Как мы с другом придумали стартап, будучи студентами бизнес-бакалавриата МШУ Сколково и МФТИ

15

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Николай Романов

Страница автора

Меня зовут Николай Романов, я студент 3-го курса совместного бизнес-бакалавриата МШУ Сколково и МФТИ. В прошлом году мы вместе с другом придумали идею стартапа — сервис, который позволяет владельцам крупного капитала безопасно хранить и передавать близким информацию о своих активах. Расскажу о том, как появилась идея и что мы предприняли для того, чтобы перейти от идеи к реализации.

Как я попал в Сколково

Учась в старших классах, я начал изучать информацию о различных профессиях и вузах, так как хотел найти то, что меня действительно захватит. Одним из направлений, которое меня привлекало, были аэрокосмические технологии в МФТИ. На одном из разделов сайта института я наткнулся на загадочную аббревиатуру — ФБВТ.

Сначала я думал, что это что-то, связанное с биологией, но оказалось, что буква “Б” — это Бизнес, а вся аббревиатура расшифровывается как “Физтех-Школа Бизнеса Высоких Технологий”. Это совместная программа МФТИ и МШУ Сколково. Меня очень заинтересовал подход, который объединяет изучение фундаментальных естественных и социогуманитарных наук с освоением передовых бизнес-компетенций. И, конечно, возможность получить два диплома за 4 года, поэтому я решил подать документы.

Я составил CV, написал мотивационное письмо и прилетел в Москву из родного Екатеринбурга на конкурс грантов, победа в котором обеспечивала покрытие всех расходов на обучение. Конкурс включал в себя экзамен по физике, аналитическое эссе, тестирование по английскому, собеседование и решение кейса в команде. Я выиграл грант и стал студентом.

Как появилась идея стартапа

После 2 курса вместе со своим другом и однокурсником Семеном я пошел на стажировку в департамент фандрайзинга Сколково, который занимается привлечением пожертвований в Школу управления Сколково. Меня привлекло широкое разнообразие задач во время стажировки: от креативных неалгоритмизируемых задач до программирования и обработки большого объема данных.

Во время стажировки Семен наткнулся на интересное исследование о проблемах потери части активов у состоятельных людей в ситуации преемственности и передачи наследства. Приведу цитату оттуда: “Владельцы капитала сталкиваются с проблемой отсутствия способа безопасно и надежно структурировать информацию о своих активах с сохранением ее конфиденциальности”. На практике это приводит к тому, что партнеры и члены семьи человека могут не иметь доступа к информации о его активах. Семен предложил мне вместе работать над решением этих проблем в России.

Так и возникла идея нашего стартапа — создать сервис, который позволит хранить информацию о структуре активов и при необходимости передавать доступ к ней доверенным лицам. Платформа может быть полезна в ситуациях, когда структура активов человека становится сложной или когда он не имеет возможности самостоятельно управлять капиталом.

Наши дальнейшие шаги

Первое правило любого стартапера заключается в том, что прежде чем приступать к разработке, необходимо узнать, нужна ли твоя идея миру в принципе. Мы с Семеном несколько месяцев общались с экспертами в сфере управления капиталом и предпринимателями, которые подтвердили наши мысли о том, что проблема действительно существует. Кроме того, мы питчили нашу идею инвесторам и уже нашли того, кто готов войти в проект при условии вхождения еще одного. Всех экспертов мы находили благодаря нашему вузу и огромному количеству экспертов в разных сферах, которые так или иначе с связаны со Школой управления (студенты, выпускники и сотрудники).

Сейчас мы разрабатываем прототип нашего решения. В ближайшие месяцы мы планируем запустить MVP для тестирования и сбора обратной связи от первых пользователей. Эти отзывы помогут понять, что можно улучшить, какие функции добавить, а от чего — отказаться.

Как я совмещаю учебу и работу над проектом

У нас достаточно насыщенная программа обучения. И бывают дни, когда приходится работать до поздней ночи, чтобы успеть выполнить все задания и поработать над проектом.

Мне повезло, что учеба в университете помогает не только получать новые знания, но и применять их сразу на практике. На лекциях и семинарах мы изучаем основы бизнеса, учимся работать в команде, разрабатывать стратегии и презентовать свои идеи на публике. Все это мы сразу используем в том числе и для работы над нашим стартапом.

Например, на курсе стратегического менеджмента мы должны были разработать стратегию для компании, и мы с Семеном сделали это сразу для нашего стартапа. На лекциях можно почерпнуть интересные идеи, а преподаватели дают практические советы, которые можно использовать.

Советы тем, кто хочет запустить свой стартап

  • Время учебы — лучшее для того, чтобы придумать идею стартапа и запустить свой проект, так как именно в вузе можно найти друзей и будущих бизнес-партнеров. Мне повезло встретить Семена. Он ставит высокие цели и очень требователен к себе, как и я. Можно сказать, мы с первого курса двигаемся вместе: часто работаем в одной команде в учебных проектах, групповых работах; вместе решали задачи во время учебы на Физтехе. Кроме того, во время учебы вас окружают профессора и другие опытные люди, которые могут проконсультировать, поделиться знаниями, связями, а также помочь доработать вашу идею.
  • Общайтесь и ищите единомышленников. Окружение — это то, что может дать быстрый рост и хороший толчок на старте. А команда, пожалуй, главное, на что смотрит инвестор при принятии решения.
  • Постарайтесь как можно раньше найти интересную для вас сферу и читайте исследования и статьи в этом направлении. Ваша задача — найти проблему, решение которой сможете предложить.
  • Изучайте дисциплины, связанные с бизнесом. Для того, чтобы реализовать идею, понадобятся знания, связанные с финансами, маркетингом и управлением.
  • Не каждая идея так хороша, как кажется на первый взгляд, поэтому обязательно найдите профессионалов в нужной для вас сфере и получите обратную связь.
  • Путь от идеи до создания реального продукта, приносящего пользу миру, наполнен большим количеством разноплановых задач: от поиска технических решений до общения с инвесторами. Даже если ваш стартап не взлетит, в процессе его создания вы все равно получите полезный опыт и узнаете свои сильные и слабые стороны.
  • С.С.Я, конечно, не ваша целевая аудитория, но разрешите мне высказать первую же мысль, которая пришла мне в голову: втф?! Непонятная платформа будет собирать и хранить информацию обо всех (моих) активах, а также, по всей видимости, все способы получения доступа к (моим) активам?!5
  • Ivan PomidorovА зачем хранить и передавать если в случае смерти владельца капитала все и так перейдет по правилам наследования или завещания (если оно есть)? Отсутствие доступа это просто деталь, по закону доступ есть, нужно просто доказать родство.1
  • Николай РомановIvan, мы довольно много общаемся с представителями целевой аудитории, а также с экспертами из отрасли Wealth Management, и все они подчеркивают проблему, возникающую не на уровне доказательства родства, а на уровне отсутствия осведомленности близких людей и партнеров владельца капитала о его сложной структуре активов. Это приводит к потере 31% активов при передаче наследства. Кроме того, важно понимать, что мы работаем не только со случаями преемственности, но и с критическими ситуациями, которые могут возникнуть у человека. В таких случаях юридическая сторона вопроса существенно отличается1
  • БолтоукладчикIvan, если объекты не перечислены в завещании, как наследники должны о них у знать? Как они должны узнать об объектах недвижимости, возможно в других странах? О долях в бизнесе? Об арендованных ячейках хранения, о криптокошельках? Да даже банковские счета: да, достаточно обратиться в банк чтобы получить доступ. Но банков в одной только россии 311 штук.2
  • мумитрольСразу видно что ребята в Сколково учатся. По виду заумь заумная, по факту заменяется листом бумаги у адвоката. И конечно же не для простых смертных. Молодцы!2
  • Elena_TМолодцы. Я на третьем курсе пила пиво на лавочке за универом и была счастлива. А тут ребята что то мутят. Далеко пойдут.2
  • С.С.Болтоукладчик, получается, не должны) а вообще, всë можно словами через рот сообщать или в записную книжку)0
  • БолтоукладчикС.С., если человек любит самостоятельно активно играть со своими активами, записную книжку или беседу словами через рот придётся повторять каждые несколько месяцев. Да и неловко как-то словами через рот перечислять свои активы: "Привет, детки-наследки! Если я помру, то знайте, что у меня в собственности счета в банках российских А, Б, и В, турецком Г, дубайском Д и кипрском Е, из них в В и Д еще арендованы ячейки, там драг металлы и некоторые документы на недвижку, но часть возможно потерялась. Еще я соучредитель в ООО "Рога и Копыта" с 25% долей в УК, и в ООО "Одуванчик" с 30% долей, еще у меня в собственности 4 участка по 50га в Костромской области, 2 квартиры в москве, 1 в Костроме, 1 в Измире, и загородный дом рядом с Лимассолом. Есть крипта на бирже Х, биткойн на некастодиальном кошельке, эфир на другом кошельке, и щиткоин залочен в стейкинге не третьем. Запомнили словами через уши? Нет? Ну надо было записывать. Через полгода буду рассказывать вам всё снова" Вообще, как-раз фонды управления активами (этот самый wealth management) должны лучше всех знать обо всех активах человека. Но автор статьи, видимо делает приложение для тех, кто не хочет доверять таким компаниям и лучше доверит это приложению.2
  • С.С.Болтоукладчик, капец сложная жизнь у богатых))1
  • Ivan PomidorovБолтоукладчик, для таких целей можно использовать простой файлик где все это перечислено и/или менеджер паролей. Я не думаю что человек с 10 банковскими счетами и 30 криптокошельками держит все аккаунты и детали в голове, он где-то это записывает. Вот эту записную книжку и нужно гарантированное передать наследникам в случае непредвиденной случайности, а для этого достаточно сообщить мастер пароль, который нет необходимости постоянно обновлять. Wealth management услуги созданы для следующих целей: 1. Как сделать процент прироста по капиталу максимальным, минимально нарушая закон. 2. Как платить минимум налогов (опять же минимально нарушая закон). 3. Как обязать наследников распоряжаться капиталом так, как создатель капитала планировал, для этого создаются фонды, трасты итд. Чтобы сказать "у вашего партнера был 30 криптокошельков, вот доступы" не нужно использовать wealth management, для этого существуют простые облачные инструменты передачи информации в безопасном виде, обычный Google Sheet подойдет.0
  • Николай РомановС.С., прежде всего, информацию собирает не платформа - ее загружает сам пользователь. Да, он хранит информацию на нашей платформе, но важно понимать, что, во-первых, мы как платформа не видим никакие данные, которые записывают и хранят наши пользователи. А во-вторых, сервис построен на той же инфраструктуре, которую используют государственные органы. Что касается способов получения доступа к активам пользователя, наш продукт не об этом, поскольку доступ получается с помощью уже существующих государственных механизмов. Мы решаем проблему понижения управляемости капитала и отсутствия понимания близкими и партнерами его сложной структуры. А также даем возможность без проблем и потерь передать все данные в критический момент (необязательно смерть) близким, родственникам и партнерам с сохранением их полной конфиденциальности.1
  • Николай РомановElena_T, спасибо! Работаем1
  • Николай Романовмумитроль, такие листы при сложной структуре капитала превращаются в стопки, стопки складываются в коробки, а коробки - в комнаты. Но спасибо за Ваше мнение! Работаем!1
  • Николай РомановБолтоукладчик, лучше и не скажешь0
  • Николай РомановIvan, простой файлик может оказаться далеко не простым из-за огромного объема информации, большого разнообразия активов и сложной структуры капитала. Кроме того, важной функцией платформы является добавление документов об активах, что невозможно сделать в файлике, о котором Вы говорите. Менеджер паролей хранит, соответственно, только пароли - это слишком узко и не решает проблемы, о которых мы говорим. Что касается записной книжки, если рассматривать материальный вариант - это совсем проблематично. Во-первых, на уровне состоятельных людей, которые являются нашей целевой аудиторией, не хватит никакой записной книжки - она превратится в целую библиотеку, где будет практически невозможно разобраться. Во-вторых, вряд ли кто-то в условиях современного мира и бизнеса предпочтет такой грузный и тяжелый вариант цифровой платформе, которая будет всегда под рукой. В-третьих, с физическим вариантом может что-то произойти - эта "книжка" может потеряться, сгореть в пожаре, ее могут украсть и тд. В-четвертых, где та самая гарантия того, что эта книжка будет передана в нужный момент? Когда у владельца активов всё хорошо - еще не время её передавать; а когда с ним что-то случается (опять же, не обязательно смерть) - он уже не сможет это сделать. То, что Вы написали про Wealth Management - это правда, но это лишь часть того, чем занимаются в этой отрасли. Понятие управления благосостоянием и активами значительно шире. Отвечая на последнюю часть Вашего комментария, хотим отметить, что на уровне представителей нашей целевой аудитории нельзя ставить понятия "безопасный" и "Google Sheet" в одно предложение. Кроме того, такие облачные хранилища никак не адаптированы под ведение бизнеса и запись информации об активах; помимо этого, они в основном хранятся на иностранных серверах, что сейчас запрещено на уровне законодательства во многих сферах. Ну и конечно, на то это и облачные хранилища, что они только хранят файлы, но не передают их, тем более автоматически и в нужный момент с сохранением конфиденциальности.1
Вот что еще мы писали по этой теме