Как анализировать спрос и конкурентов на маркетплейсе с помощью нейросети: 10 промптов в ChatGPT

В рубрике «Истории бизнеса» читатели Т—Ж рассказывают о своем бизнес-опыте и дают рекомендации другим предпринимателям.
Автор этой статьи — руководитель сервиса для роста продаж на Wildberries. Читатель рассказал, как нейросети могут помочь бизнесу на маркетплейсах, когда речь идет о маркетинговом анализе и планировании поставок в начале работы.
О чем вы узнаете
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Как изучить нишу и аудиторию
Конкуренция на рынке маркетплейсов становится все острее: за внимание покупателей борются сотни тысяч продавцов. В таких условиях бизнесу важно точно прогнозировать спрос, грамотно планировать запасы и выстраивать маркетинговую стратегию. Если у вас десятки или сотни товаров, делать все это вручную почти нереально. На помощь приходят нейросети.
Перед стартом продаж важно понять, что именно нужно людям, кто будет у вас покупать и как выделиться среди конкурентов. ChatGPT и другие текстовые нейросети позволяют проводить такой анализ быстрее.
Анализ рынка и ниши. Актуальные данные о том, что сейчас больше всего востребовано на маркетплейсах и каких товаров на них пока не хватает, придется искать вручную. Самый простой способ — посмотреть внутреннюю аналитику площадок. Например, можно зайти в раздел «Что продавать на Wildberries» в личном кабинете на портале «WB Партнеры», выбрать вкладку «Дефицит товара» и выгрузить данные в «Эксель».

Вот параметры, по которым стоит выбирать первую нишу:
- Сравнительно небольшое количество предложений — от нескольких сотен до нескольких тысяч товаров, при этом продажи должны быть минимум у 20% конкурентов, а не у двух-трех лидеров.
- Высокий объем выручки — примерно от 700 000 ₽.
- Быстрая оборачиваемость — 10—20 дней.
- Небольшая цена товара — желательно до 500 ₽. Если цена выше, закладывайте больший бюджет на закупки и продвижение.
- Высокий процент выкупа — от 80—90% для большинства ниш, для Fashion — от 70%.
- По возможности невысокая комиссия площадки. Самая высокая комиссия — у одежды и обуви.
- Экспертные знания и интерес. Хорошо, если вы сами разбираетесь в товаре и вам хочется с ним работать.
Дальше все просто: можно прямо в «Экселе» отфильтровать товары по нужным вам категориям и отсортировать по оборачиваемости. Но если вам трудно работать с «Экселем», можно воспользоваться ChatGPT.
Запрос может выглядеть так:
Привет! Помоги мне выбрать товар для продаж на маркетплейсе Wildberries. Ниже таблица с товарами и их параметрами. Выбери из них только те, у которых оборачиваемость менее 10 дней, категория — товары для животных. Представь итог в табличном формате.
Статистику по спросу и предложению также можно найти в сервисах аналитики, таких как inSales, Sellmonitor, MPStats, Moneyplace. Здесь разделы с аналитикой по товарам называются по-разному, но их легко опознать по словам «ниши», «товары» или «категории».


Таблицу с данными из сервиса также можно загрузить в ChatGPT. Здесь логика запроса к нейросети будет похожей, но ориентируйтесь на параметры, которые есть в вашем сервисе. Например:
Привет! Помоги мне выбрать товар для продаж на маркетплейсе Wildberries. Ниже таблица с товарами и их параметрами. Выбери из них только те, у которых одновременно следующие параметры:
- цена до 500 рублей;
- процент выкупа более 98%;
- продажи более 2000 штук;
- выручка более 700 000 ₽.
Представь итог в табличном формате.

После этого ваша задача — изучить все отфильтрованные товары на площадках и выбрать из них те, с которыми вы хотите работать.
Анализ целевой аудитории. С товарами разобрались. Но кто будет их покупать и для решения каких задач? Тут тоже на помощь придет ChatGPT или любая другая текстовая генеративная нейросеть, которой вы доверяете.
Вот с чем она может помочь:
- Собрать и обобщить данные о тех, кто покупает ваш товар. Нейросеть умеет брать информацию из отзывов покупателей, маркетинговых исследований, обзоров, форумов и даже видеороликов. ChatGPT поможет создать несколько сегментов ЦА, опираясь на данные о возрасте, поле, интересах и предпочтениях покупателей.
- Определить потребности, «боли» и страхи покупателя. ChatGPT может проанализировать отзывы, чтобы выделить самые распространенные цели покупки и нюансы, которые могут отпугнуть покупателя.
Предположим, мы выбрали три товара для продажи: лазерную указку для кошек, игрушку для кошек «Умный мяч» и игрушку для кошек «Дразнилка».
Далее нужно составить портрет нашей ЦА. Для этого задаем запрос в ChatGPT:
Пожалуйста, изучи отзывы, обзоры, форумы и любые другие источники информации о лазерных указках для кошек в интернете и на основе полученных данных составь сегменты покупателей этого товара. У каждого сегмента должен быть собственный набор характеристик, который его отличает.
Мы получили интересный итог и узнали много нового о тех, кто будет покупать наш товар.


Теперь можем делать нужные акценты при оформлении карточки товара. Люди ищут:
- игрушку, которая будет заставлять кошек активно двигаться, но со стороны хозяина не потребует усилий;
- «бесконтактную» игрушку, которая позволит не контактировать с животным напрямую;
- простую и недорогую игрушку, с принципом работы которой все уже знакомы.
Но давайте попробуем узнать больше о конкретных требованиях людей к товару и о том, что может их оттолкнуть от покупки. Примерный запрос в ChatGPT:
Пожалуйста, для каждого кластера ЦА тезисно и конкретно опиши, какие «боли» есть у покупателя (какую проблему он хочет решить покупкой товара) и какие страхи мешают ему совершить покупку.
Вот ответ:


Эта информация очень поможет нам при составлении инфографики и описания для товара. К примеру, в качестве преимуществ мы можем отметить:
- безопасность указки для детей и животных;
- долгий срок работы;
- прочность корпуса и долговечность;
- простоту использования без серьезной физической активности со стороны хозяина.
Если вам будет недостаточно информации, запрос к нейросети всегда можно конкретизировать, переформулировать или дополнить.
Анализ конкурентов. Его можно проводить по разным аспектам: ценам, ассортименту, объему и суммам продаж, качеству оформления карточек товаров. Проанализировать числовые метрики соперников с помощью нейросети можно по той же схеме, по какой мы выбирали товары: выгрузить данные в табличном формате из сервисов аналитики, попросить ChatGPT обобщить информацию и сделать выводы.
Такой запрос может помочь понять, товары с какой ценой продавались лучше всего:
Пожалуйста, на основе статистики ниже проанализируй, по какой цене продавались умные мячи для кошек с самыми большими продажами и выручкой.
Как проанализировать предложения конкурентов и отзывы покупателей
Но что, если нужно работать не с количественными показателями, а с качественными? Например, нам нужно понять, какие УТП чаще всего используют конкуренты в своей инфографике или о чем пишут в описаниях товара. Вот несколько способов работы с ChatGPT для такого анализа.
Исследуем инфографику. ChatGPT умеет анализировать картинки. Вы можете скачать инфографику топ-продавцов в вашей товарной категории, загрузить изображения в диалог с нейросетью через кнопку со скрепкой и отправить такой промпт:
Проанализируй загруженные картинки и ответь на вопросы.
Какие цвета чаще всего используют в дизайне карточек?
Какие визуальные образы чаще всего используют?
Какие УТП товара чаще всего используют на инфографике?
Анализируем характеристики и описания. Здесь логика та же — копируем тексты с карточек нескольких конкурентов и задаем вопросы:
Какие параметры характеристик чаще всего заполняют конкуренты?
Какие ключевые слова чаще всего используют конкуренты в описаниях?
О чем стоит упомянуть в описании? Составь структуру описания.
Анализируем отзывы. Загружаем в диалог отзывы о товарах, которые максимально похожи на ваши, и просим нейросеть проанализировать их и составить список самых распространенных замечаний к товару. Эту информацию надо учесть в своих продажах, чтобы минимизировать количество негативных отзывов и возвратов.
Как провести SWOT-анализ бизнеса
SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats — сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) — это способ разобраться, что у компании получается хорошо, а что требует улучшений. Он помогает понять, какие сильные и слабые стороны есть у вашего бизнеса и какие угрозы его окружают.
При проведении SWOT-анализа учитывают:
- Сильные стороны — что у компании получается отлично. Например, хороший продукт, известный бренд или опытная команда.
- Слабые стороны — что мешает компании расти и развиваться. Нехватка каких-либо ресурсов, плохое качество обслуживания, высокая цена.
- Возможности — что поможет компании вырасти. К примеру, новые тренды, появление новых рынков или технологии, которые можно использовать.
- Угрозы — внешние факторы, которые могут навредить компании. Например, сильные конкуренты, экономический кризис или изменения в законодательстве.
Вот какой запрос к нейросети поможет построить таблицу:
Помоги мне составить таблицу для SWOT-анализа моего бизнеса. Составь для меня список максимально конкретных:
- сильных сторон;
- слабых сторон;
- возможностей;
- угроз.
Вот краткая информация о моем бизнесе. Я продаю игрушки для кошек и мелких собак. Бизнес работает восемь месяцев. Товары закупаю в Китае и продаю на двух маркетплейсах: Wildberries и Ozon. География продаж — Центральный федеральный округ, Россия. У меня пока нет собственного сайта или иного представительства в интернете. Для хранения товаров есть один небольшой склад, там размещаются пришедшие поставки от производителя. Я работаю с маркетплейсами по модели FBO и отгружаю товары на их склады по мере необходимости.
Вот что выдала нейросеть:


Затем нужно связать эти четыре ячейки друг с другом, например, таким запросом:
Спасибо! А теперь свяжи эти ячейки в одном анализе по следующей логике:
SW (Сильные стороны + Слабые стороны): как мои сильные стороны могут компенсировать слабости?
SO (Сильные стороны + Возможности): как мои сильные стороны могут помочь использовать внешние возможности?
WO (Слабые стороны + Возможности): как можно использовать внешние возможности для улучшения слабых сторон?
ST (Сильные стороны + Угрозы): как сильные стороны могут помочь справиться с угрозами?
WT (Слабые стороны + Угрозы): как минимизировать слабые стороны, чтобы снизить влияние внешних угроз?
Конечно, далеко не все, что выдала нейросеть в ответ, подходит для нашей реальности. Но можно сделать много полезных выводов об увеличении ассортимента, поиске дополнительных поставщиков и расширении географии.


Как спланировать график поставок
После первой поставки на маркетплейс важно провести тщательную аналитику, чтобы спрогнозировать дальнейшую периодичность закупок. Здесь также поможет нейросеть.
Вот один из вариантов запроса к ChatGPT:
Помоги мне с планированием поставок товара на маркетплейс. У меня есть следующая статистика по товару за прошедшие две недели (14 дней):
Сегодняшняя дата — 01.11.24
Заказано товаров за период (шт.) — 25 единиц
Остатки на складах (шт.) — 78 единиц
Время на поставку новой партии товара на склады — три дня
Мне нужно посчитать:
За сколько дней полностью распродадутся остатки на складах + дата.
Через сколько дней оформить новую поставку + дата оформления, но с учетом того, что на складе к этому времени должен оставаться товар на три дня, которые уйдут на поставку.
Сколько штук должно быть в новой поставке, чтобы хватило на один месяц продаж.
Вот такой пошаговый алгоритм расчета выдала нейросеть. На его основе можно сделать эксель-таблицу для автоматического расчета.



Плюсы и минусы использования ИИ для маркетплейсов
Вот какие преимущества дают нейросети:
- Быстро обрабатывают данные. Они могут выполнять почти любую аналитику за секунды.
- Имеют доступ к большому количеству информации. В арсенале ChatGPT — почти весь интернет. Нейросеть обучается на огромном объеме данных и может дать ответы на любые вопросы.
- Обрабатывают неструктурированные данные. ИИ способен анализировать не только цифры, но и отзывы, описания, изображения, видео и другую подобную информацию, чтобы сделать выводы.
Есть и недостатки:
- Важно уточнять контекст. Для качественных результатов ChatGPT нужен максимально точный контекст: данные о товаре, регионах продажи, вашей компании, ценах и прочем. Если не конкретизировать запросы, вы получите слишком общие ответы.
- Понадобятся качественные данные. Эффективность нейросетей напрямую зависит от качества входных данных — если в них есть ошибки или пробелы, результат может быть неточным.
- Нужен контроль. Хотя нейросети могут выполнять многие задачи автоматически, важно, чтобы специалисты постоянно контролировали их работу: это поможет своевременно выявлять и предотвращать ошибки.
Нейросети помогают прогнозировать, исследовать рынок, настраивать поставки, минимизировать человеческий фактор и повышать точность решений. Но важно помнить, что без контроля специалистов большая часть инструментов не будет работать на полную мощность.