Почему магазины и кафе выбрасывают еду, а не отдают на благотворительность
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
На днях проходила мимо супермаркета поздно вечером.
Видела, как сотрудники выносят к мусорным контейнерам коробки с продуктами — видимо, с теми, у которых заканчивается срок годности. Не понимаю, если еда еще пригодна к употреблению, почему ее выкидывают, а не передают неимущим семьям или организациям, которые помогают бездомным? Даже если бы сами сотрудники забрали себе, было бы лучше, чем просто отнести на помойку.
Это связано с юридическими рисками — владельцы боятся, что кто-то отравится просроченной едой? Или есть какие-то налоговые сложности со списанием товара? Или просто никому не хочется этим заниматься?
Как магазины передают продукты на благотворительность?
Законодательное регулирование в России устроено так, что магазинам выбросить еду получается дешевле и проще, чем перераспределять ее среди людей.
Списание продуктов питания с истекающим или истекшим сроком годности регламентируется законодательством в сфере торговли, качества и санитарии . Истечение срока годности и ухудшение качества продукта — повод для списания, продавать такой товар нельзя. Если продукт непригоден для реализации, торговые сети должны его утилизировать.
На благотворительность можно передавать продукты, пригодные для употребления и без истекшего срока годности. Требования к еде, которую отдают бесплатно, в законе такие же, как и к той, которая идет на продажу. Это качественные и безопасные товары, которые оказались невостребованными по разным причинам: заканчивается срок годности, немного деформировалась упаковка. Сюда же некрасивые овощи, не подходящие под стандарты ретейлера.
Безвозмездно передаваемые на благотворительность продукты облагаются НДС. А если магазины утилизируют товар, НДС на него не возникает.
В итоге складывается парадоксальная ситуация, при которой отправлять продукты нуждающимся экономически невыгодно для торговых сетей.
«ВкусВилл» поддерживает разные экологические и благотворительные проекты. Мы передаем нереализованные продукты на фудшеринг. Так называют распределение продуктов, которые не были проданы, между нуждающимися, с участием волонтеров и некоммерческих организаций.
Процесс передачи еды строго задокументирован. Перед передачей продуктов на благотворительность мы должны оформить договор и документы на продукты — этого требуют правила бухгалтерского и налогового учета. Нужно заполнить акт приема-передачи и первичную бухгалтерскую документацию.
У организации, которая принимает товары, должен быть штат волонтеров, чтобы забирать продукты из магазина и доставлять подопечным фонда. Волонтеры также контролируют сохранность продуктов во время доставки.
Мы сотрудничаем с АНО «Фудшеринг»: ежедневно их волонтеры забирают продукты из наших магазинов и распределяют среди тех, кому они нужны. Обычно мы передаем фрукты и овощи, которые сняли с продажи из-за неподходящего внешнего вида. Еще отдаем выпечку, чай, кофе, конфеты, шоколад, у которых подходит к концу срок годности или деформировалась упаковка. С 2021 года удалось сохранить 284 тонны еды и распределить ее среди 2700 человек.
При оказании благотворительной помощи торговая сеть может снизить свой налог на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации . Благотворительная организация должна быть зарегистрирована в реестре СОНКО .
Продукты, которые мы списываем, это прямые потери компании. Поэтому стараемся работать на опережение и лучше планировать закупки, чтобы уменьшать количество товаров с истекающим сроком годности на полках. Применяем алгоритмы, которые прогнозируют спрос, и на основе прогноза используем механику автозаказов. Внутренняя ИТ-система следит за данными об остатках и предупреждает сотрудников о товарах, у которых скоро истечет срок годности. Такие товары начинаем продавать со скидкой.