
«Нереалистичных пожеланий не существует»: сколько зарабатывает архитектор
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Новая героиня рубрики «Профессии» с 12 лет точно знала, что хочет стать архитектором.
Ей удалось воплотить мечту в жизнь: она проектирует малоэтажные здания для частных клиентов и строительных компаний. Читательница рассказала, почему учиться на архитектора тяжело и дорого, какие дома сейчас в тренде и сколько нужно денег, чтобы открыть свою мастерскую.
Архитектор
Город: Санкт-Петербург
Возраст: 36 лет
Опыт работы: 15 лет
Доход: 90 000 ₽
Выбор профессии
Чтобы стать архитектором, нужно пройти долгий и тернистый путь. У меня он занял больше восьми лет.
Я выросла в Новосибирске. С пяти лет ходила в изостудию, а в десять поступила в художественную школу. В начале 2000-х нашей семье пришлось несладко. Обстановка и дома, и в школе была напряженной, а художка стала для меня блаженным островком, теплым творческим миром.
В художке лет в двенадцать я и определилась с будущей профессией — решила поступать на архитектора. Родители отнеслись к этому выбору очень хорошо: оплачивали занятия и всячески поддерживали.
В 14 лет меня плавно передали на подготовительные курсы при Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии — так до 2015 года назывался Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. На курсах мы проходили рисунок, живопись и композицию. Архитектурный стиль рисования отличается от художественного — как раз эти нюансы и постигают в течение трех лет занятий.
Но после курсов, в 2005 году, я, как и многие одногруппники, не поступила в академию. На бюджет обычно большой конкурс. У нас, кажется, было 13 человек на место. А другие вузы я даже не рассматривала.
Устроилась по знакомству лаборанткой на кафедру подготовительного отделения. Весь год заполняла таблицы и была на подхвате у завкафедрой. Параллельно готовилась к поступлению. Мы договорились, что в счет зарплаты я буду опять посещать курсы. С радостью воспользовалась этим бонусом.
А вечерами тоже готовилась к вступительным — рисовала постановки. Это натюрморт из геометрических тел — шаров и кубов. Их ставят на специальный столик или друг на друга, отсюда и название. Ткань лежит красивыми складками на заднем плане или окутывает предметы.
В 2006 году я поступила в желанный вуз. Была несказанно рада. На вступительных экзаменах надо было сдать рисунок гипсовой головы — Сократа, Гаттамелаты, Аполлона и прочих античных знаменитостей, а также постановку, живопись и композицию.

Композиция — это сугубо архитектурное изобретение. Существует с десяток девизов, которым должен соответствовать результат экзаменационной работы. Эти девизы парные: к примеру, легкость — массивность, плотность — разреженность, ритм — метр. Абитуриенту выдается девиз и набор плоских фигур. Фигуры нужно превратить в объемы и пересечь между собой согласно девизу. Кроме этого, нужно было сдавать русский и математику. За них я получила «отлично».
После поступления я прыгала от счастья, но это было только начало. Учиться в архитектурном вузе очень сложно, некоторым это на всю жизнь подрывает здоровье. Бессонные ночи, огромная нагрузка, конкурсы.
На архитектурном факультете было четыре кафедры: промышленная архитектура, архитектура гражданских зданий, градостроительство и реставрация. Я училась на градостроительстве, это прекрасная кафедра. У нас были такие же проекты, как и у всех остальных, но с небольшим уклоном в урбанистику.
Первый курс скорее общеобразовательный. Мы постигали основы архитектурного проектирования — изучали черчение и отмывки , проходили шрифты, нас учили натягивать подрамник. Точнее, ставили перед фактом: завтра натягиваем. Свой первый подрамник я натянула с огромным пузырем и невозмутимо приступила к работе. И оценку получила соответствующую — 2 или 3 из 10. В академии была десятибалльная система.


Еще на первом курсе была высшая математика, много истории и философии, логика и методология науки, иностранный язык, физкультура и ОБЖ. И, конечно, черчение, рисунок, живопись, скульптура, цветоведение и колористика, макетирование.
На второй год началось проектирование, курс был полностью на ручной графике. Два дня в неделю мы по четыре часа занимались в проектных студиях. На проект выделяли половину семестра. Мы проектировали, например, площадку, теневой навес, малоэтажный жилой дом и жилой дом средней этажности, малое промышленное здание, поселок и реконструкцию квартала.


Параллельно начались начертательная геометрия, теоретическая механика, сопромат, конструкции и инженерные предметы.
А на третьем курсе нам сказали: «Можете делать эскизы на компьютере». В 2008 году это было как манна небесная. Начертил — стер, линия прямая. Но вот 3ds Max вытягивали не все компы, да и поначалу сложно было разбираться. Так что у многих в проектах была беда с визуализацией.
Все четыре года мы изучали живопись и рисунок. На обнаженных натурах я впервые стала получать 8—9 баллов по рисунку.

Конечно, предметов и курсовых всегда было много. Гуманитарные дисциплины давались мне очень хорошо. А вот с техническими приходилось помучиться.
Однажды я упала в обморок на лекции. Меня увезли на скорой. По этому предмету, типологии гражданских и промышленных зданий, ставили автомат тем, кто был на всех лекциях. Мне, соответственно, засчитали прогул, пришлось сдавать экзамен.
Что я изменила бы в учебе в академии? Хотела бы добавить распределительную стажировку — чтобы после вуза студент гарантированно мог получить практику. Желательно, оплачиваемую, по профессии и без «забудьте все, чему вас учили». А еще хотелось бы, чтобы студентам рассказывали, что такое экспертиза проектной документации.
Большая часть предметов, которые мы изучали, пригодилась в работе.
Особенно важны конструкции. Железобетон, металл, дерево, пространственные оболочки, пневматика, кирпич — вообще все. Эту информацию нужно брать максимально. А еще заказчики любят цифры, расчеты, схемы нагрузок. Сами они в этом не разбираются, поэтому доверяют профессионалу.
Материаловедение — очень нужный предмет, тоже рекомендую, пока есть время, впитать как можно больше. Понадобятся физика света и теплотехника. А еще я бы посоветовала придирчиво изучать постройки своего района, а потом задавать вопросы куратору-конструктору: «А чем заполнение из кирпича отличается от заполнения пеноблоком? А как укрепить балку при выносе консоли 10 м? А есть ли плесень в „Доме над водопадом“ Райта? » И тому подобное. Кстати, плесень есть.

В 2009 году я сильно заболела и ушла в академотпуск. В 2010 году восстановилась, получила диплом бакалавра и уехала в Санкт-Петербург. Там я начала работать, а в 2016 году поступила в магистратуру Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Я опять выбрала кафедру градостроительства и урбанистики. Прочитала описание специальности, оно показалось интересным. Пошла бы и в аспирантуру, но она была платной. А мне было 29 лет, и финансовое положение не позволяло откладывать постоянную работу.

Учиться на архитектора дорого: расходные материалы и техника стоят ощутимых денег. Не получится купить набор медовой акварели из ближайшего магазина канцтоваров и сдать работу. Медовая не тянется. У вас не будет отмывок, растяжек, лессировок, получится грязь.
Широкоформатная печать и печать цветных курсовых тоже немало стоят. Еще понадобятся тетрадки, ручки, сумки, книжки, папки. Возможно, захочется графический планшет. И, конечно, мощный компьютер. Лучше иметь и ПК, и ноутбук: его можно возить с собой и показывать куратору ход работы.
Ведущий вуз для архитекторов — это, конечно, МАРХИ.
Именно работы выпускников архитектурного института считаются эталоном. Его окончили многие известные люди. Там сумасшедший конкурс и большая нагрузка. Тем не менее вуз остается звездным многие годы.
Но думаю, при желании можно стать архитектором-практиком и после колледжа или курсов. Главное — трудолюбие и склонность к профессии. Я знаю девушку, которая работает архитектором на производстве модульных зданий, она окончила только колледж, и ей всего 21 год. Выучиться строительству можно и на практике, хотя это и не очень просто.
Академическое образование направлено на целостное, философское восприятие предмета архитектуры. Во многом это теоретическая программа, настраивающая видение мира. Звучит как эзотерика. Мы учимся быть магами. И этой магии нужны тишина, покой и доверие.
В конце магистратуры из гусеницы вылупляется если не архитектор, то человек с архитектурным мышлением. И ключевое тут — не знания, а уже намертво въевшийся способ существовать.
Приведу в пример фестиваль «Архстояние» в Николе-Ленивце. В прошлом году там был представлен объект бюро «Катарсис», называется «Дом-обелиск». Усеченная пирамида с прозрачной кровлей-окном и малым окошком внизу.

Это манифест. Там нельзя жить, но это высказывание, которое может позволить себе архитектор и которое понятно другому архитектору. Строитель будет в шоке от того, что окна не открыть, пространство использовано нерационально и вообще похоже на дичь. А совсем далекий от архитектуры человек просто пройдет мимо.
«Архстояние» — это фестиваль высказываний. В диалоге со смежниками, заказчиком и сметой высказывания архитектора не такие громкие. Но они читаются. Так или иначе, управляешь пространством.
Что бытие определяет сознание, знают все. Архитектор поможет определить ваше сознание, повлияв на бытие, организовав жилье, городское пространство, сам город. Звучит пафосно, но так и есть.

Первые шаги
Найти первую работу архитектору непросто. Часто ожидание противоречит реальности. Начинающие устраиваются техниками или помощниками, выполняют чертежную работу и получают очень небольшие деньги. Например, в Санкт-Петербурге помощнику архитектора без опыта платят 15 000—25 000 ₽.
Я долго работала помощником. В любой компании есть скучные и муторные задачи, которые им поручают. Привести чертеж к гостовскому виду — поменять шрифт, обозначить категории помещений, отчертить план по обмеру, прочитать пояснительные записки, внести в проект мелкие правки, распечатать и сшить проект. Все это требует внимательности, поэтому архитекторы за пять секунд решают головоломки вроде «найди десять отличий».
Я окончила магистратуру в 2018 году, пыталась устроиться в градостроительные компании, стажировалась. Где-то был нужен человек с навыками программирования, где-то не могли выделить бюджет на зарплату. И так получилось, что я стала помогать архитектору с модульными домами . Планировки, визуализации. Потом помогала другому архитектору делать альбомы чертежей. Это дало старт, а дальше я начала заниматься домами сама.
Почти с самого начала я работала на удаленке. Были попытки устроиться в офис, но, видимо, я не офисный человек — успехом они не увенчались.

Суть профессии
Чтобы стать успешным архитектором, нужно быть усидчивым, упорным и внимательным. Понадобится хорошая память и, конечно, везение. Неплохо уметь общаться с людьми и вызывать доверие.
Вопреки распространенному мнению, в архитектуре очень много женщин. Владельцы и директора студий чаще мужчины, но основной персонал женского пола. Говорят, что девочки «внимательнее и аккуратнее» и «меньше требуют».
Реальность показывает, что архитектурные будни мало связаны с искусством.
Для человека, который впервые столкнулся с проектированием, архитектор — это специалист, который материализует здание, нарисованное на картинке. Но на самом деле все не совсем так.
В реальности архитектор создает картинку, сопряженную с архитектурными чертежами, делает проект. Он нужен, чтобы заказчик понимал, что строится, какие размеры будут, какие объемы материала понадобятся, какую мебель можно заказывать, какие окна, цвета и так далее. А материализует здание команда строителей и инженеров разных специализаций. Иногда архитектора даже не допускают на стройку.
В крупных организациях — это могут быть большие мастерские, интерьерные или строительные компании — есть главный архитектор и несколько групп архитекторов с руководителями. Каждая группа занимается своим проектом.
Я в таких организациях не работала, но в 2013 году хотела попасть в мастерскую к Никите Явейну . Планировала зайти через буфет — устроилась буфетчицей и держала портфолио наготове. Немного поработав, поняла, что Никита Игоревич в буфет не ходит, а остальные ребята не особо разговорчивы. Тогда я уволилась, и сюжета мелодрамы не получилось.
Я работаю преимущественно в проектировании индивидуального жилищного строительства, ИЖС. Архитектор ИЖС создает проекты малоэтажных зданий — до трех этажей. Алгоритм работы, как правило, один и тот же:
- Заказчик обращается в строительную фирму или непосредственно ко мне. Он хочет построить дом, баню, птичник, главное — до трех этажей. Заказчику нужно проектирование под его нужды и задумки.
- Встречаемся с заказчиком. Выясняем основные моменты: статус участка, кадастровый номер, документы на участок, топосъемка, пробное бурение. Какие материалы планирует использовать, какой бюджет, какие комнаты и для кого, какие стили и фишки заказчику нравятся.
- Заключаем договор на проектирование, и заказчик отправляет аванс.
- Создаем план здания. Согласовываем с заказчиком.
- Создаем альбом чертежей. Фасады, разрезы, электрика, кровля, визуализации — все согласуется поэтапно.
- Заказчику все нравится, он подписывает акт сдачи-приемки или допсоглашение на конструктивные решения и высылает остаток денег.
- Создаем предварительную смету. Обсуждаем железобетонные и металлические конструктивные решения. При необходимости привлекаем конструктора и других специалистов. Заказчик принимает, оплачивает, подписывает акт.
- Составляем финальную смету по материалам. Заказчик должен знать, сколько денег он заплатит.
- Обсуждаем график строительства. Заказчик рад, нам приходит первый транш, мы запускаем фундамент.
- Стройка со всеми вытекающими. Потом отделка. Технадзор. Приемка заказчиком, придется подписать еще один акт.
- Заказчик живет, радуется, планирует внуков.
Референс для здания чаще всего предоставляет заказчик: набирает в поисковике «проект дома» или «вилла минимализм» и выбирает, что ему откликнулось. Бывает, приносит целый типовой проект, который надо сильно поправить. Если ничего не может найти, приходит со словами «я хочу примерно так, но только не так». Бывают и почеркушки на листочке.


Был забавный случай. Я пришла на переговоры в цех к строителям модульных домов.
- — Вы делаете проекты?
— Да.
— А вот так сможете?
И показывают мне мой же проект.
Оказалось, они его купили. Один предприимчивый менеджер несколько раз продал мои проекты разным людям и, наверное, неплохо на этом заработал. Не одобряю, но смеялась в голос.
Мы всегда учитываем желания заказчика, но стараемся их адаптировать под реальные условия. Например, важны особенности рельефа участка, стоимость материалов, удобство эксплуатации разных видов помещений.
Нереалистичных пожеланий не существует.
Если заказчик что-то хочет, скорее всего, он это где-то видел. Значит, в теории это возможно. Вопрос в цене. Часто отказываемся от дорогих решений в пользу дешевых.
Есть и нормативные ограничения, например площадь газовой котельной. В таких случаях я предупреждаю заказчика, что могут быть проблемы с газовщиками. Чаще всего со мной соглашаются.
В малоэтажном строительстве архитектору часто поступает запрос на сантехнику, электрику, расчеты или умный дом, так что приходится изучать смежные области. За дизайн обычно отвечает мой муж, он на этом специализируется. Но и я занималась дизайном на нескольких проектах.
Тем не менее советую в любом случае проконсультироваться с профессионалом. Все-таки это отдельная область. Архитекторы, конечно, получают сведения о дизайне и делают курсовой проект во время учебы. Но опытный дизайнер знает материалы, производителей, цены, фишки — в общем, экономит заказчику нервы.
Правки — часть моей работы. Обычно даю возможность внести три списка по 10 правок. И в любом случае до самого конца я на связи с заказчиком: предлагаю варианты, задаю вопросы. Если заключаем договор на длительное индивидуальное проектирование, правки могут длиться и по полгода, пока не родим решение.
Больше всего люблю, когда мы с заказчиком на одной волне и ему нравится то, что я придумываю. Еще нравится включить подкаст и мирно что-то чертить, не срывая сроков. Нравится работать размеренно, отдыхать, взвешивать, но не всегда так получается.
Нравится учиться. В нашей профессии это необходимо. Люблю посещать бесплатные лекции, презентации партнеров, фестивали, выставки.
Нравится находить уникальные решения, сотрудничать с художниками. Мозаика на фасаде, витраж или резьба — все это можно сделать очень красиво и современно.

Сложнее всего, когда я не понимаю заказчика и он начинает нервничать. Не у всех есть талант точно выражать мысли. Но если клиент идет навстречу, мы выясняем запрос тщательно и без конфликта.
Не нравится, когда нарушают договоренности, например не платят остаток и пропадают.
Поиск заказов
Иногда ищу заказы на «Профи-ру», «Яндекс Услугах», «Авито» и других агрегаторах. Но заказов оттуда приходит мало — в среднем один успешный за полгода. Лучше работают личные знакомства, а также наем на аутсорс к начинающим строительным компаниям.
Я предлагаю свои услуги холодным прозвоном компаний, откликаюсь на удаленные вакансии на «Хедхантере», нещадно раскидываю визитки на выставках, стараюсь дружить со всеми людьми, от которых мог бы поступить заказ. Также активно веду социальные сети, и у меня есть сайт, где можно посмотреть мои работы.
Часто заключаю партнерства с производителями строительных материалов, комплектаторами, инженерами. Например, существует компания — производитель напольной плитки. У них есть шоурум, мастер-классы, сайт и все такое. Знакомимся. Они дают мне образцы, каталоги, модели. Рекомендую компанию заказчику. Если тому нравится, заказываем у них.
Одновременно веду от двух до пяти небольших проектов, а в идеале хотела бы один большой с авторским надзором — когда архитектор приезжает на объект и проверяет, все ли строится по плану, беседует с прорабом и строителями, участвует в принятии строительных решений и занимается дизайном интерьера. Вообще, не люблю переключаться с одного проекта на другой, но приходится.




С частником я веду проект от начала до конца и сама обсуждаю стоимость. Если сотрудничаю с фирмой, вопрос денег всегда решает менеджер. Обязанности примерно одинаковые, но при работе с некоторыми фирмами чуть больше проблем из-за наличия передаточного звена. И фирме обычно нужен просто проект, без ведения, сметы, комплектации. Все это они считают сами.
У меня в приоритете личные заказы. Если заказчик пришел ко мне, я подхожу к нему с максимальной эмпатией. Вообще, архитектор — как психолог, поможет вам не утонуть в море образов, которые представлены в инфополе.
Корпоративные клиенты — это больше работодатели. С ними я выполняю поставленные задачи, иногда даже и не контактирую с заказчиком. Но ответственность — одна из важнейших составляющих свободы, поэтому, работая на аутсорсе, я вкладываюсь не меньше.
Каждый архитектор мечтает получить свой суперзаказ. Необычный, дорогой, способный перевернуть карьеру. Пока мой самый запоминающийся заказ — это апарт-отель в Форосе. В основном я помогала коллегам в программе Teamwork. Но и в командировки ездила. Ох, как прекрасно в ноябре и декабре в Форосе! Кипарисы и грозное штормовое море. А людей на улицах почти нет. Только довольные строители и котики.
Еще из интересных случаев: проектировала землянку для фаната «Хоббита», а также стометровый дом для поточного производства дачных закруток. Клиенты очень любили огурчики и лечо.

Рабочий день
Я фрилансер, поэтому у меня нет четкого графика. Примерно в девять утра встаю, наливаю кофе, проверяю почту, соцсети и агрегаторы. Обычно с 11:00 до 12:00 приходят первые сообщения или правки. Правлю, черчу. Следующий пик переписок и звонков — с 14:00 до 16:00. Ем, не отходя от компьютера, или выхожу в булочную. С 18:00 до 20:00 небольшая передышка, опять правлю и черчу.
С 21:00 часто пишут заказчики, которые освободились от основной работы. Не всегда сразу отвечаю: иногда по вечерам хожу в спортзал. К 23:00 переписки обычно заканчиваются. Мы с мужем смотрим фильм и ложимся спать.
Бывает, за сутки придет одно сообщение, а бывает, на разрыв — весь день переговоры. Иногда я езжу на встречи. Но в основном весь день сижу за компом и что-то черчу или строю.

Муж тоже архитектор, специализируется на дизайне. У нас три компьютера и четыре монитора, сидим друг напротив друга. Фактически у нас мини-офис.
Чаще всего муж занимается своими проектами, но мы советуемся друг с другом. Если проект общий, я делаю чертежи, а он — визуализации. Иногда наоборот. Деньги получает тот, кто контактирует с заказчиком, и пропорционально переводит другому.
Мне нравится работать из дома: меньше отвлекающих факторов, чем в офисе. При необходимости на встречу, производство или участок я могу приехать. А чтобы обсудить что-то, можно просто созвониться.
Продуктивность выше в удобных безопасных условиях. А главное, вся техника моя. Я могу поменять любые комплектующие компьютера или установить любые программы без согласования с начальником.
Полгода назад я собрала компьютер для визуализаций, он обошелся в 200 000 ₽. Для проектирования важны процессор, видеокарта и блок питания. У меня видеокарта Nvidia GeForce RTX 4080 и процессор AMD Ryzen 7 7700 8-Core. Монитор тоже нужен хороший, чтобы цвета искажались минимально.



Мой компьютер подходит для рендера в реальном времени. Он вытягивает, хоть и не самый быстрый. Есть еще компьютер мужа с похожими комплектующими, компьютер для фонового рендера и вспомогательный комп. Его буду продавать. Десять лет назад он был огненным, а сейчас подойдет как домашний, но не для работы.
Мышку с клавиатурой тоже надо тщательно подбирать. Если рука в неправильном положении, может развиться туннельный синдром, а это больно. Стараюсь следить за положением рук.
Я обычно работаю в Twinmotion, а также в Archicad с плагинами. Эта программа предполагает BIM-проектирование, то есть доступ к объемной модели здания для нескольких специалистов одновременно.
Например, архитектор сделал модель, конструктор добавил балки с сечениями, проектировщик водоснабжения и канализации — трубы, проектировщик отопления и вентиляции — воздуховоды. Все разделы проекта находятся здесь же, в доступе у всех. Можно работать удаленно, через облако, в режиме реального времени. Удобно.
Еще мы делаем гипермодели для заказчиков. Плюс в том, что даже без навыков владения программами заказчик может походить по будущему дому, как в игре, нажимая пальцем на экран телефона.
Кто-то скажет, что у меня нет границ между работой и личной жизнью, но я повторю: архитектор — это способ жить.
Конечно, я тоже выгораю. Помогает спортзал. Также поддерживает мысль, что я совершаю для заказчика чудо. Очень люблю обратную связь: искренняя благодарность — это лекарство. Заказчики меня не критикуют, обычно благодарят. А вот строители, бывает, делают архитектора крайним. В любом случае я не принимаю критику близко к сердцу.
В работе бывают перерывы. Наш сезон — с марта по ноябрь. Больше всего людей приходят летом. Зимой заказчики отдыхают и думают о Новом годе. Да и строительство в холода сопряжено со сложностями. Кстати, советую заказывать проект зимой: архитектор подойдет с большей тщательностью, потому что не сезон.


Тренды и вдохновение
Архитектура не существует вне времени, вне контекста. Старые тренды могут казаться безвкусными, но это просто следствие их смены. Еще недавно в тренде был постмодернизм и деконструктивизм. Например, Заха Хадид — представитель деконструктивистов. Сейчас такой язык уже не нов, идут поиски другого.
В архитектуре ИЖС в последние лет десять цвела любовь к барнхаусам и панорамному остеклению. В 2012 году барнхаусы казались чем-то особенным, а сейчас их строит каждый второй, потому что это оказалось вполне дешево и популярности не теряло.


Еще в тренде А-фрейм , американский и финский стиль. Подороже — брусовый фахверк с панорамным остеклением, типа шале.
Также популярны дома-аквариумы — виллы, которые все видели в интернете, с бассейнами и плоской кровлей. Все это уже порядком надоело. Но спрос есть, поэтому, конечно, делаем.
Мировой тренд сейчас — что-то вроде экостиля. Местные материалы, не всегда совершенные и как будто тронутые временем, фактурные. Местные стилевые традиции. Например, у нас это будет северная скатная кровля с большим углом — мокрый снег и дождь нипочем. Непритязательность, демократичность и фьюжен без дорогого и богатого. Устойчивое развитие.


Еще один мировой тренд — параметризм, или дигитальная архитектура. Берем комп, берем нейросеть и заставляем ее бесконечно гнуть кривые :) Некоторые объекты получаются превосходящими технологические возможности. Их просто очень дорого и долго строить! В остальном, конечно, красиво.
Моветоном единогласно считается обилие лепнины и золота-бриллиантов. Даже самые далекие от трендов люди знают это. Хотя парадокс: главную сцену Мариинки никто не ругает, а она как золотая корона внутри. И люстра хрустальная.
Я постоянно мониторю тренды и новые материалы, читаю журналы, слежу за выставками. Вижу необычный материал — фотографирую и ищу. Вижу решение — запоминаю. Читаю сайты «Проект Россия», archi.ru, Archtime, блог «Частная архитектура». Когда нахожу интересный проект, лезу гуглить про мастерскую.
В Питере мне нравится район Нарвской — памятники конструктивизма. Недавно представили проект реставрации Ушаковских бань, и мне очень интересно, что получится в итоге. Сейчас здание в плачевном состоянии.

Любая питерская коммуналка для меня — кладезь. В них много безумных планировочных решений.
Парадный Петербург мне тоже нравится, не перестает удивлять артефактами. И комплекс «башен Саурона» мне по душе — вообще не согласна с тем, что современная петербургская архитектура уродлива. Правда, на последней архитектурной биеннале в этнографическом музее чувствовалась грусть.

Доходы
Я слежу за рынком и беру среднюю сумму за проект — от 350 до 2000 ₽ за квадратный метр площади здания, в зависимости от запроса заказчика. Ориентируюсь всегда на клиента, поэтому цена договорная. В среднем выходит 80 000—100 000 ₽ месяц. За пять лет мой доход вырос в пять раз. Я считаю, что это неплохо.
В идеале я получаю 20—50% стоимости авансом в начале проекта, а остальные деньги — после приемки. А в реальности какие только отговорки люди не придумывают, чтобы не платить. Вообще, в строительной отрасли получение остатка не всегда гарантировано. Печальная закономерность. «Отдам. Когда-нибудь. Может быть. Половину».
С такими проблемами сталкиваются не только архитекторы, но и инженеры, и рабочие на стройке. Есть честные компании, а есть и откровенно мошеннические «производственные пирамиды». У некоторых судебные долги, некоторые банкротятся, другие просто обманывают население.
Обман на стройке — это норма, перед которой я как архитектор, к несчастью, бессильна.
В строительную отрасль часто идут люди, имеющие золотые руки, но не имеющие совести и в бизнесе безграмотные. С одной из таких компаний я работала в 2024 году. Там была постоянная текучка менеджеров и рабочих, подковерные интриги и стабильная нехватка денег на зарплаты сотрудникам. Уволенным недоплачивали и давили на них морально. Было неприятно это наблюдать.
Сначала я не понимала всей ситуации, а когда поняла, преисполнившись негодования, ушла. Но эта компания хотя бы сдавала дома заказчикам, чтобы получить свою прибыль. Качество результата — это другой вопрос.
Расходы
Бюджет у нас с мужем раздельный.
Коммуналку, интернет и телефон оплачиваем по очереди — около 5000 ₽ в месяц. Еду покупает тот, кто проходил мимо магазина, на нее уходит примерно 15 000 ₽. Бытовая химия, техника, одежда, подарки покупаются по необходимости, но думаю, что тоже тратим не более 15 000 ₽ в месяц.
Я плачу налоги, 6000—7000 ₽ в удачные месяцы.
Будущее
Я мечтаю о полноценной мастерской. Для нее нужны заказы. Длительные, творческие, гарантированно оплачиваемые. Я бы хотела собрать команду профильных специалистов. Хотела бы, чтобы все работали на равных. Нет угнетению в нашей мастерской! Откроем шоурум для встреч. Кто захочет, сможет там работать. Кто не захочет — будет работать удаленно.
Я думаю, будь команда и заказы, бюджет бы сошелся. На среднее помещение и обустройство может хватить 1 000 000 ₽, финансовую подушку на первые месяцы заложим 2 000 000 ₽.
Для начала будем ориентироваться на восемь человек: архитектора, конструктора, дизайнера, главного инженера, маркетолога, менеджера, юриста, бухгалтера. Заложим на основные зарплаты на два месяца 2 000 000 ₽. Нужно учитывать, что будем привлекать и других специалистов. Бизнес-план стоит составить на год, работать надо не вхолостую, а с расчетом на поступление заказов.
Я мечтаю получить суперзаказ, с которого начнется путь к своей мастерской.
Но если с рынком все будет плохо, в следующем году снова попробую устроиться в наем, возможно, на удаленку.
Конечно, работа архитектора выматывающая. Это труд по 12 часов и без выходных в сезон. И лайфхаков, как не уставать, особых нет: физкультминутки и спортзал, лучше рано встать, чем поздно лечь. Такой режим убивает здоровье.
Это работа с мелкими деталями и большой ответственностью. Работа с людьми, которым каждый день нужно доказывать свою экспертность. Но я не представляю себя в другой области. Польза. Прочность. Красота.