Сколько зарабатывают в 2025 году те, кто работает с текстами

Мы провели третий ежегодный опрос специалистов, чья работа связана с текстом, о размере их доходов. Результаты предыдущих опросов публиковали в 2023 и 2024 году.
Среди работающих по найму полный день медианный месячный доход в индустрии текстов за год вырос на 17,6% — с 85 000 до 100 000 ₽. Это сопоставимо с ростом зарплат в целом по стране. По данным Росстата, средние зарплаты за 2024 год в стране выросли на 19%, медианная зарплата, по данным «Сбериндекса» , — на 16%.
Работа с текстом — сфера, в которой есть разные специализации, и не для всех доход вырос равномерно. Мы проанализировали около 700 детальных анкет редакторов, журналистов, копирайтеров и других специалистов и рассказываем, что изменилось в индустрии за год.
Что вы узнаете
- Медианный доход специалистов по работе с текстом
- Какие зарплаты в разных текстовых специализациях
- Какие зарплаты в разных сферах использования текста
- В каких компаниях больше всего платят
- Как использование нейросетей повлияло на зарплаты
- Как меняется портрет типичного редактора
- Как можно развиваться в сфере текстов
Медианный доход специалистов по работе с текстом
Минимальная единица исследования — одно место работы: если человек официально трудоустроен корректором и фрилансит как корреспондент, это учитывается как два разных ответа. Суммарный доход респондентов от всех видов занятости мы не подсчитывали.
Все рабочие места можно разделить, с одной стороны, на постоянную работу и подработку. С другой стороны, можно работать по найму или на себя. Таким образом получается четыре разных типа занятости.
Выше всего зарплата тех, кто работает по найму полный рабочий день: медианная зарплата составила ровно 100 тысяч рублей (+17,6% по отношению к прошлому году). Подработка по найму приносит в среднем 50 000 ₽.
Доходы фрилансеров не изменились: 60 000 ₽ при полной занятости и 30 000 ₽ при частичной — а на себя работают 31% опрошенных. Фрилансеры, получающие оплату за количество написанных знаков, зарабатывают в среднем 44 000 ₽, с оплатой за текст или проект — 50 000 ₽, с ежемесячной ставкой — 60 000 ₽.

Какие зарплаты в разных текстовых специализациях
Больше всего зарабатывают на должностях, которые подразумевают руководство коллективом. Главные редакторы в найме зарабатывают 165 000 ₽ в месяц, шеф-редакторы — 150 000 ₽.
Из линейных должностей выделяются UX-редакторы и продуктовые редакторы с медианной зарплатой порядка 140 000 ₽. Правда, эти специалисты работают с продуктами, и часто в их обязанности входит не только написание текста, но и, например, взаимодействие с дизайнерами, разработчиками, маркетологами.
Самая низкооплачиваемая работа — у копирайтеров, авторов текстов для соцсетей, корректоров и корреспондентов в СМИ: до 70 000 ₽.

Какие зарплаты в разных сферах использования текста
Больше всего платят в текстах для продукта — 110 000 ₽. Сразу в четырех сферах деятельности зарплаты оказались одинаковыми: PR и GR, коммерческие тексты и бренд-медиа, СММ, игровая индустрия — по 100 000 ₽ в месяц.
Чуть ниже зарплаты у тех, кто работает в средствах массовой информации, а также занимается текстами для видео и аудио — 90 000 ₽. Аутсайдерами по-прежнему остаются сферы книгоиздания и художественных текстов : среднестатистический автор или редактор здесь зарабатывает порядка 70 000 ₽.

В каких компаниях больше всего платят
Зарплаты в найме различаются в зависимости от места расположения и размера компании. В московских компаниях медианная зарплата составила 117 000 ₽, в Санкт-Петербурге — 95 000 ₽, в других регионах России — 60 000 ₽.
Существенное влияние на распределение зарплат оказал и размер компании. В крупных организациях, где общая численность сотрудников превышает 1000 человек, платят 130 000 ₽, и чем меньше компания — тем меньше зарплаты:
- от 100 до 1000 человек — 100 000 ₽;
- от 10 до 100 человек — 80 000 ₽;
- до 10 человек — 62 000 ₽.
Различия в зарплатах между разными сферами деятельности, регионами и размерами компаний взаимосвязаны. В Москве расположены крупнейшие компании, которые нанимают сравнительно редких высокооплачиваемых специалистов — например, UX-редакторов или продуктовых редакторов. В регионах больше доля тех, кто работает на должностях и в сферах с зарплатами ниже средней.

Как использование нейросетей повлияло на зарплаты
В 2025 году мы впервые задали вопрос об использовании нейросетей в своей работе — и не пожалели об этом. Оказалось, что 70% опрошенных используют ИИ, в том числе 25% — часто, 24% — изредка, 21% — периодически.
Среди представителей некоторых профессий этот показатель приближается к 90%. Активнее всего делегируют работу роботам контент-маркетологи, контент-менеджеры и копирайтеры: примерно половина использует нейросети иногда или периодически, а около 40% делают это часто. Скептичнее всего к нейросетям относятся корректоры и авторы — среди них используют ИИ в работе 30% опрошенных.

По всей видимости, использование нейросетей увеличивает шансы на рост доходов — причем положительный вклад вносит и периодическое, и очень активное использование инструмента. По результатам опроса видно:
- среди тех, кто вообще не использует нейросети, доля увеличивших доход в два и более раза за последние три года составила 20%;
- среди тех, кто использует нейросети изредка или периодически, — 31%;
- среди тех, кто использует нейросети часто, — 37%.
Мы не можем сказать, что рост дохода связан именно с использованием нейросетей: может быть, дело в том, что активные пользователи ИИ больше нацелены на профессиональный рост или заняты более высокооплачиваемой работой. Но пока у тех, кто активно пользуется нейросетями по работе, доходы растут быстрее, чем у тех, кто еще не нашел применения ИИ.

Как меняется портрет типичного редактора
Типичный редактор — женщина 30 лет с высшим образованием. Демографический портрет редактора практически не меняется все три года. 79% опрошенных — женщины, больше половины — в возрасте от 25 до 34 лет. Медианный возраст респондентов — 31 год, этот показатель увеличился на один год, по сравнению с предыдущим исследованием.
Количество редакторов из регионов растет, работающих за границей — падает. В новом раунде опроса снова выросла доля редакторов и журналистов из нестоличных регионов России: 47%, притом что в 2024 году этот показатель составил 41%, в 2023 — 38%. В опросе участвовали специалисты из 70 регионов России, шире всего представлены Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Нижний Новгород, Волгоград, Ростов-на-Дону, Казань и Челябинск.
Пропорционально уменьшилось количество респондентов из столичных регионов — 43% опрошенных. В их числе 27% из Москвы, 11% — в Санкт-Петербурге, 4% из Подмосковья. Доля редакторов, живущих за границей, с 2023 года сократилась с 12,4 до 10%. В их числе 6% проживающих в странах бывшего СССР и 4% из стран дальнего зарубежья.
Формальное профильное образование есть у половины опрошенных. 53% опрошенных сказали, что у них есть профильное образование — например, филология, журналистика, редакторское дело, связи с общественностью и тому подобное. 36% проходили какие-то профильные курсы, 28% всему научились самостоятельно. Среди самоучек выше доля работающих неполный день и на фрилансе, поэтому их медианные доходы на 10—12% ниже, чем у тех, кто имеет профильное образование.
Как можно развиваться в сфере текстов
В процессе сбора данных мы составили карту профессий для отрасли. Она показывает, где на условной пирамиде должностей располагаются те или иные специальности. Уровни примерно соответствуют друг другу.
Такая карта поможет понять, в какую сторону развиваться человеку: расти «вверх» внутри конкретного направления, например в СММ или бренд-медиа, либо менять работу и двигаться горизонтально — в другую и, возможно, более перспективную сферу. Скажем, после работы корреспондентом в СМИ уйти в копирайтеры или авторы постов для соцсетей — на аналогичный уровень, но более высокую зарплату.
Понятно, что карта условная, так как никаких гостов или жестких тарифных сеток в этой отрасли нет. Но, как нам кажется, эта схема поможет определить свое место на рынке труда, спланировать карьерный трек или даже сменить профессию на близкую по набору необходимых компетенций.
Ниже перечислены профессии в самых популярных сферах деятельности по грейдам. Если по группе профессий собралось достаточно данных, мы также указываем медианную зарплату в тысячах рублей.







Еще о работе редакторов и их коллег:
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata