
Как выбрать пленку для автомобиля
Чтобы изменить цвет автомобиля, не обязательно его перекрашивать — можно просто оклеить пленкой.
C помощью автомобильных пленок на машину наносят любой рисунок, защищают лакокрасочное покрытие или делают его матовым. Это простой и недорогой способ — причем наклеить пленку можно даже самостоятельно.
Расскажу, какие бывают пленки, сколько стоит их наклеить и чего делать нельзя.
Вы узнаете
Какие бывают пленки для автомобилей
Пленки бывают трех видов:
- Декоративные изготавливают из тонкого поливинилхлорида — ПВХ, их называют виниловыми.
- Защитные делают из термопластичного полиуретана — ТПУ. Это синтетический полимер, эластичные разновидности которого часто используют как заменители резины.
- Гибридные — с основой из ПВХ и дополнительным защитным покрытием, которое может самовосстанавливаться под действием тепла.
Расскажу подробно о каждом виде.
Декоративные
С помощью виниловых пленок несложно поменять цвет автомобиля или нанести на детали какой-либо рисунок. Самый распространенный пример — машины такси, которые оклеивают пленкой нужного цвета с шашечками , или машины различных компаний с логотипами.
Каландрированные виниловые пленки изготавливают методом экструзии, прокатывая горячими валами — каландрами — разогретую до примерно 180 °C смесь ПВХ смол, пигментов и пластификаторов . Под давлением каландров пленка сильно растягивается, поэтому у каландрированных пленок есть «память формы» — они дают сильную усадку.
Каландры могут наносить на поверхность нужную текстуру, делая пленку глянцевой, матовой или с тиснением. Толщина каландрированных пленок — 50—100 мкм , но поскольку каландры не идеально цилиндрической формы, она неравномерная — может немного различаться в разных местах.
Мономерные и полимерные пленки. Каландрированный винил делят на два типа:
- Мономерный — с мономерным пластификатором в составе смеси. Это самый дешевый вид пленок. Мономерный винил почти не тянется, поэтому им можно оклеивать только плоские поверхности.
- Полимерные — с полимерным пластификатором. Они чуть более эластичные, их можно наносить на поверхности с простыми изгибами.
В автомобилях каландрированный винил используют редко — в основном для краткосрочных задач, например чтобы временно нанести рекламу или изображения на отдельные относительно плоские детали кузова — борта или двери. Материал легко царапается, может растрескаться в холод, в жару и при резких перепадах температур — например, когда автомобиль выезжает из теплого бокса на холодную улицу. Под солнечными лучами каландрированный винил выгорает и теряет внешний вид. Мономерные пленки служат 1—2 года, полимерные — до 3 лет.
Литые виниловые пленки получают, подавая на литейную ленту раствор поливинилхлоридной смолы, куда добавляют пластификаторы и пигменты. Лента проходит через печь, где из смеси испаряется растворитель, затем пленку охлаждают, отделяют, наносят клеевой слой и подложку.
Литой ПВХ в процессе производства не испытывает нагрузок, поэтому у него нет «памяти формы», и после того, как пленку наклеивают, она практически не дает усадки. Типичная толщина литых пленок — 40—80 мкм. Литую пленку можно сделать глянцевой, матовой или текстурированной — это зависит от рельефа литейной ленты.
Литой винил достаточно эластичный, хорошо тянется, им можно оклеивать не только плоские детали — поэтому такие пленки часто используют в автомобилях. Выпускают практически любые цвета и фактуры — глянцевые, матовые, зеркальные, с эффектом перламутра, хамелеона, с текстурой карбона, дерева или кожи. Это недорогой способ изменить цвет или внешний вид машины, не перекрашивая ее.
Но, как и другие типы винила, литой теряет свои свойства в мороз и в жару, плохо переносит резкие перепады температур, выгорает и желтеет под солнечными лучами. Внешнюю поверхность легко поцарапать, со временем она становится сильно затертой. Срок службы таких пленок — до 5 лет.
Плюсы виниловых пленок:
- Недорогой способ декорировать автомобиль или изменить его цвет.
- Богатая палитра цветов, рисунков и фактур.
- Защищает лакокрасочное покрытие от реагентов и небольших царапин.
- Можно скрыть недостатки лакокрасочного покрытия — мелкие сколы.
Минусы виниловых пленок:
- Плохо противостоят ударам камней и гравия.
- В жару, в мороз и при резких перепадах температур может растрескаться.
- Под действием ультрафиолета желтеют.
- Поверхность со временем становится затертой.
- Срок службы — 3—5 лет.
Защитные
Полиуретановые пленки в основном используют, чтобы защищать лакокрасочное покрытие от внешних воздействий. Их изготавливают методом экструзии, продавливая расплавленную полимерную массу через узкую щель. Когда полиуретан застывает, он образует пленку, на которую наносят клеевой слой, подложку, различные покрытия и сматывают в рулон. Средняя толщина пленок из ТПУ — 180—200 мкм.
Полиуретановая пленка очень эластичная: она может растягиваться в несколько раз, ее можно наклеить даже на самые сложные кузовные элементы автомобиля без усадки. ТПУ — очень прочный материал, способный противостоять даже ударам крупных камней и гравия, поэтому такую пленку часто называют антигравийной. Полиуретан не теряет своих защитных свойств в морозы, в жару и при резких перепадах температур, он стойкий к химическим реагентам и не выгорает под солнечными лучами.
На полиуретановые пленки обычно наносят дополнительное защитное лаковое покрытие, которое может самовосстанавливаться: когда его нагревают солнечные лучи, горячая вода или воздух, мелкие царапины и небольшие сколы затягиваются. Кузовные детали, на которые наклеивают такие пленки, всегда выглядят как новые. У некоторых пленок такое покрытие одновременно и гидрофобное — на него меньше налипает грязь.
Полиуретановая пленка в 2—4 раза дороже литой виниловой, а палитра цветов значительно беднее — в основном производят бесцветный ТПУ с глянцевой или матовой поверхностью, хотя можно найти и материал некоторых популярных цветов.
Плюсы полиуретановых пленок:
- Можно оклеить детали сложной формы.
- Практически не дает усадки.
- Пленка почти невидима и не меняет заводской цвет автомобиля.
- Защищает лакокрасочное покрытие от реагентов, царапин и сколов при ударах камнями и гравием.
- Не теряет защитных свойств в жару, в мороз и при резких перепадах температур.
- Поцарапанное защитное покрытие самовосстанавливается.
- Не желтеет под солнечными лучами.
- Служит до 10 лет.
Минус полиуретановых пленок:
- Стоят в несколько раз дороже виниловых.
Гибридные
Гибридные виниловые пленки — разновидность литых, с основой из ПВХ и дополнительным защитным покрытием, которое может самовосстанавливаться под действием тепла.
Гибридные пленки толще обычных виниловых — 120—150 мкм — и более устойчивы к морозу, жаре, перепадам температур и солнечному ультрафиолету. Они защищают покрытие машины от механических повреждений лучше, чем винил, но конкурировать с ТПУ не могут. По стоимости они занимают промежуточное положение между ТПУ- и ПВХ-пленками. Срок службы гибридных пленок — как у виниловых, около 5 лет.
Плюсы гибридных пленок:
- Защищают лучше виниловых.
- Поцарапанное защитное покрытие самовосстанавливается.
- Стоят дешевле полиуретановых.
Минусы гибридных пленок:
- Ограниченный выбор цветов — обычно только бесцветные глянцевые, матовые и черные.
- Защищают лакокрасочное покрытие хуже, чем полиуретановые.
- Срок службы — 3—5 лет.
Сравнение трех типов пленок
Отличительные черты | ПВХ | ТПУ | Гибрид |
---|---|---|---|
Цветовая палитра и фактуры | ⭐⭐⭐ | ⭐ | ⭐ |
Прозрачность | ⭐ | ⭐⭐⭐ | ⭐⭐ |
Самовосстанавливающееся покрытие | — | ⭐⭐⭐ | ⭐⭐ |
Стойкость к УФ-излучению | ⭐ | ⭐⭐⭐ | ⭐⭐ |
Толщина | 40—80 мкм | 180—200 мкм | 120—150 мкм |
Стойкость к механическим повреждениям | ⭐ | ⭐⭐⭐ | ⭐⭐ |
Химическая стойкость | ⭐ | ⭐⭐⭐ | ⭐⭐⭐ |
Стойкость к морозу и жаре | ⭐ | ⭐⭐⭐ | ⭐⭐ |
Срок службы | 3—5 лет | 10 лет | 5 лет |
Оклейка сложных деталей | ⭐ | ⭐⭐⭐ | ⭐ |
Стоимость оклейки компактного седана | 50 000 ₽ | 200 000 ₽ | 100 000 ₽ |
Типичное использование | Декорирование, реклама, изменение цвета | Полноценная защита лакокрасочного покрытия | Защита лакокрасочного покрытия с ограниченным бюджетом |
Сравнение трех типов пленок
Цветовая палитра и фактуры | |
ПВХ | ⭐⭐⭐ |
ТПУ | ⭐ |
Гибрид | ⭐ |
Прозрачность | |
ПВХ | ⭐ |
ТПУ | ⭐⭐⭐ |
Гибрид | ⭐⭐ |
Самовосстанавливающееся покрытие | |
ПВХ | — |
ТПУ | ⭐⭐⭐ |
Гибрид | ⭐⭐ |
Стойкость к УФ-излучению | |
ПВХ | ⭐ |
ТПУ | ⭐⭐⭐ |
Гибрид | ⭐⭐ |
Толщина | |
ПВХ | 40—80 мкм |
ТПУ | 180—200 мкм |
Гибрид | 120—150 мкм |
Стойкость к механическим повреждениям | |
ПВХ | ⭐ |
ТПУ | ⭐⭐⭐ |
Гибрид | ⭐⭐ |
Химическая стойкость | |
ПВХ | ⭐ |
ТПУ | ⭐⭐⭐ |
Гибрид | ⭐⭐⭐ |
Стойкость к морозу и жаре | |
ПВХ | ⭐ |
ТПУ | ⭐⭐⭐ |
Гибрид | ⭐⭐ |
Срок службы | |
ПВХ | 3—5 лет |
ТПУ | 10 лет |
Гибрид | 5 лет |
Оклейка сложных деталей | |
ПВХ | ⭐ |
ТПУ | ⭐⭐⭐ |
Гибрид | ⭐ |
Стоимость оклейки компактного седана | |
ПВХ | 50 000 ₽ |
ТПУ | 200 000 ₽ |
Гибрид | 100 000 ₽ |
Типичное использование | |
ПВХ | Декорирование, реклама, изменение цвета |
ТПУ | Полноценная защита лакокрасочного покрытия |
Гибрид | Защита лакокрасочного покрытия с ограниченным бюджетом |
Какой бывает дизайн
В каталогах производителей виниловых пленок — сотни цветов и фактур: бесцветные, глянцевые, матовые, цветные, зеркальные, перламутровые, карбоновые или камуфляжные. Более того, на виниловых пленках можно напечатать любой рисунок. Вот самые популярные варианты.
Карбон. Такая пленка состоит из основы с рисунком, имитирующим углепластик, и прозрачного защитного покрытия. Рисунок может быть плоским — 2D — или многослойным, с фактурой, внешне почти неотличимой от настоящего углеродного волокна — такие варианты в зависимости от качества имитации обозначают 3D, 4D, 5D, 6D, 7D.
Хамелеон. Эта пленка меняет цвет в зависимости от того, как на нее падает свет. Она может быть глянцевой, матовой или с 3D-тиснением.
Матовая виниловая пленка может быть самых разных цветов, полиуретановая — в основном бесцветная.
Зеркальная пленка — только виниловая. Она имитирует хромированные детали автомобиля. Клеить ее лучше только на неповрежденные или хорошо восстановленные детали — на зеркальной пленке хорошо видны все дефекты покрытия под ней. На всех стеклах, кроме заднего, она запрещена .
Камуфляж — рисунок из геометрических фигур разных цветов и размеров. Стандартные варианты — желто-зеленый лесной, серо-белый зимний, желто-коричневый пустынный, а также другие сочетания цветов.
С рисунком. С помощью специального принтера можно напечатать на виниловой пленке любое изображение. Так печатают рекламу и логотипы компаний.
Перфорированные. Обычно такие пленки наклеивают на заднее стекло или на боковые стекла автобусов. Снаружи виден только рисунок, но за счет перфорации стекло остается частично прозрачным.
Тонировочную пленку наклеивают на стекла автомобиля, чтобы салон меньше грелся летом. О том, как можно и как нельзя тонировать стекла в машине, мы писали в отдельной статье.





На что обращать внимание, выбирая пленку
Приведу основные параметры.
Толщина пленки. Нормальный диапазон для защитной пленки 150—220 мкм. Более тонкая будет плохо защищать лакокрасочное покрытие, более толстая — может отклеиваться в сложных местах — углах и неровностях.
Для декоративной пленки достаточно толщины в 50—150 мкм. Более толстая хуже тянется, ее сложнее наклеить на детали изогнутой формы, а более тонкую легко повредить.
Защитный слой. Пленка состоит из нескольких слоев:
- Подложка — ее снимают, перед тем как наклеить пленку.
- Клеевой слой.
- Сама пленка — из ТПУ или ПВХ.
- Защитный лаковый слой — на пленках из ТПУ и гибридных.
Защитный слой — из материала, который самовосстанавливается под действием тепла. Чтобы убрать царапины, достаточно смыть грязь и оставить машину под солнцем или прогреть поврежденное место феном. Иногда этот слой одновременно и гидрофобный — отталкивает грязь.
Коэффициент растяжения. Чем он выше, тем легче наклеивать пленку на детали сложной формы — например, на бамперы или на корпуса зеркал заднего вида.
Виниловые пленки могут растягиваться на 150%, полиуретановые — до 400%.
Как оклеить машину пленкой
В детейлинг-студиях это делают в несколько этапов. Вот, например, как наклеивают полиуретановую пленку:
- Автомобиль моют и протирают, чтобы на кузове не было пятен, разводов и грязи.
- Покрытие обезжиривают, чтобы убрать жирную пленку.
- Машину сушат.
- Поверхность полируют — устраняют мелкие дефекты.
- Снимают отдельные детали — например, фары, молдинги, ручки дверей.
- Пленку нарезают на куски нужного размера.
- На кузов наносят мыльный раствор, чтобы пленку можно было сдвинуть и выровнять по месту .
- Пленку разглаживают специальными шпателями, чтобы удалить из-под нее весь мыльный раствор.
- Устраняют пузыри, если они есть, и устанавливают на место снятые детали.
- Автомобиль оставляют на один-два дня в боксе, чтобы зафиксировать пленку.
Если на кузове есть сколы или царапины, лакокрасочное покрытие лучше восстановить, иначе пленка будет неплотно прилегать к поверхности. В некоторых студиях по желанию владельца пленку могут наклеить поверх дефектов, но обычно на такие работы не дают гарантию. А если на детали есть ржавчина — пленка лишь маскирует ее, но не останавливает дальнейшую коррозию.
Сколько стоит. Цена зависит от студии, производителя и марки пленки, а также от марки и модели автомобиля — его размеров и количества оклеиваемых деталей.
Средние цены на полную оклейку авто в Москве
Полиуретановая SunTek | Виниловая Oracal | |
---|---|---|
Седан Toyota Camry | 235 000—450 000 ₽ | 150 000 ₽ |
Внедорожник Audi Q7 | 280 000—550 000 ₽ | 220 000 ₽ |
Средние цены на полную оклейку авто в Москве
Седан Toyota Camry | |
Полиуретановая SunTek | 235 000—450 000 ₽ |
Виниловая Oracal | 150 000 ₽ |
Внедорожник Audi Q7 | |
Полиуретановая SunTek | 280 000—550 000 ₽ |
Виниловая Oracal | 220 000 ₽ |
Самостоятельно. Наклеить пленку на машину можно и своими силами. В этом случае не придется платить за работу мастеров. Для этого понадобятся:
- пленка;
- пластмассовый или резиновый шпатель;
- канцелярский нож;
- пульверизатор или насадка для распыления;
- обезжириватель — лучше всего этиловый или изопропиловый спирт. Ацетон использовать нельзя — он растворяет лакокрасочное покрытие;
- строительный фен;
- медицинские перчатки — хлопковые рабочие не подойдут.
Наклеивать пленку можно только в чистом гараже или боксе, отделенном плотными шторами. На улице делать это нельзя: пыль может попасть под пленку. Помещение должно быть теплым — с температурой выше +20 °C. Лучше установить дополнительный холодный свет — в нем лучше видны мелкие дефекты или пузыри под пленкой.
Машину предварительно стоит хорошо помыть, обезжирить и высушить. На кузове не должно быть пыли, грязи, пятен, разводов и повреждений лакокрасочного покрытия.
Куски пленки можно примерять прямо на каждой детали, оставляя 3—5 см запаса по краям. Нельзя снимать с пленки подложку без перчаток — избавиться от отпечатков пальцев на клеевом слое невозможно.
Работать лучше с напарником или даже втроем — так удобнее контролировать крупные детали с разных сторон, прикладывать пленку и удалять пузыри. С небольшими деталями можно справиться одному.
Вот как нужно оклеивать автомобиль:
- С помощью распылителя или пульверизатора нанести мыльный раствор на покрытие машины.
- Снять подложку и приложить пленку к детали — она прилипнет, но останется подвижной.
- Выровнять пленку и разгладить с помощью шпателя, выгоняя воздух и остатки раствора от центра к краям.
- Прогреть края пленки строительным феном, чтобы прижать их к покрытию.
- Если остались пузырьки — прогреть их феном и удалить с помощью шпателя.
Чтобы пленка прочно приклеилась, два-три дня автомобиль должен постоять в теплом боксе.
Что можно и что нельзя оклеивать пленкой
Вот что говорит нам закон.
Если пленка изменила цвет автомобиля — нужно внести изменения в документы, поскольку цвет относят к регистрационным данным . Для этого достаточно пройти осмотр в ГИБДД, заплатить госпошлину 500 ₽ за выдачу нового СТС и 350 ₽ за внесение изменений в бумажный ПТС, если он есть, и подать заявление в 10-дневный срок с момента, когда машину оклеили пленкой . Изменения в документы внесут в день обращения.
Если автомобиль оклеили бесцветной пленкой, матовой или глянцевой, которая не изменила его заводской цвет, или пленкой аналогичного цвета — обращаться в ГИБДД не нужно. Можно также не оформлять незначительные изменения цвета — полосы, рекламные надписи, логотипы.
Наклеивать пленку запрещено:
- На лобовое и передние боковые стекла, если они вместе с пленкой будут пропускать менее 70% света .
- На фары: даже совершенно прозрачную пленку, невидимую на стекле фар, считают оптическим элементом .
За что могут оштрафовать. Если цвет кузова изменился, а изменения в документы своевременно не внесли — водителя оштрафуют на 500—800 ₽ . За повторное нарушение штраф уже составит 5000 ₽ или водителя лишат прав на срок от одного до трех месяцев .
Если передние боковые окна или лобовое стекло с наклеенной пленкой пропускают менее 70% света — оштрафуют на 500 ₽ .
Если на фары наклеили пленку — водителя оштрафуют на 3000 ₽. Если машина принадлежит компании, то должностным лицам, ответственным за эксплуатацию транспортных средств, могут выписать штраф в 15 000—20 000 ₽, а организации — 400 000—500 000 ₽. Для малых предприятий штраф составит 200 000—250 000 ₽ .
Если же наклеить на автомобиль пленку с цветографическими схемами спецслужб или машин такси без разрешения, водителя оштрафуют на 5000 ₽, должностное лицо — на 20 000 ₽, организацию — на 500 000 ₽. Если машина принадлежит малому предприятию, то его оштрафуют на 250 000 ₽ .
Запомнить
- Автомобильные пленки бывают защитными и декоративными.
- Декоративные виниловые пленки плохо защищают лакокрасочное покрытие.
- Защитные полиуретановые пленки в основном бесцветные — глянцевые или матовые.
- Чтобы полностью оклеить автомобиль, придется заплатить от 50 000—100 000 ₽.
- Пленки не защитят при ДТП.
- На фары наклеивать пленку запрещено.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil