Т—Ж подробно рассказывал о том, кто и как должен платить транспортный налог и как на нем сэкономить.
Если коротко, этот налог платят владельцы автомобилей, снегоходов, вертолетов и других транспортных средств. Ставку налога устанавливают власти каждого субъекта самостоятельно — и поступают собранные деньги тоже в региональный бюджет. Согласно закону, тратят их только на дороги. Впрочем, в целом доля транспортного налога в дорожных фондах составляет около 8%.
В этой статье мы расскажем, от чего зависят ставки налога в разных регионах и где в итоге самый высокий и самый низкий транспортный налог для людей, которые ездят на обычных легковых машинах.
Что вы узнаете
Сколько платят россияне
За истекший год россияне заплатили за свои легковые автомобили 134,4 млрд рублей транспортного налога — примерно по 3183 ₽ на каждую из 42,2 млн легковых машин, по которым исчислен налог. Как мы уже говорили, налог собирается и тратится в регионе. Например, в Москве за 2021 год собрали 23,2 млрд рублей — и это сопоставимо с расходами бюджета столицы на ремонт дорог, которые на 2022 год запланированы в размере около 30 млрд рублей.
Самая большая средняя сумма налога — в Москве: 7291 ₽. Это примерно как платеж за Киа Спортейдж с двигателем 151 л. с. На втором месте — Петербург со средней суммой 5968 ₽. Самый маленький средний налог — в Забайкальском крае: 1513 ₽. В пяти регионах сумма в пределах 1700—1800 ₽: это Челябинская область, Крым, Тыва, Алтай и Ингушетия.
Этот показатель отражает состав автопарка: если в регионе много дорогих и мощных автомобилей, то средний налог будет высоким. Особенно сильно на него влияют машины стоимостью больше 10 млн рублей, налог за которые платится в тройном размере: 42% таких автомобилей зарегистрированы в Москве, 11% — в Петербурге.
С другой стороны, на среднюю сумму влияют и региональные ставки налога. Например, очевидно низкие ставки в Крыму, Челябинской и Свердловской областях. Подробнее о разнице ставок расскажем ниже.
От чего зависит налоговая ставка
Мощность автомобиля. Чем мощнее автомобиль, тем выше ставка. Обычно регионы устанавливают разные ставки для пяти диапазонов мощности: до 100 лошадиных сил, 100—150, 150—200, 200—250 и свыше 250.
Эти границы для легковых автомобилей установлены во всех регионах, кроме Кировской области. В большинстве регионов действует 5—7 различных ставок. Чаще всего добавляют градации по мощности на уровне 80, 125 или 175 л. с.
Но некоторые регионы подходят к дифференциации ставок основательно: для пермяков ставка увеличивается каждые 25 лошадиных сил автомобиля. Пермский край вообще рекордсмен по числу ставок транспортного налога: для автомобилистов тут предусмотрено 40 разных тарифов.
Возраст автомобиля. В 11 регионах ставка налога кроме мощности зависит от возраста автомобиля: это Татарстан, Кабардино-Балкария, Бурятия, Пермский, Хабаровский и Приморский край, Новгородская, Пензенская, Ростовская, Саратовская и Иркутская области. Обычно чем новее автомобиль, тем выше ставка. Например, в Кабардино-Балкарии за старую Ладу Гранту с двигателем мощностью 90 л. с. ничего платить не нужно. А налог на новую такую машину составит 630 ₽ в год.
На кого оформлен автомобиль. Для граждан и организаций могут устанавливаться разные ставки: например, в Ханты-Мансийском автономном округе за ту же Ладу Гранту физлица платят в три раза меньше, чем юрлица: 450 и 1350 ₽ соответственно.
В целом дифференциация ставок по этому признаку встречается только в восьми регионах. Помимо ХМАО это Ямало-Ненецкий автономный округ и Архангельская область, Татарстан и Башкортостан, а также ряд республик Северного Кавказа: Кабардино-Балкария, Дагестан и Северная Осетия.
Число автомобилей у владельца. В соседних Башкортостане и Оренбургской области во внимание принимают количество машин, зарегистрированных на автовладельца. За вторую платят больше: если у уфимца две Гранты, то за первую он отдаст 900 ₽, а за вторую — уже 2250 ₽. Оренбуржец за первую машину вообще не платит. Заметим, что такая скидка распространяется только на сравнительно маломощные машины: до 150 л. с. в Башкирии и до 100 л. с. в Оренбургской области.
Страна производства автомобиля. В Приморском крае на ставку транспортного налога также влияет страна, где сделана машина. В других регионах такого нет. На отечественную машину мощностью 100 л. с. налог составит 450 ₽, а на аналогичную новую импортную машину — 1800 ₽. Возможно, это связано с тем, что Приморский край — лидер по ввозу подержанных иномарок из Японии. По данным «Автостата», в Приморье 84% легковых автомобилей — праворульные.
Тип топлива. В Белгородской области установлена льготная ставка для машин, которые заправляются экономичным видом топлива — природным газом: за бензиновую 90-сильную Гранту придется выложить 1350 ₽ транспортного налога, за такую же Гранту на пропане — 1125 ₽. Для более мощных машин, а тем более для грузовиков, автобусов и спецтехники разница будет более существенной.
Вероятно, это связано с тем, что именно в Белгородской области реализуют пилотный проект по развитию рынка газомоторного топлива: в его рамках, например, можно получить субсидию на перевод машины на газ.
Модель автомобиля. В России владельцы дорогих автомобилей платят транспортный налог с повышающим коэффициентом. В 2023 коэффициент будет применяться для моделей средней стоимостью больше 10 млн рублей. Конкретного перечня пока нет, но в 2021 году в него входили 223 модели 14 разных автобрендов. Больше всего там было Мерседесов, Бентли и Астон Мартинов: 42, 40 и 27 моделей соответственно. Впрочем, список моделей устанавливается федеральным Минпромторгом и на различия между регионами не влияет.
Если подытожить, транспортный налог можно назвать прогрессивным: владельцы новых, больших и дорогих машин платят больше, чем владельцы старых, маленьких и дешевых. Если посмотреть на поступления транспортного налога от владельцев легковых автомобилей, то окажется, что 2% самых мощных машин — с двигателем больше 250 л. с. — обеспечили 23% всей суммы.

В каких регионах самый высокий и самый низкий транспортный налог
Базовые ставки транспортного налога устанавливаются федеральным налоговым кодексом. Регионы могут их увеличивать или уменьшать, но не более чем в десять раз. Получается, что в теории между регионами ставки могут различаться в сто раз. Мы взяли с сайта ФНС ставки транспортного налога по всем регионам России на 2023 год и проверили, как обстоят дела на самом деле.
На практике оказалось, что регионы почти никогда не уменьшают налоговые ставки, поэтому разница все-таки меньше: до десяти раз — на маломощные автомобили, в пять-шесть раз — для более новых и мощных. Рассмотрим подробнее, сколько налога заплатят владельцы некоторых типовых автомобилей в разных регионах.
Лада Гранта, 90 л. с. Жителям Оренбургской области за такие машины начисляют нулевой налог. То есть платить совсем ничего не нужно — правда, только если это единственная машина. Жители Калининградской и Свердловской областей заплатят всего 225 ₽ за год владения: ставка здесь установлена на уровне федеральных 2,5 ₽ за лошадиную силу. В десять раз больше заплатят жители Пермского края, Марий Эл и Мордовии: 2250 ₽.
Хендай Солярис, 123 л. с. По 7 ₽ за лошадиную силу, то есть 861 ₽ за год, заплатят жители Крыма и Севастополя, Ингушетии и Ханты-Мансийского автономного округа. В этих регионах налог на менее мощные машины также довольно низок. По-прежнему невелик налог в Свердловской области — 1156 ₽. Среди регионов с самым высоким налогом остаются Марий Эл и Мордовия, но к ним добавляется Орловская область и целый ряд северо-западных регионов: Санкт-Петербург с областью, Вологодская область и Карелия, жители которых должны будут заплатить 4305 ₽.
Киа Спортейдж, 151 л. с. Максимальная ставка на такой автомобиль установлена сразу в 27 регионах — по 50 ₽ за лошадиную силу, или 7550 ₽ в год. Самый низкий налог начислят в Ингушетии и Магаданской области — 2265 ₽ в год, а также в Якутии — 2567 ₽.
Фольксваген Туарег, 249 л. с. Обычно за такую машину нужно платить 18 675 ₽, такая ставка встречается в 45 регионах. А в Магаданской области — в три с лишним раза меньше: 5727 ₽. К регионам с низкой ставкой относятся также Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Забайкальский край и Ингушетия. Здесь, как и в следующем случае, мы будем считать, что эта модель не входит в перечень роскошных автомобилей.
Тойота Лэнд Крузер, 288 л. с. В 49 регионах налог на такую машину составит 49 500 ₽ — по 150 ₽ за лошадиную силу. А самая низкая ставка — опять в Магаданской области: всего 45 ₽, то есть 12 960 ₽ за подобный автомобиль. Меньше 20 000 ₽ заплатят жители Ненецкого автономного округа, Ингушетии и Забайкальского края.




