«Парашютный спорт стал частью жизни»: я летаю в вингсьюте и трачу на это более 500 000 ₽ в год

История читателя
36
«Парашютный спорт стал частью жизни»: я летаю в вингсьюте и трачу на это более 500 000 ₽ в год
Аватар автора

Оксана Лосева

задавала вопросы

Страница автора

В потоке «Любительский спорт» читатели Т⁠—⁠Ж рассказывают, как занимаются спортом и сколько тратят на это.

Герой этого материала с детства мечтал стать пилотом. И хотя в итоге он выбрал другую профессию, прыжки с парашютом превратились в его хобби. А в 40 лет читатель узнал о полетах в вингсьюте — специальном костюме-крыле с парашютной системой — и сразу заинтересовался.

За семь лет он совершил более 900 прыжков с парашютом, встретил на аэродроме будущую супругу и обрел полноценное спортивное увлечение. Герой рассказал, как стать вингсьют-пилотом, в чем особенности этого направления и во сколько обойдется хобби.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Предыстория

Аватар автора

Антон Шумков

вингсьют-пилот

Страница автора

Я с детства мечтал стать летчиком, но в 1994 году, когда я поступал в институт, эта профессия не была востребована: на рынке уже было много оставшихся без работы пилотов. Тем не менее от своей идеи я не отказался и даже окончил штурманскую военную кафедру. А чтобы хоть как-то удовлетворить тягу к небу, иногда прыгал с круглым десантным парашютом и летал на легкомоторных самолетах с возможностью немного порулить.

В 40 лет на работе я случайно узнал, что мой коллега — вингсьют-пилот  , у него в районе 450 прыжков с парашютом. Он рассказал свою историю и буквально заразил меня этим увлечением! В следующие выходные я приехал на аэродром, чтобы пройти теоретический курс ускоренного обучения свободному падению — AFF, Accelerated Freefall.

Мы с супругой над океаном в Португалии
Мы с супругой над океаном в Португалии

Обучение

Задача курса AFF — научить студента владеть своим телом в свободном падении, контролировать высоту, выходить из БП — беспорядочного падения, открывать парашют на заданной высоте, пилотировать купол и безопасно приземляться. Обучение состоит из теоретической подготовки, которая длится день, и восьми прыжков с парашютом. Точнее, освоиться нужно со спортивной парашютной системой: ранцем, страхующим прибором и двумя парашютами — основным и запасным.

Первый прыжок студент выполняет в тандеме с инструктором, второй и третий — самостоятельно, в сопровождении двух инструкторов, а потом, начиная с четвертого, — с одним. Инструкторы вместе со студентом до момента открытия парашюта, а полет под куполом и заход на посадку сопровождают указаниями по рации с земли.

Перед тем как пройти курс AFF, лучше подготовиться к нему с помощью занятий в аэродинамической трубе. Это позволит освоиться в потоке воздуха, научиться стабильно лежать на нем, выполнять базовые движения: повороты, вращения и перемещения вперед-назад. Также можно отработать имитацию раскрытия основного парашюта, оставаясь при этом в стабильном положении. По моей оценке, на то, чтобы освоить базовые элементы, нужно потратить до часа. Например, мне потребовалось на это 40 минут.

Проблема большинства людей в том, что, оказавшись в небе, они чересчур напрягаются и не могут расслабиться, как это необходимо. Тренировочный прыжок длится около 50 секунд, и за это время нужно выполнить задания. А человека, который не может расслабиться и прогнуться, будет раскачивать в разные стороны, из-за чего сложно контролировать высоту, имитировать открытия и выполнять команды инструкторов.

Если студент не выполнил задачу, например раскрыл парашют не на заданной высоте 1600 метров, а на 1500, инструктор может отправить его на повторный прыжок, а это затратно. Тренировка в аэротрубе упростит обучение и избавит от лишних расходов. Сейчас в России много аэродинамических труб, и на начальном этапе подойдет любая.

Когда выбираете аэродром для прохождения курса AFF, рекомендую найти тот, где есть высотный борт, то есть самолет, способный подниматься на высоту 4000 метров.

Например, Ан-2  к таковым не относится. Его двигатель при наборе высоты теряет мощность, на 3000 метров он будет забираться минут 30, в то время как самолетам, с которых в основном прыгают с парашютом в России — L-410 и Ан-28, — потребуется 15 минут, чтобы подняться на 4000 метров. Поэтому прыжки с Ан-2 — в основном с высоты 2000—2500 метров, а этого очень мало для выполнения заданий AFF: студент должен открывать парашют на высоте 1600 метров.

Я проходил курс на аэродроме Большое Грызлово рядом с городом Пущино в Подмосковье. AFF в Подмосковье также проводится в клубе «Аэроград» под Коломной и в Ватулино под Рузой.

По возможности советую взять отпуск и заниматься в будни: в выходные люди приезжают прыгнуть тандемом, и у них будет максимальный приоритет. Придется сидеть и ждать, пока инструктор освободится. В худшем случае можно потратить целый день и ни разу не прыгнуть. У меня была такая ситуация. Перед стартом обучения необходимо убедиться, что прогноз погоды хороший, нет облачности и сильного ветра, и предварительно договориться о проведении занятий в будни с назначенным инструктором.

В зависимости от загруженности инструкторов, личных способностей студента и того, как часто он готов приезжать на аэродром, курс AFF можно пройти как за несколько дней, так и за два, а то и три месяца.

После курса нужно решить, в какую дисциплину идти дальше. В основном выбирают из двух вариантов: Freefly  и групповая акробатика  . Ими можно начать заниматься сразу после окончания курса AFF. Прыгать в вингсьюте разрешается только после 200 прыжков с парашютом в рамках любого из этих направлений.

Я бы рекомендовал начинать с групповой акробатики, чтобы получить навык работы в группе. В дальнейшем это потребуется и в других дисциплинах, включая фрифлай и вингсьют. Сначала вы учитесь вместе с инструктором, потом получаете от него допуск, чтобы начать прыгать «двойки» с напарником и «четверки» с другими спортсменами.

Еще одна важная рекомендация: не стоит быстро уменьшать размер купола парашюта. Лучше делать это постепенно, с развитием навыков пилотирования, — так безопаснее. После 200 прыжков с парашютом вы сможете начать учиться полетам в вингсьюте.

Приземление в Пущине
Приземление в Пущине
Прыжки с парашютом в «Аэрограде Коломна»
Прыжки с парашютом в «Аэрограде Коломна»

Безопасность

Если говорить в целом, парашютный спорт не такой рискованный, как кажется. Конечно, есть дисциплины с повышенным уровнем опасности, например Swoop, где требуется навык пилотирования скоростных куполов, но это скорее исключение. На мой взгляд, те же горные лыжи намного травматичнее парашютного спорта.

Мы с супругой как-то катались в Архызе, и один из сотрудников курорта сказал, что каждый день семь-восемь человек увозит скорая помощь. На склоне много людей с навыками, не соответствующими трассам, на которых они катаются. Часто они не соблюдают базовые правила безопасности и считают, что можно сидеть и стоять на склоне где угодно.

Многие люди думают, что парашютный спорт очень опасен, и я хочу показать, что это не так.

Беглый поиск в интернете выдал следующую статистику: травматизм в парашютном спорте составляет 0,17%, в горных лыжах — 0,32%. Да, неприятные ситуации случаются, но, как правило, из-за нарушения базовых правил безопасности самим парашютистом. Чаще всего травмы возникают при приземлении, когда человек не соблюдает правило низкого разворота.

С самого начала всех учат, что последний — мы говорим «крайний» — поворот перед посадкой должен выполняться на высоте не менее 100 метров. Это связано с тем, что спортивный парашют в вираже разгоняется и быстро теряет высоту, и при низком развороте на 90 и более градусов вероятность травмы или даже смерти при столкновении с землей существенно увеличивается.

Физических ограничений на прыжки с парашютом особо нет, главное, чтобы не было проблем с опорно-двигательным аппаратом. До 2012 года парашютисты должны были проходить летную комиссию, и критерии были практически такими же, как для управления частным самолетом.

Например, с моим зрением — на тот момент −3 — я бы ее не прошел. В 2012 году эти требования заменили обязательной медицинской страховкой. Поэтому в нашем спорте немало тех, кто носит очки, включая меня. Например, во время курса AFF я использовал контактные линзы, но так к ним и не привык, так что прыгаю в очках.

Я на аэродроме Карачиха под Ярославлем, когда уже стал спортсменом, но еще до того, как начал прыгать в вингсьюте. Справа на фотографии мой резервный инструктор AFFОсновной инструктор обучает студента в течении всего курса AFF, первые прыжки осуществляются с двумя инструкторами, назначается резервный
Я на аэродроме Карачиха под Ярославлем, когда уже стал спортсменом, но еще до того, как начал прыгать в вингсьюте. Справа на фотографии мой резервный инструктор AFF 

Основные дисциплины в прыжках с вингсьютом

После окончания курса AFF я за год сделал 200 необходимых прыжков с парашютом, чтобы перейти к полетам в вингсьюте. В 2018 году я прошел обучение по программе первого полета в вингсьюте — FFC (First Flight Course). Требование в 200 прыжков нужно для того, чтобы парашютист научился управлять своим телом в свободном падении и был готов к сложностям, которые могут возникнуть на начальном этапе.

Например, на втором прыжке в вингсьюте я не смог открыть основной парашют, пришлось использовать запасной. Во время последующих я несколько раз уходил в плоский штопор  , но благодаря опыту, полученному за 200 прыжков, успешно справлялся с этими неприятными ситуациями.

Пример того, как можно преодолеть плоский штопор. Источник: Lam Bo

Сейчас идет уже седьмой год моего увлечения, у меня более 900 прыжков и около 700 полетов в вингсьюте. На аэродроме я познакомился с моей будущей супругой, Екатериной, и сейчас мы единственная семейная пара в России, летающая в больших вингсьютах. Мы вместе прыгаем с 2020 года, летаем формации  и тренируем вингсьют-акробатику в небе и аэродинамической трубе.

В нашем спорте есть несколько дисциплин. Например, это Performance, когда пилоты соревнуются в полетах на скорость, дальность и качество полета, и Wingsuit Acro — два спортсмена выполняют акробатические элементы с перестроениями, транзитами на живот и спину и захватами. По этим дисциплинам проводят национальные, континентальные и мировые чемпионаты.

Также есть вингсьют-формации, в которых спортсмены формируют в небе различные фигуры. Есть статичные — горизонтальные, вертикальные и 3D-формации, — и динамические формации с элементами акробатики.

Вертикальная вингсьют-формация с моим участием. Алгарва, Португалия

Еще есть неформальные дисциплины — мы называем их фановыми. Они прыгаются для удовольствия и веселья — например, Cloud Proximity, где полет проходит рядом с облаками.

Есть вингсьют-родео, когда пилот катает на спине парашютиста. Есть XRW, когда вингсьют-пилоты летят вместе с перформером — человеком, который выполняет элементы, — под скоростным куполом.

Wingsuit Rodeo, на видео мы с супругой

И есть отдельное направление — все, что связано с бейсджампингом  . Еще говорят «бэйс-джампинг» или просто «бэйс».

Это наиболее опасный вид парашютного спорта. Прыжки осуществляются с низких высот, буквально несколько сот метров, и вблизи самого объекта. У джамперов один парашют, так как времени воспользоваться запасным просто нет. И хотя он гораздо больше, чем тот, с которым прыгают с самолета, и более надежный, с ним иногда случаются проблемы при открытии.

Наиболее распространенная — закрутка строп  , из-за которой становится невозможно управлять куполом до раскрутки. Поэтому основная причина травм и даже несчастных случаев у бейсджамперов — столкновение с объектом, с которого прыгаешь. Легенда нашего спорта Валерий Розов погиб, столкнувшись с горой, с которой прыгал в вингсьюте. В момент прыжка подул ветер в сторону горы, из-за этого ему не удалось облететь выступ на ней.

Мы с супругой прыгаем классический Skydive: это прыжки с самолета с высоты 4000 метров и с соответствующей системой, включающей два парашюта — основной и запасной.

3D-формация с моим участием в Пущино

Классический Skydive — это официальная дисциплина в парашютном спорте, ее поддерживают национальные министерства спорта и международные организации, такие как FAI  . В России за это ответственна федерация парашютного спорта, которая регулирует и развивает это направление. Под их эгидой проходят национальные чемпионаты и фиксируют рекорды.

По всей стране есть центры парашютной подготовки, или дропзоны, — от английского Drop Zone, кратко — ДЗ. Там любой желающий может обучаться и прыгать. Они всегда базируются на аэродромах, предназначенных для малой авиации. В таких центрах есть вся необходимая инфраструктура: авиация, ангары, кафе, гостиницы. Работает персонал, организующий прыжки и обеспечивающий их безопасность: инструкторы, руководители прыжков и другие.

Принципиальное отличие Skydive от B.A.S.E. заключается в организации процесса. В бэйсе никто ничего не контролирует: любой желающий может купить себе систему, залезть на гору или дом и прыгнуть оттуда. В этой дисциплине иногда устраивают мероприятия, например в Skypark в Сочи или в Дубае, до которых допускается ограниченный круг людей, знакомых друг с другом, и действует своего рода фейсконтроль, чтобы обеспечить безопасность. Но это скорее исключение.

Про B.A.S.E. можно посмотреть художественно-документальный фильм Антона Калюжного «Выход» 2017 года. В нем показан и мой домашний аэродром, «Скайцентр ДЗ Пущино», и люди, с которыми я лично знаком. Фильм позволит окунуться в атмосферу парашютного спорта и ощутить весь драматизм наиболее опасного его направления. Некоторые факты автор изменил, чтобы сюжет стал более интересен зрителю, но суть от этого не поменялась.

Я учусь летать на спине. Моя домашняя ДЗ в Пущине
Я учусь летать на спине. Моя домашняя ДЗ в Пущине

Как устроен вингсьют

Существуют три основных размера вингсьютов. Малой площади — Beginner — для обучения полетам. Средние — Intermediate — для продолжающих, с опытом примерно 50 прыжков в малом костюме. Такой вингсьют летит дальше, но им сложнее управлять. Именно в таких костюмах летают в аэродинамической трубе для вингсьютов, также в них можно участвовать в соревнованиях по акробатике.

И, наконец, костюмы большой площади — Advanced. На них переходят после 200 полетов в вингсьютах меньшей площади. Они требуют от пилота хорошего владения собственным телом и прощают меньше ошибок, особенно на этапе открытия парашюта. Это связано с тем, что при прыжках в таких костюмах выше турбулентность.

Большие костюмы позволяют пролететь максимальное расстояние и развить наибольшую скорость. При должном разгоне пилоты могут набрать высоту выше 100 метров — это называется Flare. Именно в костюмах категории Advanced соревнуются в дисциплинах Performance и Wingsuit Acro. Отличительная черта таких вингсьютов — выходящее за уровень стоп ножное крыло.

Кроме классификации по площади, вингсьюты различаются в зависимости от задач: есть соревновательные костюмы для Performance, для акробатики, для бейсджампинга и другие.

Каждый имеет свои конструктивные особенности: костюмы могут быть разных размеров, с разной формой крыла, толщиной профиля, влияет также наличие и размер воздухозаборников для полета на спине. И это лишь часть параметров.

На супруге костюм средней площади от венгерского производителя. Но он максимально близок к большим, его главное отличие — то, что ножное крыло не выступает за линию стоп. Прыгали в «испанской Венеции» — Эмпуриабраве
На супруге костюм средней площади от венгерского производителя. Но он максимально близок к большим, его главное отличие — то, что ножное крыло не выступает за линию стоп. Прыгали в «испанской Венеции» — Эмпуриабраве
А здесь она тестирует большой костюм российского производителя AirGlide Otter. На фотографии хорошо видно, что ножное крыло уже выходит за линию стоп
А здесь она тестирует большой костюм российского производителя AirGlide Otter. На фотографии хорошо видно, что ножное крыло уже выходит за линию стоп

Прыжки с парашютом

Тренировочный процесс состоит из двух частей: прыжки с самолета и тренировки в аэродинамической трубе. Летом мы прыгаем с парашютом, а зимой, в межсезонье, летаем в Пермь, где тренируемся в единственной в России и второй в мире наклонной трубе для вингсьют-пилотов и прыгунов с трамплина.

Перед каждым прыжком мы с другими участниками разрабатываем план и ставим цели, решаем, что и как будем делать. Например, мы хотим тренировать транзиты — перевороты — с живота на спину и обратно. В первую очередь, по текущим погодным условиям, учитывая ветер и облачность, мы определяем расстояние — а точнее, удаление — до аэродрома, где мы будем выходить из самолета — отделяться.

Так как вингсьют — это костюм-крыло и он летит по горизонту с качеством около 2,5—3, то есть за 1 км высоты пролетает 2,5—3 км по горизонту, мы просим летчиков отвезти нас на удаление примерно 5—7 км, чтобы не кружить над аэродромом, а лететь к нему по прямой траектории.

Совместно определяем, кто будет базой, в чьи обязанности входит задавать скорость, направление и качество полета. Остальные участники прыжка всегда ориентируются на этого человека. Потом определяем, кто в какой последовательности выходит из самолета и с какой стороны подходит к базе. Далее обговариваем порядок выполнения фигур. Завершающая часть прыжка — разбежка  и раскрытие парашюта. Договариваемся, на какой высоте начинаем разбежку, кто в какую сторону бежит и на какой высоте открываем парашют.

Наш с супругой план на тренировку транзитов выглядит примерно так: я первым выхожу из самолета, разворачиваюсь в сторону аэродрома и жду ее. Она подходит ко мне со стороны, которую мы определили при подготовке прыжка, например справа. После того как она попадает в поле зрения моей камеры, закрепленной на шлеме, она делает транзит через правую руку.

Ее задача — выполнить его максимально плоско и остаться примерно на том же уровне, на котором она была до переворота. Вторая задача — сохранить направление полета, ориентируясь по мне. И третья — не потерять скорости полета.

Отделение от самолета Pilatus с непривычной мне правой дверью, которая очень низкая, из-за чего приходится выходить из положения на корточках и с упором на левую руку и колено. Skydive Algarve, Португалия
Отделение от самолета Pilatus с непривычной мне правой дверью, которая очень низкая, из-за чего приходится выходить из положения на корточках и с упором на левую руку и колено. Skydive Algarve, Португалия
Момент отделения от самолета. «Скайцентр ДЗ Пущино». На мне костюм средней площади
Момент отделения от самолета. «Скайцентр ДЗ Пущино». На мне костюм средней площади

Далее, уже на спине, она облетает меня снизу справа налево, и как только я буду левее, она должна сделать транзит обратно на живот, сохранив высоту, скорость и направление полета.

После этого то же самое начинаю делать я. Потом цикл повторяется, и так до высоты разбежки — 1500 метров. Задача тренировки — сделать как можно больше таких транзитов и как можно ближе друг к другу.

На высоте разбежки у нас в шлемах раздается сигнал звукового высотомера, мы называем его «пищалкой». После этого мы прекращаем выполнять задание, выбираем направление и стараемся разбежаться друг от друга как можно дальше. На высоте 1100—1200 метров мы начинаем открывать основной парашют. По правилам, на высоте 800 метров этот процесс должен быть завершен, что контролируется руководителем прыжков с земли. В случае проблем с основным парашютом необходимо принять решение о его отцепке и ввести запасной на 600 метрах.

Счастье с котиками
Счастье с котиками

За 900 прыжков я три раза пользовался запаской, что примерно соответствует общей статистике: одна отцепка на 300 прыжков. После приземления мы отдаем наши парашюты на укладку, записываемся в следующий взлет и разбираем прыжок по видео с наших камер. Это помогает понять, какие ошибки кто совершил и что нужно сделать для их исправления.

Летом мы стараемся прыгать каждые выходные. Как правило, в субботу, но иногда остаемся и на воскресенье. Когда на работе нет завала, мы ездим на аэродром по пятницам. В перерывах я работаю удаленно, и в такие дни удается сделать три-четыре прыжка.

Мы с супругой в «Аэрограде»
Мы с супругой в «Аэрограде»

Тренировки в аэротрубе

Занятия в аэротрубе намного эффективнее для отработки акробатики, чем прыжки с самолета. Во-первых, там можно летать столько, сколько хватит сил, — до часа в день, а то и больше. С самолета при лучшем раскладе получится сделать до восьми прыжков, чаще пять или шесть, и это менее 20 минут тренировочного времени в день.

Во-вторых, в трубе ограниченное пространство, и если в небе можно позволить себе сделать транзит и улететь еще на 50—100 метров вниз, то в трубе так не получится: под тобой метра полтора до пола и еще может быть метр сверху. Поэтому все должно выполняться максимально технично, иначе упадешь на пол, который застелен матами, или столкнешься с жестким боковым стеклом.

В-третьих, поток воздуха разный: в трубе он более плотный и жесткий, соответственно, вингсьют более чувствителен к тому, что делает перформер. Например, чтобы полететь вправо, достаточно слегка надавить правым плечом, как бы выдвинуть его вперед.

В небе же аналогичное действие — мы называем это вводами — может привести к очень вялой реакции костюма или даже к полному ее отсутствию, поэтому оно должно быть существенно большим. Нужно использовать весь арсенал, доступный пилоту: к плечу необходимо добавить перенос массы тела на правую сторону.

Подготовка к полету в аэротрубе
И сам полет

В трубе нас тренирует инструктор Михаил Лебедев, ученики которого выиграли чемпионат России по вингсьют-акробатике в 2024 году. В занятие входит постановка задач, контроль выполнения, корректировка и разбор. Мы занимаемся уже третий год и достигли определенного прогресса. Конечный результат зависит от личных способностей и финансовых возможностей: чем больше летаешь, тем быстрее учишься. На данном этапе мы не собираемся участвовать в соревнованиях, вполне довольны тем уровнем, которого достигли, и продолжаем двигаться дальше.

Что касается физической нагрузки при полете в вингсьюте, то ее, можно сказать, нет. Если прыгать в свое удовольствие, никаких дополнительных тренировок не требуется. А вот если выступать на соревнованиях, подумать о физической форме придется.

Когда мы с супругой начали летать в больших костюмах, выяснилось, что ей из-за слабости рук сложно удерживать ручное крыло прямым под давлением воздушного потока. В межсезонье мы пошли в зал и занимались силовыми тренировками, что очень помогло. Она добилась существенного прогресса как в трубе, так и в небе. Я сейчас тоже тренируюсь и работаю над тем, чтобы сбросить лишний вес для улучшения своих полетных качеств.

Мы занимаемся второй год три раза в неделю с тренировками на все тело. Программу я разработал самостоятельно, отталкиваясь от своих знаний и опыта, а также используя рекомендации профессионалов, чей подход и ценности мне импонируют.

Расходы и экипировка

Парашютный спорт — дорогое удовольствие. Один подъем на 4000 метров стоит от 2900 до 3600 ₽ в зависимости от аэродрома. Чтобы стать пилотом вингсьюта, нужно пройти курс AFF, это порядка 120 000 ₽. После этого необходимо выполнить 200 прыжков по 3300 ₽, плюс 300—350 ₽ за укладку парашюта каждый раз, но можно сэкономить, если делать это самому. Аренда системы — еще 800—1000 ₽ за один прыжок.

Пройти курс первого полета в вингсьюте стоит от 20 000 до 30 000 ₽. Купить свою парашютную систему и всю необходимую экипировку — от 700 000 ₽. А через 30—50 прыжков в маленьком арендном костюме нужно будет приобрести свой вингсьют — это еще от 100 000 ₽.

Практически все парашютное снаряжение, включая шлемы и высотомеры, можно найти у российских производителей. Например парашюты и ранцы делает компания Paraavis, вингсьюты шьют Airglide и Baza.team. Единственное, что у нас не выпускают, — страхующие приборы для спортивных систем, их производят в Бельгии, Германии и Чехии.

Полет в моем первом вингсьюте, купленном у спортсмена Михаила Шумакова. В нем он стал чемпионом мира по акробатике в 2018 году
Полет в моем первом вингсьюте, купленном у спортсмена Михаила Шумакова. В нем он стал чемпионом мира по акробатике в 2018 году
Один из прыжков в «Аэрограде Коломна». На мне костюм категории Advanced венгерского производителя Intrudair
Один из прыжков в «Аэрограде Коломна». На мне костюм категории Advanced венгерского производителя Intrudair

В наших с супругой системах установлены приборы m² multi AAD чешской компании MarS a.s. Они предназначен для принудительного открытия запасного парашюта, если на высоте 230—270 метров вертикальная скорость парашютиста будет равна скорости свободного падения — около 35 м/с. Если до достижения этой высоты парашютист по какой-либо причине не ввел в действие основной и запасной парашюты, будет открыт запасной. Без страхующего прибора система не допускается к прыжкам.

Практически вся парашютная экипировка шьется на заказ под конкретного спортсмена. У западных компаний парашюты и запаски можно купить со стока. Поскольку собирать и покупать свою систему очень дорого, люди часто приобретают ее на вторичном рынке.

Например, если брать все от российских производителей и страхующий прибор, сделанный в Чехии, примерно получится так: ранец Spirit Vario — 160 000 ₽, основной парашют Seven — 185 000 ₽, запасной Space-II — 155 000 ₽, прибор m² Multi — 154 000 ₽. плюс дополнительные опции тысяч на десять. Итого: 664 000 ₽. Цены брал с этого сайта.

Шлемы, высотомеры и камеры приобретаются отдельно. Камеры, как правило, GoPro — так называемые экшен-камеры, которые предназначены для съемок в экстремальных условиях. Их закрепляют на шлеме. Все это парашютисты выбирают по собственному вкусу и бюджету.

Моя супруга, Екатерина, на ДЗ Путилово под Санкт-Петербургом в маленьком костюме российского бренда CrazyWings. Мы приобрели его у парня, который в нем почти не прыгал
Моя супруга, Екатерина, на ДЗ Путилово под Санкт-Петербургом в маленьком костюме российского бренда CrazyWings. Мы приобрели его у парня, который в нем почти не прыгал

Мы стараемся выполнять по 100 прыжков в год, плюс минимум раз в два месяца в холодное время летаем в аэротрубе по 1,5 часа за раз. Час стоит 32 000 ₽. Также есть расходы на дорогу и проживание в Перми.

Мы спортсмены выходного дня: в будни работаем, а в субботу едем на аэродром и тратим заработанные деньги, которые, к сожалению, не бесконечны. В прошлом году расходы составили в районе миллиона рублей на прыжки и трубу, по 500 000 ₽ на каждого. Пять прыжков в день обходятся в 31 000 ₽ на двоих плюс бензин до аэродрома и еда в местном кафе. Суммарный бюджет на один спортивный выходной — порядка 35 000 ₽.

В этом году аэродромы, на которых мы прыгаем, Коломна и Пущино, подняли цены на прыжки до 3600 ₽ за разовый подъем и до 3300 ₽ при покупке пакета на 10 прыжков. Соответственно, пять прыжков с укладкой парашюта на двоих будут стоить теперь 36 000 ₽. Бензин выйдет еще в 1500 ₽ плюс еда. Один день на аэродроме подорожает до 40 000 ₽ на двоих. В 2024 году мы прыгали по три-четыре дня в месяц и тратили от 105 000 до 140 000 ₽.

Первые прыжки после пандемии в ДЗ Пущино
Первые прыжки после пандемии в ДЗ Пущино

Участие в любых соревнованиях требует существенно больших расходов, чем те, что мы можем себе позволить. Например, акробатику в первую очередь тренируют в трубе, а потом переносят навыки в небо. И чтобы достойно выступить на чемпионате России, нужно провести в трубе не менее 40—50 часов и сделать по 100 прыжков для подготовки к выступлению. На команду из трех спортсменов — двух перформеров и оператора — потребуется минимум 5 млн рублей.

С дисциплиной Performance немного проще, так как тренировки проходят только в небе. С другой стороны, в Подмосковье GPS работает нестабильно, поэтому нужно ехать в другие регионы, например в Нижний Новгород или Санкт-Петербург. Поскольку таких прыжков понадобится много, поездки и проживание в другом городе каждую неделю обойдутся в существенную сумму.

Кроме того, эта дисциплина индивидуальная, и нужно быть реальным фанатом. Подготовка — это много прыжков, анализ трека, загруженного либо в специальную программу, либо на сайт skyderby.ru, корректировка своей полетной позы и опять прыжки, и опять анализ, и так до бесконечности.

Выводы

Для меня парашютный спорт стал частью жизни, и я не могу представить, что прекращу им заниматься. Когда я только начинал, восторг вызывало ощущение свободного падения. Это как поездка на американских горках: сначала вы медленно ползете вверх, а потом как будто падаете. Я наслаждался этими эмоциями.

Сейчас они трансформировались: организм привык к ускорению свободного падения в первые секунды после отделения от самолета, больше нет щенячьего восторга. Но удовольствие доставляет прогресс: когда удается сделать хороший прыжок, в котором получилось все, что запланировал. Или когда супруга идет с поля и улыбается, потому что у нее тоже все получилось. Или когда мы вместе летим среди облаков, держась за руки.

Когда прыгаем в таких местах, как Эмпуриабрава, или летим над океаном в Португалии, или в горах в словенском Бовце, сверху можно по-настоящему оценить красоту таких мест. И это недоступно большинству людей — а нам довелось все это увидеть.

Даже если вы не планируете заниматься прыжками в вингсьюте, но не боитесь высоты, я настоятельно рекомендую прыгнуть с парашютом в тандеме. Это будут совершенно новые эмоции, которые невозможно забыть! При этом это абсолютно безопасный аттракцион: рядом будет опытный инструктор, у которого тысячи прыжков, и два парашюта. За семь лет я еще ни разу не видел людей, которым это не понравилось бы. Все идут с поля с улыбкой до ушей и счастливыми лицами.

Оксана ЛосеваПрыгали с парашютом? Поделитесь впечатлениями:
  • АнонаКлассное хобби! Но мне было бы страшновато.5
  • Boris Köln3
  • АльдекНе, на пенсию не потяну…:))) Но помечтать можно , а почему бы и не помечтать ?:)1
  • АндрейШикарно, аплодирую! Сам для себя в прошлом году открыл небо, но в формате параплана. Успел отучиться, сейчас официально пилот с международной лицензией. Да, хобби затратно, но оно того стоит. Рад, что взялся за это! Антон, удачных и безопасных полетов! 🤝🏻13
  • ОбезьянаБелки-летяги :) Крутота неимоверная, конечно. Но я высоты боюсь.8
  • Свинья ТуфиКак скудивер категории С, вижу парашют - ставлю лайк :))5
  • Антон ШумковАндрей, спасибо!1
  • Антон ШумковОбезьяна, на 4 тыс. земля далеко и мозг не осознает опасности - дверь самолета открывается, а там Гугл мапс! Вы же не боитесь Гугл марс?)))14
  • Свинья ТуфиАндрей, лучше так: "Пусть количество взлётов будет равно количеству приземлений" :))4
  • АндрейСвинья, насколько мне известно, ещё ни один взлёт не обошёлся без приземления ;)10
  • Свинья ТуфиАндрей, это понятно, что ниже земли не упадёшь, но термин "приземление" какгбе подразуевает штатное приземление, всё остальное маркируется словами инцидент, крушения. катастрофа.0
  • АндрейТогда возвращаемся к понятию «безопасные полёты». Конечно, да, всем, кто летает, безопасных, мягких приземлений с улыбкой на лице!0
  • ОбезьянаАнтон, не задумывался об этом. Возможно теперь буду.11
  • alina_dorohova1304Офигеть, как круто! Молодцы!2
  • pantrationСвинья, успешных0
  • Наталья ФилипповаПочему, я еще этим не занимаюсь ....4
  • Семён АксёновЭто слишком круто, я думал такое только в играх )1
  • art_litКак же дорого иметь радости в жизни ...4
  • Семён АксёновBeachguy, лучшая антиреклама родительства15
  • KirillКак можно так жить....хорошо1
  • KirillBeachguy, я бы выбрал парашют2
  • лицо_в_кокосеочень эффектный вид спорта. но мне смотреть порой ссыкатно, не говоря уже про прыжки. ребята молодцы. ценник просто убил....1
  • МаргаритаПрыгала. С десантным без тандема. Пока больше не тянет. До сих пор перед глазами эти Barbiesize елочки.0
  • Helg SvartКак-то решил пристраститься к небу. Будучи студентом пробовал относительно бюджетный rope-jumping, а чуть постарше попробовал парашют. За те несколько прыжков понял, что полет мне нравится куда больше, чем падение. Может это потому, что редко прыгал. Автор, вы молодец1
  • tim burtonart_lit, радостей много и далеко не все они дорогие.2
  • Ксения КсенияНет, но я бы с удовольствием! Пока есть время). Спасибо за публикацию.1
  • Жорж ЛетневА эти счастливые лица после приземления? Да это просто гримаса — челюсть до сих пор не сошлась от крика. Шутка)))2
  • Владимир МИроновАнтон, прочитал статью, вспомнил, что ты всегда добивался того, чего хотел, и в профессии и в спорте и самое главное в своей давней, с детства, мечте - летать. Тебе чертовски повезло в жизни! Рад за тебя дружище, за твою спутницу и вашу семью. Желаю вам от всего сердца здоровья душевного и телесного, долгой спортивной жизни, радости от всего, что вы делаете и конечно любви! И ещё, ты пишешь, что вы с Екатериной спортсмены выходного дня, а не думал ли вы сделать ваше увлечение профессией и может быть стать в будущем инструкторами и тренерами, и профессионально делиться своим уникальным опытом. Но так или иначе я безмерно рад за вас, вашу замечательную семью! Снимаю шляпу!4
  • Антон ШумковНаталья, вы знаете, я раньше обожал горные лыжи, но как только начал прыгать с парашютом мне стало реально страшно на них кататься. Конечно, существенная разница в том, что в горных лыжах никто ничего не контролирует, в отличии от парашютного спорта, поэтому и травматизм такой. Но горные лыжи есть такие какие есть и есть парашютный спорт - оба считаются экстремальными. Поэтому почему бы не сравнить? Бэйс же можно сравнить с фрирайдом. Просто люди, катающиеся на горных лыжах и сноуборде уверены, что парашютный спорт - это совершенно другой уровень опасности и травматизма, но по факту это не так. Приходите к нам и сами все узнаете и сравните!1
  • Антон ШумковЖорж, нет, это реальная радость от испытанного. Было несколько случаев когда люди сильно пугались и не выходили из самолета, но это было один или два раза на моей памяти.3
  • Наталья КуляшоваАнтон, спасибо, но нет. Мое сердце уже отдано мотоциклам. И мотоцикл учит тому, что скорость и контроль — они в голове.0
  • BerkutОбезьяна, значит в Вас врождённый парашютист, а вы этого не знаете. Парашютист боится не высоты, а недостатка высоты.0