Зачем нужно SEO, если сайт уже в топе: 10 шагов развития
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Представим, вы начали работы по SEO-продвижению проекта и по прошествии определенного времени добились хороших результатов: сайт стабильно ранжируется на высоких позициях в Яндекс и Google по основной массе запросов, показатели трафика и продаж удовлетворяют.
Нужно ли продолжать работы по SEO?
Правильный ответ — да!
Во-первых, дальнейшие работы по оптимизации сайта позволят повысить позиции внутри ТОПа. К слову о распределении кликов между 10-ю результатами первой страницы выдачи:

Во-вторых, конкуренты не сидят без дела и, если мы поставим развитие сайта на паузу — не он плавно скатится вниз, как может показаться, а его просто сместят те, кто продолжает развивать свои проекты.
В-третьих, алгоритмы поисковых систем меняются, появляются новые тренды (AI, GEO, AEO) и нужно быть на шаг впереди, чтобы не просто сохранить, но и улучшить позиции сайта.
О Сообщнике Про
SEO-специалист с 2012 года. Занимаюсь продуктовым SEO и развитием сайта. Сотрудничал более с чем 160 проектами разных типов и тематик, где средний результат был +217% органического трафика.
Что необходимо делать после вывода сайта в ТОП?
Вопрос, который возможно поставит в неудобное положение SEO-специалиста с небольшим опытом.
У экспертов SEO, кажется, никогда не бывает мысли: «А что еще делать на этом сайте?» — это просто нереально, когда все сделано и все идеально!
ТОП-10 направлений для дальнейшего развития сайта
1. Анализ текущих позиций и конкурентов
Системный анализ позволяет находить новые точки роста, перенимать успешные решения и оперативно реагировать на изменения в выдаче.
Отсутствие регулярного мониторинга позиций
- Без контроля динамики ранжирования невозможно оценить эффективность SEO-работ и своевременно корректировать стратегию.
Решение: еженедельный/ежемесячный мониторинг ключевых запросов посредством специализированных сервисов (Пиксель Тулс), а также тестирование новых гипотез и контроль динамики позиций от их внедрения на сайт.

Недостаточный анализ конкурентов
- Сайты, которые ранжируются выше или привлекают больше трафика, стабильно растущие новички в тематике уже нашли работающие подходы, которые можно адаптировать и улучшить на своем проекте.
Решение: глубокий анализ конкурентов — структура разделов, схема перелинковки, используемые типы страниц (услуги, разделы и подразделы каталога, гайды, сравнения, FAQ) и их состав, ссылочный профиль.
2. Улучшение контента
При продвижении сайта какие-то страницы прорабатываются в первую очередь, какие-то во-вторую, где-то применяется шаблонная оптимизация, а какие-то документы вообще не редактируются, потому что согласно файла приоритизации до них просто не доходит очередь.
Проработка «забытых» страниц
- На сайте всегда будут страницы (мНЧ-запросы, служебные страницы, товары с низким спросом), которые остаются без особого внимания, хотя их доработка может принести дополнительный трафик и продажи.
Решение: приоритизация и планомерная детальная проработка всех страниц с учетом потенциала роста трафика и лидов.
Устаревшая или поверхностная информация
- Часть страниц могут содержать устаревшую информацию или недостаточно подробно раскрывать тему, что снижает доверие пользователей.
Решение: аудит контента страниц на глубину, точность и соответствие запросам целевой аудитории + регулярный контроль актуальности контента, если этого требуется.
Нехватка ответов на вопросы клиентов
- Покупатели ожидают получить исчерпывающую информацию на свои запросы на странице входа, но часто этого не происходит, что приводит к возврату в выдачу.
Решение: создание и/или расширение блока FAQ на страницах сайта с качественными ответами на интересующие вопросы потенциального клиента.

3. Улучшение поведенческих факторов
Не секрет, что вдумчивая работа над поведенческими метриками страниц (накрутку ПФ не предлагать, история для тех, кто умеем в SEO, а не имитирует) очень хорошо влияет на занимаемые сайтом позиции в выдаче поисковиков.
Оптимизация юзабилити
- Неудобная навигация, сложная структура или плохая читаемость текста увеличивают процент отказов.
Решение:
- упрощение главного меню с акцентом на важные для бизнеса услуги;
- упрощение и сокращение объемов навигационных цепочек (многие игнорируют);
- проверка верстки основных типов страниц на адаптивность;
- разбивка текста на блоки с подзаголовками, добавление маркированных списков и реализация визуальных акцентов;
- анализ тепловой карты кликов и корректировки по его результатам.
Добавление интерактива
- Статичный текстовый контент (особенно если он сплошной) не вовлекает пользователя, снижая время на сайте и конверсию.
Решение: внедрение инструментов для взаимодействия:
- онлайн-калькуляторы (расчет стоимости, подбор услуг);
- тесты и квизы (помощь в выборе товара/услуги);
- чек-листы и гайды (практическая польза для ЦА).
Микроразметка Schema.org
- Без разметки поисковики не всегда корректно отображают контент в сниппетах, что может напрямую влиять на показатель CTR на выдаче.
Решение: разметка и корректная интерпретация поисковиками:
- товаров (цена, наличие, отзывы).
- статей (автор, дата, рейтинг).
- блоков FAQ (прямые ответы в поиске).
Мультимедийный контент
- Содержимое страницы без разбавки блоками инфографики и фото-, видеоконтента может усваивается гораздо хуже.
Решение: добавление:
- видео (обзоры, инструкции, экспертные комментарии).
- инфографика и схемы (наглядное объяснение сложных тем).
- 3D-презентации, панорамы и фото (для товаров/услуг, географические объекты).

4. Улучшение представления в результатах выдачи
Работы по улучшению сниппетов позволят повысить показатель CTR на выдае, а также укрепить доверие пользователей еще до перехода на сайт.
Низкий CTR сниппетов
- Даже при высоких позициях пользователи могут не переходить на сайт из-за неинформативных, плохих заголовков и описаний.
Решение: оптимизация тега title и подготовка продающего текста для meta-тега description с включением ключевых фраз и призыва к действию.

Отсутствие расширенных сниппетов
- Обычные текстовые сниппеты проигрывают конкурентам с расширенным форматом (рейтинги и другая дополнительная информация в выдаче).
Решение: внедрение доработок на продвигаемые страницы и реализация микроразметки Schema.org (для услуг, категорий каталога, товаров, отзывов, FAQ, хлебных крошек).

Неиспользование всех возможностей SERP
- Упускаются дополнительные места в выдаче (изображения, видео, карусели товаров).
Решение: создание и добавление на сайт медиа-контента (изображения с оптимизированными alt-атрибутами, видеоролики).

5. Расширение семантического ядра, корректность распределения
Задача по расширению семантического ядра, по-идее, должна быть регулярной у любого SEO-специалиста, но так как не многие уделяют этому должного внимания, напомним, что это позволит увеличить охват аудитории и укрепит позиции сайта в выдаче поисковых систем по релевантным запросам.
Ограниченный охват запросов
- Сайт продвигается по узкому кругу ключевых фраз, упуская смежные темы и вопросы клиентов, низко- и микро-низкочастотные запросы, которые могли бы привлекать дополнительный трафик и лиды.
Решение: поиск и добавление новых релевантных запросов через анализ прямых конкурентов, сервисы Вордстат, Вебмастер, Google Search Console.
Отсутствие корректного распределения
- Ключевые фразы не объединены в тематические кластеры или это сделано неправильно, что приводит к некорректной оптимизации посадочных страниц (размывается оптимизаци по целевым фразам, продвигается не тот тип страницы).
Решение: оценить семантическое ядро на предмет качества и актуальности распределения, а также убедиться, что посадочные страницы оптимизированы под целевой кластер фраз.
6. Технические улучшения
Техническое состояние сайта является важным фундаментом для достижения высоких показателей и, по-хорошему, должно быть полностью закрыто на начальных этапах продвижения (критические проблемы).
Низкая скорость загрузки страниц
- Медленная работа сайта негативно сказывается на отношении пользователей к сайту, увеличивает процент отказов и негативно влияет на ранжирование.
Решение: контроль основных параметров — первая отрисовка содержимого страницы, время до интерактивности, задержка первого ввода и т.д.

Проблемы с мобильной версией
- Неадаптивный дизайн или ошибки верстки ухудшают пользовательский опыт на смартфонах.
Решение: тестирование через «Проверка мобильных страниц» в Вебмастере, оперативное исправление критических ошибок отображения.

Технические ошибки на сайте
- Большое количество битых ссылок, дубли страниц и ошибки верстки мешают корректной работе сайта и индексации.
Решение: мониторинг с помощью SEO-сервисов, модуля ведения проекта и исправление ошибок.
Проблемы с индексацией
- Часть продвигаемых страниц сайта может вовсе отсутствовать в индексе поисковиков по ряду причин (ошибки, неправильные настройки).
Решение: анализ отчетов в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.

7. Внутренняя перелинковка
Грамотная перелинковка не позволяет ускорить и добиться полноты индексации сайта, а также сконцентрировать ссылочный вес на наиболее важных страницах.
Слабая связность контента
- На сайте регулярно создаются новые страницы без учета перелинковки, в итоге они изолированы и не передают вес друг другу, а также не помогают поисковикам и пользователям находить связанные материалы.
Решение: организация системы перекрестных ссылок между тематически близкими страницами.
Неэффективное распределение ссылочного веса
- Важные с точки зрения бизнеса коммерческие страницы не получают достаточного ссылочного веса в рамках сайта.
Решение: простановка сквозных ссылок на важные страницы, внедрение контекстных ссылок из статей с анкорами, содержащими вхождения ключевых слов.

Сложная навигация
- Пользователи не могут легко перейти к следующему шагу в воронке продаж или найти дополняющий материал.
Решение: интуитивно понятное главное меню, корректная система и лаконичный формат «хлебных крошек», добавление вспомогательных блоков «Рекомендуем», «Читайте также» и т.д.
8. Работа со ссылочной массой
Грамотная работа со ссылочной массой повышает авторитет сайта в глазах поисковых систем и снижает риски санкций.
Недостаток авторитетных ссылок
- Сайт не получает достаточного веса от внешних источников, что ограничивает рост позиций.
Решение: постепенное наращивание качественных бэклинков через гостевые посты в тематических СМИ и крауд-маркетинг.
Наличие вредных ссылок
- Токсичные бэклинки в большом объеме могут повлечь за собой наложение санкций со стороны поисковых систем.
Решение: аудит ссылочного профиля и отзыв/удаление ссылок сомнительного происхождения с доноров низкого качества.
Риск переоптимизации анкорного списка и неестественное распределение
- Перенасыщение точными вхождениями ключевых фраз в анкорах, а также перекос в сторону конкретных внутренних страниц выглядит неестественно для поисковых систем.
Решение: регулярный мониторинг анкор-листа и увеличение доли безанкорных и брендовых ссылок. Контроль естественности распределения внешних ссылок между страницами сайта.

9. Мониторинг и адаптация
Постоянный контроль и адаптация позволяют минимизировать риски падения трафика и поддерживать стабильный рост.
Недостаточное отслеживание алгоритмов
- Изменения в алгоритмах поиска могут резко повлиять на позиции сайта без своевременной реакции.
Решение: регулярный мониторинг обновлений поисковых систем (например, Core Updates, Helpful Content в Google), оперативная адаптация стратегии.


Отсутствие глубокого анализа трафика
- Без детального изучения поведения пользователей сложно выявить слабые места сайта.
Решение: системный разбор данных в Яндекс.Метрике (отказы, глубина просмотра, конверсионные пути).
Жесткая стратегия продвижения
- Сформированная на старте работ SEO-стратегия, которая не учитывает изменения спроса, поведения аудитории, изменения алгоритмов поисковиков.
Решение: периодическая корректировка тактики на основе актуальных данных и тестирование новых гипотез.
10.Учет современных тенденций
Адаптация под новые форматы поиска повышает посещаемость ресурса, увеличивает популярность бренда, усиливает доверие аудитории.
Устаревшие методы продвижения
- Традиционные методы продвижения теряют эффективность из-за появления генеративного поиска (Gemini, ChatGPT, DeepSeek).
Решение: оптимизация и расширение контента на сайте с целью присутствия в результатах, сгенерированных нейросетью.

Несоответствие требованиям AEO
- Контент без акцента на экспертность и авторитетность хуже ранжируется и не участвует в новых форматах выдачи поисковиков (Алиса, Обзор от ИИ)
Решение: упор на качество, достоверность и практическую пользу материалов (EEAT-факторы).
Кейс
В 2023 году мы делились информацией, как можно продвинуть сайт в конкурентной тематике только за счет внутренней оптимизации и доработок, а также своим видением концепции E-E-A-T от Google и, что обязательно должно быть на сайте, чтобы получить высокий показатель видимости.
Несмотря на то, что мы добились высоких показателей видимости проекта в поисковиках, работы по SEO не останавливались, что позволило уже находясь в ТОПе значительно улучшить результаты.
В тематике пик сезона приходится преимущественно на май:

Поэтому для объективности сравним показатели трафика из поисковых систем за последние 3 год именно в этом месяце.
2023 год
- Май 23 — 10342 визита.

2024 год
- Май 24 — 16128 визитов.

2025 год
- Май 25 — 19942 визита.
За счет продолжения работ по SEO-продвижению — сайт, который в 2023 году и так ранжировался в ТОПе по большему количеству ключевых запросов из семантического ядра, в 2024 году привлек на 55% больше визитов, а в 2025 увеличил показатель до 93% при относительно равном спросе в тематике.

Статистика продвижения сайта
2023 год | 2024 год | 2025 год | |
---|---|---|---|
Визиты | 10 342 | 16 128 | 19 942 |
Рост | - | +55% | +93% |
Статистика продвижения сайта
Визиты | |
2023 год | 10 342 |
2024 год | 16 128 |
2025 год | 19 942 |
Рост | |
2023 год | - |
2024 год | +55% |
2025 год | +93% |
Резюме
Ранжирование сайта в ТОП-10 выдачи Яндекса и Google — далеко не предел для SEO с точки зрения привлечения целевого трафика и увеличения продаж.
Рассчитываем, что вы сможете выделить для себя что-то полезное из данного материала и, самое главное, примените это на практике в ближайшее время.
SEO — это процессы, у которых нет логического конца!