Почему Маск не смог: 3 причины провала трансформаций
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Элон Маск попробовал себя в роли антикризисного менеджера на государственном уровне и, похоже, решил, что это не его. Удалось ли что-то сделать? Я так понимаю, что нет. По крайней мере, заявленные цели не достигнуты. Слов было на рубль — результата на сколько-то там копеек.
Почему «Пришел. Увидел. Победил.» в задачах, связанных с масштабными трансформациями сложившихся процессов, моделей управления и сокращением затрат иногда, если не часто, заканчивается провалом? И почему привлечение даже самых сильных внешних консультантов для этого дела не всегда помогает?
Я позволю себе вставить на эту тему свои пять копеек.
О Сообщнике Про
Управляющий директор и руководитель практики стратегий роста и корпоративных финансов в компании Neman Group. За 22 года реализовал более 150 стратегических и M&A-проектов для клиентов из сфер недвижимости и девелопмента, промышленности, ретейла, логистики и других отраслей.
Причина 1: ожидание чуда
От консультантов ждут волшебной пилюли. Предполагается, что они обладают магическими заклинаниями и опытом, которые позволят, как в том анекдоте, постучать ключиком в нужном месте и voila. Дело сделано.
Но чудес не бывает. Взрослые люди, вроде, должны понимать.
Причина 2: надежда на быстрые результаты
Крупные системы устойчивы к внешним и внутренним вызовам. Это касается и систем управления. Тем более крупные административные системы. Они формируются десятилетиями.
Это тысячи, а иногда и десятки тысяч людей. Это тысячи правил. Это культура. Иногда только разобраться в том, как работают такие системы занимают долгие месяцы.
Трансформация таких систем, устойчивая трансформация, не может произойти быстро. На это требуются годы. Не все руководители к этому готовы, но не понимать этого значит строить неоправданные ожидания.
Причина 3: недооценка внутреннего сопротивления
Любая административная система имеет конкретные фамилии и имена людей, управляющих этими системами, и людей, крутящих шестеренки. У этих людей есть интересы и способы их достижения. Нарушение status quo всегда вызывает сопротивление. Изменения надо уметь продавать. Для этого надо создавать союзы, уметь договариваться и уметь нивелировать риски. Изменения надо быть способным реализовать. Для этого нужны значительные ресурсы и компетенции. Недооценка одного и другого создает предпосылки для провала.
У Элона Маска достаточно вызовов в его бизнесах. Могу только пожелать ему удачи справиться с ними.