Скрипты продаж — польза или вред для бизнеса?

5

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Снежана Иркутова

Страница автора

У меня есть впечатление, что некоторым владельцам бизнеса продают скрипты продаж как волшебную таблетку. Мол, приведем вам лидов.

У меня пока нет своего бизнеса и не так много активных контактов, у кого процветающий бизнес. Но захотелось спросить мнения про скрипты продаж.

Когда я вернулась в Россию, мне хотелось сменить сферу деятельности. Искала работу без опыта и много натыкалась на колл центры. Как оказывалось, там есть скрипт, который читаешь, когда клиент отвечает на твой звонок. А когда клиент делает возражение, ищешь скрипт под это возражение. Например, на возражение «дороговато это для меня» бывает скрипт «А у нас вот это лучше, чем у всех других компаний». Продавать по скриптам (я в итоге ушла не начав) — мало приятное занятие не только потому, что клиенту это часто неприятно. Еще и бессмысленное потому, что в твоих ценностях — давать только то, что будет другому действительно полезно. А тут реально втюхиваешь.

У моей подруги семейный бизнес (она его не создала, но активно участвует). Подруга говорит: «Не надо работать в таких колл центрах. Потому что тебе в карму будут лететь «Отвали». А если хочешь развиваться, нужно, чтобы от людей как можно чаще в твою сторону летело искреннее «Спасибо».

И что получает бизнес от таких колл центров со скриптами? Сотрудников с минимальной вовлеченностью. Клиентов, которые блокируют бизнес и не шлют ему «спасибо».

Я как клиент раздражалась на то, что компания мне звонит потому, что нашла мой номер в открытой базе. Для них я — возможность увеличить шанс на продажу через количество. Для меня же они — помеха, потому что время — мой самый ценный ресурс. Как бы не адаптировали скрипты под «мы вас ценим», то, что бизнес ценит клиента, выражается в действиях, а не в словах.

А в 2019 году я как-то зашла в интересную булочную в Москве. Продавец красивыми эпитетами начал рассказывать мне про ассортимент товара. Я заинтересовалась. Но для меня это было новое место, и дороговатое. Так что я начала раздумывать: что бы купить. Тут зашел другой покупатель. И продавец слово в слово стал ему рассказывать «Наша булочная основана тогда-то давно, у нас более стольких-то видов хлеба»… И я разочаровалась. То, что выглядело как искренняя любовь к своей булочной, оказалось скриптом. Наивная я.

Плюсы скрипта:

  1. Помогают продавцам лучше понимать бизнес.
  2. Помогают неопытным продавцам работать с возражениями.

Минусы скрипта:

  1. Уменьшают вовлеченность продавцов.
  2. В карму бизнеса, который не уважает клиента, с большой вероятностью полетит «отвали» или «больше не хочу тебя видеть, манипулятор».
  3. Разочаровывает покупателя неискренностью.

Самое плохое, на мой взгляд, то, что скрипты продают как волшебную таблетку. И бизнес не вкладывается ни во что, кроме как в продавцов-роботов. Как дятлы долбят дерево, эти обученные работать строго по скрипту продавцы долбятся в телефон. Потом выгорают. Клиенты не довольны. А скрипты продолжают продавать как чудо-средство для привлечения клиентов.

А вы что думаете про скрипты продаж? Они польза или вред для бизнеса? Помогают ли они увеличивать продажи? Улучшают вовлеченность сотрудников?

  • МаксимСначала продажники слово в слово зачитывают скрипты, потом удивляются, что их могут заменить AI. Разумеется, что скрипты нужно использовать с умом под конкретного человека. Непонятно, почему вы приревновали продавца, когда его внимание было переориентировано на другого покупателя — вы ведь взяли время принять решение о покупке, а продавец вам его дал и продолжил свою работу. Он ведь не прервал с вами диалог на полуслове, а дал вам паузу, которую вы попросили.0
  • Николай ПеревезенцевМаксим, автор же ясно написала: "продавец слово в слово стал ему рассказывать..." - поняла, что продавец талдычит заученные фразы всем подряд, без какого-либо индивидуального подхода. Думаю, если она ничего не стала покупать и покинула эту шарагу, то правильно сделала.1
  • Снежана ИркутоваМаксим, я не преревновала, я разочаровалась в рекламе. Если бы другой покупатель не зашел, я бы не догадалась, что продавец по скрипту говорит.0
  • Снежана ИркутоваНиколай, именно поэтому я ушла, да. Насколько шарага не знаю, хлеб выглядел вкусно. Но люблю индивидуальный подход, общение, не скрипты.0
  • МаксимСнежана, мне показалось странным, что вас устроил диалог, пока вы не узнали, что он происходит со всеми покупателями. Считаете, что продавец должен придумывать уникальный текст для каждого или что смутило? Мне этот момент непонятен0
Вот что еще мы писали по этой теме