, в 19:00.
- Мы оставляем за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы в трансляции: для сложных случаев возьмем дополнительное время, чтобы чуть позже посвятить им подробные разборы.
- Если вы хотите узнать о публикации уже готовой книги, рекомендуем почитать советы от Дмитрия Емца, который тоже отвечал на вопросы читателей в AMA.
- НиколайА правда ли, что в литературном жанре количество сюжетов имеет конечное значение?14
- Bella B.Если стиль написания текстов человека сравнивают со стилем кого-нибудь из известных мастеров жанра, это комплимент или повод задуматься? Как добиться индивидуальности стиля изложения?10
- Михаил ПогорелкоАлексей, здравствуйте! Из вашего творчества прочитал только "Кадавры". Подробно расписывать эмоции не буду, скажу лишь, что похожие чувства я испытывал лишь однажды, читая "Отчаяние" - одну из последних книг горячо любимого мной Юлиана Семенова. Тогда мне казалось, что состояние отчаяния было вовсе не у героя произведения, а у самого автора. "Кадавры" хорошо покачали на эмоциальных качелях, заставив задуматься над рядом вопросов, один из которых: "Что же все-таки такое песня? Средство для выживания, или приговор на эшафот?" Спасибо!11
- Максим ИвановВопроса три! Первый — как научиться писать по роману в год, не выгореть и не особо просесть по качеству? Как это делает тот же Иванов, Кинг, Сандерсон? Второй — ты как писатель скорее относишь себя к архитекторам сюжета (придумываешь все заранее, рисуешь схемы) или садовникам (придумал героев и общую канву, а дальше по ходу удивляешь сам себя)? Третий — если бы думал об экранизации "Кадавров", кого хотел бы видеть режиссером и сценаристом?20
- Дарья СтрельцоваАлексей, приветствую! Мечтаю написать сценарий фильма. Как выбрать тему? Как придумать сюжетную линию, персонажей? Должна ли история нести какой-то личный опыт, переживания, чтобы быть правдоподобной? Или это не обязательно и есть другие секреты успеха?10
- Мексиканский ТушканОбожечки, Алексей, я вас обожаю! Вопросов нет)16
- Alexandra P.Так как журнал финансовый, то у меня и вопросы финансового характера. Какие сейчас у писателей гонорары и от чего они зависят? Реально ли сводить концы с концами, занимаясь только литературной деятельностью?35
- Елена ПетроваНиколай, количество фабул. А сюжетов можно закрутить бесконечное множество)9
- Boris KölnПравда ли, что можно писать фанфики и зарабатывать по 800К в месяц? https://t-j.ru/diary-pisatel-spb-800k/18
- JuiseУ меня очень банальный вопрос вопрос, наверное, но откуда писатели берут идеи для своих историй? Они приходят из ниоткуда, сами по себе, или есть какие-то алгоритмы и приемы поиска? Должна ли хорошая задумка родиться сама по себе? Действует ли тут принцип "писать надо только тогда, когда не можешь не писать"? И второй вопрос, используют ли писатели нейросети, если да, то как именно?13
- Светлана МорозМексиканский, присоединяюсь:) Кадавры заслушаны (именно заслушаны, озвучка с Кириллом Радцигом - это восторг) до дыр. Интервью Алексея «Партнерскому материалу» про обсуждение Кадавров - слушала трижды, оно прекрасно. Центр тяжести и Риф - прочитаны. Вот все на спектакль «Риф»собираюсь сходить в Такой театр❤️9
- Произошел Клоунизмнедавно в околописательском канале редактор из книжной индустрии озвучил требования к писателям: продвигать свои книги самостоятельно, вести соцсети о книге, прыгать в тиктоке, снимать «эстетики», предлагать издательству коллаборации. в комментариях некоторые писатели возмутились. во-первых, не все готовы на клоунзм. во-вторых, не за 40 тысяч рублей (такую сумму несколько раз назвали как максимальный заработок с книги не раскрученного автора). в-третьих, за что тогда отдел маркетинга получает зарплату, и почему тогда вообще не уйти в самиздат, если от издательства одна головная боль и копейки. но кто-то написал, что это требования современного мира: или ты в цирке выступаешь, или твоя книга остается никому не известной, как бы хороша она ни была. как вы считаете, кто здесь прав?14
- АленаПроизошел, это, к сожалению так. Ты либо сам вкладываешься в продвижение, либо кисло ждешь очереди. У издательств продвижение платное. Нужно ли тогда издательство? И да, и нет. Уже есть примеры, когда люди сначала набирали аудитории на самиздате, а потом уже издательства приходили к ним. Но в таком случае издавать самому выгоднее, так как роялти выше.6
- Алексей ПоляриновНиколай, Про это любят рассуждать теоретики, да. Кто-то их 27 насчитал, Борхес писал, что все истории в мире можно свести к четырем: поиск, возвращение домой, осада крепости и убийство бога. Звучит красиво, но на самом деле это не очень важно, если ты пишешь свою историю. Мне кажется, любой писатель начинает историю вовсе не с сюжета, любая история в голове начинается со, скажем так, эмоционального ядра, то есть события или поступка или эмоции, которая очень волнует автора, и о которой автор хочет сочинить историю. А уж потом, если автор понимает эмоциональное ядро, он решает, в какой сюжет эту историю уместно поместить. Я люблю рассказывать, например, как Дон Делилло придумал роман "Мао 2". Он увидел фотографию массовой свадьбы на стадионе, тысячи невест в подвенечных платьях. Этот образ так его поразил, что он построил вокруг него свою мысль о том как сакральное становится массовым. У романа "Мао 2" по-сути и сюжета особого нет, я бы не смог пересказать вам его, потому что вся книга вокруг эмоции построена.22
- Алексей ПоляриновBella, Любого начинающего писателя с кем-то сравнивают, это нормально. Мы все начинаем с подражания, поэтому первые наши опыты - это всегда немного попытки "петь чужим голосом". Когда ты молод, у тебя мало опыта, и ты не очень понимаешь, о чем писать, и ты немного (или много) подворовываешь у любимых авторов. В своем первом романе я довольно часто прибегал к заимствованиям, делал кучу очевидных отсылок, потому что а) был ужасно неуверен в себе и б) думал, что это круто. Со временем, набравшись опыта, мне кажется, любой автор понимает, что заимствовать чужие голоса не очень хорошо, и начинает искать свой - сперва корявый и невыразительный, но свой. Добиться индивидуальности стиля, на мой взгляд, можно только одним способом: читать много хороших книг, чтобы научиться чувствовать нюансы стилей других авторов, понять чем они отличаются друг от друга, в чем они уникальны. А потом посмотреть на себя, на свои тексты и постараться точно так же проанализировать свои сильные сильные и слабые стороны. Индивидуальный стиль появляется у автора после того, как он проходит определенный путь самопознания.9
- Pirozhok_s_kapustoyAlexandra, есть вероятность, что это максимально нерентабельно. Начиная с того, что только малый процент людей "с улицы" сможет найти издательство, которое их опубликует. И заканчивая большим количеством "писателей", которые редактируют, издают и распространяют книги за свой счёт. Есть подозрение, что писательством в текущих условиях может заниматься только человек: - у которого много свободного времени; - есть другой, и весьма приличный, источник дохода (который, в частности, он будет тратить на писательство).3
- Алексей ПоляриновJuise, Мне кажется, это просто образ мышления такой. Мне все время в голову приходят идеи для романов или рассказов, большая часть из них никуда не годится. Другие я откладываю "на подумать". Когда ты писатель, у тебя в голове все время булькают какие-то идеи, большую часть из них ты никогда не реализуешь, и тебе приходится выбирать самую ценную и сложную, за которую ты и берешься. Хорошая задумка чаще всего рождается из мысли, о которой ты долго думал, но что-то вдруг заставило тебя к ней вернуться. Например, в послесловии к "Рифу" я писал, как придумал этот роман: мы приехали к бабушке в гости, и моя тетя сказала "давайте я вас в машине подожду". Это была полушутка, но я сразу представил себе сцену, где главная героиня приезжает навестить маму и не может заставить себя выйти из машины и поднятсяь домой, настолько тяжело ей от одной мысли о том, что придется с матерью разговаривать. Из этого сложного клубка эмоций и отношений матери и дочери и родился в итоге роман. Еще важно: идеи почти никогда не приходят сразу готовыми! Чаще всего это что-то вроде предчувствия. У тебя срабатывает что-то вроде "паучьего чутья", ты еще не понимаешь, почему именно эта мысль или этот образ тебя взволновал. Это как в археологии: археолого видит какие-то осколки в земле, начинает копать, нарывается на колонны или окаменевшие тела. Он понятия не имеет, что именно откопал, чтобы разобраться, ему нужно проделать огромное количество грязной работы, только полностью отпокав из земли идею, он сможет нормально оценить ее машстабы и понять, что это вообще такое.28
- Алексей ПоляриновДмитрий, Это комплексный вопрос. Для начала, мне кажется, что «оживление» текстов метафорами – это опасная дорожка. Если метафора не придумывается, значит, наверно, она не нужна в том месте, куда вы хотите ее вставить. Нет ничего плохого в том, чтобы писать просто. Наоборот, мне кажется, стремление к простоте – это важный этап роста для любого начинающего автора. Когда мы начинаем писать, мы стесняемся своей простоты, мы привыкли, что писатели это вот типа Набоков, у которого гроздья метафор свисают с каждой страницы, и мы пытаемся делать так же, в моих первых литературных опытах в каждом абзаце взгляд героя «сверкал, как православный крест в пасху», а шаги были как «барабаны идущего в бой войска». А еще ни один герой у меня немог говорить нормально, никто не говорил в моих рассказах, все герои или «вспыхивали», или «скрежетали», или «яростно вздрагивали злостью». Но это от неопытности. Мне кажется, самый ценный совет, который я могу дать насчет «оживления» текстов, звучит так: не надо оживлять свой текст, пишите умеете, старайтесь писать только то, что важно и то, что кажется наиболее уместным. Это и будет живой текст, и метафоры в нем будут само вставать на свои места, их будет немного, но они будут рождаться естественно. На первых порах вам будет казаться, что ваши тексты слишком просты и даже банальны, и что это не литература, но на самом деле,научившись писать просто, вы очень быстро научитесь подбирать и подходящие метафоры. Помните, что не вся литература должна выглядеть как парад модернистскихэкспериментов с метафорами. Набоков или Рушди действительно потрясающе обращаются с метафорами, но штука в том, что это их естественное состояние, онипишут так, потому что это их органика. Если вы так не умеете (а я, например, про себя точно знаю, что я так не умею), то и пытаться им подражать – значить зря тратить и калечить свой собственный талант. Короче, я бы посоветовал не пытаться давить из себя метафоры, а поступить наоборот, постараться писать максимально просто и прозрачно. Это точно сделает вас лучше как писателя и поможет лучше понять, что именно вы умеете в литературе и в чем хороши.15
- Алексей ПоляриновПривет,, цензура действительно есть, причины ее не литературные, а политические. Все больше тем, на которые нельзя писать. Я сочувствую авторам, которые только сейчас начинают. Когда в 2018 году выходил мой первый роман, никаких ограничений еще не было, сегодня мой первый роман уже скорее всего не издали бы или порезали.9
- Алексей ПоляриновЕвгений, Я думаю, не заменит. Я думаю, ИИ просто найдет свою нишу. Кино не заменило театр, фотография не заменила живопись, все эти виды искусства существуют до сих пор и нормально себя чувствуют. Проблема с ИИ-артистов в том, что это пока не искусство.12
- Алексей ПоляриновЕлена, Почти все книги и советы по писательству бесполезны. Писатель, дающий советы как писать, чаще всего совершает ошибку выжившего. Это как анекдот «у меня такая же нога, и не болит». Из всех книг о писательстве мнепонравилась только «Как писать книги» Стивена Кинга, потому что его советы в основном технического характера.21
- Алексей ПоляриновBoris, честно говоря, не знаю, я не пишу фанфики13
- Алексей ПоляриновМаксим, > как научиться писать по роману в год, не выгореть и не особо просесть по качеству? никак. Это как с красной и синей таблеткой, ты всегда выбираешь между качеством и количеством. Что касается второго вопроса: я не архитектор и не садовник, я скорее тупой енот. Хаотично копаю сюжетные ходы внутри романа до тех пор, пока не нарвусь на клад или — на противопехотную мину, или — пока не доведу себя до крайнего истощения. Каждый раз обещаю себе, что это не повторится, что в следующий раз у меня будет план, но проходит время, и я опять совершаю те же ошибки и блуждаю внутри собственного романа как идиот. Третий вопрос: я не думаю об этом совсем, тем интереснее будет, если сериал запустят в производство, и я вместе с вами узнаю, что все роли в экранизации будет исполнять Юра Борисов.46
- Alexandra P.Pirozhok_s_kapustoy, я примерно так и считаю, как вы описали. Но все-таки интересно услышать, что скажет действующий писатель)5
- Алексей Поляриновuser3295090, если кто-то называет ваши истории «детским садом», значит это не ваша аудитория, наверно. Люди в интернете часто очень грубы, излишне грубы.8
- ChistyakМексиканский, добавлюсь в фанатскую ветку Алексей виртуозно владеет словом, талант захватывает внимание с первых страниц. Кадавры лично меня расстроили своей неприкрытой эмоциональной окраской. Но все предыдущие романы, в том числе нулевой, попали в самое сердце. В планах одолеть Бесконечную шутку.6
- Степан ФлоридовАлексей, большое спасибо за ваше творчество! Хотелось бы узнать, в какой момент нужно, что называется, «остановиться» и начать писать, ведь в жизни бывает такое чувство, будто ты ещё чего-то не знаешь, не прочитал или не пережил (в этом плане рождение детей кажется наиболее фундаментальным моментом). Ты снова и снова откладываешь большое дело — было ли у вас такое и как вы с этим справились? И ещё хотелось бы у вас узнать, насколько вы верите в то, что литература может быть «сильнее» реальности и создать миф, который мало имеет общего с «данным в ощущениях». Меня в этом отношении поражает разница между Достоевским и Диккенсом. Тот же «Холодный дом» наполнен тёплым отношением к героям самого разного типа, и финал зачастую светлый, тогда как в русском варианте ощущается хтонический надрыв (от «Идиота» до «Преступления») и даже неприязнь или, возможно, излишняя строгость и интеллигентская требовательность к людям. Мне не кажется, что викторианская Англия была намного приятнее России конца XIX века, и что в случае Диккенса имеет место миф и поиск хорошего, а не поиск гнойника. Может ли в России появиться книга с «диккенсовским» теплом, или давление реалистического канона окажется непреодолимым, и нас вновь ждет очередной виток самокритики?12
- Алексей ПоляриновДжамиль, если говорить об игровой адаптации, я почему-то представляю себе "Кадавров" как стилизованный симулятор ходьбы вроде Firewatch или What remains of Edith Finch. Герои ходили бы по лесостепи, искали бы мертвых детей, говорили с местными, распутывали тайны, и выполняли бы квесты, связанные с Синдромом Смещенного Горя. Что касается второго вопроса: мне кажется, тут нет "лучше" или "хуже". Игры прекрасны тем, что в них диапазон способов рассказать историю гораздо шире, чем в других медиумах. Мне нравится метод Миядзаки, но и игры, заимствующие приемы из кино, тоже бывают классными. Я одинаково люблю и Bloodborne, и The Last of Us.9
- Алексей Поляриновuser6188297, к сожалению, нет, я думаю, что не связано. Писатели в большинстве своем в жизни люди неразговорчивые, скучные, а иногда и вовсе косноязычные. Писать истории на бумаге и поражать людей своей устной речью — за это абсолютно разные зоны мозга отвечают. Например, Владимир Набоков, один из самых одаренных писателей в истории, совершенно не умел давать интервью, и всегда просто монотонно зачитывал ответы по бумажке.14
- Алексей ПоляриновАнна, мне кажется, что чем больше у героя терзаний, идиотских решений и неврозов, тем герой живее получится, тем он лучше будет как персонаж, и тем сильнее читатель к нему привяжется. Читатели сильнее всего реагируют на сложных, противоречивых персонажей.9
- Алексей ПоляриновЛиза, это очень индивидуально все, от вашего характера зависит. Есть писатели, которые натурально рисуют планы и таблички в экселе. Им так удобнее. Джозеф Хеллер распланировал свою "Уловку 22" и в итоге написал по плану все. Так же, говорят, поступает Джоан Роулинг. Есть обратные примеры авторов, которые пишут стихийно, отталкиваются от идеи или своих ощущений. У меня никогда не получалось работать по плану. Единственный совет, который я могу дать: самая рабочая тактика - это упрямство и дисциплина. Писатель - это в первую очередь человек, который способен дописать роман до конца. Я пишу каждый день, годами, иногда это тяжело и мучительно, потому что чаще всего писательство напоминает попытку найти выход из абсолютно темной комнаты. Рабочая рутина писателя - это каждое утро писать несколько сцен или хотя бы абзацев. Чаще всего эти абзацы потом летят в мусорку, но за счет дисциплины и упрямства, в итоге из всего мусора и отчаяния что-то да остается, рождаются новые сюжеты, персонажи. Из них ты и собираешь то, что потом оказывается твоей книгой.13
- Алексей ПоляриновStayTuned, мне кажется, автофикшн популярен, потому что это один из самых демократичных жанров. Говорят, что у каждого человека есть за душой материала хотя бы на одну книгу, и автофикшн как будто бы дает людям обещание эту историю из себя извлечь и опубликовать. Другое дело, что популярность какого-либо жанра всегда в итоге приводит к его банализации, и — к усталости от этого самого жанра.11
- Алексей ПоляриновДарья, сценарии, в отличие от романов, это скорее технический документ, там должны соблюдаться четкие правила, возможностей для маневра гораздо меньше. В этом смысле вам, наверно, стоит прочесть книгу Роберта Макки "История на миллион долларов", самое обстоятельное пособие по сценарному ремеслу. Что касается второй части вопроса: да, хорошая книга всегда стоит на фундаменте личного опыта и личных пережваний автора, если в книге (или в сценарии) нет ничего такого, что автора волнует, то и читатель там ничего волнительного для себя не найдет.10
- Алексей ПоляриновAlexandra, гонорары напрямую зависят от тиражей. Если писатель начинающий, то много заработать не получится. В эту область, к сожалению, бесполезно и бессмысленно идти за деньгами. В нее идут за мечтой. Если повезет, можно попасть в сотню писателей, которые получают приличные авансы, но шанс попасть в эту сотню крайне низкий. Я не живу на гонорары от книг, у меня есть основная работа. Гонорары от книг иногда бывают неожиданно большие, особенно если удалось продать права на экранизацию, но такие истории не регулярные, рассчитывать жить на них было бы опрометчиво.30
- Alexandra P.Алексей, спасибо за ответ! Примерно так я себе и представляла. Но все-таки хотелось бы услышать какие-то цифры. Сколько примерно может получить за книгу начинающий автор, а сколько автор из сотни с приличными авансами? Сколько можно получить за права на экранизацию?3
- Alexandra P.Алексей, и еще вопрос: какая у вас основная работа и как вы совмещаете ее с творчеством?9
- Алексей ПоляриновПроизошел, "прыгать в тиктоке" и "снимать эстетики" это, конечно, перебор. Я такого не пожелал бы и врагу. Но и сводить все к слову "клоунизм" я бы не стал, все же есть разные способы донести свою книгу до читателя, для этого не обязательно валяться в грязи и в перьях. Что касается меня лично: когда выходит книга, я чувствую за нее ответственность, и я понимаю, что моя обязанность в том числе как-то сообщить читателям, что книга вышла и ее стоит прочесть. Дело тут даже не в деньгах, я просто хочу, чтобы книгу прочли, иначе зачем же я ее писал? Поэтому когда выходит книга, я стараюсь активнее вести соцсети и организую себе что-то вроде тура по подкастам (хожу и к друзьям, и к знакомым и к незнакомым), стараюсь охватить новых читателей, запустить, что называется, сарафан. Писатель может, конечно, вообще ничего не делать для продвижения своей книги, но я еще не достиг такой уверенности в себе, чтобы забивать на ее продвижение и не прикладывать вообще никаких усилий.20
- Алексей ПоляриновМихаил, прекрасный вопрос, но я не могу на него ответить точно. Когда я писал "Кадавров", я ставил перед собой задачу оставить читателя в состоянии подвешенности, чтобы он сам задавался необычными вопросами. Мне кажется, хорошая книга именно так и работает, она не "схлопывает" метафоры и не объясняет все до последней запятой, такая книга остается с читателем дольше, чем та, которая себя объяснила. Я понимаю, что такой подход может разочаровать, но ведь и разочарование - достаточно сильная и интересная эмоция. Гораздо интереснее скуки.19
- Алексей ПоляриновAlexandra, я сценарист в видеоигровой студии27
- Алексей ПоляриновAlexandra, начинающих авторов печатают тиражом 1000 экз, примерно, а значит аванс по такому договору будет где-то 40-50к рублей. Более-менее известный автор, со стартовыми тиражами в районе 10-15к получит, соответственно в 10-20 раз больше денег в качестве аванса за книгу. Это еще от агента зависит, если у автора хороший агент, то и гонорары будут выше и условия лучше. С экранизациями тоже — как договоритесь. Но порядок цифр — от сотен тысяч до миллионов рублей, в зависимости от того, насколько большой потенциал у книги на экранизацию, а также от того, насколько хороший у автора агент (агенты просто знают рынок и знают, как торговаться)24
- Alexandra P.Алексей, спасибо за конкретику! Очень ценная информация!4
- JuiseАлексей, спасибо за ответ1
- АняМексиканский, я тоже в фанатской группе! Спасибо за все книги, все по-разному люблю.5
- Алексей ПоляриновСтепан, добрый день! Что касается первого вопроса, то ответ мой очень простой и скорее всего вас разочарует: к сожалению, нет никакого "идеального" времени чтобы писать. Единственный способ написать что-то - это писать каждый день, несмотря на сомнения в себе. Один из моих любимых писателей, Марлон Джеймс, очень хорошо однажды ответил такой же вопрос. Джеймс очень прямолинейный человек и за словом в карман не лезет: он сказал, что никогда не слышал подобных вопросов от художников или танцоров. Если человек хочет танцевать, он просто включает музыку и танцует, он не говорит, "я жду идеального времени для танца". Писать тяжело и мучительно, и мы все это знаем, поэтому мы постоянно ищем оправдания, чтобы этого не делать, придумываем себе "рисерч" и прочее. Но правда в том, что есть только один способ узнать что-то о своем жизненном опыте, узнать, готов ли ты писать — надо просто писать каждый день. Даже если тяжело и грызут сомнения (они всех грызут, даже самых лучших, особенно их), разница между писателем и не писателем только в том, что один пишет каждый день, а второй — откладывает.13
- Алексей Поляриновuser3295090, если коллеги просят прочитать рукопись, чаще всего это довольно хороший текст, и в нем есть что похвалить. У меня был всего один раз, когда коллега попросил оценить текст, и текст оказался просто чудовищно плох, один из худших, что я в жизни читал. Я не смог прямо ему об этом сказать. Я сказал, что книга явно неготова, требует большой доработки, и предложил встретиться, чтобы помочь исправить самые плохие места. Коллега отказался, и мне стало ясно, что он совершенно не умеет принимать критику. С тех пор я стараюсь его избегать, потому что очень в нем разочарован. Одна из самых важных черт профессионального писателя - это умение спокойно реагировать на критику и принимать поражения.9
- Алексей ПоляриновТатьяна, нет, я пробовал писать тепло и радостно — получается фигня, если честно.15
- Алексей ПоляриновИван, у меня есть много сомнений насчет курсов писательского мастерства. Иногда они и правда помогают талантливому человеку, скажем так, "поставить голос", но бывает и наоборот. Иногда я открываю книгу и уже на третьей странице вижу, что ее, очевидно, написал какой-то усердный студент курсов креативного письма. Поэтому однозначного ответа нет. Есть, например, Даша Благова или Илья Мамаев-Найлз. Они учились в Школе Литературных Практик, и я еще в 2020 году видел питчи их романов. В итоге их романы вышли, и оказалось, что и Благова и Мамаев - безумно талантливые люди. Но этот талант был в них изначально, научить таланту все-таки невозможно. Если совсем кратко: курсы креативного письма могут помочь развить и проявить то, что уже есть в человеке. А если таланта нет, то курсы и не помогут. Сам я ни на каких курсах не учился и могу подписаться под вашими словами: чтобы написать роман, нужно действительно много писать, много выкидывать, много разочаровываться, много редактировать, много переписывать, много раз начинать сначала, и тогда, может быть, что-то получится. Но не факт. >Вы начинаете исправлять историю после того как черновой вариант написан, или вы делаете всё паралельно? Когда я начинаю писать роман, я буквально не знаю, чем он закончится и кто его герои. Обычно роман рождается из какой-то сложной эмоции или идеи. Изначально я вслепую пишу сцены с персонажами, у которых даже имен нет. Затем, если я пишу их день за днем, я начинаю слышать их голоса, представляю лица, и понимаю, почему они такие, зачем они так себя ведут. Когда герои полностью вырисовываются, я начинаю наблюдать за тем, куда их заведет судьба, и как они распорядятся тем сюжетом, который я для них придумываю на ходу.8
- Алексей ПоляриновSpaceSloath, одна из причин, почему я уехал из России, именно в этом. В феврале 22 года мой роман "Кадавры" был готов где-то на треть, и я очень остро почувствовал, что боюсь его писать. Я писал абзац, а потом пять минут думал, что мне за это будет. Я абсолютно убежден, что из сглаживания углов и самоцензуры никогда ничего ценного и хорошего не получится. Я всегда стараюсь писать так, как будто мне за это ничего не будет. Потому что в противном случае нет никакого смысла писать вообще.10
- EugeneAubergineАлексей, о, тогда понятна ваша любовь к Last of Us, помню вашу статью об этой игре, кажется в связи с экранизацией. Тогда был приятно удивлен вашей погруженностью в игромир.5
- Степан ФлоридовАлексей, ответ не разочаровал!3