
Как перевозить велосипед в автомобиле
До мест, где интересно кататься, часто трудно или невозможно доехать на велосипеде.
Чтобы добраться до живописных парков, лесов или гор, часто нужно проехать десятки, а иногда и сотни километров. Этот путь намного легче и безопаснее проделать на автомобиле. Велосипеды можно привезти с собой — для этого на автомобиле устанавливают специальные крепления. Расскажу, как можно перевозить велосипеды, какие бывают велокрепления, как правильно их использовать и с какими креплениями ездить нельзя.
Вы узнаете
Как нельзя перевозить велосипеды
На фаркопе устанавливают кронштейны, на которые можно повесить велосипед за раму, или платформу, на которую можно его поставить. У некоторых креплений есть поворотный механизм, чтобы можно было откинуть велосипеды и открыть багажник.
Такие крепления популярны во многих европейских странах. Велосипед не нужно поднимать высоко, его легко поставить или подвесить на крепление, а само крепление можно быстро установить на фаркоп или снять.
Главный недостаток креплений на фаркоп — они закрывают задние фонари и номерной знак. Многие производители предлагают крепления с дублирующими задними фонарями и стоп-сигналами и рамкой под госномер — в Европе туда устанавливают дубликат номера. В России это запрещено — номерные знаки должны быть только на штатных местах автомобиля .
Подключать дополнительные задние фонари к электросети автомобиля тоже запрещено .
Найти в продаже модели креплений на фаркоп, которые не перекрывают заднюю оптику и номер, нам не удалось.
На запасном колесе. У внедорожников его часто располагают на двери багажника. На колесо можно навесить или прикрутить к нему крепление для велосипедов. Есть высокие крепления, на которых велосипеды не перекрывают номер, но практически на всех моделях заслоняют задние фонари, а это запрещено .


Как можно перевозить велосипеды
Самый простой способ — в салоне автомобиля. Если сложить задний ряд сидений, внутрь машины можно уложить один, два, а иногда даже три велосипеда — это зависит от их размеров и модели автомобиля.
Еще можно перевозить на крыше, на задней двери или на крышке багажника. Расскажу подробнее о каждом способе.
В салоне
Этот способ подойдет, если велосипед не нужен регулярно. Вот как его разместить.
Сложить или разобрать велосипед. В багажнике внедорожника или универсала достаточно места для одного или двух велосипедов, а в некоторых минивэнах можно даже поставить их вертикально.
В багажнике седана поместится детский велосипед, а вот взрослый нужно подготовить — повернуть руль параллельно плоскости колеса, а переднее колесо снять. К нему не идет цепной привод, а в вилке его зажимают рычажным эксцентриком, который легко открутить без инструментов.
Сложить задний ряд сидений, чтобы использовать пространство салона. Велосипед лучше закрепить, чтобы острые части ничего не поцарапали и не порвали, а салон защитить пленкой, чтобы смазка на цепи и колеса не испачкали машину.
Плюсы:
- Внешние крепления не нужны.
- Велосипеды остаются сухими и чистыми в любую погоду.
- Габариты автомобиля не меняются.
Минусы:
- Иногда нужно частично разобрать велосипеды.
- Есть риск испачкать или повредить салон или обшивку.
- В компактных машинах мало места.

На крыше
Перевезти велосипед на крыше можно почти на любом автомобиле, кроме кабриолетов. В штатные места крыши, на рейлинги, водостоки или проемы дверей устанавливают поперечные дуги, а на них — крепления для велосипедов. На дугах можно разместить крепления для двух или трех велосипедов.
Если на крыше автомобиля нет рейлингов или штатных мест для крепления дуг, можно использовать крепления на присосках. Чтобы присоски надежно держались, крышу лучше помыть или вытереть тряпкой и обезжирить. Присоски могут быть простыми — с ручной помпой и механическим индикатором вакуума. А бывают и сложными — с электронными датчиками, аккумуляторным насосом или разъемами для вакуумных шлангов от отдельного насоса.
Плюсы:
- Пустое крепление на дуги занимает немного места — его можно не снимать.
- Габариты по ширине не увеличиваются.
- Велосипед не мешает обзору.
- Присоски можно использовать на крыше без рейлингов.
- На присосках велосипед можно перевозить не только на крыше, но и на крышке или двери багажника.
Минусы:
- Чтобы поставить велосипед на крепление, его нужно поднять — это физически тяжело, особенно если автомобиль высокий.
- Габариты по высоте сильно увеличиваются, и если забыть об этом, можно повредить велосипед или машину, заезжая в гараж или под низкие ветки деревьев.
- Велосипед на присосках лучше не оставлять без присмотра — его могут украсть, отсоединив присоски от кузова машины.
Цены велокреплений на дуги в популярных онлайн-магазинах начинаются от 3000 ₽. Например, крепление Inter обойдется в 6000 ₽, а модель Thule FreeRide 532 — в 13 600 ₽.
Вакуумные присоски на крышу автомобиля с электрической помпой стоят дороже: Fovno ES-H1B — от 34 000 ₽, Velcro Single — 25 990 ₽.


На задней двери или крышке багажника
Так можно перевезти до трех велосипедов.
Крепление для велосипеда устанавливают и фиксируют ремнями или присосками на задней двери автомобиля, если это универсал, хэтчбэк, минивэн или внедорожник, а также на крышке багажника седана или лифтбэка.
Велокрепления на багажник не универсальные, и если нужно перевозить велосипеды на двух разных автомобилях, возможно, придется купить два разных крепления. Лучше выбирать модели, на которых велосипед подвешивается высоко и не закрывает задние фонари и номер автомобиля: такие крепления использовать в России запрещено .
Плюсы:
- Крепления на присосках можно очень быстро установить или снять.
- На некоторых моделях можно отрегулировать высоту, чтобы были видны номерной знак и задние фонари.
Минусы:
- Багажник с установленным креплением нельзя открыть.
- Крепежные ремни могут стереть или поцарапать лакокрасочное покрытие кузова.
- Крышка багажника или задняя дверь под тяжестью велосипедов может провиснуть.
Цены велокреплений на заднюю дверь автомобиля в популярных онлайн-магазинах начинаются от 10 000 ₽. Например, модель Peruzzo Cruiser Delux на три велосипеда обойдется в 14 000 ₽, а крепление Amos Weekend — в 9370 ₽.


Что будет, если нарушить правила перевозки велосипедов
Велосипед на автомобиле считают грузом, правила его перевозки — в главе 23 ПДД. Вот как нужно это делать и что будет, если водитель нарушит правила.
Не перекрывать фонари. Ни крепления, ни сам велосипед не должны заслонять фары, задние габаритные огни, стоп-сигналы или указатели поворотов . Иначе водителю выпишут штраф 500 ₽ или вынесут предупреждение .
Запрещено подключать дополнительные фонари на креплении для фаркопа или багажника к электрической системе автомобиля — за это оштрафуют на 500 ₽ или выпишут предупреждение .
Не перекрывать госномер. Если крепление или велосипеды заслоняют номер или мешают прочитать его, водителю объявят предупреждение или оштрафуют на 500 ₽ .
В апреле 2016 года сотрудники ГИБДД остановили автомобиль, перевозивший велосипеды на креплении сзади. Велосипеды закрывали задний номер, поэтому суд оштрафовал водителя на 5000 ₽ .
В итоге водитель дошел до Верховного суда и тот решил иначе — изменил наказание на предупреждение и объяснил, что крепление для велосипедов не приспособление, скрывающее госномера. Поэтому водитель нарушил правила перевозки грузов, а значит, его нужно наказать штрафом 500 ₽ или предупреждением .
На некоторых европейских креплениях для фаркопа есть место для номерного знака — туда можно переставить задний номер с автомобиля или установить дубликат. В России и то и другое запрещено : номерных знака должно быть только два, и стоять они должны только в тех местах, которые предусмотрел производитель. Если на крепление переставить задний госномер с автомобиля, водителя оштрафуют на 5000 ₽ или лишат прав на 1—3 месяца , а за дубликат на велокреплении — на 500 ₽ .
Не перекрывать обзор. Крепления или велосипед не должны ограничивать обзор водителя вперед . Если, например, велосипед перевозят на передней части крыши, закрепив присосками в том числе за лобовое стекло, водителю выпишут штраф 500 ₽ или предупреждение .
Надежно закреплять велосипед . Если водитель плохо зафиксирует велосипед, тот упадет и повредит другой автомобиль, придется возместить ущерб .
В случае, когда хотя бы одна из машин двигалась, это считают ДТП, и до 400 000 ₽ можно возместить по ОСАГО . Если же обе машины стояли, а велосипед, например, упал на соседний автомобиль на парковке, владельцу придется выплачивать ущерб за свой счет. Поскольку водитель обязан контролировать крепление груза не только во время движения, но и перед его началом , его оштрафуют на 500 ₽ или выпишут предупреждение .

Запомнить
- Велосипед в России можно перевозить в салоне автомобиля, на крыше, задней двери или крышке багажника.
- На фаркопе или запасном колесе перевозить велосипеды, как правило, запрещено: практически все модели креплений закрывают номерной знак и фонари.
- Если на крыше нет рейлингов или мест для крепления поперечных дуг, можно закрепить велосипед устройством с присосками.
- Тех, кто нарушает правила перевозки груза, могут оштрафовать.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil