
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Представьте, что вы — древнеегипетский бог, который вместо того, чтобы наказывать грешников, спорит с ними из-за краденого крокодила.
Именно такие абсурдные ситуации ждут вас в Ankh — любимой игре моего детства, которая устраивает стендап-шоу по мотивам мифологии.
Это не просто классика иронических квестов в жанре point-and-click. Она высмеивает другие игры и мифологию Древнего Египта. Сегодня мы поговорим об Ankh 2005 года, ее истории и студии Deck13.
О Сообщнике Про
Системный аналитик, который увлекается видеоиграми. Рассказываю о компьютерных играх и личностях их героев, а также про компании, которые их разработали.
Сюжет
Все начинается с забавной сцены, где главные персонажи танцуют и поют, погружая нас в мир абсурда на ближайшие шесть часов. Следом сын архитектора Асиль устраивает тайную бурную вечеринку с друзьями в пирамиде покойного фараона. В процессе он непреднамеренно оскверняет гробницу. За это мумия проклинает Асиля.
Звучит мрачновато, но в этом и скрыта комедия: черная, в меру абсурдная и приятная. Даже мумии здесь больше похожи на ворчливых соседей, чем на монстров. И это круто: сама игра намекает, что к ней не нужно относиться серьезно.

Во время путешествия по миру игры вы не раз услышите забавные диалоги, а персонажи будут ломать четвертую стену. Вы встретите разбойников, которые секунду назад хотели вас убить, а теперь иронично обыгрывают историю разработки этого квеста. Ну разве не прелесть?
Помните, как в старых квестах от LucasArts вы пытались попасть по пикселям, чтобы собрать нужные предметы? В Ankh вы будете собирать не только их, но и оправдания для богов. Например, чтобы получить аудиенцию у фараона, Асиль должен придумать, как превратить крокодила в костюм, — да, это логично только в этой игре.

Создатели Ankh
Знаете, почему ваш смартфон не греется, как утюг, даже после часа в «Тиктоке»? Спасибо британским инженерам 1980-х из Acorn Computers. Они придумали RISC OS — систему, благодаря которой родилась не только Ankh, но и почти все современные ARM-процессоры. Только вместо Нобелевской премии эти гении получили забвение.
Эта разработка легла в основу современных смартфонов, планшетов и даже ноутбуков. Сегодня почти все мобильные устройства используют процессоры, вдохновленные Acorn. Компания давно исчезла с рынка и стала историей, что тоже проводит некую параллель с Древним Египтом.

RISC OS как швейцарский нож среди операционных систем: минималистичный, быстрый и способный работать даже на тостере — ну почти. Именно с его помощью начинающая компания Deck13 научилась превращать ограничения в креатив — например, сделала мумию, которая жалуется на плохой вайфай в загробном мире. Это очень толстая шутка. Никакого вайфая на RISC OS тогда не было. Его добавили только в версии 5.30 в апреле 2024 года на Raspberry Pi Zero W. На это и жалуется мумия. Такая текстовая пасхалка для тех, кто в теме.
Затем работа над игрой вылилась в более интересное трехмерное приключение. Да, вы правильно поняли, первая часть игры — полноценный ремейк Ankh: The Tales of Mystery 1998 года. Но с каким богом они заключили контракт по передаче прав, не уточняется. По этой причине остается непонятно, как ремейк стал возможен. Но он есть, и мы можем им как следует насладиться.

Deck13 стремились перенести дух классических приключенческих квестов и сильно вдохновлялись сериями LucasArts вроде The Secret of Monkey Island и Sam and Max.
Взгляд Deck13 сместился на древнеегипетскую мифологию, что привело к созданию Ankh: The Tales of Mystery — ироничного квеста, где люди, боги и фараоны попадают в абсурдные ситуации. Позже вышел 3D-ремейк Ankh. Согласитесь, сеттинг, где мумии спорят с людьми, а апокалипсис подается как бюрократическая формальность, — идеальная почва для сатиры.
Успех игры закрепил студию на рынке и стал основой для сиквелов Ankh 2: Heart of Osiris 2007 года и Ankh 3: The Lost Treasures 2010 года. Видимо, разработчики так угорели по юмору и метамодерну, что в поздних проектах их взгляд трансформировался в более серьезные проекты вроде Lords of the Fallen и The Surge.
Но ностальгия по вселенным Monkey Island и Indiana Jones не отпускала разработчиков, поэтому они решили добавить ее в собственный проект — Jack Keane. Они так глубоко погрузились в эстетику приключенческих игр с юмором и головоломками, что их пиратско-археологическая пародия, где главный герой напоминает неуклюжего Хана Соло, обрела жизнь. Jack Keane стал данью уважения к классике.



Почему серия Ankh заслуживает внимания
Ankh — это путешествие в мир мифологии, обыгранной в ироническом ключе. Если вы устали от серьезных историй о героях-избранниках, здесь вы найдете следующее.
Юмор, который не стареет. Шутки над египетскими ритуалами, диалоги с богами и абсурдные квесты — например, сделать костюм крокодила, чтобы напугать стражников. Все это держит в тонусе.
Головоломки с изюминкой. Многие квесты требуют нестандартных решений, где юмор — часть геймплея. Например, чтобы помочь джину, придется найти пловца, а чтобы победить стражника, нужно заставить его станцевать.
Ностальгия по классике. Механика point-and-click, приятная 3D-графика и атмосфера старых LucasArts игр — дань уважения золотой эпохе квестов.
Послесловие
Сейчас студия открывает офисы в Монреале и готовится к новым вызовам. Если Ankh учил смеяться над абсурдом, то новые проекты Deck13 учат бороться с ним — через жестокие сражения и моральные выборы.
Все это крайне любопытно. Мне было приятно узнать, что люди, которые подарили такой забавный квест в детстве, продолжают радовать и даже баловать меня новыми проектами.