Зачем нужно SEO, если сайт уже в топе: 10 шагов развития

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Сергей Просветов — SEO

Страница автора

Представим, вы начали работы по SEO-продвижению проекта и по прошествии определенного времени добились хороших результатов: сайт стабильно ранжируется на высоких позициях в Яндекс и Google по основной массе запросов, показатели трафика и продаж удовлетворяют.

Нужно ли продолжать работы по SEO?

Правильный ответ — да!

Во-первых, дальнейшие работы по оптимизации сайта позволят повысить позиции внутри ТОПа. К слову о распределении кликов между 10-ю результатами первой страницы выдачи:

Во-вторых, конкуренты не сидят без дела и, если мы поставим развитие сайта на паузу — не он плавно скатится вниз, как может показаться, а его просто сместят те, кто продолжает развивать свои проекты.

В-третьих, алгоритмы поисковых систем меняются, появляются новые тренды (AI, GEO, AEO) и нужно быть на шаг впереди, чтобы не просто сохранить, но и улучшить позиции сайта.

О Сообщнике Про

SEO-специалист с 2012 года. Занимаюсь продуктовым SEO и развитием сайта. Сотрудничал более с чем 160 проектами разных типов и тематик, где средний результат был +217% органического трафика.

Что необходимо делать после вывода сайта в ТОП?

Вопрос, который возможно поставит в неудобное положение SEO-специалиста с небольшим опытом.

У экспертов SEO, кажется, никогда не бывает мысли: «А что еще делать на этом сайте?» — это просто нереально, когда все сделано и все идеально!

ТОП-10 направлений для дальнейшего развития сайта

1. Анализ текущих позиций и конкурентов

Системный анализ позволяет находить новые точки роста, перенимать успешные решения и оперативно реагировать на изменения в выдаче.

Отсутствие регулярного мониторинга позиций

  • Без контроля динамики ранжирования невозможно оценить эффективность SEO-работ и своевременно корректировать стратегию.

Решение: еженедельный/ежемесячный мониторинг ключевых запросов посредством специализированных сервисов (Пиксель Тулс), а также тестирование новых гипотез и контроль динамики позиций от их внедрения на сайт.

Недостаточный анализ конкурентов

  • Сайты, которые ранжируются выше или привлекают больше трафика, стабильно растущие новички в тематике уже нашли работающие подходы, которые можно адаптировать и улучшить на своем проекте.

Решение: глубокий анализ конкурентов — структура разделов, схема перелинковки, используемые типы страниц (услуги, разделы и подразделы каталога, гайды, сравнения, FAQ) и их состав, ссылочный профиль.

2. Улучшение контента

При продвижении сайта какие-то страницы прорабатываются в первую очередь, какие-то во-вторую, где-то применяется шаблонная оптимизация, а какие-то документы вообще не редактируются, потому что согласно файла приоритизации до них просто не доходит очередь.

Проработка «забытых» страниц

  • На сайте всегда будут страницы (мНЧ-запросы, служебные страницы, товары с низким спросом), которые остаются без особого внимания, хотя их доработка может принести дополнительный трафик и продажи.

Решение: приоритизация и планомерная детальная проработка всех страниц с учетом потенциала роста трафика и лидов.

Устаревшая или поверхностная информация

  • Часть страниц могут содержать устаревшую информацию или недостаточно подробно раскрывать тему, что снижает доверие пользователей.

Решение: аудит контента страниц на глубину, точность и соответствие запросам целевой аудитории + регулярный контроль актуальности контента, если этого требуется.

Нехватка ответов на вопросы клиентов

  • Покупатели ожидают получить исчерпывающую информацию на свои запросы на странице входа, но часто этого не происходит, что приводит к возврату в выдачу.

Решение: создание и/или расширение блока FAQ на страницах сайта с качественными ответами на интересующие вопросы потенциального клиента.

3. Улучшение поведенческих факторов

Не секрет, что вдумчивая работа над поведенческими метриками страниц (накрутку ПФ не предлагать, история для тех, кто умеем в SEO, а не имитирует) очень хорошо влияет на занимаемые сайтом позиции в выдаче поисковиков.

Оптимизация юзабилити

  • Неудобная навигация, сложная структура или плохая читаемость текста увеличивают процент отказов.

Решение:

  • упрощение главного меню с акцентом на важные для бизнеса услуги;
  • упрощение и сокращение объемов навигационных цепочек (многие игнорируют);
  • проверка верстки основных типов страниц на адаптивность;
  • разбивка текста на блоки с подзаголовками, добавление маркированных списков и реализация визуальных акцентов;
  • анализ тепловой карты кликов и корректировки по его результатам.

Добавление интерактива

  • Статичный текстовый контент (особенно если он сплошной) не вовлекает пользователя, снижая время на сайте и конверсию.

Решение: внедрение инструментов для взаимодействия:

  • онлайн-калькуляторы (расчет стоимости, подбор услуг);
  • тесты и квизы (помощь в выборе товара/услуги);
  • чек-листы и гайды (практическая польза для ЦА).

Микроразметка Schema.org

  • Без разметки поисковики не всегда корректно отображают контент в сниппетах, что может напрямую влиять на показатель CTR на выдаче.

Решение: разметка и корректная интерпретация поисковиками:

  • товаров (цена, наличие, отзывы).
  • статей (автор, дата, рейтинг).
  • блоков FAQ (прямые ответы в поиске).

Мультимедийный контент

  • Содержимое страницы без разбавки блоками инфографики и фото-, видеоконтента может усваивается гораздо хуже.

Решение: добавление:

  • видео (обзоры, инструкции, экспертные комментарии).
  • инфографика и схемы (наглядное объяснение сложных тем).
  • 3D-презентации, панорамы и фото (для товаров/услуг, географические объекты).

4. Улучшение представления в результатах выдачи

Работы по улучшению сниппетов позволят повысить показатель CTR на выдае, а также укрепить доверие пользователей еще до перехода на сайт.

Низкий CTR сниппетов

  • Даже при высоких позициях пользователи могут не переходить на сайт из-за неинформативных, плохих заголовков и описаний.

Решение: оптимизация тега title и подготовка продающего текста для meta-тега description с включением ключевых фраз и призыва к действию.

Отсутствие расширенных сниппетов

  • Обычные текстовые сниппеты проигрывают конкурентам с расширенным форматом (рейтинги и другая дополнительная информация в выдаче).

Решение: внедрение доработок на продвигаемые страницы и реализация микроразметки Schema.org (для услуг, категорий каталога, товаров, отзывов, FAQ, хлебных крошек).

Неиспользование всех возможностей SERP

  • Упускаются дополнительные места в выдаче (изображения, видео, карусели товаров).

Решение: создание и добавление на сайт медиа-контента (изображения с оптимизированными alt-атрибутами, видеоролики).

5. Расширение семантического ядра, корректность распределения

Задача по расширению семантического ядра, по-идее, должна быть регулярной у любого SEO-специалиста, но так как не многие уделяют этому должного внимания, напомним, что это позволит увеличить охват аудитории и укрепит позиции сайта в выдаче поисковых систем по релевантным запросам.

Ограниченный охват запросов

  • Сайт продвигается по узкому кругу ключевых фраз, упуская смежные темы и вопросы клиентов, низко- и микро-низкочастотные запросы, которые могли бы привлекать дополнительный трафик и лиды.

Решение: поиск и добавление новых релевантных запросов через анализ прямых конкурентов, сервисы Вордстат, Вебмастер, Google Search Console.

Отсутствие корректного распределения

  • Ключевые фразы не объединены в тематические кластеры или это сделано неправильно, что приводит к некорректной оптимизации посадочных страниц (размывается оптимизаци по целевым фразам, продвигается не тот тип страницы).

Решение: оценить семантическое ядро на предмет качества и актуальности распределения, а также убедиться, что посадочные страницы оптимизированы под целевой кластер фраз.

6. Технические улучшения

Техническое состояние сайта является важным фундаментом для достижения высоких показателей и, по-хорошему, должно быть полностью закрыто на начальных этапах продвижения (критические проблемы).

Низкая скорость загрузки страниц

  • Медленная работа сайта негативно сказывается на отношении пользователей к сайту, увеличивает процент отказов и негативно влияет на ранжирование.

Решение: контроль основных параметров — первая отрисовка содержимого страницы, время до интерактивности, задержка первого ввода и т.д.

Проблемы с мобильной версией

  • Неадаптивный дизайн или ошибки верстки ухудшают пользовательский опыт на смартфонах.

Решение: тестирование через «Проверка мобильных страниц» в Вебмастере, оперативное исправление критических ошибок отображения.

Технические ошибки на сайте

  • Большое количество битых ссылок, дубли страниц и ошибки верстки мешают корректной работе сайта и индексации.

Решение: мониторинг с помощью SEO-сервисов, модуля ведения проекта и исправление ошибок.

Проблемы с индексацией

  • Часть продвигаемых страниц сайта может вовсе отсутствовать в индексе поисковиков по ряду причин (ошибки, неправильные настройки).

Решение: анализ отчетов в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.

7. Внутренняя перелинковка

Грамотная перелинковка не позволяет ускорить и добиться полноты индексации сайта, а также сконцентрировать ссылочный вес на наиболее важных страницах.

Слабая связность контента

  • На сайте регулярно создаются новые страницы без учета перелинковки, в итоге они изолированы и не передают вес друг другу, а также не помогают поисковикам и пользователям находить связанные материалы.

Решение: организация системы перекрестных ссылок между тематически близкими страницами.

Неэффективное распределение ссылочного веса

  • Важные с точки зрения бизнеса коммерческие страницы не получают достаточного ссылочного веса в рамках сайта.

Решение: простановка сквозных ссылок на важные страницы, внедрение контекстных ссылок из статей с анкорами, содержащими вхождения ключевых слов.

Сложная навигация

  • Пользователи не могут легко перейти к следующему шагу в воронке продаж или найти дополняющий материал.

Решение: интуитивно понятное главное меню, корректная система и лаконичный формат «хлебных крошек», добавление вспомогательных блоков «Рекомендуем», «Читайте также» и т.д.

8. Работа со ссылочной массой

Грамотная работа со ссылочной массой повышает авторитет сайта в глазах поисковых систем и снижает риски санкций.

Недостаток авторитетных ссылок

  • Сайт не получает достаточного веса от внешних источников, что ограничивает рост позиций.

Решение: постепенное наращивание качественных бэклинков через гостевые посты в тематических СМИ и крауд-маркетинг.

Наличие вредных ссылок

  • Токсичные бэклинки в большом объеме могут повлечь за собой наложение санкций со стороны поисковых систем.

Решение: аудит ссылочного профиля и отзыв/удаление ссылок сомнительного происхождения с доноров низкого качества.

Риск переоптимизации анкорного списка и неестественное распределение

  • Перенасыщение точными вхождениями ключевых фраз в анкорах, а также перекос в сторону конкретных внутренних страниц выглядит неестественно для поисковых систем.

Решение: регулярный мониторинг анкор-листа и увеличение доли безанкорных и брендовых ссылок. Контроль естественности распределения внешних ссылок между страницами сайта.

9. Мониторинг и адаптация

Постоянный контроль и адаптация позволяют минимизировать риски падения трафика и поддерживать стабильный рост.

Недостаточное отслеживание алгоритмов

  • Изменения в алгоритмах поиска могут резко повлиять на позиции сайта без своевременной реакции.

Решение: регулярный мониторинг обновлений поисковых систем (например, Core Updates, Helpful Content в Google), оперативная адаптация стратегии.

Отсутствие глубокого анализа трафика

  • Без детального изучения поведения пользователей сложно выявить слабые места сайта.

Решение: системный разбор данных в Яндекс.Метрике (отказы, глубина просмотра, конверсионные пути).

Жесткая стратегия продвижения

  • Сформированная на старте работ SEO-стратегия, которая не учитывает изменения спроса, поведения аудитории, изменения алгоритмов поисковиков.

Решение: периодическая корректировка тактики на основе актуальных данных и тестирование новых гипотез.

10.Учет современных тенденций

Адаптация под новые форматы поиска повышает посещаемость ресурса, увеличивает популярность бренда, усиливает доверие аудитории.

Устаревшие методы продвижения

  • Традиционные методы продвижения теряют эффективность из-за появления генеративного поиска (Gemini, ChatGPT, DeepSeek).

Решение: оптимизация и расширение контента на сайте с целью присутствия в результатах, сгенерированных нейросетью.

Несоответствие требованиям AEO

  • Контент без акцента на экспертность и авторитетность хуже ранжируется и не участвует в новых форматах выдачи поисковиков (Алиса, Обзор от ИИ)

Решение: упор на качество, достоверность и практическую пользу материалов (EEAT-факторы).

Кейс

В 2023 году мы делились информацией, как можно продвинуть сайт в конкурентной тематике только за счет внутренней оптимизации и доработок, а также своим видением концепции E-E-A-T от Google и, что обязательно должно быть на сайте, чтобы получить высокий показатель видимости.

Несмотря на то, что мы добились высоких показателей видимости проекта в поисковиках, работы по SEO не останавливались, что позволило уже находясь в ТОПе значительно улучшить результаты.

В тематике пик сезона приходится преимущественно на май:

Поэтому для объективности сравним показатели трафика из поисковых систем за последние 3 год именно в этом месяце.

2023 год

  • Май 23 — 10342 визита.

2024 год

  • Май 24 — 16128 визитов.

2025 год

  • Май 25 — 19942 визита.

За счет продолжения работ по SEO-продвижению — сайт, который в 2023 году и так ранжировался в ТОПе по большему количеству ключевых запросов из семантического ядра, в 2024 году привлек на 55% больше визитов, а в 2025 увеличил показатель до 93% при относительно равном спросе в тематике.

Статистика продвижения сайта

2023 год2024 год2025 год
Визиты10 34216 12819 942
Рост-+55%+93%

Статистика продвижения сайта

Визиты
2023 год10 342
2024 год16 128
2025 год19 942
Рост
2023 год-
2024 год+55%
2025 год+93%

Резюме

Ранжирование сайта в ТОП-10 выдачи Яндекса и Google — далеко не предел для SEO с точки зрения привлечения целевого трафика и увеличения продаж.

Рассчитываем, что вы сможете выделить для себя что-то полезное из данного материала и, самое главное, примените это на практике в ближайшее время.

SEO — это процессы, у которых нет логического конца!

Сообщество