Почему «Берсерк» — великий: как фэнтези о воине с огромным мечом захватило мир и породило мемы

Мечты, природа зла и воля человека — вот главные темы «Берсерка».
В конце 1980-х годов японский художник Кэнтаро Миура задумал небольшую историю о мечнике, который охотится на демонов в средневековом сеттинге. В итоге он создал целую франшизу: с успешной мангой, несколькими аниме-экранизациями, огромной фан-базой и мемами. Влияние «Берсерка» настолько велико, что прямые отсылки к нему вы найдете во множестве других произведений, включая Elden Ring и серию видеоигр.
Миура занимался мангой больше 30 лет, поражая читателей мастерскими иллюстрациями и проработанной драмой мечника Гатса. «Берсерк» стал одним из самых известных произведений японской поп-культуры, но для Миуры цена такого успеха оказалась очень высока. Расскажу, в чем феномен манги, в каком порядке ее читать и почему в рунете имя Гатса неотъемлемо связано со словом «счастье».
Что вы узнаете
О чем «Берсерк»
Главный герой — опытный воин Гатс, которого простые люди называют Черным мечником. Он путешествует по неназванному миру позднего Средневековья: тут есть королевства, придворные интриги, смелые рыцари, жестокие разбойники и масштабные сражения с первыми видами огнестрельного оружия.
Но Гатса все это не интересует, ведь он охотник на демонов-людоедов из параллельного мира. Это невероятно могущественные существа, поэтому в битвах герой использует уникальное оружие: гигантский двуручный меч «Убийца драконов», скорострельный арбалет и мини-пушку.

Гатс — закрытый в себе одиночка с необычной внешностью. У него нет правого глаза, вместо левой руки — металлический протез, а на задней стороне шеи — странный знак, который каждую ночь приманивает чудовищ. В первых томах манги никак не объясняют, как герой дошел до такой жизни и почему мир терроризируют демоны. Зато так история становится более интригующей.
Все ответы раскрываются в сюжетной арке «Золотой век» — самой известной и популярной части «Берсерка». Она начинается с рождения Гатса и рассказывает о его детстве, взрослении и вступлении в отряд наемников «Банда Ястреба». Группу возглавляет талантливый и обаятельный юноша Гриффит, который мечтает однажды основать собственное королевство.
Гатс быстро становится правой рукой полководца и знакомится с другими участниками Банды Ястреба: силачом Пиппином, метателем ножей Джудо, трусливым Коркусом и Каской, единственной девушкой в отряде наемников. Вместе они участвуют во множестве сражений, пока однажды не встречаются с чем-то куда более ужасным.
Чем впечатляет «Берсерк»
У манги увлекательный сюжет и харизматичные герои. «Берсерк» с ходу интригует: главный герой ведом лишь жаждой мести, по неназванной причине безразличен и к себе, и к людям вокруг. Скажем, однажды Гатс встречает случайных путников в беде. Читателю кажется, что сейчас он всех спасет. Но злодеи разрывают несчастных на куски, а Черный мечник невозмутимо идет дальше.
Такой расклад сразу вызывает множество вопросов. Хочется побольше узнать о герое и мрачном мире «Берсерка», в котором будто не осталось света. А когда у вас накопится достаточно вопросов, Миура переносит действие в прошлое, добавляет в историю новых героев и показывает Гатса в другом свете.

Всего у манги пять ключевых сюжетных арок: «Черный мечник», «Золотой век», «Осуждение», «Сокол тысячелетней империи» и нынешняя «Фантазия». У каждой свои впечатляющие события. К примеру, линия «Осуждения» посвящена борьбе Гатса против инквизиторов церкви, во главе которых стоит жестокий религиозный фанатик Мозгус. Он ежедневно бьется лицом об пол в качестве покаяния Богу, а потом отправляет на пытки сотни невинных людей.
Арка «Сокол тысячелетней империи» же посвящена внутренним терзаниям Гатса. Главный герой чувствует, как в борьбе с чудовищами теряет остатки человечности. Тем временем местные королевства разрывают войны между людьми и демонами. Некоторые существа настолько могущественны, что прямо на поле боя превращаются в драконов или разрушают замки одним ударом.
Кэнтаро Миура не боится показывать неоднозначные поступки героев. Они могут причинять боль близким, без мук совести убивать невинных или трусливо бежать от опасности. Так они становятся правдоподобнее и интереснее для читателей. Недаром одним из самых страшных событий манги считается «Затмение», ключевую роль в котором сыграл лучший друг Гатса Гриффит.
В «Берсерке» интересно следить и за второстепенными героями, каждый из них старательно прописан. Например, это религиозная девушка Фарнеза, которая проходит путь от лицемерки и мучительницы слабых к доброму и жалостливому человеку. Или Рикерт — юный член Банды Ястреба и будущий талантливый изобретатель.
У «Берсерка» впечатляющий визуальный стиль. Талант Кэнтаро Миуры к рисованию проявился еще в школьные годы, когда он сделал первые наброски героев манги. В 18 лет он стал помощником Дзедзи Морикавы, создателя спортивной манги «Первый шаг». Миура хотел набраться у мастера опыта, но Морикава быстро понял, что ему нечему учить юношу — тот и так уже первоклассно рисовал. В 1989 году 23-летний мангака выпустил первый том «Берсерка». И с каждым следующим выпуском его художественный талант становился все более неоспоримым.
В глаза читателю сразу бросается перфекционизм Миуры. Изобразить Гатса со всеми его многочисленными шрамами на лице и теле? Конечно. Детально нарисовать броню и все ее мелкие элементы у десятков воинов? Однозначно. А как насчет тонких шерстинок у гигантского зверя-демона? Миура делал и это, причем множество раз. А еще любил миксовать разные стили: от гиперреализма и сюрреализма до визуальных идей писателя Говарда Лавкрафта и художника Иеронима Босха.




В «Берсерке» одинаково интересно изучать и панели с масштабными баталиями, и тихие сцены, где герои просто общаются или о чем-то размышляют. Важную роль в этом играет мастерская работа Миуры с композицией: иллюстрации часто наполнены объектами и деталями или показывают происходящее с оригинальных ракурсов. Если герои добрались до замка или города, то будьте уверены, что на следующих страницах автор старательно изобразил каждый переулок на заднем плане и шпили башен.
Еще одна сильная сторона визуального стиля манги — образы героев. Того же Гатса легко узнать по черному плащу и гигантскому мечу, а Гриффита — по светлым кудрявым волосам и изящной рыцарской броне. У других персонажей тоже свои цепляющие особенности: скажем, эльф Пак постоянно «переодевается» в персонажей из современной поп-культуры, а рыцарь Серпико использует в бою меч, запускающий мощные потоки воздуха во врага.
Наконец, если хотите быстро убедить кого-то в мастерстве Миуры, просто покажите ему кадры с демонами, против которых сражаются герои. Это мускулистый Зодд, который может трансформироваться в огромного крылатого зверя. Командир Уайлд, человеческое тело которого скрещено с обезьяньим туловищем. Или любой из пятерки Руки Бога — могущественных созданий из параллельного мира. В изображении чудовищ Миура часто добавлял гипертрофированные, почти карикатурные черты, создавая эффект «зловещей долины». Это работало безотказно.

В манге много зрелищных сражений. У произведений с обилием битв часто есть общая проблема — чем дальше, тем меньше они удивляют. В случае с «Берсерком» все наоборот. В первых томах битвы часто проходят по одной схеме: Гатс атакует врага мечом, тот его тяжело ранит и хочет добить, а герой внезапно стреляет ему в лицо из пушки, встроенной в протез руки. Выглядит эффектно, но быстро приедается.
Но чем дальше, тем более разнообразными становятся драки. Миура то вынуждает Гатса сражаться с сотней воинов, то погружает читателя в тактические хитрости двух воюющих армий. Иногда баталия — это способ показать стремительные перемены в отношениях героев. А порой — метафора психического состояния персонажа.
Кроме того, у каждой сюжетной арки свой подход к сражениям. В «Золотом веке» большой упор на реалистичных битвах на мечах, а в «Соколе тысячелетней империи» и «Фантазии» к ним добавляется магия и зачарованное оружие. Но лучше всего Миуре удавались дуэли, в которых Гатс часто на ходу менял тактику или входил в режим абсолютной ярости — состояние берсерка.
Это крайне мрачное и жестокое произведение. Мир «Берсерка» — злобное место, куда не пожелаешь попасть даже врагу. Это не традиционное фэнтези, где великодушные рыцари спасают крестьян и наказывают злодеев. Гатса едва ли можно назвать благородным, а в схватках он порой готов разрубить не только врагов, но и случайных людей, в том числе детей.
Цензуры в «Берсерке» нет, от количества крови и оторванных конечностей в кадре может стать дурно. При этом такое обилие жестокости — не фетиш автора, а способ, с помощью которого он рассказывает о цене выживания.

Миура никого не жалеет. Женщины и мужчины в его манге становятся жертвами сексуализированного насилия, а крестьянские дети с малых лет отправляются воевать, потому что жизнь с жестокими родителями для них еще хуже. Если какая-то деревня чудом не страдает от голода или религиозного террора, то с высокой вероятностью поблизости есть замок, которым заправляет демон в человеческом облике. И никто даже не попытается дать ему бой: все храбрецы погибли, сдались или стали такими же равнодушными к насилию и страданиям, как остальные.
Такая безнадежность и мрачный тон отпугивают, но придают миру реализма, делают его убедительнее. Ведь жизнь в Средневековье тоже была ужасной, а в реальном мире происходят даже более страшные вещи.
Темы манги будут понятны всем читателям. Миура начал мангу в 22 года и работал над ней больше 30 лет, поэтому «Берсерк» рос вместе с ним. Совсем молодых читателей захватывают зрелищные сражения и мотивы Гатса бороться со злом. Подростков постарше цепляют темы одиночества и поисков себя, а взрослых — рассуждения о человеческой природе и искуплении.

В поисках вдохновения Миура обращался не только к Средневековью, но и к современности. Он часто работал над мангой с включенным телевизором и слушал на фоне новости. Геноцид в Руанде, бомбардировки Югославии и жестокость диктаторских режимов — мангака поглощал информацию о печальных сторонах реальности и использовал ее как топливо для сюжета. Например, многие командиры и монархи в «Берсерке» — корыстные и жестокие люди, недостойные власти. Прямое высказывание автора против авторитарных режимов.
По сути, «Берсерк» — это большая рефлексия Миуры о реальном мире и его несправедливостях. Но при этом в судьбах его героев каждый может найти что-то для себя.
Как «Берсерк» закрепился в интернет-культуре
Суммарно «Берсерк» разошелся тиражом более 50 миллионов копий — это выдающийся результат для столь мрачной и неоднозначной манги. Немалую роль в современной популярности «Берсерка» играет интернет, а именно — бесконечное число мемов, видеоэссе и увековечивание Гатса в пантеоне сигм.
Аниме 1990-х как главная точка входа и источник мемов. Если спросить фаната «Берсерка», с чего началось его знакомство с историей, то с высокой вероятностью он упомянет первую аниме-экранизацию манги. Она вышла в 1997 году и переносила на экран арку «Золотой век», посвященную юности Гатса и дружбе с Гриффитом.
В 25-серийном аниме мало столкновений с демонами, а из-за качества анимации сражения часто выглядят бюджетно: им не хватает динамики и детализации. Зато оно до сих пор захватывает сюжетом, в работе над которым большую роль играл Миура, эффектным визуальным стилем и великолепным саундтреком Сусумы Хирасавы. Он же отвечал за музыку в культовом аниме «Паприка».
Аниме стало точкой входа для многих фанатов не просто так. Сюжет экранизации обрывался на самом интересном моменте, и многие фанаты уходили читать продолжение в манге. А годы спустя аниме получило культовый статус в интернете — с ростом популярности формата видеоэссе на «Ютубе».
В роликах авторы разбирали сценарные приемы адаптации, анализировали психологию героев и визуальный стиль, либо просто шуточно обыгрывали культовые сцены аниме. Экранизация отлично подходила и под формат реактов, когда основной контент ролика — это подборка реакций блогера на события в том или ином произведении.
В рунете есть свой мемный бриллиант, связанный с аниме. Это серия шуточных роликов о Гатсе и его друзьях от блогера под ником Emerald Weapon. В них автор перемонтировал и переозвучил некоторые эпизоды аниме так, что полностью изменил мотивы героев и обстоятельства, в которых они оказались. К примеру, в одном ролике все действия Гатса связаны с его яростным желанием получить воинские награды — «грамоту и медаль». А другое видео посвящено терзаниям героя из-за того, что у него все никак не получается «стать счастливым».
Последний ролик оказался особенно удачным. Он набрал большую популярность в «Тиктоке», а в комментариях под роликами пользователи писали, как хорошо понимают Гатса — они тоже просто хотят найти счастье и успокоиться. И хотя в оригинальной манге герой никогда напрямую не говорил о подобном желании, в видео оно смотрится органично и достоверно.
Гатс как представитель сигма-мужчин. Так в интернете часто называют «крутых парней» из фильмов, сериалов или видеоигр: в эту категорию попадают как молодой главный герой «Бойцовского клуба», так и пожилой Уолтер Уайт из шоу «Во все тяжкие». Часто сигмами считают одиноких волков: героев, которые игнорируют социальные рамки, держатся в стороне от общества и сосредоточены на себе.
К такой категории интернет причислил и Гатса. На YouTube легко найти десятки мотивационных роликов о том, как стать таким же сильным и волевым человеком, как герой «Берсерка». Авторы подобных видео часто делают нарезки самых пафосных и эффектных моментов с Гатсом из аниме — к примеру, когда он в одиночку сражается с толпой врагов.
Популярен у фанатов и жанр медитативных роликов, под которые комфортно работать или отдыхать. Для таких видео авторы берут знаковые кадры из того же аниме — допустим, где герой сидит один вдали от друзей, и накладывают поверх расслабляющую музыку. Комментарии к таким роликам полнятся мотивационными фразами в духе «Не думай о других, сосредоточься на себе» или «Гатс — это истина». А порой комментаторы дают друг другу советы — скажем, перестать думать о девушке, которая не отвечает взаимностью, и сосредоточиться на «развитии своего тела».
Тема физической формы вообще очень популярна среди фанатов «Берсерка». В тематических сообществах можно встретить фотографии мускулистых подростков, которые они сами делают дома или в спортзале. Авторы таких кадров часто спрашивают комментаторов, насколько их тело соответствует физическим стандартам Гатса. Что довольно странно, ведь Миура никогда не стремился к реализму, рисуя тело героя.


Во включении Гатса в пантеон мужчин-сигм большую роль сыграло то самое аниме 1997 года. В нем герой большую часть времени сторонился других, искал свой путь и не боялся сражаться в одиночку — это нравилось подросткам. Но в оригинальной манге по ходу сюжета становится понятно: герою не нравится жизнь вечного одиночки, сражающегося с полчищами монстров. А ведь именно это активно романтизируют в интернете. Напротив, Гатс просто хочет быть со своей возлюбленной и друзьями, а сражения давно не радуют его.
«Берсерк» как источник вдохновения для Dark Souls и Elden Ring. Пожалуй, самый известный фанат манги — это японский гейм-дизайнер и создатель поджанра соулслайков Хидэтака Миядзаки. Глава студии FromSoftware неоднократно признавался в любви произведению Миуры и напрямую вдохновлялся им при создании своих игр. С мангой их роднит мрачная атмосфера темного фэнтези, рыцарская тематика и монстры и демоны в качестве врагов.
Все эти параллели старательно документируют фанаты. В интернете полно статей и роликов, в которых перечисляются все отсылки Миядзаки к одному из своих любимых произведений. Перечислю некоторые.
Во всех частях Dark Souls и Elden Ring можно найти «Большой меч». По форме и дизайну он почти идентичен мечу Гатса времен арки «Золотой век» либо более поздних сюжетных глав. Как и в оригинале, игровому персонажу нужно обладать огромной силой, чтобы носить это гигантское оружие.
Одни из самых раздражающих врагов в первом Dark Souls — ожившие скелеты внутри больших колес. Они преследуют героя и наносят большой урон. Это прямая отсылка к похожему эпизоду из манги, только там персонажей атаковали не скелеты, а нежить. Кроме того, в арке «Осуждение» Гатс сталкивается с жестоким инквизитором, который пытает людей гигантским колесом. Такое же колесо встречается в качестве оружия в игре Bloodborne.
Также в мире «Берсерка» работает правило: чем дольше герой сталкивается с чем-то потусторонним и противоречащим привычной реальности, тем чаще он будет видеть существ из другого мира — к примеру, эльфов. Похожая концепция есть в Bloodborne: чем чаще герой сталкивается с чем-то ужасным, тем больше подобного он видит далее.
Еще в Dark Souls боссы Демон-телец и Гвиндолин Темное Солнце сильно напоминают героев манги — Бессмертного Зодда и Гриффита. Правда, они куда слабее своих прототипов. Есть и множество других совпадений: в Новом Лондо можно встретить врагов, броня которых напоминает доспехи Рыцаря-Черепа, а в деревне из Dark Souls 3 есть почти точная копия инквизитора Мозгуса. Более того, финальный босс дополнения в триквеле, The Ringed City, в бою использует скорострельный арбалет — точно как Гатс.
Такое большое количество заимствований многие фанаты манги воспринимают как дань уважения «Берсерку». А в интернете распространено мнение, что Dark Souls и Elden Ring — лучшие игры для тех, кто хочет прочувствовать на себе давящую и жестокую атмосферу мира Гатса и его друзей.
В каком порядке читать мангу и смотреть аниме по «Берсерку»
Манга. Все просто: начинайте с самого первого тома и двигайтесь в хронологическом порядке. Вот названия главных сюжетных арок, выстроенные по дате выхода. «Черный мечник» — с первой по восьмую главу. «Золотой век» — с девятой по 94-ю главу. «Осуждение» — с 95-й по 176-ю главу. «Сокол тысячелетней империи» — с 177-й по 307-ю главу. «Фантазия» — с 308-й по нынешнюю 373-ю главу.
Если хотите двигаться по точной хронологии событий, поменяйте местами арку «Черный мечник» с «Золотым веком» — она рассказывает историю от рождения Гатса. Но тогда вы рискуете подпортить интригу, так как в «Черном мечнике» много загадок, которые раскрываются в следующих арках.
Если хотите увидеть рисунок Миуры на пике, то обязательно дочитайте до арки «Сокол тысячелетней империи» — на страницах разворачиваются невероятно масштабные войны, а в конце мир «Берсерка» безвозвратно меняется. К примеру, там появляется гигантское сверхъестественное древо — любой фанат Elden Ring сразу узнает в нем знакомые черты.

В России официальным переводом и издательством «Берсерка» занимается XL Media. На момент написания материала компания выпустила 10 томов, но тут есть важный нюанс. В сборник включают не один, а два оригинальных тома, поэтому по факту переведены примерно 20 из существующих 42 томов. Кроме того, на сайте издательства открыты предзаказы на 11-й и 12-й сборники, но точная дата их выхода неизвестна.
На сайте XL Media цена за сборник составляет 1480 ₽. Все издания в твердом переплете и с суперобложкой. Можно найти экземпляры и за 1000 ₽ — например, на «Озоне».
В оригинале мангу найти гораздо сложнее. На японском выпуски в основном встречаются у продавцов на «Авито», но в хаотичном порядке. На английском найти выпуски проще — на маркетплейсах часто продают Berserk Deluxe Edition от издательства Dark Horse Comics. Это сборники нескольких томов в твердом переплете и весом в пару килограммов. Держать в руках такую книгу неудобно, но зато качество печати превосходное. Проблема одна: в России такой сборник обойдется в сумму от 4800 до 9500 ₽.
Аниме. У манги две официальные экранизации в формате сериала. Первая вышла в 1997 году за авторством режиссера Наохито Такахаси, состоит из 25 серий и почти полностью посвящено арке «Золотой век». Сейчас экранизация выглядит устаревшей — в основном за счет сцен сражения, часто лишенных нужной динамики. Зато она подкупает художественным стилем, максимально приближенным к оригиналу, и музыкой.
Миура активно участвовал в работе над сценарием аниме, поэтому переживать за достоверность сюжета не нужно. При этом в силу ограниченного бюджета и цензуры экранизация лишилась нескольких ключевых сцен из детства Гатса, связанных с сексуализированным насилием. Кроме того, аниме обрывается на самом интересном месте, когда решаются судьбы Гатса, Гриффита и Банды Ястреба.
За продолжением придется обращаться либо к первоисточнику, либо к полнометражному фильму «Берсерк. Золотой век: Фильм III. Сошествие», который завершает сюжет аниме-сериала.
Официально неизвестно, почему сериал не продлили на второй сезон. Но фанаты серии сходятся на нескольких причинах.
Во-первых, авторы аниме из студии OLM закончили работу над ним в одно время с завершением арки «Золотой век» в манге — примерно в 1997 или 1998 году. А значит, у них не было достаточного количества исходного материала для продолжения.
Кроме того, аниме изначально могли не планировать как самостоятельное произведение, а создавали как большую рекламу манги. Это предположение выглядит особенно логичным с учетом того, как авторы экранизации резко обрывают историю на самом интересном моменте.
Более того, в том же 1997 году студия OLM бросила все силы на экранизацию сверхпопулярной видеоигры «Покемон». Ставка сработала — одноименное аниме стало мировым феноменом. А вот ресурсов и времени на продолжение «Берсерка» могло не остаться.
В 2016—2017 годы студия Liden Films взялась за новую экранизацию «Берсерка» и выпустила два сезона. В нем адаптировали арки «Осуждение» и треть «Сокола тысячелетней империи». Но многие критики и большая часть фанатов остались не в восторге от новой версии экранизации.
Главная причина — переход с рисованной анимации на компьютерную CGI-графику. Это сильно ударило по качеству изображения, одному из главных преимуществ «Берсерка». Герои стали выглядеть безжизненно, а сражения напоминают битвы в видеоиграх из начала нулевых.
Эту экранизацию сложно кому-то рекомендовать еще по нескольким причинам. Во-первых, за ней не закрепилось никакого культового статуса, как в случае аниме 1997 года, поэтому ей нечем удивить фанатов «Берсерка». Во-вторых, новая версия не стала хитом, поэтому Liden Films решила не продолжать работу над экранизацией. А значит, ради полного сюжета все равно придется читать мангу.
О других серьезных попытках перенести «Берсерка» на экран ничего не слышно, и это неудивительно. Хорошая адаптация манги Миуры будет стоить дорого и потребует несколько кропотливых лет работы художников. Нет гарантий, что к моменту выхода экранизация привлечет достаточно большое внимание зрителей — особенно из-за обилия жестокости и сложного сюжета.
Фильмы. В 2012—2013 годах вышли три полнометражные экранизации арки «Золотой век». Они называются «Бехерит Властителя», «Битва за Долдрей» и «Сошествие». Каждая часть длится меньше двух часов — это отличный способ для быстрого знакомства с серией, но не очень хороший вариант для желающих затем читать мангу. Ради хронометража из фильмов вырезали или существенно сократили ряд важных сцен, раскрывающих характеры героев. Зато сражения здесь куда зрелищнее, чем в обеих сериальных адаптациях.
Наконец, есть ремастер-версия всех трех фильмов в сериальном формате из 13 серий: «Берсерк: Золотой век. Памятное издание». В нем улучшили анимацию и ряд ключевых битв, а еще добавили несколько важных сюжетных эпизодов.
Экранизации аниме и фильмы доступны на иностранных стримингах вроде Netflix, Amazon Prime и Crunchyroll, но из России получить к ним доступ затруднительно. Зато адаптацию 1997 года можно бесплатно посмотреть на YouTube в дубляже.
Чем заканчивается манга «Берсерк»
В 2021 году 54-летний Миура скончался, не успев закончить свое главное произведение. Он занимался им больше 30 лет, многие годы работая по 16 часов в день без выходных. С возрастом поддерживать такой темп стало сложнее: мангака чаще пользовался помощью ассистентов-художников из студии Gaga, которую сам же и основал. А еще уходил в длительный отпуск, во время которого проводил время за видеоиграми или занимался наработками для других произведений.
Решения Миуры чаще отдыхать сильно отразились на производстве «Берсерка»: с конца нулевых новые тома выходили куда реже — например, раз в несколько месяцев или даже год. Задержки сильно сказывались на развитии сюжета, порой он просто стоял на месте. Кроме того, в более поздних выпусках Миура перешел на графический планшет для рисования вместо традиционных методов.
В СМИ часто любят писать, что с того момента качество иллюстраций у автора упало — мол, художник старой закалки слишком долго привыкал к новым инструментам. Это правда лишь отчасти: в последних томах встречаются такие же выдающиеся кадры, как и в более ранних работах.


Ярче всего проблемы с развитием сюжета проявились в морском путешествии Гатса и его друзей на магический остров Эльфхейм. Они отправились в путь в томе, который вышел в 2007 году, а добрались до пункта назначения только в выпуске 2015 года, восемь лет спустя. И хотя за это время общий сюжет развивался за счет действий других персонажей, многие фанаты за это время теряли интерес к истории.
Сорок первый том — последний за авторством Миуры и по совпадению один из самых вдохновляющих. Герои наконец находят время отдохнуть, а история Гатса и его возлюбленной берет курс на оптимизм. Кажется, все будет хорошо.
Но это, как неоднократно случалось в «Берсерке», лишь затишье перед бурей. В следующем томе, который вышел уже после смерти Миуры, герои понесли тяжелые потери, а Гатс впервые за долгое время перестал верить в себя. История значительно ускорилась: персонажи перемещаются из локации в локации, надолго нигде не задерживаясь. Судить рано, но пока кажется, что так новая команда старается поскорее довести сюжет до финала, экономя время на раскрытии персонажей.
Сорок второй том, как и все последующие, создан художниками и сценаристами студии Gaga, основанную Миурой. Многих работников мангака годами обучал и поддерживал, упоминая их как соавторов «Берсерка». Со смертью Миуры команду возглавил Кодзи Мори — автор нескольких манг и близкий друг Миуры, с которым они вместе учились рисовать еще в средней школе. По словам Мори, приятель часто обсуждал с ним сюжет «Берсерка», показывал наработки и даже раскрыл финал истории.
Обращаясь к фанатам, Мори пообещал не добавлять в историю «Берсерка» свои сюжетные повороты или по-своему менять ход событий — только строго следовать планам близкого друга. Мангака подчеркнул, что команда будет следовать этому пути, даже если он приведет к сюжетным дырам из-за нехватки информации. По словам Мори, любой другой подход к произведению, которое он так сильно любит, неприемлем.
Мнения фанатов разделились: одни верят, что новой команде удастся довести до финала шедевр Миуры. Другие настроены скептически и полагают, что видение автора утеряно навсегда, сюжетные дыры уже дают о себе знать, а герои становятся блеклыми копиями самих себя.

Новые главы «Берсерка» появляются в японском журнале Young Animal и выходят нерегулярно. Предыдущая была в феврале, а самая последняя на момент публикации материала — 13 июня. Сразу после релиза фанаты переводят эпизод (сайт недоступен в РФ) на английский и другие языки, включая русский. Обычно это занимает от 12 часов до нескольких дней и зависит от энтузиазма переводчиков.
Релиз сорок третьего тома запланирован на 29 августа 2025 года. В него войдут все недавно вышедшие эпизоды и, вероятно, дополнительные главы и бонусные материалы вроде раскрашенных иллюстраций.
Пока неизвестно, когда завершится манга. В 2023 году Мори говорил, что это точно займет меньше десяти лет. Это вполне оптимистичный срок для истории Черного Мечника, который вот уже более 30 реальных лет ищет способ стать счастливым.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult