Бесит!
14K

Бесит безответ­ственное отношение школьников к учебе

259

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

kettylum

преподает

Страница автора

Я уже девятый год работаю репетитором по математике для 6—11 классов.

Мои ученики — дети со знаниями среднего уровня и ниже. Помогаю латать дыры в базовой программе по математике и наверстывать упущенное.

Вне зависимости от того, с каким классом я занимаюсь, считаю обязательным условием выполнение домашних заданий. В моем представлении закрепление навыка решения задач возможно только при самостоятельной работе. Пока ребенок слушает на уроке, ему все понятно. Как остается с примером один на один — сердце сжимается от тоски и безысходности. Большинство детей принимают правила игры и прилежно выполняют задания.

Но есть те, кто этого не делает. Я выделяю две группы: «списывальщики» и «неделальщики». Распознать списывание в математике — две секунды, поэтому сразу задаю ребенку вопрос «Зачем?». Кто-то пытается соврать, кто-то говорит, что не понял или сделал это по привычке. Обсуждаем смысл и цели наших занятий, дети клянутся больше не списывать, и все равно процентов 20—30 продолжают. Результат труда обнуляется, ребенок не способен самостоятельно решать задачи. Выходит самообман, а не учеба.

«Неделальщики» — категория более редкая. Зачем ученики копят долги? Ладно, когда это происходит из-за занятий спортом или болезни. Тогда мы корректируем программу и решаем вопрос с долгами. Понимаю студентов в универе: они, если что, без диплома проживут.

Но те, кто готовится к ЕГЭ и не выполняет домашнее задание, для меня находятся за гранью понимания. Этот экзамен предопределяет жизнь минимум на год! Ты поставил себе цель и ничего не делаешь, чтобы ее достичь. Особенно зная свой уровень, а обычно эти дети далеко не отличники. Ты тратишь деньги родителей, свое и мое время, а выхлоп от всех ресурсов почти нулевой. Что в голове у практически взрослого мужика или барышни, когда они надеются на чудо и в очередной раз плюют на свои обязанности?

Родители почти всегда бессильны и пускают дела на самотек. Иногда тоже обманывают. Говорят: «Я сидел с ребенком, он не списывал». А я вижу на 100% слизанное с интернета решение.

Конечно, веду разговоры с родителями и учениками, обозначаю условия работы со мной и расстаюсь с самыми злостными нарушителями правил. Но вопрос для меня все равно остается открытым: откуда берется такая безответность и почему взрослых людей устраивает фикция вместо реальной работы?


РедакцияА как вы готовились к ЕГЭ?
  • AnnaШкольники со средними и ниже среднего знаниями - явно безответственны и имеют большой опыт отлынивания от ДЗ. Родители отправляют их к репетитору не для того, чтобы тратить время и силы на контроль заданий, а чтобы он решил проблему. Желательно без их участия. И это нормально. Ваши подходы рассчитаны на другой контингент. Занимайтесь с мотивированными либо мотивируйте этих.103
  • Товарищ Управляющий"Ты поставил себе цель, и ты ничего не делаешь, чтоб её достичь" - это не верное суждение, школьник не сам поставил себе цель и принял решение, а родители отправили его заниматься, так как и в школе он нормально не занимается. Под лежачий камень вода не течет, так что тут два пути - просто отрабатывать время, не гарантируя результат, и кесарю кесарево, либо фильтровать учеников и работать с теми с кем интересно и кто мотивирован, а с теми кто учиться не хочет прекращать работу.86
  • Лилия ГарееваТо есть, мало школьнику домашки от школы, мало того, что после нее он идет к репетитору, так еще и от вас домашка. Спать им когда? Неудивительно, что в окна выходят от жизни такой53
  • Ник ЗавадскиНу, если даже сейчас школьники не понимают, что есть места, где нет требований по образованию, не ставят условий, не нужны вступительные экзамены и их всегда примут такими, какие они есть, то это уже случай тяжелый.28
  • Ниоткуда в никудаШкольнику на самом деле не надо и родителю тоже не надо. Они просто внешне пытаются соблюдать общепринятые социальные нормы - готовиться к ЕГЭ и заниматься с репетитором, для галочки. А потом всегда можно сбросить ответственность за плохую подготовку на репетитора. Вам для сохранения своих нервов нужно устанавливать правила более жестко. Вроде "три раза дз не сделано - расстаемся", "два раза списал - расстаемся". Ну и на старте предупреждать о таких условиях, при первом случае предупреждать и объяснять и ученику, и родителю. У кого мотивация подтянется, примут такие правила. Остальные найдут другого репетитора. Невозможно насильно кого-то куда-то подтянуть.42
  • Nurgle KingА эти школьники понимают что страна немного так изменилась ? Что баллы ЕГЭ для поступления в нормальный ВУЗ растут год от года, а из армии уже отправляют в места где так немножечко постреливают А для девочек уже со всех утюгов агитация рожать-рожать-рожать!18
  • Сергей БеловЗаставляя своих детей учиться, всегда вспоминаю себя школьником и стараюсь не осуждать их за безалаберность. С возрастом придёт понимание, что без знаний тяжело жить.41
  • МитяйЛилия, все зависит от школы в рамках нагрузки2
  • Вяк вякМне кажется вы погорячились в свое время выбрав пед15
  • Вяк вякСергей, у автора просто пригорело, люди бесят. И плевать что это люди по сути дети. Лишь бы на ком сорваться. Тут вопрос профпригодности33
  • Ксения КрестининаМне кажется, вы любите свою работу, вам нравится математика вообще, но вы не можете понять, что этот ваш интерес не заразителен и это нормально. Я всегда не любила связанное с вычислениями. То есть, например, на физике понимала процессы, но как доходило до задач, легко могла накосячить. Потому что как вижу цифры – у меня цикады в голове. Для меня числа – хаос закорючек просто. И оттого, что я их не понимаю, у меня нет желания вникать. В школе в год моего выпуска ввели ЕГЭ. Как я готовилась? Никак. Мне было плевать на результат. Моим родителям тоже. Потому что я училась в гуманитарном классе и собиралась на гуманитарный факультет. На экзамене и я, и мои одноклассники хлопали глазами, увидев задачи: там было то, что в нашу программу не входило. Те, кто ходил на факультатив, тоже не знали, что делать. Я не знаю, у кого как сложилось потом с поступлением. Я в итоге отучилась там, где хотела. Но специализацию сменила. Никакой роли в моей жизни не сыграла ни моя лень, ни результаты экзамена. Кому-то важно, кому-то нет. Мне и так хорошо. Зато из школьного времени у меня чудесные воспоминания о любимых кружках, о победах в конкурсах и олимпиадах по тем направлениям, что мне были интересны. А не о хождении по репетиторам по принуждению. Я понимаю ваше желание видеть результат от своей работы, гордиться тем, что вы научили, помогли. Но реальность вот такая. Родителям может быть некогда проконтролировать, не списал ли ребëнок после того, как сидел занимался. Да и некогда позаниматься даже. Они деньги зарабатывают, устают. Да и сами далеки уже от математики. Это грустно, но норма жизни.31
  • Лидияkettylum, аххаха, я вас умоляю))79
  • Алиса СелезнёваШкольников заставляют заниматься из-под палки. В школе от них требуют контрольной и дз - ученики, кто не может сам решить, списывают. С репетитором ученик списывает по привычке - так как привык, что за отсутствие результата его ругают. Репетитору надо быть не злобным дядькой/тёткой, а объяснить, что он на стороне ребенка и не будет его ругать, даже если 2+2=5 Да и в чем проблема для репетитора? Бери заинтересованных учеников и готовь к олимпиадам32
  • Станислав ГрушевскийMara, а как связаны эти два утверждения? ЕГЭ в обязательном порядке стали сдавать только с 2009 года, а до этого только в экспериментальном и тестовом режиме. Родители девятиклассников (14-15 лет) как раз в том году своих чад примерно и родили, так что школу закончили давно и в большинстве случаев учились по вполне классическим советским лекалам.15
  • Андрей Назинkettylum, что школьник вообще способен решить, ветер в голове гуляет еще в 15-16 лет, единицы тех, кто «осознанно» подходит к выбору вуза, у большинства же выбор либо по указке родителей, либо куда баллов хватает, есть еще вариант «с другом за компанию», встречал и такое. Я в школе учился на «4» и «5», однако мотивацией и осознанностью от меня и не веяло, в последний год обучения вообще не понимал что я хочу, куда идти, чем заниматься в этой жизни, к экзаменам не готовился особо, так как «я же хорошо учусь, повторю и дело в шляпе», последствия провала со мной никто не обсуждал и сам я представить их был не в состоянии, хорошо хоть повезло все сдать и не завалиться.53
  • Андрей НазинNurgle, детский и юношеский мозг так глобально не размышляет, да и занят он другими проблемами - с кем дружить, с кем общаться, кого любить и как выглядеть круто в своем окружении, а все, что в будущем, кажется очень далеким, почти эфемерным32
  • gogen7Лилия, приоритеты расставлять нужно. Если выпускник, то на школьную нужно забить, делать дз от репетитора.13
  • Андрей Назинkettylum, если это не прививается с детства, то в 16 лет смышленность сама не возникнет на пустом месте, в этом возрасте просто нет жизненного опыта, и если взрослый не делится им с ребенком, то раздражаться на это - пустая трата сил и времени. В данной ситуации у вас есть выбор - либо отпустить ситуацию и продолжать получать оплату за проведенные часы на режиме «лайт», либо отказываться от работы с такими учениками и искать тех, кто будет реально вникать и усваивать полученную информацию.21
  • Александра НовоселоваАлиса, высший пилотаж репетитора - заинтересовать ребенка предметом настолько, что через полгода-год у него знания подтянутся как минимум до четверок, а то и больше. Такое тоже бывает, сама проходила через такое - меня заставили сдавать ЕГЭ по французскому, так как я училась в школе с углубленным изучением французского языка. Я за год подтянула грамматику так, что вместо 60-70 баллов, которые мне прочили на экзамене, сдала экзамен на 87 (могла бы больше, если бы успела дописать сочинение) и сильно поменяла свое отношение к этому языку с "ненавижу" до "а почему бы и не учить, все равно язык лишним не будет" и все благодаря моему преподавателю - она, к слову, работала в школе, где я училась, и была одним из разработчиков ЕГЭ по этому языку. У нас разные преподаватели иностранного языка вели занятия в разных группах и с учителем из своего класса я откровенно не сошлась характерами, а когда я попала к своему "репетитору", которая вела занятия у параллельного класса, мне очень понравилось с ней заниматься и я очень быстро достигла хорошего результата.23
  • Системный инженерЛилия, а смысл репетитору не давать домашку?1
  • Системный инженерgogen7, если на школьную забивать, зачем тогда репетитор?9
  • Vita nostraСистемный, вполне можно и на занятии делать все задания. Тем более, если репетитору надо понимать, что ребенок сделал сам, а не списал. Если родитель и ребенок не могут организовать самостоятельную отработку материала дома, то родитель оплачивает большее количество занятий у репетитора (например, в неделю не 2 занятия по 45 минут, а 2 по 90. Или 3 по 45) или готов принять более медленный темп усвоения материала. Смысл беситься репетитору на то, что домашка не выполняется? Можно с тем же успехом злиться на то, что у ребенка память плохая. Или почерк корявый. Или заикание. Или ещё миллион особенностей. Это просто надо принять как условие задачи, и уже из этих условий выстраивать процесс.15
  • gogen7Системный, школьное дз, если оно не по предмету экзамена, то только тратит время6
  • kettylumVita, смысл домашки в том, чтоб ребенок делал её сам. Остался один на один с заданиями, без подсказок и моральной поддержки. Как на экзамене:)11
  • Системный инженерgogen7, ну совсем забивать на задания - это ж удел двоечников.5
  • Vita nostrakettylum, вполне можно и на занятии это организовать. Можно в конце занятия, можно в начале следующего. "А теперь все то же самое, но сам". И репетитор просто сидит надсмотрщиком. Почему бы и нет? Особенно первые месяцы занятий, пока не выработается навык самостоятельно вникать в задание.11
  • kettylumVita, дз занимает у ЕГЭшника от 1.5 часов. Мой час стоит 2400. Вы готовы платить 3600, чтоб сыночка 17 лет под присмотром дз делал? :)3
  • Vita nostrakettylum, задача педагога в том числе заключается в том, чтобы донести до ученика и родителя распределение ответственности. У меня про д/з, количество пропусков и т.д прописано в том числе в договоре. Что при пропуске более 20% занятий и систематическом невыполнении дз результат не гарантирован. Выделено жирным и подчёркнуто. Очень даже помогает не злиться. У меня есть очень слабая ученица, которой очень нужны занятия. Но она в 9 из 10 случаев опаздывает на 5-25 минут (из 45). Я спокойно воспринимаю. Маме ее передаю данные. Остаток занятия провожу качественно. Ученицу не ругаю. Деньги получаю за полное занятие. Ну вот такие условия. Ко мне она хотя бы ходит и хоть как-то занимается. Если ругать, перестает ходить и заниматься вообще (проверено другими педагогами). В минусе останутся все - я без денег, ученица без знаний, мама сожжёт остатки нервных клеток. А тут худо-бедно выруливаем. С подростками уже не получается как с малышами, привести за ручку, сидеть с ними над домашкой, руганью заставить. Реальный контроль минимальный. Это просто данность. Учитесь с этим работать, иначе будет сложно всем участникам процесса.28
  • Vita nostrakettylum, ну вот родителям это и проговаривайте. Или не давайте такой объем каждый раз прорешивать, это ж и правда дофига, особенно когда не все темы отработаны, а мозги совсем не гениальные. Я бы, наверно, просто не стала записывать выпускника к репетитору, у которого предполагается каждый раз домашка на 1,5+ часа. 11классники и без того зелёные и загруженные по самые брови ходят, куда им ещё столько?16
  • Vita nostrakettylum, как вариант и правда отказываться сразу работать с немотивированными детьми. Потому что реальность такова, что да, хотелось бы 80+ баллов на ЕГЭ, и ученик искренне кивает, что будет все делать. А потом оказывается, что тут школьные долги надо закрывать, тут друг на ДР позвал, тут устал адски или приболел, а тут просто лень... Хорошо если пара процентов подростков в состоянии действительно стабильно работать в течение года. И да, горизонт планирования - 2 недели. Май-июнь где-то там, ооочень далеко, пока вообще никак не влияют. Вот в начале мая начнет прижаривать. Да что там, вы посмотрите, сколько взрослых людей пытаются выучить язык / похудеть / улучшить какие-то навыки для работы. И каков процент успеха. А это люди с созревшим мозгом и реальной видимой мотивацией (не "мама заставила", а здоровье, повышение ЗП и т п.)17
  • gogen7Системный, хорошо, делать на галочку7
  • Liiakettylum, да будем честны, в 16-17 абсолютно ни у кого из нас мозгов не было, даже у тех, кто искренне считает, что он был взрослым и смышленным)) жизненный опыт - это то, что вызубрить нельзя) дети обычно хотят закончить школу и вылезти из-под контроля ее и родителей, а не определенный балл на ЕГЭ) осознание того, чем реально хочется заниматься, приходит дай бог к 25)30
  • ZabeyNaNickЯ типикал "не делальщик". Почему : Ну, до 8 класса отличник. А в 8 классе я поступил в школу при МФТИ сдав экзамен. Поступил не просто так - я ходил на подготовительные курсы МГУ и базы хватило. Была одна глобальная проблема - школа находилась в 7 км от моего дома. Хоть и Москва и метро. Каждое. Ебаное. Утро. И. Обратно. Уроки я сначала делал в классе или метро, а потом заебался. Девочки и правда оказались зачастую интереснее. В 10 классе я насмотрелся на учителей (гениальных, право, людей, это оценка без иронии и сарказма). Но меня оттолкнул их фанатизм и преданность делу. Я не понимал, почему блядь, нужны эти злоебучие стремления к бесконечности. Хоть мне на геометрии и показывали теорему Брахмагупты и все рофлили "лол, просто сиди и запоминай, Пифагор только через столетия это придумает". Но я именно так и делал. Я не понимал, нахуя в физике нужны абсолютно упругие тела или тела с абсолютной проводимостью или ещё подобная несуществующая поебень. Мне сказали "подзавалиться", очень мягко конечно, но пока я не освою всех принципов, я не очень прошарю. Я сдал внутренние экзамены на тройки. Я сдал госы и ЕГЭ на 80+ баллов. Я поступил в МИФИ, а там после первого курса и 11 пересдач матана, потому что я в упор отказывался делать "как по учебнику" я перевелся на юрфак, потому что книжки люблю и в логику умею. Затем закончил магистру МГЮА Кутафина. Поступал на самообразовании. Прошло 8 лет и я помог многим людям решить проблемы, которые могли разрушить их жизнь. Я до сих пор думаю, что мог бы стать учёным. Но мне лень. И в говно "строгих вычислений" я не полезу. Ебись оно конем. Отвечайте на вопросы своих учеников правильно. И дай вам Бог.17
  • Выдра в гетрахkettylum, а они такие же балбесы, только выросшие.23
  • МариЛилия, у репетитора нет волшебной палочки, эффекта от занятий без ДЗ не будет, смысл тогда ходить к репетитору и платить такие деньги.1
  • Вася ПупкинЛилия, ну а вы как хотели? Если школьник пошел к репетитору, значит хреново учился и ничего не делал до этого. Если вы отстаете, то чтоб догнать программу, надо бежать в 2 раза быстрее.3
  • Сергей ЖулинТоварищ, в школах так и делают, определяют недогоняющих школьников в "касту тупых" и просто забывают про них. Так было со мной, а сейчас я занимаюсь интеллектуальной деятельностью, хотя в школе еле выползал на тройки. Я уверен, что проблема не в том, что школьник не тратит усилия на свою цель от лени, а от того, что школьнику не объясняют зачем ему это надо. Школьник – это школьник. Он на работу не устраивался, семью не кормил, ответственность на себя не брал. Школьнику нужно именно на языке школьника доносить почему это важно. Может быть спросить о чем он мечтает, кем хочет стать и из этого ответа постараться развить необходимость изучения определенного предмета. Конечно, образовывать незрелые умы задача сложная и часто неблагодарная, но я поделился своим мнением. Думаю, мне как раз в школьные годы не хватало понимания почему я должен учиться, если мне гораздо приятней играть в компьютер, гулять, спать.14
  • AnnaСергей, вы правда думаете, что школьникам никто не объясняет? Объясняют, просто до определенного возраста это как шум прибоя - не воспринимается ни на каком языке. Дозревают, видят причинно-следственную связь и начинают учиться. Одни раньше, другие позде, а кто-то - никогда.5
  • Калинки_МалинкиAnna, знания и ум обесценения нашим обществом. Очень трудно в мире котором правят деньги и блат объяснить ценность интеллекта. Дети не понимают зачем учиться. ‘За деньги да!’ - гимн детей нашего поколения. Дети которые жили в СССР, когда страна хотела вырастить физика который создают атомную бомбу и наша страна сильно отличаются.4
  • IvanЗульфия, атомная бомба уже создана. Дети и наша страна отличаются? Вы что именно написать то хотели?0
  • IvanВася, вы даете гениальные советы, скажу я вам) Скажу больше: чтобы догнать Усейна Болта, надо посто бежать в 2 раза быстрее!2
  • RENNEAnna, мне даже интересно, как репетитор может решит проблему списывания? Вместо занятий сидеть рядом, пока ребёнок делает дз? Проводить занятие и сидеть рядом еще час, пока ребёнок делает дз? Час на занятие и час на дз? К сожалению, без участия родителя с таким ребёнком подобную проблему самостоятельно не решить. Репетиторы поможет, научит, объяснит. Но вот описанную проблему надо решать сообща: родители, учителя, дети. Все вместе. В конце концов, родителям должно быть не наплевать на своих детей.4
  • RENNEСергей, не все ситуации такие как у вас. Я вот спрашивала у своих троечников и двоечников, что им нравится, чем увлекаются. Ответили, что не знают, мечтают, чтобы вернули телефон играть в игры. В школе сейчас только и делают, что мотивируют и объясняют, зачем это надо. А школьники многие мечтают, чтобы все сам собой произошло. И если видят, что надо приложить усилия, то сливаются. Это я о двоечниках. Понятное дело, что есть и трудяги и старательно дети.0
  • RENNEЛилия, а как хотите? Чтобы репетитор без дз? Тем, кто описывается в статье, необходимо пахать и пахать, чтобы вытянуться из ямы, куда они угодили. И вообще, при правильном подходе, времени будет хватать на все. У меня как раз активные ребята, которые и на кружки ходят, и стараются учиться, и хобби имеют, никогда на жизнь не жалуются. А вот те, кто дома только с телефоном и сидит, вечно все не успевают.3
  • Вася ПупкинIvan, а чтобы бежать, надо просто двигать ногами туда сюда0
  • darumaЗульфия, атомная бомба - ещё тот стимул :(0
  • EugeneIvan, то что вам не удалось прочесть0
  • Генрих ВиртСергей, люто плюсую. Раз в год пишу комментарии, но тема очень больная. Тоже с трудом учился на тройки. Сейчас тимлид в научно-исследовательском отделе. Работаем с нейронками (в основном computer vision) Нам в школе просто говорили: «Учись». Зачем, почему — непонятно. Видимо, я просто был не из той группы людей, которые безумно хотели получить оценку, а потом просто пойти в универ. Нужен был смысл. А универ — это зачем? А точно ли эта профессия подходит? И т.д. В итоге уже после 22 поступил на бакалавриат, а потом в магистратуру — но в те вузы и на те программы, которые интересны и ещё и помогают в карьере. P.S. Пусть прозвучу как аморальный человек, но вдвойне приятно, когда все отличники из класса поголовно работают не по профессии. Зачем поступали в вузы и сидели над пробниками ЕГЭ — непонятно. Видимо по принципу «Кому ты нужен без хорошего образования. Получи просто корочку»1
  • Калинки_МалинкиIvan, разруха не в клозетах, разруха в головах, у нас нет национальной идеи, мы коммунизм не построили, православие, ну так себе идея, в чем главная идея развития нашего общества? Более того, есть чат GPT, Алиса. Всегда можно у них спросить если чего не знаешь. То есть какова должна быть мотивация чтобы заняться такой сложной деятельностью как учеба? Освоение Марса у Илона Маска - хорошая идея. Общество всегда должно к чему-то стремиться. У нас, есть идея - победить в войне. А дальше то что? Капитализм тоже не прижился. Вот в чем проблема.0
  • АйтишникДоМозгаКостейКалинки_Малинки, Вы-таки уверены, что в эпоху "развитого социализма" более-менее приличные должности распределялись ну вовсе не по блату, и что школьники старших классов этого ну никак не знали? Тогда к чему этот Ваш пассаж про "детей, которые жили в СССР" ? Уверяю Вас (на собственном опыте), тогда тоже было полно оболтусов, которым школьные учителя натягивали липовые тройки, только чтоб сбагрить их в ПТУ. Да, сейчас нет ПТУ (таки жизнь за последние лет 30 изменилась, да не один раз), но лентяи и раздолбаи живут во все времена. Кстати говоря, по поводу блата: уже не один раз слышал от своих коллег, приехавших в столицу из регионов, что в Москве, в отличии от их региона, без особых проблем можно устроиться на приличную работу, не имея каких-либо связей. Главное, уметь выполнять работу хорошо . И что именно это сподвигло их на переезд. Чем Вам не стимул к учебе? Особенно для целеустремленных и упорных школьников?0
Подобрано специально для вас