Как я закрывал ИИС и одна из причин его низкой популярности

19

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Недавно увидел статью в ТЖ по поводу непопулярности ИИС среди сограждан. Хочу поделится своим опытом и мыслями по поводу ИИСа

Исходные данные — в Сбере открыт ИИС в декабре 2020, оформлен на мою маму. Не самое лучшее время для инвестиций в российский рынок ценных бумаг, но счет успешно пережил все прелести рынка. Летом 2024 с запасом прошел срок владения ИИС, был профит и приняли решение закрыть счет и вывести деньги.

В любом нормальном банке для этого достаточно продать бумаги и нажать кнопку вывод средств в мобильном приложении. В Сбере схема сильно интереснее, там вывод средств через приложение возможен ТОЛЬКО по типу А, что в нашем случае неактуально.

Информации как получить вычет Б в приложении нет, при звонке на горячую линию мне озвучили следующие условия. Нужно взять справку из налоговой о том что не делал вычет по типу А, принести ее в отделение и счет закроют по типу Б. То есть банку нужна справка из налоговой, для налоговой.

Следующий пункт в этом квесте — визит в налоговую. Там примерно минут 20 я пытался объяснить сотрудникам ФНС, что такое ИИС и что мне от них нужно. Девушки в налоговой очень доброжелательные, но очевидно, что запрос не самый популярный, слава богу мы быстро разобрались. Оказалось, что справка идет аж из самой Москвы, по срокам примерно месяц, в чем проблема выгрузить ее за 5 минут и поставить печать, я так и не понял. По готовности нам перезвонят. Путь к своим же деньгам очень тернист, но мы не сдавались.

Пока шла справка, портфель изрядно похудел и буквально за месяц весь профит растаял. Смысл закрывать ИИС и вытаскивать деньги исчез, мы решили отложить это до лучших времен.

В марте 2025 (спустя полгода) портфель опять подрос и дал прибыли 50% от вложенного, мы решили сделать 2ю попытку. Справку в этот раз заказывал через личный кабинет налогоплательщика, там он готовится во вменяемые пару дней и подгружается на почту. При получении справки я позвонил на горячую линию банка, чтобы узнать не появились у них какие то позитивные изменения в плане удобства сервиса закрытия ИИС, спойлер — не появились.

Мне сказали, что нужно ехать со справкой из налоговой в отделение с брокерским обслуживанием, на мой логичный вопрос — где в Челябинске такое отделение, ответили в Челябинске такое отделение отсутствует, а ближайшее в Екатеринбурге. Видимо город миллионник не заслужил приличного офиса с брокерским обслуживанием. Хорошо, что сотрудник техподдержки немного подумал и согласился со мной, что ехать в соседний город для решения таких вопросов так себе вариант. Предложил компромиссное решение:

  1. Прийти в любое удобное отделение (в последствии оказалось, что тоже не любое подходит)
  2. Позвать управляющую и с ней перезвонить на горячую линию.
  3. Отдать ей справку и она совместно со специалистом горячей линии закроет ИИС.

Напоминаю это ИИС-инструмент который создан для того чтобы популяризировать среди населения инвестиции в рынок ценных бумаг.

В очередной раз мы с мамой подстроили свое расписание и согласовали дату\время визита в банк. В отделении я позвал управляющую, это было дежавю из налоговой, тут я минут 20 объяснял ей, что такое ИИС и что мне от нее нужно. Еще минут 10 она производила какие то манипуляции на своем айпаде, потом направила меня к обычному сотруднику. Сказала что у нее нет нужно программы, а у обычного сотрудника есть.

Из плюсов мне не пришлось стоять в очереди, меня уже ждали. Из минусов рассказ — что такое ИИС, что мне от них нужно пришлось повторить. Занимались решением моего вопроса сразу два менеджера+один оператор горячей линии. За 15 минут они все сделали, отсканировали справку, распечатали анкету и договор. На прощание сказали что в течении суток деньги поступят на карту. Спойлер-обманули. Потом я узнал, что срок 5 рабочих дней. Но в этот срок деньги тоже не пришли.

Я пришел в то же отделении с резонным вопросом — что пошло не так? Как мне сказала управляющая произошла какая-то ошибка, но очевидно не с нашей стороны. Исправить эту ошибку она сможет только когда в отделение придет моя мама. А у вас как говорится докУментов нет.
Если бы счет был оформлен на меня, вопрос бы решился сильно быстрее. Но каждый раз нужно было стыковаться с расписанием мамы, а сама она не смогла бы решить этот вопрос. В итоге спустя пару недель все активы с ИИС исчезли и появились на брокерском счете, все без повторного визита.

Мне не очень понятно почему в самом крупном банке не налажена работа с ИИС. Свой первый ИИС я открыл в 2015 году, можно сказать в прошлой жизни, за 10 лет можно было сделать удобный и приятный продукт.
Все разговоры гаранта конституции о том, что нужно удвоить капитализацию фондового рынка и сделать инвестиции популярными среди россиян, стоят не сильно больше, чем разговоры про догнать Португалию по ВВП, но это уже другой разговор и ИИС здесь не причем.

  • Шувалов2020 был вполне неплох для инвестиций в рос. рынок. 2022 еще лучше. Что-то не понял, если вы решили зафиксировать и все вывести, почему не продали бумаги в приложении. Рубли ж потом вывести можно с закрытием? Про попуоярность хз. Активно пользуюсь ИИС с 2018, закрывать не планирую)0
  • ЖалильШувалов, прочитайте еще раз статью, возможно получится понять в чем была проблема. Перед этим ознакомьтесь чем вычет А отличается от вычета Б.0
  • ШуваловЖалиль, ага, в типе вычета загвоздка. Я пользуюсь типом А0
  • АлексейЗакрывал ИИС по обоим типам. В Сбере. Никаких справок не брал. В одном случае сказал оператору, что пользовался вычетами, в другом - что не пользовался. Других различий между А и Б при закрытии не было. И да, в обоих случаях нужно перед закрытием заранее распродать все акции.5
  • АлексейДобавлю - оба ИИС (мой и жены) закрывались в 2023 году, не выходя из дома. Просто позвонили оператору.3
  • ЖалильАлексей, вам повезло. Или сбер спустя годы деградировал. Сейчас вопрос решился. На момент 2 попытки вывода денег на счете не было акций, только кэш. В любом случае ИИС больше никогда в Сбере открывать не буду.3
  • Lift ComplexЧитал с интересом — таких откровенных историй про финтех на СНГ-пространстве не так много. Жаль, что не вытянули, но опыт точно ценный.0
  • АнастасияОчень интересно)) Пока читала было несколько вопросов: 1) Как так, что банковский сотрудник не бачит, что такое ИИС ? 2) Управляющий в банке, такие должности бывают разные назначения Управ. Отделением / директор инвестиционными банками … 3) Удивительно, что приходилось всем объяснять о том, что ж за зверь такой этот ваш И И С 🤣 4) Вот думаю теперь, есть такой счёт в втб и стало интересно почитать об условиях банка.. Ваш пост заставил задуматься)3
  • ЖалильАнастасия, 1) Не ко мне вопрос. Сотрудники знают что такое доверительное управление, но по ИИСу и вычетам понимания не было. 2) Если правильно понял управляющая отделением. 3) Зверю 10 лет, но если о нем мало знают специалисты из сфер связанных с финансами, что говорить об обывателях. 3) Насчет ВТБ не знаю, у самого там открыт ИИС в 2024, поку рано думать о закрытии.3
  • МаксКак так у вас получилось, что портфель похудел? перед закрытием же продать все надо, да вы и сами это написали 😁1
  • ЖалильМакс, когда стало понятно, что справка будет идти месяц и процесс затягивается, было принято решение купить акции. Хранить кэш на ИИС смысла не имеет.1
  • Sasha BondИИС - кидалово. Никогда не строй свой домик на чужой территории.0
  • ЖалильSasha, очень мудрёная метафора. Объясните, что вы имели ввиду0
  • Igor SiaТоже имею иис, но в тинькове. Со сбером больше не связываюсь после опыта с их пифами, да и другими услугами на которых они пытаются урвать побольше. Видимо грефу всё мало. Со сбером не связываюсь и другим не советую.2
  • Алексей СеменовЗакрывал ИИС типа А в Сбере пару лет назад. Распродал все акции, позвонил на горячую линию и сказал, что хочу закрыть ИИС. Мне пришла СМС с кодом для закрытия ИИС, назвал его оператору. Все. Через пару дней деньги пришли на счет.0
  • лодНе продавала перед закрытием акции с ИИС в Сбере ( открыла в 2020 закрыла в начале января 2025), они переведены были на брокерский счет с сохранением ЛДВ, деньги на брокерский счет тоже. С учетом праздников все оформилось дистанционно к 16 января 2025.0
  • АбсурдАвтор вопрошает: "Мне не очень понятно почему в самом крупном банке не налажена работа с ИИС". Ну это же Сбербанк.))) Всё, что выходит за рамки шаблона, в Сбербанке испокон веков было целой историей. А в целом, в банковской системе, как впрочем и везде, уровень профессионализма упал катастрофически. Профессионализм - это не заученная последовательность нажатий кнопок или действий. Спросите в любом отделении банка даже не обычного операциониста, а управляющего, как движутся деньги между банками, не ответят. Хорошо, если в центральном офисе пара-тройка человек что-то ответят.1
Сообщество