Каким правилам этикета полезно научить детей
Дети
1K
Фотография — Imgorthand / iStock

Каким правилам этикета полезно научить детей

Дома, в гостях, в школе и театре
17
Аватар автора

Марина Шум

любит ходить с детьми в театр

Страница автора

У меня двое детей — 10 и 13 лет. Иногда они забывают здороваться с соседями, едят макароны из суповой тарелки и отправляют одно предложение несколькими сообщениями.

При этом можно сходить с ними в театр, отпустить их в гости или отправить одних в поездку — и быть уверенной, что они будут вести себя достойно. Мы регулярно обсуждаем правила поведения, но одни запоминаются легко, а для других нужно время.

Перечислю базовые правила этикета для разных ситуаций и расскажу, как помочь ребенку усвоить хорошие манеры.

Что такое этикет

Этикет — это набор правил и норм поведения, принятых в обществе. Он пронизывает почти все сферы жизни: мы следим за тем, как ведем себя во время еды, общения с другими людьми, похода в театр. Даже одежду выбираем отталкиваясь от того, куда идем.

Есть общепринятые нормы, а есть локальные, например присущие конкретному учебному заведению. Правила хорошего тона также могут зависеть от культуры и ситуации: например, в России плевок оскорбителен, а у африканского племени масаи выражает почтение. Если перед рукопожатием представитель масаи плюет в ладонь, это знак уважения и дружеского расположения.

62% жителей России считают, что воспитанного человека в первую очередь отличает вежливость и доброжелательность к другим. А невоспитанного — неуважение к окружающим. Такими данными поделилось социологическое агентство «Вебер»
62% жителей России считают, что воспитанного человека в первую очередь отличает вежливость и доброжелательность к другим. А невоспитанного — неуважение к окружающим. Такими данными поделилось социологическое агентство «Вебер»

Перечислю виды этикета, которые часто встречаются в жизни моих детей.

Деловой этикет касается рабочих коммуникаций, а в случае с детьми — школьных. Например, большинство школ требует, чтобы внешний вид ученика соответствовал нормам делового этикета: классические костюмы у мальчиков, неброский макияж и аккуратные прически у девочек, сдержанные цвета в одежде.

Так выглядят требования к внешнему виду в школе моих детей. Источник: 24.simedu.ru
Так выглядят требования к внешнему виду в школе моих детей. Источник: 24.simedu.ru

Речевой этикет помогает детям эффективно и уважительно общаться, а также самостоятельно решать проблемы с помощью диалога.

Например, обращаться к взрослым на «вы», выражать мысли без сленга, обсценной лексики и слов-паразитов, поддерживать беседу и подбирать вежливую интонацию.

Цифровой этикет, он же сетевой, регламентирует правила общения в интернете: как вести переписку в мессенджерах, проводить видеосозвоны, оформлять личный профиль.

Обычно школьники сами общаются в интернете с учителями и руководителями кружков. Поэтому, на мой взгляд, правила цифрового этикета важно проговаривать одновременно с установкой мессенджеров. Например, объяснить, что вместо нескольких сообщений по одному слову лучше отправить одно, но разбитое на абзацы.

Эта статья тоже соответствует нормам цифрового этикета: она четко структурирована для удобного и легкого чтения, вычитана редактором и корректором, содержит много полезной информации и ссылки — все для того, чтобы сэкономить время читателя и помочь разобраться в теме.

Так как цифровое пространство появилось относительно недавно, бывает сложно сориентироваться, как себя в нем вести. Мы с детьми часто обращаемся к рекомендациям Ольги Лукиновой, эксперта по цифровым коммуникациям. Она ведет канал о цифровом этикете: публикует правила поведения в родительских чатах, объясняет, почему сообщения стоит делить на абзацы, и советует, как не показать лишнего при демонстрации экрана на встрече.

Кроме этих видов этикета есть общие правила поведения — в гостях, в школе, на мероприятиях. О них расскажу дальше.

Зачем нужны правила этикета

Если коротко, то правила этикета помогают нам чувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке.

Допустим, ребенка пригласили в гости и позвали к столу, который сервирован несколькими комплектами приборов. Если ребенок знаком со столовым этикетом, то не растеряется — ему будет комфортно.

В книге Татьяны Белоусовой «Все про этикет» есть иллюстрация основного принципа этикета, который объясняет, зачем нужны правила хорошего тона: «удобно мне — удобно со мной». Мне кажется, это слово больше подходит вещам: удобные туфли или удобное кресло. Поэтому я бы сказала так: «комфортно мне — комфортно со мной».

Если смотреть на правила этикета глубже, то они помогают:

  • строить отношения. С вежливыми детьми чаще хотят играть и дружить, их охотнее приглашают в гости и на мероприятия. А чем шире у ребенка круг общения, тем многограннее житейский опыт и более развиты софт-скиллы;
  • развивать эмпатию. Правила этикета попутно объясняют, например, почему беременным и пожилым людям нужно уступать место в транспорте. Некоторые исследования показывают, что такие вежливые действия благотворно влияют на психологическое здоровье детей;
  • не доводить дело до конфликта. Я заметила, что подростки часто ссорятся, если кто-то нарушил договоренности — допустим, не пришел на встречу. Правила этикета учат уважать чужое время и предупреждать, если что-то изменилось;
  • сохранять общественный порядок. Периодически вижу в поликлиниках подростков, которые приходят без взрослых, не уточняют, кто последний, и молча ждут своей очереди. Иногда такое поведение приводит к путанице и недопониманию. Этикет учит общаться с людьми в любых ситуациях, в том числе в очередях;
  • создавать благоприятную атмосферу в обществе. Например, можно прийти в театр и насладиться спектаклем без переживаний о том, что кто-то с балкона опрокинет на тебя стаканчик с газировкой;
  • уважать личные границы других людей и отстаивать свои. Например, хороший тон всегда предполагает умеренность в громкости голоса. В том же театре громко разговаривать неэтично еще и потому, что артистам это мешает работать, а зрителям — слушать. По правилам этикета допустимо сделать замечание мешающему соседу, тем самым отстояв свое право следить за ходом истории на сцене в тишине.

Почему правилам поведения учат с детства

Это полезно и для родителей, и для детей.

Взрослым комфортно брать с собой в ресторан, музей, театр, путешествия воспитанного ребенка, который не будет бросаться едой, трогать экспонаты или громко смеяться невпопад. Родители чувствуют себя уверенно, когда знают, что не придется выслушивать замечания, краснеть и оправдываться перед окружающими. Отчасти это побуждает чаще организовывать интересный семейный досуг вне дома.

Детям проще обучиться хорошим манерам, если начать как можно раньше. Так они быстрее адаптируются в обществе и заводят друзей. Кроме того, ребенок, который знает элементарные правила этикета, может построить диалог с любым человеком.

Иногда я подвожу детей к какому-то месту — парикмахерской, поликлинике, кафе, театру — высаживаю их и еду искать парковку. При этом знаю, что, пока паркуюсь, дети спокойно выстроят диалог со взрослыми — например, сдадут одежду в гардероб, возьмут медкарты в регистратуре, займут места в зрительном зале.

Правила поведения в школе

Обычно перед поступлением в первый класс классные руководители проводят родительское собрание. На нем рассказывают о требованиях к внешнему виду учеников и правилах этикета в школе. Вот самые распространенные:

  • здороваться, когда заходишь в класс;
  • обращаться на «вы» к учителям и другому персоналу школы;
  • не перебивать и внимательно слушать учителя;
  • поднимать руку, если хочется что-то рассказать или спросить;
  • приходить заранее, чтобы успеть подготовиться к началу занятий;
  • следить за опрятностью и чистотой школьной формы — например, не ходить в грязной или мятой одежде;
  • вежливо общаться с преподавателями и одноклассниками;
  • не брать чужие вещи без спроса — если что-то нужно, то важно попросить об этом;
  • соблюдать чистоту и порядок, не мусорить, убирать свои вещи в отведенные для этого места;
  • не разговаривать громко на уроках и не мешать другим ученикам заниматься.
Некоторые учебные заведения выкладывают правила поведения на своем сайте. Например, так сделала одна из школ Ленинградской области. Источник: koltush.vsevobr.ru
Некоторые учебные заведения выкладывают правила поведения на своем сайте. Например, так сделала одна из школ Ленинградской области. Источник: koltush.vsevobr.ru

Правила поведения в общественных местах

Общественные места — это территория, которую может посетить любой человек: улицы, площадки, парки, магазины, рестораны, культурные и спортивные объекты. Особо остановлюсь на тех, где ребенок может оказаться без родителей: например, в одиночку поедет на троллейбусе в школу или пойдет с одноклассниками в кино.

🤝 Перечислю правила поведения в общественных местах, которые чаще всего проговариваю со своими детьми:

  1. Здороваться и прощаться со всеми людьми, с которыми приходится общаться, — продавцами, гардеробщиками, кассирами.
  2. Становясь в очередь, спрашивать, кто последний. Стараться не приближаться вплотную к стоящему впереди человеку и не прикасаться к нему.
  3. В закрытых помещениях — театрах, музеях, ресторанах — не разговаривать громко и не бегать. Это доставляет дискомфорт другим посетителям и противоречит одному из принципов этикета — умеренности в тоне голоса и жестикуляции. А еще из-за резких движений можно случайно задеть экспонат, сбить официанта или упасть.
  4. Придерживаться правой стороны в метро, на лестнице и на улице. Не толкаться и стараться не останавливаться резко, чтобы не создать помеху тем, кто движется позади. Это правило помогает большому количеству людей перемещаться одновременно — без опасений, что упавшего человека могут затоптать.
  5. Не заходить в лифт или автобус, если там и так тесно. Исключение: в лифт поместилась вся организованная группа детей, а ребенок остается один. Несмотря на неудобства, лучше зайти, чтобы не потеряться.

🎭 Собираясь на концерт, в театр, кино или цирк, нужно:

  1. Прийти немного заранее, чтобы без спешки сдать вещи в гардероб и занять место. По ряду можно передвигаться только лицом к сидящим и спиной к сцене.
  2. Соблюдать тишину, даже если представление не увлекло. Например, в Крымском академическом театре кукол, куда мы часто ходим с детьми, перед началом спектакля капельдинер  всегда просит посетителей переводить телефон в беззвучный режим.
  3. Отказаться от напитков и еды в зале: для этого есть буфет. Правило не распространяется на кинотеатры и цирк, там еду можно брать с собой, но без шуршащей упаковки и резкого запаха. Лучше отказаться от напитков в стеклянных бутылках, чтобы случайно не разбить их.
  4. После окончания концерта, спектакля или представления оставаться на своем месте, пока артисты находятся на сцене. Артисты служат искусству, главная их награда — аплодисменты. Если зрители бурно хлопают — значит, все понравилось. А если хотят быстрее уйти — скорее всего, они разочаровались. Хоть зачастую люди и не мыслят так, а просто спешат в гардероб, со стороны это выглядит как неуважение и к артистам, и к другим зрителям, которым приходится вставать, чтобы пропустить выходящих.

🚌 В общественном транспорте, где люди невольно нарушают личное пространство друг друга, важно:

  1. Пропускать выходящих перед тем, как войти. Старшим, беременным и людям с маленькими детьми принято уступать место: это забота о тех, кто находится в уязвимом положении.
  2. Снять рюкзак: он может создавать неудобства другим пассажирам — мешать, цепляться замками за волосы и одежду.
  3. Отказаться от еды, которая может испачкать рядом стоящих людей, — например, мороженого.
  4. Слушать музыку, видео и голосовые сообщения только в наушниках — иначе это может отвлекать водителя и раздражать других пассажиров. 93% людей, которые ежедневно пользуются общественным транспортом, негативно относятся к публичному прослушиванию музыки или просмотру фильмов  .

Правила поведения дома

🏡 В каждой семье свой стиль воспитания, традиции и культурные особенности. Но есть универсальные правила этикета, которые детям важно соблюдать дома:

  1. При общении с членами семьи приветливо здороваться и желать спокойной ночи, не забывать говорить «спасибо» и «пожалуйста». Первыми здороваются младшие со старшими или тот, кто заходит в комнату. Вроде бы мелочи, но мне кажется, что даже пожелание доброго утра уже настраивает на позитив.
  2. Слушать музыку или смотреть телевизор так, чтобы это никому не мешало, — негромко или в наушниках. Дома должно быть комфортно каждому члену семьи, особенно если режимы дня различаются. У этого правила есть и минус: например, дочь часто слушает музыку в наушниках — и чтобы позвать ее к столу или попросить что-то сделать, нужно подойти и помахать.
  3. Помогать взрослым поддерживать чистоту и порядок.

🤵 Важный навык — принимать гостей. В нашей семье дети знают, что нужно:

  1. Заранее согласовать с родителями дату и время, когда придут друзья. Во-первых, мы с мужем работаем удаленно из дома — иногда гости могут прийти не вовремя. Во-вторых, дети часто забывают о запланированных мероприятиях и могут пригласить гостей тогда, когда дома никого не будет.
  2. Заранее навести порядок там, где будут находиться гости: это детская комната, кухня, гостиная, санузел.
  3. Встречать гостей у дверей. Если кто-то пришел впервые — показать, где помыть руки и привести себя в порядок, а после приглашать в комнату.
  4. Представить друга взрослым. Например: «Мама, это Ваня, мой одноклассник. Ваня, это моя мама, Марина Степановна».
  5. Заранее позаботиться о том, чем угощать гостя. Если не знаете, есть ли у ребенка пищевая непереносимость, можно выбрать нейтральные продукты, например галетное печенье к чаю или зеленые фрукты.
  6. В конце встречи проводить гостя до дверей и поблагодарить за визит.

🍽️ За обеденным столом тоже нужно соблюдать правила — вот основные:

  1. Во время еды держите вилку в левой руке, а нож — в правой. Ложкой не едят то, что можно есть вилкой, а с ножа не едят вообще.
  2. На горячую еду и напитки не дуют: нужно подождать, когда они остынут сами. Правда, если мы спешим, я пренебрегаю этим правилом.
  3. Пережевывайте пищу с закрытым ртом и не чавкайте. С полным ртом не стоит разговаривать: можно подавиться, а еще кусочки еды могут вылететь и попасть на собеседника.
  4. За обеденным столом сидят ровно, свободно и прямо. Не надо широко расставлять локти или ставить их на стол: это может помешать другим. И тем более нельзя качаться на стуле: можно случайно упасть и травмироваться.
  5. Не нужно тянуться через весь стол за каким-нибудь блюдом, достаточно вежливо попросить, чтобы его передали. Пока тянешься, можно что-то уронить или неудачно залезть рукой в тарелку — свою или чужую.
  6. Не надо заводить разговор о том, что может испортить другим аппетит. Мой сын не реагирует на неприятные темы, а вот дочь принимает их близко к сердцу.
Для разных блюд есть свои правила столового этикета. Их можно найти в книгах или на каналах экспертов по этикету. Например, в этом ролике президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу рассказывает, как правильно есть суп и салат

Правила поведения в гостях

Когда дети немного подросли, я начала отпускать их в гости без взрослых. Перед этим повторяла правила поведения в гостях — вот они:

  1. Не приходить без приглашения и предупреждения. Если ребенка пригласили одного, не нужно приводить с собой брата или сестру без разрешения хозяев. К тому же интересы разновозрастных и разнополых детей могут не совпадать. Например, однажды общая подруга моих детей пригласила в гости только дочь. Они пекли тортики, делали маски для лица, снимали видео для влогов. Даже если бы сына позвали, ему не было бы интересно такое времяпрепровождение.
  2. Не опаздывать, но и не приходить сильно раньше назначенного времени: так можно поставить хозяев в неловкое положение. Возможно, они еще не успели прибраться или накрыть на стол.
  3. Внешний вид должен соответствовать обстановке: на праздник стоит надеть что-то нарядное, а на пижамную вечеринку — пижаму.
  4. Нельзя трогать вещи без разрешения хозяина, а еще — брать на руки и кормить домашних животных: они могут требовать особого ухода или агрессивно реагировать на незнакомого человека. Например, дома у друга сына живут пауки-птицееды, богомолы и мадагаскарские тараканы — они могут сбежать, если не знать, как их правильно держать.
  5. Не ходить в гости с пустыми руками. В обычный день можно принести с собой любимое печенье к чаю или небольшой подарок — например, детям дошкольного возраста я часто выбираю книги. На праздники можно подобрать что-то тематическое: для Пасхи подойдет кулич и крашеные яйца, на Новый год — заготовки для пряничного домика или елочная игрушка, на 1 Сентября — канцелярский набор.
  6. Собираясь на день рождения, подарок нужно подготовить заранее, исходя из пожеланий именинника. Если таковых нет, уместно подарить деньги в красивом конверте, дополнив букетом цветов или коробкой конфет.
  7. Не стоит злоупотреблять гостеприимством. Хозяевам может быть неловко сказать, что гостям пора уходить: тогда они будут часто посматривать на часы, зевать, долго молчать. При необходимости стоит помочь убрать игрушки, а перед уходом — вежливо поблагодарить за гостеприимство.

Общие правила поведения в обществе

Кто должен здороваться первым. Младший первым приветствует старшего. А вот с рукопожатием наоборот: первым руку подает тот, кто старше.

Кто должен уступить при входе и выходе. Человек, который выходит из помещения, пользуется преимуществом, ему уступают дорогу. Если входит пара, то мужчина должен обогнать женщину, придержать ей дверь и пропустить вперед.

Как обращаться к незнакомому человеку. Стоит использовать обезличенные фразы, избегая обращений «девушка», «женщина», «мужчина» и особенно «бабушка» или «дедушка»: можно ошибиться с возрастом и обидеть человека. Лучше сказать: «Подскажите, пожалуйста, как пройти к библиотеке/почте/банку?»

Как правильно чихать или кашлять. Нужно отвернуться от людей, наклонить голову и воспользоваться платком или салфеткой. Если не успели достать платок, можно чихнуть во внутреннюю сторону локтя. Чихать в ладони — плохая идея, если нет возможности сразу же вымыть руки с мылом.

Можно ли в компании пошептаться с другом. Это считается неприличным. Другое дело, если вы находитесь просто среди прохожих или попутчиков в транспорте. Тогда, наоборот, лучше разговаривать тихо, не жестикулировать и не отвлекать окружающих.

Как правильно зевать. Недопустимо зевать с характерным громким звуком. Если находитесь на официальном мероприятии, лучше попытаться сдержать зевок. Если это невозможно — отвернуться в сторону и зевнуть, прикрывая рот левой рукой.

Можно ли пукать и пускать отрыжку. Да, но только если рядом никого нет. В присутствии других делать это нельзя. Если такое нечаянно произошло, стоит спокойно извиниться, а если это случилось с кем-то — сделать вид, что вы ничего не заметили.

Как обучать детей правилам этикета

Дети не всегда с первого раза запоминают правила поведения, а порой не понимают, зачем их соблюдать. Американская академия педиатрии дает несколько универсальных советов.

😎 Покажите на личном примере и объясните без морализаторства. Дети учатся, когда наблюдают за окружающими — в первую очередь за родителями. Поэтому ведите себя так, как хотели бы, чтобы вели себя ваши дети. А еще подмечайте полезное в книгах и мультфильмах.

Например, для дошкольников подойдет книга «Хорошие манеры» Филиппа Жальбера, «Вежливая книга» Марины Тараненко, для младших школьников — «Этикет для детей различных лет» Андрея Усачева, «Про Миру и Гошу» Натальи Ремиш, а для подростков — «Давай дружить» Джеймса Криста. Еще дочь посоветовала мне телеграм-канал «Волшебный этикет» в стиле Гарри Поттера.

Можно вместе посмотреть мультфильм о том, как Винни-Пух ходил в гости, и обсудить, что чувствовал Кролик, приятно ли ему было принимать гостей и кого из героев ребенку бы хотелось пригласить к себе. Мне кажется, почти в каждом мультфильме или фильме есть моменты, которые можно обсудить с точки зрения этикета.

⚠️ Устанавливайте ограничения и объясняйте последствия. Например, крошащееся печенье есть можно только на кухне над тарелкой, а не по всему дому — иначе придется подметать или мыть полы. А во время киносеанса нельзя шуршать и разговаривать, а то администраторы могут попросить покинуть зал.

👂 Слушайте ребенка. Не перебивайте, позволяйте высказаться, прежде чем предлагать помощь. Следите за случаями, когда плохое поведение становится закономерным. Например, ребенок постоянно опаздывает на уроки, потому что стесняется занять место в очереди и в буфете пропускает всех вперед.

🤗 Уделяйте внимание. Самый мощный инструмент дисциплины — внимание. Детям, которым уделяют достаточно внимания, не нужно привлекать его плохим поведением.

👍 Отмечайте хорошее поведение. Дети должны понимать, когда совершают хорошие поступки, а когда — плохие. Хвалите за хорошее поведение. Будьте конкретны, например: «Ух ты, сегодня в троллейбусе ты первый заметил беременную женщину и уступил ей место!»

🙅🏻‍♀️ Реагируйте на происходящее выборочно. Если ребенок в целом хорошо себя ведет и получает достаточно внимания, можно не вмешиваться в мелкие ситуации, а позволить ему самому сделать выводы. Например, если он ест в кровати чипсы, крошки будут неприятно липнуть к телу, колоть и оставлять пятна — вряд ли ребенок будет еще так делать.

💉 Готовьтесь к важным встречам — например, приему у врача. Мои дети не любят медицинские манипуляции — осмотр горла шпателем, исследования носа эндоскопом — и могут повести себя неожиданно в условиях стресса. Каждый раз я заранее напоминаю, что кусать доктора или отмахиваться от него недопустимо.

🎨 Направьте энергию ребенка в позитивное русло. Иногда дети ведут себя плохо, потому что им скучно или они не знают, как лучше поступить. Отвлеките внимание на что-нибудь другое: например, возьмите в долгую поездку игрушки, карандаши с раскрасками или интересные книги.

В обучении этикету и воспитании в целом не работают сила и грубые слова. Исследования показали: чем чаще детей шлепали за негативное поведение, тем хуже они себя вели. А жесткая словесная дисциплина может привести к еще большим проблемам с поведением и к депрессии.

Невозможно сесть и выучить все правила за раз: мы усваиваем их постепенно, в ходе повседневных бытовых ситуаций. Поэтому ребенку можно подсказать: если не знаешь, как повести себя в тех или иных обстоятельствах, вспомни золотое правило нравственности Конфуция: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Родителям на заметку

  1. Этикет — набор правил и норм поведения, принятых в обществе. Они пронизывают все сферы жизни: общение с близкими, друзьями и незнакомцами, школу, походы в кино или театр, поездки в общественном транспорте.
  2. Знание этикета помогает детям строить отношения с окружающими, развивать эмпатию и не доводить недопонимание до конфликтов. А родителям — в совместных поездках чувствовать себя увереннее в общественных местах и не переживать о том, что придется краснеть за плохое поведение ребенка.
  3. Главный принцип этикета — «комфортно мне — комфортно со мной». Не страшно не знать каких-то правил поведения. Достаточно относиться к другим так же вежливо, как хотелось бы, чтобы относились к вам.
  4. Есть общепринятые нормы, а есть локальные, например присущие конкретной школе. Правила хорошего тона также могут зависеть от культуры и ситуации.
  5. Обучить ребенка правилам этикета поможет личный пример, обсуждение без морализаторства и качественно проведенное вместе время. Полезное также можно подмечать в книгах и мультфильмах.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Марина ШумЕсть правило этикета, которое вас раздражает? Расскажите:
  • ziltoid>едят макароны из суповой тарелки Жесть какая, что за неуважение, аж глаз задергался В чем проблема дома есть из посуды, которая удобнее?10
  • Тётушка ПоВ правилах этикета раздражает только одно: каким бы вежливым и воспитанным не был ты, окружающие вовсе не обязательно ответят взаимностью((.. Стараюсь учить сыновей одновременно быть вежливыми и воспитанными, и при этом уметь постоять за себя в случае столкновения с неадекватностью. Вот как по правилам этикета надо реагировать, если в автобусе пожилой мужчина сдёргивает за капюшон подростка с кресла со словами "а ну ж..у подними, малец!" или на приеме у педиатра дородная мадама объявляет ждущим в очереди подросткам, что она пройдет первая? Просто первая. Без объяснения. Последний пример. Ходили с сыновьями в кино и я не разрешила взять в зал чипсы, потому что пакет шуршит, а чипсы пахнут. Сидящие перед нами мужчины пили пиво и заедали чесночными сухариками. А потом и вовсе разулись. Чем младше человечек, тем невежливее и невоспитаннее ведут себя по отношению к нему взрослые. Очень сложно в таком мире учить этикету.11
  • Комок нервовВзрослых бы то не мешало учить этикету, особенно этикету проезда в общественном транспорте, особенно в метро. А то надоели жертвы постнатального аборта, которые либо толпятся у дверей, хотя им ехать еще 6 остановок и возмущаются, когда поток выходящих пытается их вытолкнуть, либо наоборот, забиваются в самое очко вагона и на нужной остановке начинают выходить уже тогда, когда начинается посадка, расталкивая входящих. Туда же дебилов, которые вальяжно выплывают из вагона, пялясь в телефон.4
  • Ник Завадски> пожилой мужчина сдёргивает за капюшон подростка с кресла со словами "а ну ж..у подними, малец!" Да, транспорт вообще заставляет задуматься о том, что творится в голове у "старшего поколения", если они так "учат вежливости".4
  • Нектарин ПерсиковичВы серьёзно запрещаете детям держать вилку в правой руке? Какой в этом смысл?2
  • DGИз описанного в статье меня наиболее бесит школьная форма. Это неудобная, не адаптированная для детей форма одежды, единственное назначение которой - создание единообразной серой массы. Побочными результатами становится усиление деления на богатых и бедных и тотальное уничтожение навыка делового стиля у людей.3
  • angry.cupObv, ну вот мне неприятно, когда со мной пытаются обсудить тему секса, обнажённого тела, мочеиспускания и дефекации. И пусть хоть 300 раз эти темы естественные, мне что сидеть и мило улыбаться человеку, который меня расспрашивает об этом и на вопросы отвечать (только не нужно применять методы психологов про "комплексы" и прочее)? Всё должно быть к месту, этикет об этом. Я понимаю, если обсуждать тему секса со своим партнёром, это естественно, но не нужно к посторонним людям приставать. А на тему горшка за столом разговаривать прям так приятно слушать и есть будет, ммм...4
  • Радостный меланхоликObv, ножом и вилкой пользуются не для "окружающих"))2
  • Марина ШумНектарин, нет, не запрещаю, но в то же время учу пользоваться и ножом)1
  • Иван РадомирскийObv, полностью поддерживаю!! главное в этикете – уважение, и если его, уважения, нет, то никакая СПЕЦИАЛЬНАЯ одежда (списанная с образцов 19-го столетия) это не исправит. а за фразу "прилично всё, что не создает окружающим риска травм, распространения инфекций, порчи имущества, а также не создает избыточный шум и вонь" отдельная благодарность!🙂 живу на юге, очень актуально. в прошлом году ввел личные санкции против магазина, владельцы которого вели агрессивную политику "за приличия". смотрю, я уже не один, не напрасны были попытки донести свою позицию до окружающих1
  • Илина ГригорьеваА я сейчас и сама этикет изучаю, для себя, меня восхищает умение вести себя элегантно и непринужденно1
  • Марина Шумziltoid, если задаться целью освоить столовый этикет, то разница из чего есть — есть. А если не заморачиваться, то проблемы нет. На мой взгляд, стол, который сервируют по правилам этикета, ещё и красив, удовольствие получаешь не только от еды, но и от обстановки.1
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовМарина, ну вот эта часть этикета точно лишняя. Плоские тарелки-отродье сатаны, не иначе. В свое время семьей перешли на глубокие, все были довольны1