Как я закрывал ИИС и одна из причин его низкой популярности

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Недавно увидел статью в ТЖ по поводу непопулярности ИИС среди сограждан. Хочу поделится своим опытом и мыслями по поводу ИИСа

Исходные данные — в Сбере открыт ИИС в декабре 2020, оформлен на мою маму. Не самое лучшее время для инвестиций в российский рынок ценных бумаг, но счет успешно пережил все прелести рынка. Летом 2024 с запасом прошел срок владения ИИС, был профит и приняли решение закрыть счет и вывести деньги.

В любом нормальном банке для этого достаточно продать бумаги и нажать кнопку вывод средств в мобильном приложении. В Сбере схема сильно интереснее, там вывод средств через приложение возможен ТОЛЬКО по типу А, что в нашем случае неактуально.

Информации как получить вычет Б в приложении нет, при звонке на горячую линию мне озвучили следующие условия. Нужно взять справку из налоговой о том что не делал вычет по типу А, принести ее в отделение и счет закроют по типу Б. То есть банку нужна справка из налоговой, для налоговой.

Следующий пункт в этом квесте — визит в налоговую. Там примерно минут 20 я пытался объяснить сотрудникам ФНС, что такое ИИС и что мне от них нужно. Девушки в налоговой очень доброжелательные, но очевидно, что запрос не самый популярный, слава богу мы быстро разобрались. Оказалось, что справка идет аж из самой Москвы, по срокам примерно месяц, в чем проблема выгрузить ее за 5 минут и поставить печать, я так и не понял. По готовности нам перезвонят. Путь к своим же деньгам очень тернист, но мы не сдавались.

Пока шла справка, портфель изрядно похудел и буквально за месяц весь профит растаял. Смысл закрывать ИИС и вытаскивать деньги исчез, мы решили отложить это до лучших времен.

В марте 2025 (спустя полгода) портфель опять подрос и дал прибыли 50% от вложенного, мы решили сделать 2ю попытку. Справку в этот раз заказывал через личный кабинет налогоплательщика, там он готовится во вменяемые пару дней и подгружается на почту. При получении справки я позвонил на горячую линию банка, чтобы узнать не появились у них какие то позитивные изменения в плане удобства сервиса закрытия ИИС, спойлер — не появились.

Мне сказали, что нужно ехать со справкой из налоговой в отделение с брокерским обслуживанием, на мой логичный вопрос — где в Челябинске такое отделение, ответили в Челябинске такое отделение отсутствует, а ближайшее в Екатеринбурге. Видимо город миллионник не заслужил приличного офиса с брокерским обслуживанием. Хорошо, что сотрудник техподдержки немного подумал и согласился со мной, что ехать в соседний город для решения таких вопросов так себе вариант. Предложил компромиссное решение:

  1. Прийти в любое удобное отделение (в последствии оказалось, что тоже не любое подходит)
  2. Позвать управляющую и с ней перезвонить на горячую линию.
  3. Отдать ей справку и она совместно со специалистом горячей линии закроет ИИС.

Напоминаю это ИИС-инструмент который создан для того чтобы популяризировать среди населения инвестиции в рынок ценных бумаг.

В очередной раз мы с мамой подстроили свое расписание и согласовали дату\время визита в банк. В отделении я позвал управляющую, это было дежавю из налоговой, тут я минут 20 объяснял ей, что такое ИИС и что мне от нее нужно. Еще минут 10 она производила какие то манипуляции на своем айпаде, потом направила меня к обычному сотруднику. Сказала что у нее нет нужно программы, а у обычного сотрудника есть.

Из плюсов мне не пришлось стоять в очереди, меня уже ждали. Из минусов рассказ — что такое ИИС, что мне от них нужно пришлось повторить. Занимались решением моего вопроса сразу два менеджера+один оператор горячей линии. За 15 минут они все сделали, отсканировали справку, распечатали анкету и договор. На прощание сказали что в течении суток деньги поступят на карту. Спойлер-обманули. Потом я узнал, что срок 5 рабочих дней. Но в этот срок деньги тоже не пришли.

Я пришел в то же отделении с резонным вопросом — что пошло не так? Как мне сказала управляющая произошла какая-то ошибка, но очевидно не с нашей стороны. Исправить эту ошибку она сможет только когда в отделение придет моя мама. А у вас как говорится докУментов нет.
Если бы счет был оформлен на меня, вопрос бы решился сильно быстрее. Но каждый раз нужно было стыковаться с расписанием мамы, а сама она не смогла бы решить этот вопрос. В итоге спустя пару недель все активы с ИИС исчезли и появились на брокерском счете, все без повторного визита.

Мне не очень понятно почему в самом крупном банке не налажена работа с ИИС. Свой первый ИИС я открыл в 2015 году, можно сказать в прошлой жизни, за 10 лет можно было сделать удобный и приятный продукт.
Все разговоры гаранта конституции о том, что нужно удвоить капитализацию фондового рынка и сделать инвестиции популярными среди россиян, стоят не сильно больше, чем разговоры про догнать Португалию по ВВП, но это уже другой разговор и ИИС здесь не причем.