Что делать, если: нужно установить второй счетчик или управляющая компания не принимает показания

Тарифы на коммунальные услуги растут каждый год, а счетчики помогают экономить ресурсы и деньги.
Правила установки, замены и поверки приборов учета есть в федеральных и региональных нормативных актах, но закон не в силах охватить все жизненные ситуации. Например, иногда непонятно, кто должен их устанавливать, как и когда их поверяют и можно ли обойтись вообще без них.
В статье отвечу на вопросы о счетчиках, которые нам задали читатели в Сообществе Т—Ж, и объясню, что делать в их случаях.
О чем вы узнаете

Можно ли проверить, какие показания счетчиков передают соседи?
В конце года платежки за ЖКУ формируют с учетом разницы сумм за общее потребление и за переданные и оплаченные показания индивидуальных приборов, верно?
То есть, если часть собственников в доме установили приборы учета, а часть нет и потребляют больше норматива, или установили, но не передают показания, или передают занижая, за таких недобросовестных собственников платят другие? Ведь переданные неверно или непереданные показания счетчиков влияют на итоговую разницу между вышеуказанными суммами.
Как это можно проверять и контролировать?
Вы правы: если в доме есть общедомовый прибор учета, считают разницу между его показаниями и суммой показаний индивидуальных приборов учета жильцов, увеличенной на нормативы потребления воды для квартир без счетчиков .
Жильцы могут занижать показания приборов учета, ставить искажающие показания магниты. А если счетчика нет — тратить больше нормативов. К этому нужно добавить утечки, несанкционированные подключения и другие потери ресурсов.
В результате реальное потребление может значительно превышать сумму показаний квартирных счетчиков и объемов по нормативам. Тогда считают, что эти ресурсы потрачены на общие нужды — и платить за них должны все жители дома пропорционально площади их квартир.
Выяснить, кто из соседей ведет себя недобросовестно, может только поставщик ресурса или управляющая организация. Для этого они проверяют ИПУ и анализируют потребление по данным за последние две-три проверки.
Такие официальные инспекции проводят раз в год. А если счетчики расположены в жилом помещении — максимум раз в три месяца .
Если проверка установит вмешательство в работу счетчика, УК составит акт. На счетчики поставят контрольные пломбы или индикаторы антимагнитных пломб — они зафиксируют последующие попытки обмануть прибор.
Одновременно пересчитают плату за коммунальные услуги по усредненному нормативу с повышающим коэффициентом 10. Перерасчет сделают с даты установки пломб, но не ранее дня прошлой проверки. Сумму к уплате пересчитают максимум за три месяца до инспекции, которая выявила вмешательство в работу счетчика .
Многие жильцы, несмотря на повышающий коэффициент, не ставят счетчики, потому что им это невыгодно. УК здесь бессильна. Остается одно — добиваться от местных властей повышения нормативов потребления коммунальных ресурсов.

Может ли долевой собственник установить второй счетчик?
Дом в долевой собственности бывших супругов — по 0,5. Могут ли собственники, не выделив доли фактически, установить через Россеть второй электрический счетчик, отдельное технологическое подключение, второй ввод?
Если потребитель впервые присоединяется к электрическим сетям, он может уточнить количество нужных точек присоединения в заявке. Тогда сетевая компания сделает два ввода: технологическое присоединение будет одно, договор один, технические условия одни, а точек присоединения и приборов учета — по два .
Если технологическое подключение уже есть, сетевая компания может отказать. В законе закреплен принцип однократности присоединения к объектам электросетевого хозяйства: если дом подключили к внешней электросети, переподключить его с другими техническими условиями нельзя. Юридически уважительные причины, в частности изменение режима собственности, здесь не действуют .
Федеральная антимонопольная служба подтверждает, что изменение точки подключения к электросетям — это повторное технологическое присоединение, ТП, которое закон не предусматривает.
Расторгнуть старый договор и переподключиться с новыми техусловиями, скорее всего, не получится. Перейти к другому поставщику обычно тоже не дают: здесь также действует норма однократности технологического присоединения.
Выход — разделить дом в натуре по соглашению между собственниками или через суд. В результате получится два новых объекта недвижимости и владелец каждого будет вправе монтировать вторую точку подключения. Он сможет подать заявку на ТП, и сетевая компания примет ее, поскольку теперь это будет первым присоединением.
Если выделить доли нельзя, ситуация остается на усмотрение конкретной компании. Теоретически норму одноразовости ТП не считают обязательной для сетевых организаций. Они вправе принять заявку потребителя на ТП и подключить новую точку.
Важно: долевым имуществом пользуются и управляют по соглашению собственников. Если компания одобрит второе подключение, чтобы подписать договор, нужно согласие второго владельца недвижимости .

Как быть, если УК не принимает показания по счетчику отопления?
Я не пользуюсь отоплением в студии, так как у меня хорошая теплоизоляция и всегда тепло. УК не хочет принимать показания за февраль: сказали, что тогда счетчик считается неисправным.
Что делать, если мне в квартире и так тепло и моя обязанность, как собственника, пользоваться ресурсами разумно?
Обычно в многоквартирных домах устроено центральное отопление с оплатой по нормативам либо по счетчикам. Тепло поступает по трубам из общей котельной. Жильцы платят за отопление своей квартиры и общих помещений в доме.
Плату рассчитывают по показаниям приборов учета, а если их нет — по нормативам. Если показания счетчика нулевые, значит, вы отключили отопление, а это запрещено. УК все равно будет выставлять вам счет за отопление — просто не по показаниям счетчика, а по нормативам .
Отказаться от центрального отопления в многоквартирном доме можно только одним способом — установить индивидуальный отопительный котел. Для этого надо согласовать схему установки котла, оплатить оборудование и монтаж, а потом официально удостоверить ввод в эксплуатацию .
Чтобы поставить котел, нужно разрешение городской администрации. Для этого напрямую или через МФЦ подают заявление и проект организации отопительной системы .
Заявление рассмотрят за 45 дней. В Москве и некоторых других регионах — быстрее. Администрация назначит срок, в который вы должны установить котел — газовый или электрический.
После установки нужно пригласить приемочную комиссию, которая подтвердит, что система соответствует проекту и ее можно безопасно эксплуатировать. Если все будет хорошо, вы получите акт о завершении переустройства в квартире. Еще один акт комиссия отправит в администрацию.
После этого вы перестанете платить за центральное отопление. И котлом можно будет не пользоваться или включать только в самые холодные дни. Но плату за общедомовое отопление все равно будут начислять независимо от того, как вы обогреваете свое жилье.

Как понять, когда менять счетчик?
У нас счетчик с 2006 года. Звонят не из «Петросбыта» и требуют заменить счетчик, причем бесплатно. Телефон принадлежит «Петроэнергопроекту». Позвонила в «Петросбыт», спросила, может ли «Петроэнергопроект» менять счетчики, да еще и бесплатно, мне ответили: «Нет». Позвонила в другой день, сказали: «Да».
Как в этом разобраться? Где посмотреть и как узнать, надо ли менять счетчик? В Москве есть сайт, где можно уточнить сведения. А где уточнить это в Санкт-Петербурге?
Если у счетчика истек срок эксплуатации, он технически устарел или вышел из строя, его меняют на новый. В многоквартирных домах это делают за свой счет гарантирующие поставщики — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области это АО «Петербургская сбытовая компания». Можете проверить свой адрес на ее сайте и узнать, есть ли вы в графике .
В старых домах прибор может стоять на лестничной площадке — тогда компания сама заменит его по графику. А если щиток в квартире, гарантирующий поставщик должен отправить вам запрос письмом или по телефону и согласовать дату визита.
Если вы есть в графике на замену, можете позвонить поставщику, уточнить название подрядчика, который проводит работы, и согласовать дату. Представитель компании приедет с нужным оборудованием и инструментом и сделает все за 30—40 минут.
Если вас нет в графике, значит, срок эксплуатации прибора еще не истек и замена не нужна.

Кто должен ставить счетчик в муниципальной квартире?
У меня бессрочный договор с московской администрацией на пожизненное пользование квартирой. Кто должен устанавливать там счетчики на воду? Я или администрация, как собственник квартиры? В договоре на наем квартиры об этом ничего не сказано.
На мое обращение к собственнику квартиры получил отписку, что они получают только плату за аренду квартиры, а все остальное должен делать наниматель. Я не понимаю, за что я плачу по строкам квитанции за наем и текущее содержание.
Закон требует, чтобы в каждой квартире стояли счетчики воды, но штрафов за их отсутствие нет. Собственник квартиры должен устанавливать, регулярно организовывать поверку, а если нужно — менять приборы за свой счет. В муниципальном жилье монтаж приборов выполняют за счет администрации, так как она собственник недвижимости, а не наниматель .
Если в квартире нет счетчиков, управляющая компания считает платеж по нормативу с повышающим коэффициентом. Нормативы устанавливают местные власти, и обычно они превышают реальный расход воды. Например, норматив потребления воды в Москве — около 12 м³ в месяц на человека, что в два-три раза больше обычного потребления .
Без счетчиков растет и плата за водоотведение, потому что ее рассчитывают по расходу воды. В результате переплата за одного человека может составить несколько сотен рублей в месяц.
Счетчики позволяют уменьшить расходы на ЖКУ. Чтобы их установить, подайте в местную администрацию заявление об этом. Если откажут, вы вправе обратиться в суд с требованием обязать наймодателя установить счетчики и о взыскании разницы между платой за коммунальные услуги с повышающим коэффициентом и без него. Другой вариант — купить и поставить приборы за свой счет, а потом подать иск о взыскании понесенных расходов.
Жительница Омска заключила договор соцнайма квартиры. Через год истек срок эксплуатации электросчетчика и плату стали начислять по нормативам с коэффициентом 1,5. Женщина обратилась в администрацию с просьбой заменить счетчик, но ответа не получила. Она писала заявления несколько раз, а через шесть лет подала в суд и выиграла дело — администрация поставила новый электросчетчик. За это время женщина переплатила за электричество с учетом повышающего коэффициента почти 8000 ₽.
Администрация отказалась возмещать убытки, и женщина снова подала в суд. Она добавила к денежным требованиям расходы по оплате юридических услуг и компенсацию морального вреда. Мировой судья взыскал с администрации компенсацию переплаты и 5500 ₽ на оплату юриста, а требование о компенсации морального вреда отклонил. Апелляция и кассация оставили решение в силе .

Можно ли самим поменять счетчик?
У меня стоит старый счетчик 2001 года выпуска — черный, с крутящимся диском. Срок эксплуатации вышел в 2017 году, но электрики говорят, что на это закрывают глаза и что в наличии счетчиков нет. Также сказали самим не менять. Но недавно родители просто купили и установили счетчик, и его спокойно опломбировали.
Могу ли я тоже купить счетчик за свои деньги и поменять его?
Поскольку срок эксплуатации вашего счетчика вышел, поменять его может только представитель гарантирующего поставщика. Самим нельзя: представитель поставщика, управляющей организации или ТСЖ не поставит на такой прибор пломбу.
Покупать, устанавливать и менять счетчики должны энергетические компании. В многоквартирных домах эти функции выполняют гарантирующие поставщики, в частном секторе — сетевые компании. Название организации можно посмотреть в квитанции за электричество. Поставщики должны следить за сроками замены и поверки приборов учета .
Если счетчик сломался или у него истек срок эксплуатации и вы уведомили об этом свою компанию, устройство обязаны поменять в течение шести месяцев. Компании в каждом регионе составляют график замены и установки приборов учета — узнать его можно на сайте или в справочной сетевой организации или у гарантирующего поставщика .
Часто бывает, что срок службы прибора вышел, а менять его никто не приходит, потому что на новые счетчики уже очередь. Тогда лучше не ждать и самим оставить заявку в энергетическую компанию.
За несвоевременную замену счетчиков энергетиков могут оштрафовать — до 100 000 ₽ компании и до 30 000 ₽ должностных лиц. Штраф могут наложить по жалобе жильцов в Госжилинспекцию или прокуратуру. А вот собственников жилья за нарушение сроков не штрафуют .
Поменять счетчик по своей инициативе можно, только если он исправен, у него не закончился срок эксплуатации и не истек межповерочный интервал.
Например, в квартире стоит однотарифный счетчик, а время основного потребления — ночь. Тогда собственнику выгоднее поставить трехтарифный счетчик. Для этого он должен обратиться к гарантирующему поставщику, который пришлет специалиста. Услуга будет платной, так как замена не связана с работоспособностью или истечением срока службы прибора .
Менять счетчик самим, звать знакомых электриков или сторонние организации нельзя. Если представители управляющей компании увидят неопломбированный счетчик, они составят акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора, после чего УК прекратит принимать показания и сделает перерасчет по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 10. Это гораздо дороже, чем платить по счетчику .