«Переходный возраст»: все, что нужно знать о самом обсуждаемом сериале 2025 года
Поп-культура
1K
Кадры — Netflix

«Переходный возраст»: все, что нужно знать о самом обсуждаемом сериале 2025 года

13
Аватар автора

Антон Коляго

разобрался в подростковом сленге

Страница автора
Аватар автора

Анастасия Ганошенкова

обсудила проблему со специалистами

Страница автора

13 марта на Netflix вышел «Переходный возраст». Четырехсерийная британская драма рассказывает о подростке, которого обвиняют в убийстве одноклассницы.

Спустя месяц после релиза шоу остается на пике. Сейчас «Переходный возраст» занимает четвертую строчку в списке самых популярных англоязычных сериалов Netflix. И готовится скоро стать на второе место — сразу за хитовой «Уэнсдей».

Компания Брэда Питта Plan B, которая продюсировала сериал, уже начала переговоры по поводу продолжения. Скорее всего, «Переходный возраст» станет антологией.

Подробно рассказываем, о чем первый сезон сериала и почему вокруг него так долго не утихают разговоры.

Некоторые ссылки в статье недоступны из РФ

О чем сериал

В «Переходном возрасте» одна сюжетная линия. При этом сериал наследует формат классических британских телеантологий. Эпизоды посвящены разным героям, и ни один из персонажей не появляется во всех четырех. Более того, серии по отдельности хорошо работают как законченные среднеметражные фильмы. Вот пересказ того, что происходило в каждой из них.

Первая серия. Сериал открывается сценой непринужденного диалога двух детективов в автомобиле. Один из героев жалуется напарнице на сына, который отлынивает от школы, и на свои проблемы с пищеварением. Но уже через минуту по рации приходит команда к действию. Оказывается, детективы состоят в оперативной группе спецназа, ранним утром готовящейся к задержанию преступника.

Вооруженные спецназовцы без предупреждения выбивают дверь частного дома. На шум выбегают супруги Энди и Мэнда Миллер. Полицейские приказывают держать руки на виду и поднимаются на второй этаж, в комнату 13-летнего Джейми. В косяк двери ванной вжимается Лиза, старшая сестра мальчика. Энди уверяет, что полиция ошиблась домом, однако детектив показывает ордер. Подростку, который уже успел обмочиться от испуга, в жесткой форме предъявляют обвинения в убийстве.

Джейми сыграл 15-летний Оуэн Купер. Это его первая в жизни профессиональная роль — до этого мальчик лишь занимался в театральном кружке. Сейчас уже звездный актер снимается в новой экранизации «Грозового перевала» вместе с Марго Робби и Джейкобом Элорди
Джейми сыграл 15-летний Оуэн Купер. Это его первая в жизни профессиональная роль — до этого мальчик лишь занимался в театральном кружке. Сейчас уже звездный актер снимается в новой экранизации «Грозового перевала» вместе с Марго Робби и Джейкобом Элорди

Джейми сажают в полицейский микроавтобус, чтобы доставить в участок. По дороге мальчик пытается отрицать вину, но детектив советует ему пока что помолчать. В участке офицер, оформляющий задержание, общается с Джейми более дружелюбно и даже предлагает хлопья на завтрак. Хнычущего и грызущего ногти подростка уводят в отдельную комнату. В участок приезжают родители и сестра Джейми. Энди вызывается стать законным представителем сына. Отец в полной растерянности, он говорит, что сам впервые в жизни оказался в полицейском участке.

С подростком проводят протокольные процедуры: фотографируют, снимают отпечатки пальцев, берут мазок и спрашивают разрешение на забор крови. Джейми робко заявляет, что не любит иголки. Но офицеры предупреждают: отказ может навредить защите. Затем мальчика просят полностью раздеться для досмотра. Возражения Энди полицейские тоже пресекают упоминанием тяжести обвинения. Сам обыск в кадре не показывают — зритель видит лишь лицо отца, нервно наблюдающего за процессом.

Джейми вызывают на допрос. Он отрицает свою причастность к убийству и пересказывает все, что делал в вечер преступления. Кажется, что его защита крепка, а у детективов больше нет рычагов давления. Но в финале полицейские достают последнюю улику — записи с видеокамер. Мы видим, что убийство действительно совершил Джейми.

Внутри одного непрерывного кадра эпизод показывает нам весь путь Джейми от задержания до первого допроса
Внутри одного непрерывного кадра эпизод показывает нам весь путь Джейми от задержания до первого допроса

Вторая серия. С момента задержания прошло три дня. Детективы Баскомб и Фрэнк идут в школу, где учился Джейми и убитая Кэти. Они хотят опросить их одноклассников и найти мотив преступления — единственное, чего пока нет у следствия. В этой же школе, по совпадению, учится и сын Баскомба.

Детективы пытаются опросить учителей, но ничего толкового не выходит: преподавателей волнует лишь то, что родители стали жаловаться на безопасность в школе, хотя преступление произошло за пределами учреждения. Баскомб и Фрэнк также разговаривают с лучшей подругой погибшей, Джейд — но и от нее никаких ответов ждать не приходится. Девочка лишь злится на полицейских и пытается как можно быстрее от них сбежать.

По ходу расследования детективы понимают, что совершенно неправильно поняли специфику отношений Джейми и Кэти. Из-за комментариев в соцсетях они полагали, что девочка выражала парню симпатию. Но сын Баскомба, Адам, объясняет отцу скрытый смысл присланных ей эмодзи. Оказывается, Кэти гнобила Джейми и намекала на то, что он инцел.

В какой-то момент расследование прерывает пожарная сигнализация. Всех учеников выводят наружу, и там, на улице, Джейд нападает на Райана — одного из друзей Джейми. Девочка обвиняет парня в том, что он «убил» Кэти. Это не совсем необоснованно: детективы узнают, что именно Райан дал Джейми нож, которым тот зарезал жертву. Правда, парень не знал, что приятель планирует убийство — и думал, что тот использует оружие исключительно для устрашения.

Главная тема эпизода — неспособность взрослых понять даже собственных детей. И уж тем более — чужих
Главная тема эпизода — неспособность взрослых понять даже собственных детей. И уж тем более — чужих
Аватар автора

Мария Афонина

главный психолог-эксперт программы «Травли NET»

Страница автора

Как уберечь ребенка от травли в школе и как помочь, если он с ней столкнулся

Важно различать травлю в школе и кибербуллинг, о котором и идет речь в сериале «Переходный возраст». Каждый, у кого есть телефон, легко поймет, почему кибербуллинг — одна из самых страшных и разрушительных для душевного спокойствия ребенка форма травли. Ведь в этом случае он нигде, даже дома, не может чувствовать себя в безопасности. Он не знает, кто именно травит его, сколько человек этим заняты, как долго это продлится и почему это происходит. Его душевное равновесие тяжелейшим образом нарушается.

Взрослый не может на 100% уберечь ребенка от попадания в такую ситуацию. Буллинг возникает в детском коллективе, где развились неэтичные и унижающие человеческое достоинство формы общения, где нет сил, которые ему противостоят, где взрослые не принимают мер по борьбе с ним.

Жертвой буллинга может стать любой ребенок. И поэтому главное — научить его правильно действовать, если такое случилось.

Главное, что нужно сделать, — рассказать взрослому о травле. Только вместе с ними можно решить эту проблему.

Самостоятельно ребенок не справится.

Во-первых, взрослый: и родитель, и педагог может пройти курсы и изучить памятки проекта «Травли NET». Это необходимо, чтобы в ситуации травли быстро успокоиться, не действовать сгоряча и знать, что и как правильно делать.

Если буллинг уже происходит, важно объяснить ребенку, которого травят, что он в этом не виноват. Травля — это проблема агрессора, который чувствует себя хорошо, только унижая других.

Как же ребенку отвечать обидчикам на словесные нападки? Спокойно, уверенно и вежливо. Можно признать свои «недостатки» и отшутиться: «Да, у меня полно недостатков», «Если тебе нравится так думать, пожалуйста», «Рад, что вам весело». Уравновешенная и четкая реакция обескураживает агрессора, и ему становится скучно. А со временем он и вовсе перестанет нападать.

Однако это не значит, что ребенок сам может справиться с травлей: обидчик переключится на другого. Чтобы все были в безопасности, обязательно сразу же сообщить о буллинге взрослым.

Касаемо кибертравли, важно обучить ребенка правилам безопасного общения в интернете. Можно научить его защищать свои аккаунты, придумывать надежные пароли для каждой социальной сети, включить двухфакторную аутентификацию. А еще — запретить «посторонним» просматривать и комментировать публикуемый контент.

Если в групповом чате кто-то ведет себя агрессивно и оскорбительно, можно смело жаловаться модераторам на этих пользователей. Если на ребенка нападают, нужно пользоваться возможностями черного списка. Не нужно размещать в открытом доступе личные данные. Важно не доверять незнакомцам, не переходить по ссылкам и не скачивать файлы, присланные ими. За их аккаунтами может скрываться кто угодно.

Еще взрослый может помочь всей школе, поговорить с классным руководителем и рассказать о проекте «Травли NET», где есть планы уроков для классных часов, в том числе и про кибербуллинг. Эти материалы используются во многих школах страны.

У этого проекта есть всероссийская некоммерческая горячая линия против школьной травли  . В небольших городах и отдаленных поселках часто нет доступных психологов, и горячая линия становится единственной возможностью получить помощь. Сейчас она на грани закрытия из-за нехватки финансирования — ее легко поддержать по ссылке.

Третья серия. С момента убийства прошло семь месяцев. Весь эпизод посвящен разговору Джейми с психологом Бриони, которую наняла семья парня. Специалист должна определить, насколько обвиняемый понимал, что он делает.

Поначалу кажется, что между ними хорошо налажена связь. Бриони приносит мальчику горячий шоколад и делится сэндвичем, оба шутят и ведут непринужденный разговор. Все меняется, когда психолог задает наводящие вопросы об отношениях парня с его отцом и о том, что он считает мужественностью. Джейми понимает, к чему клонит специалист, и начинает обороняться. Он говорит, что папа никогда не был жестоким и даже не пьет, разве что явно — хоть и тихо — расстраивался из-за спортивных неудач сына.

С первым же минут разговора Джейми ведет себя нагло и даже развязно. Мальчик явно чувствует себя увереннее, чем во время событий в участке. Ведь теперь перед ним женщина, а не другой, более авторитетный мужчина
С первым же минут разговора Джейми ведет себя нагло и даже развязно. Мальчик явно чувствует себя увереннее, чем во время событий в участке. Ведь теперь перед ним женщина, а не другой, более авторитетный мужчина

Джейми считает себя уродливым и глупым — и злится, когда психолог не отрицает этого. Он также раздражается на вопросы об отношениях с девочками, пытается врать, но в итоге признается в том, что видел обнаженные фотографии двух одноклассниц. Одна из них — Кэти. Оказывается, после того, как в школе разошлись фото девушки, Джейми попытался воспользоваться ее плохим положением и позвал Кэти на свидание. Но та лишь высмеяла его.

Несколько раз за сессию Джейми срывается на Бриони и даже угрожает ей — но той каждый раз удается вернуть контроль над разговором. Парень всячески отрицает свою причастность к преступлению, но чем дальше, тем чаще в его речи проскальзывают пугающие фразы. Он говорит, что «должен был» убить Кэти, хоть и не сделал этого, и что мог бы «потрогать ее где угодно», но не стал.

В конце концов Бриони решает, что разговора хватит для того, чтобы она вынесла свой вердикт. Она говорит, что больше не будет приходить, — и Джейми сильно расстраивается. Парень умоляет психолога сказать, нравится ли он ей. Но Бриони ничего не отвечает.

Психолога Бриони потрясающе сыграла Эрин Доэрти — принцесса Анна из сериала «Корона»
Психолога Бриони потрясающе сыграла Эрин Доэрти — принцесса Анна из сериала «Корона»

Четвертая серия. С момента убийства прошло 13 месяцев. У отца семейства Миллер, Эдди, день рождения — ему исполняется 50 лет. Жена Мэнда готовит вкусный завтрак, после которого все планируют поехать в город и заняться чем-то интересным. Планы портят подростки-вандалы — они пишут краской на рабочем вагоне Эдди слово «педофил». Теперь вместо завтрака Миллеры едут в магазин, чтобы купить краску и замазать надпись.

По дороге Эдди пытается разбавить напряжение — с женой и дочерью они разговаривают о басовых партиях в песнях, об увлечении группой A-Ha и о том, как супруги познакомились. Они решают после завтрака пойти в кино, а затем поесть китайской еды.

В магазине на Эдди обрушивается один из продавцов — жуткий молодой парень говорит, что не верит в виновность Джейми и что в интернете много людей, которые могут помочь семье финансово. Мужчина старается как можно быстрее уйти от него. На улице он замечает тех самых подростков-вандалов, догоняет их и нападает на одного из парней. После этого Эдди возвращается к машине, открывает краску и выливает всю банку на дверь машины. Часть при этом попадает на стекло и асфальт.

Роль Эдди исполнил Стивен Грэм, известный по «Большому кушу» Гая Ричи и сериалу «Это — Англия». Грэм также выступил автором идеи и сценаристом. «Переходный возраст» — дебют актера в качестве шоураннера
Роль Эдди исполнил Стивен Грэм, известный по «Большому кушу» Гая Ричи и сериалу «Это — Англия». Грэм также выступил автором идеи и сценаристом. «Переходный возраст» — дебют актера в качестве шоураннера

Обратно Миллеры едут в тишине — пока не звонит Джейми. Парень говорит, что все же решил признаться в убийстве, и что он отправил отцу праздничную открытку с рисунком. Семья в шоке.

Дома Эдди и Мэнда обсуждают случившееся. Они размышляют над тем, как в одной и той же семье могли вырасти такие разные дети: абсолютно нормальная добрая Лиза и убийца Джейми. Эдди вспоминает, что в детстве его постоянно бил отец — и он поклялся себе не быть таким родителем. Но почему тогда он не стал преступником, а его сын стал? У героев нет ответа.

В конце серии Эдди приходит в комнату сына. Отец укладывает игрушечного медведя на кровать, целует его в лоб и просит прощения.

Финал не дает никакого разрешения ситуации — даже новость о признании сына тут дается мимолетом
Финал не дает никакого разрешения ситуации — даже новость о признании сына тут дается мимолетом
Аватар автора

Инна Пасечник

психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Как вырастить ребенка так, чтобы в будущем он не совершил преступления

Я надеюсь, что любой родитель, глядя на своего ребенка, думает, как вырастить его счастливым. А не как сделать так, чтобы в будущем он не совершил преступления, не покончил жизнь самоубийством или не сделал еще какие-нибудь ужасы. Невозможно нормально растить ребенка, глядя на него глазами, в которых есть испуг. Если мы в принципе чего-то боимся, то транслируем свой страх ребенку. И тогда он начинает думать, что с ним действительно что-то не так.

Часто родители смотрят на своих детей и думают, как сделать их успешнее. Но в этом — ловушка: когда мы пытаемся сделать ребенка успешным, то мы как будто бы перестаем замечать его как личность, с его переживаниями, потребностями, страданиями. Нам все время кажется, что главное — как-то его сильнее пнуть и мотивировать, чтобы он захотел учиться, ходить в школу, выполнять правила.

Самое ужасное, что чем больше мы пытаемся затолкать ребенка в этот поезд под названием «успешность», тем больше мы все портим. В эти моменты все выше вероятность, что так мы будем эмоционально его разрушать.

Получается, что когда мы хотим вырастить ребенка успешным, забывая, что он еще должен быть счастливым, то мы не достигаем и этой цели и ставим под угрозу дальнейшее эмоциональное благополучие ребенка. Такой ребенок становится эмоционально уязвим и неустойчив. А эмоциональное неблагополучие перечеркивает возможность быть успешным.

В сериале «Переходный возраст» фокусируют внимание на том, что в реальности происходит с нашими детьми. Для этого использовали съемку одним кадром, чтобы показать эмоции человека как будто изнутри. Благодаря этому зритель становится частью этого процесса и не может от этого отстраниться — так еще острее переживает все, что происходит.

В сериале дети становятся будто бы невидимыми: они вроде есть, но на самом деле существуют только для себя и себе подобных. Они не существуют для своих родителей и педагогов, которые, кажется, не заинтересованы в них. Более того, последние считают, что те недостойны внимания, потому что им ничего не надо, ничего не интересно.

Ни один из взрослых не берет на себя ответственность влезть в шкуру ребенка и понять, что с ним происходит. Эта ситуация очень ярко показана на примере языка эмодзи, который взрослые даже не понимают.

В этом месте и происходит катастрофа: взрослые не видят ребенка как личность, он для них скорее вещь, которую нужно поставить в нужное место и запрограммировать на выполнение определенных правил. Ситуация, когда 13-летний подросток совершает убийство, — это, конечно, нонсенс, такое происходит редко. Но постоянно случаются истории, когда взрослые в упор не видят, что происходит с их детьми, игнорируют ситуации травли или эмоционального неблагополучия. А это приводит к тому, что дети заболевают депрессией, прибегают к самоповреждению или другим способам саморазрушения.

Еще много лет назад известный директор одной хорошей московской школы говорил об исследовании, в котором выяснилось, что родители разговаривают со своими детьми всего шесть минут в день. И этот разговор — о школе. Родители в принципе не интересуются личностью ребенка: чем он увлекается, на чем сейчас сфокусирован, какие есть интересы, какие переживания, как он рассуждает.

Мне понравился сериал еще тем, что в нем показаны чувства взрослых. Это большая ценность, потому что часто эмоции родителей или помогающих специалистов остаются за кадром. Чаще в таких сериалах мы видим боль детей и отстраненных взрослых, у которых как будто бы нет сострадания, боли, переживаний, эмоциональной привязанности к детям.

Здесь же мы, наоборот, наблюдаем за взрослыми, которых изнутри выкручивает от боли и которые все время думают, что же они сделали не так.

И, напоследок, как же вырастить детей так, чтобы они не совершили преступления? Я бы сформулировала вопрос так: как сделать так, чтобы ребенок не оказался в страданиях, при которых будет нормальным причинение боли другому или причинение боли себе. Как вырастить ребенка так, чтобы он не оказался загнанным в угол с двумя коридорами: либо сделать плохо себе, либо сделать плохо другим.

Взрослый, по-хорошему, должен все время не упускать из вида базовые потребности детей, быть эмоционально чутким, поддерживать, утешать, помогать решать какие-то проблемы. В целом выступать для него гарантом безопасности. И, исходя из этого выстроенного фундамента эмоциональной связи, эмоциональной поддержки, помощи в развитии эмоций, в сопереживании, класть следующие этажи дома, которые касаются успешности. Потому что если у ребенка эмоционально все хорошо и он не находится в стрессе, то у него естественным путем открывается потребность в познании и в достижении.

И тогда очень легко обучать чему-либо ребенка и помогать ему достигать каких-то успехов в интересных ему областях.

Почему все обсуждают «Переходный возраст»

Все серии сняты одним кадром. Главный творческий метод авторов, который изначально привлек больше всего внимания к «Переходному возрасту», — съемка четырех эпизодов без монтажных склеек. На репетицию каждого ушло по три недели. Актеры и операторы начинали с оттачивания первых пяти минут серии, затем каждый день добавляли еще по пять минут, к концу недели делая полный прогон.

План съемок был следующий: в день по два дубля — один утром, второй днем. На достижение удачного варианта каждой серии команда отвела по пять дней. То есть каждый эпизод должны были снять максимум с десятого раза. Однако в итоге уложиться в график удалось лишь с первым: его сняли в первый же день со второго дубля. Вторая серия получилась с тринадцатого раза, третья — с одиннадцатого, четвертая — с шестнадцатого.

Авторы исследуют влияние соцсетей на подростков. Особенный акцент делается на культуре инцелов и сообществах вроде «маносферы». В сериале упоминаются «таблеточные» фракции и теории про то, что лишь 20% мужчин привлекательны для 80% женщин. Называется также имя главного идеолога мизогинии в современном интернете — скандального блогера Эндрю Тейта.

При этом создатели не устраивают подробный ликбез. Даже наоборот, усиливают чувство растерянности и тревоги, когда бегло выдают непонятные термины, практически не объясняя их значение. Тем самым подталкивая взрослых зрителей наконец разобраться во всем самим — или хотя бы спросить у своих детей и младших близких. Ведь до этого на экране показали страшные последствия отсутствия интереса к таким вещам.

«Переходный возраст» затрагивает актуальный для Великобритании конфликт. Для зрителей во всем мире сериал стал еще одним разговором на вечные темы: конфликт отцов и детей, природа насилия, в конце концов, банальность зла. Но для британской аудитории «Переходный возраст» — остросоциальное и даже политическое высказывание.

Власти Соединенного Королевства последние несколько лет обеспокоены ростом популярности женоненавистнических движений. Особенно после трагедии 2021 года, когда 22-летний крановщик Джейк Дэвидсон, считавший себя инцелом, застрелил четверых человек, в том числе собственную мать.

В 2024 году Министерство внутренних дел Великобритании предложило приравнять радикальную мизогинию к экстремизму. Активные дискуссии вокруг «Переходного возраста» наверняка ускорят принятие решения.

Правда ли, что сериал основан на реальной истории

Спустя неделю после премьеры «Переходного возраста» в соцсетях начали вируситься публикации, в которых Оуэна Купера сравнивали с прототипом персонажа Джейми. Им якобы стал темнокожий подросток из Лондона по имени Хассан Сентаму. Первый пост с таким сравнением опубликовал ультраправый ирландский блогер Кит Вудс. Он использовал фото из заметки BBC о задержании Сентаму за убийство школьницы в Лондоне.

Еще один популярный правый блогер Иэн Майлз Чон тоже упомянул, что «Переходный возраст» основан именно на истории Хассана Сентаму, и назвал замену цвета кожи преступника «абсолютной антибелой пропагандой». Высказывание Чона поддержал Илон Маск, который оставил под постом короткий комментарий: «Вау».

Стивен Грэм действительно упоминал случай Сентаму в числе тех, что подтолкнули его к написанию сценария. «Был инцидент в Ливерпуле с юной девушкой, ее зарезал насмерть молодой парень. Затем была еще одна девчонка в Южном Лондоне, которую зарезали на автобусной остановке. И случай на Севере, когда эту девушку, Брианну Гэй, заманили в парк и зарезали двое подростков. Я просто подумал: что происходит?» — рассказывал актер в интервью изданию Radio Times.

Грэм и другие авторы сериала не называли ни одного из реальных убийц конкретным прообразом Джейми
Грэм и другие авторы сериала не называли ни одного из реальных убийц конкретным прообразом Джейми

Как раз во втором примере речь идет о трагической гибели 15-летней Элианн Андам. 27 сентября 2023 года ее зарезали на автобусной остановке в Южном Лондоне. Виновным признали 17-летнего Хассана Сентаму. Подросток был экс-бойфрендом подруги Элианн. На той самой остановке Хассан должен был вернуть ей вещи. Между девушками и парнем завязалась ссора. Сентаму выхватил нож и ударил им Элианн.

13 марта 2025 года его приговорили к пожизненному заключению. Премьера «Переходного возраста» состоялась на Netflix в тот же день — вероятно, поэтому инфлюенсеры могли посчитать, что именно это дело легло в основу сюжета. Однако другие прямые совпадения найти сложно. Хассан Сентаму на момент убийства был гораздо старше Джейми Миллера. Местом преступления в сериале была парковка, а не остановка. Кроме того, Сентаму благодаря показаниям свидетелей задержали всего через полтора часа. В «Переходном возрасте» арест случился на следующее утро.

Инцидент в Ливерпуле, о котором также рассказывал Грэм, — это убийство 12-летней Авы Уайт. 25 ноября 2021 года ее в компании подруг на улице начали снимать на видео незнакомые парни. Когда девочки попросили их прекратить, 14-летний мальчик ударил Аву ножом в шею. После этого четверо подростков пытались скрыться, но тем же вечером их задержали. Виновному, имя которого не разглашается, дали пожизненное.

Убийство Брианны Гэй случилось 11 февраля 2023 года в английском Уоррингтоне. 15-летние Скарлетт Дженкинсон и Эдди Рэтклифф привели 16-летнюю девушку в парк и нанесли ей 28 ножевых ранений. Год спустя их тоже приговорили к пожизненному заключению. Оба преступника — белые британцы.

Иэн Майлз Чон также утверждал, что в основу «Переходного возраста» легло резонансное нападение на танцевальный кружок в Саутпорте. Тогда 17-летний Аксель Рудакубана, сын выходцев из Руанды, зарезал трех девочек 6, 7 и 9 лет и ранил еще десятерых детей. Но в этом случае все опровергается банальным расхождением в датах. Трагедия произошла 29 июля 2024 года — съемки сериала стартовали на 11 дней раньше.

Аватар автора

Анна Богомолова

специалист центра помощи пережившим сексуализированное насилие «Сестры»

Страница автора

Как из мизогинных ценностей может вырасти идея совершения насилия

Быть девочкой, девушкой и женщиной — сам по себе фактор риска подвегнуться сексуализированному насилию. Исследователи выделяют и другие: например, бедность, молодой возраст, факт нахождения в коммерческой сексуализированной эксплуатации, наличие РАС, опыт сексуализированного насилия в прошлом, принадлежности к этническим меньшинствам и другим уязвимым группам.

Стоит рассматривать вместе факторы, увеличивающие риски совершить насилие, и факторы риска подвергнуться ему. Это дает информацию о том, какие есть уязвимости в самом устройстве общества — его необходимо менять так, чтобы люди из групп риска находились в большей безопасности.

Гендерное неравенство и толерантность к насилию в отношении женщин и девочек — коренные причины высокой степени распространенности гендерного насилия. То есть проблема не в пострадавшей, а в насильниках и в устройстве общества в целом.

Гендерное насилие — один из наиболее нормализованных типов насилия. Причины этому разнообразны и лежат сразу в нескольких областях, которые пересекаются между собой: экономические, политические, юридические, социокультурные.

Патриархальные и сексистские взгляды обеспечивают мужское доминирование, их превосходство, что подкрепляет идею правомочности в том числе на насилие в отношении женщин и девочек и других уязвимых групп. Влияют также гендерные стереотипы и предрассудки, нормативные ожидания и представления о женственности и мужественности.

Экономические факторы и неравенство распределения ресурсов делает женщин особенно уязвимыми перед насилием. Низкая представленность женщин и других уязвимых групп во власти не позволяет формировать повестку и влиять на изменения в политике, принимать меры по борьбе с гендерным насилием и искоренением неравенства.

В правовой сфере лишь некоторые формы гендерного насилия рассматриваются как правонарушения и преступления, а законы разнятся от страны к стране. Это затрудняет не столько правосудие как таковое, сколько хотя бы просто закрепление, установление общественной или даже моральной нормы на том, что гендерное насилие неприемлемо.

Из-за этого всего дети, подростки, взрослые мужчины могут перенимать такие агрессивные модели поведения, аккумулируя опыт и усваивая его в семье, в общеобразовательной системе, во время социализации среди сверстников.

Исследования показывают, что есть общие факторы риска совершить насилие: например, употребление алкоголя и наркотиков, эмоционально неблагоприятная семейная обстановка, плохие отношения между родителями и детьми, особенно с отцами, история агрессии и нарушение закона в прошлом, безработица и бедность.

Но взгляды и ценности мальчиков и мужчин играют одну из ключевых ролей в этом. Сюда относят: враждебность по отношению к женщинам, соблюдение традиционных социальных норм поведения мужчин и женщин, гипермаскулинность, приверженность общественным нормам, поддерживающим мужское превосходство, и нормам, поддерживающим неполноценность и сексуальную покорность женщин.

А также — негативное отношение или убеждения в отношении групп людей из-за их расы, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, пола, социального класса, страны происхождения, негативные и враждебные убеждения в отношении людей, вовлеченных в коммерческую сексуальную эксплуатацию.

Получается, насильственное поведение в отношении девочек и женщин подкреплено целым комплексом женоненавистнических убеждений и взглядов и гипермаскулинными установками.

Как «Переходный возраст» повлиял на систему образования в Великобритании

31 марта Netflix сделал «Переходный возраст» доступным для просмотра во всех средних школах Великобритании. Также благотворительная организация Tender, которая занимается вопросами здоровых отношений, занялась разработкой гайдов для родителей и учителей, как вести обсуждения сериала со школьниками.

Эту инициативу во время заседания в парламенте выдвинул премьер-министр Кир Стармер. Глава правительства Великобритании рассказал, что посмотрел «Переходный возраст» вместе с 16-летним сыном и 14-летней дочерью и «как отец был задет за живое». Стармер при этом отметил, что проблему подросткового насилия невозможно решить законодательно, призвав «слушать молодых людей и учиться на их опыте».

В свою очередь соавтор сериала Джек Торн выступил за закон, который мог бы запретить пользоваться смартфонами и соцсетями в школах. Похожие правила ввели в России еще в 2023 году.

Издание Daily Mail со ссылкой на свои источники сообщило, что в британских школах появятся факультативные уроки по борьбе с мизогинией и токсичной маскулинностью. Ученикам средних школ будут рассказывать о культуре здоровых романтических и сексуальных отношений. А младших школьников собираются учить понимать личные границы и справляться с жизненными разочарованиями.

Министр образования Великобритании Бриджит Филлипсон назвала поведение мальчиков и факторы, которые влияют на то, какими мужчинами они становятся, «главным вопросом нашего времени». Чиновница также призвала учреждения образования набирать больше учителей-мужчин, чтобы они становились правильными авторитетами для мальчиков. «С 2010 года число учителей в наших школах увеличилось на 28 тысяч, но лишь 533 из них — мужчины  . Это за гранью», — прокомментировала Филлипсон.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Антон КолягоА что вы думаете о сериале? Опишите подробнее:
  • Семён АксёновИнтересный сериал, но не лучший точно4
  • падал наш последний снегне зацепил почему-то вообще4
  • MerkawasЯ очень люблю сериалы подобной тематики. Этот был хорошо так распиарен, и потому - разочаровал безмерно. Скучный. Нудный. С претензией на глубину, но без огонька. Взамен я лучше порекомендую "Защищая Джейкоба".3
  • EvergreenСтало жууутко скучно. Точно не буду смотреть до конца, тем более что развязка известна: да, убил, инцелы и мизогиния в соцсетях виноваты, бла-бла-бла. Вот Мейр Исттауна действительно отличный сериал. Мрачный, но цепляет. Там до конца не ясно, кто же на самом деле виноват5
  • МаринаСериал «Корона», не «Королева»0
  • Аглая ВороноваНа меня очень сильное впечатление произвела третья серия.0
  • Dmitriy GolbergПовезло этому сериалу, что ничего реально толкового еще не успело дропнуться0
  • ЛюбашаХотела сильно его посмотреть, прям ждала, а в итоге... перематывала все время. Оооочень скучно и не цепляло совсем, в подобном жанре гораздо больше интересных сериалов0
  • Анастасия ПодлесныхМарина, спасибо, поправили0
  • Ольга БаклановаМне кажется, слишком много шумихи вокруг сериала. Что, раньше не было таких? (случаев, людей, эпизодов...) Для меня ничего нового сериал не открыл, но считаю его хорошо сделанным и полезным, если он помог многим увидеть проблему и серьезно задуматься. Хорошая работа. Жаль, что очевидные вещи так не очевидны для большинства.0
  • Dm DmИнтересный по началу, цепляет эта съёмка бесшовная, но почти сразу от нее неожиданно устаешь. А так, ничего такого, хороший сериал, не более.0
  • Артем СтепановСериал смотрится динамично и с большим погружением благодаря бесшовному монтажу. Самые интересные первые две серии, про арест и школу. Про психолога и жизнь семьи после посадки уже выглядят менее убедительно.0
  • Лернейская гидраСкучный. Всё, что нужно вам знать о нем. Ну и в реальности герой был темнокожим)0
Вот что еще мы писали по этой теме