Бизнес с душой: возможно ли это в нашей реальности

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Татьяна Шпицер

Страница автора

Здравствуйте всем, кто не боится мыслить по⁠-⁠новому! Пока корпорации, застрявшие в прошлом, продолжают гнаться за прибылью, бизнесы с душой растут как на дрожжах. И это уже не просто модный тренд, а новая реальность, которая диктует свои правила.

Когда я впервые увидела компанию, где сотрудники боялись даже улыбнуться, я решила: надо что⁠-⁠то делать, так больше не может продолжаться. Бизнес должен быть не только прибыльным, но и значимым. Готовы добавить искренности и человечности? Тогда вперед!

О Сообщнике Про

Действующий управленец в топ-сегменте на В2В-рынке уже 6 лет. Работала в ИТ, строительстве, мебельной и бьюти-индустрии. Построила 9 команд, вырастила 14 руководителей. Занимаюсь стратегическим менеджментом, внедрением изменений, формированием культуры достижения результатов. Ментор в сообществе PRO Women по развитию и масштабированию личности и бизнеса.

Почему это важно

Да потому что я сама прошла через это! Помню, как в начале своей карьеры работала в компании, где главным была только прибыль. Люди чувствовали себя винтиками, а не частью чего⁠-⁠то большего. Я видела, как талантливые сотрудники уходили, потому что не чувствовали, что их ценят. И тогда я поняла, что так больше не может продолжаться. И сейчас самое время, все стремительно меняется…

  • Потребители выбирают сердцем (и кошельком). Люди устали от безликих брендов. Они хотят покупать у компаний, которые разделяют их ценности и несут ответственность за свои действия. Например, история про компанию Patagonia и создание "мягких" альпинистских костылей. А вспомните, как в детстве мы мечтали об определенной игрушке — не просто из⁠-⁠за её функционала, но и из⁠-⁠за эмоций, которые она вызывала. Этот запрос на "эмоциональную связь" только усиливается.
  • Инвесторы ищут пользу для социума. Все больше тех, кто готов вкладывать деньги в проекты, которые не только приносят прибыль, но и делают мир лучше. Это как собирать команду мечты — с одной стороны, нужно, чтобы каждый был профессионалом, а с другой — чтобы все горели одной идеей! И, знаете, это становится очень прибыльным делом!
  • Сотрудники хотят работать с миссией. Талантливые люди не хотят тратить свою жизнь на "работу ради работы". Они хотят быть частью чего⁠-⁠то большего. Как сказал один мой клиент: "Я лучше буду делать меньше денег, но зато буду гордиться тем, что делаю!" — и это не просто слова, это реальность! Кстати, последствия пофигистического отношения к миссии, ценностям, бизнес ощущает сейчас по полной программе- «перебежчиков из компании в компанию» стало в разы больше, управленцы приходят в «удобный» для себя найм (гонка за длинным рублем…).

Как одушевить свой бизнес

На мой взгляд, одушевление бизнеса — это как вдохнуть в него жизнь. Инструменты важны, но без души они — просто холодный металл (утверждаю это как мать хирурга, который сам собирает свои команды). Как бизнес⁠-⁠коуч, я часто вижу, как компании пытаются использовать модные инструменты, не понимая, зачем они им нужны. Это как давать хирургу скальпель, не научив его анатомии. Можно использовать разные методики (пирамиды Маслоу, окна Джохари, метод Уолта Диснея), но главное — вкладывать в дело свои ценности и смыслы, как это делали основатели компаний, которые пережили века.

В бизнесе всякое бывает. Однажды у нас были случаи, когда сотрудники клиента… ммм… добавляли "секретные ингредиенты" в бетон для «хозяина» (сахар и яйца, если быть точным!). Только представьте! Этот случай стал для меня звоночком: нужно, чтобы каждый сотрудник понимал, для чего мы все здесь собрались. Вы думаете, это единичный случай? К сожалению, нет. Когда в компании нет четких ценностей и общей цели, сотрудники могут саботировать работу, даже не осознавая этого. И это напрямую влияет на репутацию и прибыль компании.

Иногда жизнь подбрасывает такие сюрпризы, что только диву даешься. Как⁠-⁠то раз на собеседование пришел мужчина… с женой, которая ждала его в коридоре, как мамочка! Да, такое бывает. Забавно, но после этого я еще больше задумалась о том, какие ценности мы хотим видеть в наших сотрудниках. Ведь бизнес — это не просто цифры и графики, это, прежде всего, люди.

Я верю, что лучший способ понять себя и других — это задавать правильные вопросы и исследовать себя, найти тот самый контакт с собой. У меня даже есть специальные корпоративные карточки с вопросами, которые помогают погрузиться в историю познания себя и мира. Может, это и не "хай⁠-⁠тек", но работает!

Хотите встряхнуть свою команду? Предлагаю устраивать дни "ролевых игр"! Один день все работают из роли клиентов, другой — из роли конкурентов. А что, если все сотрудники станут клоунами на один день? Уверяю вас, задачи будут решаться совсем по⁠-⁠другому! Это, конечно, вызов для руководства, но оно того стоит.

Если вы чувствуете, что вашему бизнесу не хватает души, и вам нужна помощь в создании осознанной и устойчивой организации, обращайтесь! Я, Татьяна Шпицер, живой и действующий управленец, консультант по устойчивому развитию героев нашего времени, помогу вам раскрыть потенциал вашего бизнеса и создать команду, которая будет гореть общей идеей.
Вместе всегда легче и веселее делать бизнес не только прибыльным, но и значимым!

Мои методы

А пока поделюсь несколькими своими методами одушевления:

  • Найдите в своем бизнесе то, что вас действительно зажигает, и делитесь этим с командой и клиентами.
  • Создайте команду единомышленников, которые разделяют ваши ценности и готовы вместе работать над общей целью. Соберите свою "стаю", делайте свое дело только с теми кого хочется обнять.
  • Умейте слушать и слышать своих клиентов и сотрудников. Не бойтесь получать обратную связь, даже если она негативная. (Культура обратной связи- генеративное позитивное использование языка)
  • Перспектива. Видение будущего компании, хотя бы на несколько шагов вперед. Из этого можно сделать великолепный мастермайнд внутри команды и в сотворчестве создать образ будущего команды.
  • Исследование себя. Понимание своих чувств и эмоций.
  • Принятие различий. Уважение к мнению других людей.
  • Системное лидерство. Все процессы понятны и прозрачны, имеют смыслы и сроки реализации.
  • Страстная беспристрастность. Честный ответ на вопрос: "Что я действительно хочу?"

Конечно, все эти методы требуют времени и усилий. Ведь как известно, бескультурье -тоже культура. Но поверьте, оно того стоит. Бизнес с душой — это не спринт, а марафон. И только те, кто готовы работать над собой и своей командой, смогут добиться успеха.

Сложности и ошибки на пути «одушевления»

Главная сложность на пути к бизнесу с душой — это наши собственные ограничения и установки. "Что за ерунда? Это не сработает!" — знакомо? Это внутреннее сопротивление, которое нужно преодолеть. Чтобы бизнес стал живым, нужно сначала почувствовать себя живым и понять, кто ты есть на самом деле. Нужно понимать, какие изменения и сложности возникают при любых внедрениях. Главное — желание, вера, доверие и умение создавать образ будущего. Люди не умеют этого делать, а это главное.

Самая распространенная ошибка — когда лидер загорается идеей и начинает ее внедрять, не поделившись ею с командой. Получается, как в басне: "лебедь, рак и щука". В итоге вместо слаженной работы получаем хаос и разочарование. Еще одна ошибка — когда люди не знают ценности друг друга и искренне считают, что все думают одинаково. В итоге получаем дружбу против кого⁠-⁠то и… скажем так, "неформальное общение" в кулуарах.

Как создать бизнес с душой

Итак, вы готовы сделать свой бизнес более человечным и значимым? С чего начать? Вот несколько шагов, которые помогут вам на этом пути:

  1. Определите свои ценности. Что для вас действительно важно? За что вы готовы бороться? (Для меня, например, важно, чтобы мой бизнес приносил пользу людям и не вредил Миру.)
  2. Сформулируйте свою миссию. Какую проблему вы хотите решить? Какой след вы хотите оставить в этом мире? (Моя миссия — помочь предпринимателям создать бизнес с Душой, который будет не только прибыльным, но и приносить радость и удовлетворение.)
  3. Проанализируйте свой бизнес. Как вы можете сделать его более осознанным, социальным, регенеративным? Какие "грехи" нужно искупить? (Мы в компании начали с уменьшения отходов и использования экологически чистых материалов. Это был небольшой шаг, но он дал нам почувствовать, что мы движемся в правильном направлении.)
  4. Начните с малого. Не пытайтесь изменить все сразу, сделайте первый шаг, посадите первое семечко. (Начните с одного небольшого проекта, который соответствует вашим ценностям. Это может быть благотворительная акция, экологическая инициатива или просто изменение подхода к общению с сотрудниками.)
  5. Делитесь своим опытом. Вдохновляйте других! Создавайте комъюнити единомышленников! Расскажите миру свою историю! Можно начать с подкаста или статьи.

Ну как вы, еще не передумали? Создавать бизнес с душой — это не всегда легко, вернее, всегда не легко. На пути могут возникнуть страхи и сомнения. Помните: бизнес с душой — это не просто тренд, а новая философия, которая может изменить мир к лучшему.

  • Андрей ЧевозёровСтатья обо всём и ни о чём: миссия и ценности характерны и для транснациональных корпораций и более того, фиксируются в уставе. Все остальное советы уровня "Найдите в своем бизнесе то, что вас действительно зажигает, и делитесь этим с командой и клиентами." вполне себе можно было надёргать из любых гайдов для предпринимателей, даже для бездушных мошенников Давайте, в следующий раз, без GPT и на собственном опыте8
Вот что еще мы писали по этой теме