Бизнес
149

Как заполнить акт утилизации матери­альных ценностей

Обсудить
Аватар автора

Ирина Артемова

бухгалтер

Страница автора

Акт утилизации — это документ, который подтверждает, что материальные ценности уничтожены или переработаны.

Если товары на складе или в магазине испортились, остатки сырья и материалов пришли в негодность, их списывают с учета, а потом утилизируют.

Утилизацию подтверждают актом. Есть унифицированная форма акта утилизации для экосбора и рекомендованная — об уничтожении документов. В остальных случаях унифицированной формы нет, но можно составить свою.

Когда нужен акт утилизации

Непригодные к использованию материальные ценности становятся отходами. Чтобы они не попали в оборот, их утилизируют — уничтожают или перерабатывают. Самостоятельно уничтожать отходы нельзя, а нужно передавать организации с лицензией на вывоз мусора. Например, региональному оператору по обращению с ТКО, с которым заключен договор.

Некоторые виды отходов подлежат утилизации:

  • товары с истекшим сроком годности, продажа которых запрещена, — продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары;
  • некачественные или опасные пищевые продукты, материалы и изделия, парфюмерная и косметическая продукция, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия, изъятые из обращения;
  • пищевая продукция, не соответствующая требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
  • недоброкачественные, фальсифицированные, контрафактные лекарственные средства.

При утилизации этих товаров и продукции нужно оформлять акт. Например, это касается недоброкачественных лекарств  . Акт выдает лицензированная организация, которая уничтожила испорченные лекарства на полигоне.

Еще один случай, когда составление акта утилизации обязательно, — это выполнение норматива утилизации российскими производителями и импортерами ряда товаров.

Норматив устанавливает правительство в процентах. Например, в 2025 году норматив по утилизации отходов из бумаги и картона — 30%. Производитель или импортер таких товаров должен подтвердить это актом либо заплатить экологический сбор. Акт выдает организация, которая переработала отходы.

В остальных случая организация или ИП сами решают, когда и как оформлять утилизацию испортившихся вещей или товаров. Но в некоторых случаях это может быть полезно.

Например, компания хочет уничтожить в измельчителе документы с истекшим сроком хранения. Чтобы у участников, госорганов и кого-либо еще не было соблазна требовать их, компания может составить акт об уничтожении, а получившуюся бумажную массу сдать в переработку.

Еще один случай — неиспользуемые печати и штампы. Их тоже лучше уничтожить, чтобы не было злоупотреблений.

Как оформить акт утилизации

Если не считать экосбор и документы, унифицированной формы документа нет, можно составить его самостоятельно. Обычно этим занимается комиссия из работников, которые подтверждают подписями, что ценности действительно уничтожены.

В акте нужно указать:

  1. Название организации или ФИО ИП.
  2. Где и когда составлен акт.
  3. Причины утилизации.
  4. Какие ценности уничтожены — название и количество.
  5. Способ уничтожения.
  6. Состав комиссии: должности и подписи работников, уничтоживших объекты.
Образец акта утилизации
Образец акта утилизации

Акт утилизации можно составлять на каждый вид материальных ценностей отдельно или списком. Важно, чтобы в одном акте были ценности, уничтоженные в один день.

Документ оформляют в одном или двух экземплярах. Первый хранится у председателя комиссии, второй, если нужно, передают в подразделение, где раньше использовали уничтоженные ценности. Например, акт уничтожения документов передают в бухгалтерию.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes