Авто
2K

Статистика продаж автомобилей в России во втором квартале 2025 года

Что тянет авторынок вниз: динамика и прогнозы экспертов
4
Статистика продаж автомобилей в России во втором квартале 2025 года
Аватар автора

Иван Нагель

следит за ситуацией на автомобильном рынке

Страница автора

Авторынок во втором квартале 2025 года стагнирует.

За апрель — июнь в России купили 283 тысячи машин. Это больше, чем в первом квартале 2025, но дело в сезонном эффекте: в первые месяцы года автомобили продаются плохо, спрос восстанавливается только весной. По сравнению со вторым кварталом прошлого года продажи упали на 27% — динамика не изменилась.

Кредиты не стали доступнее, и не произошло переломных событий, которые могли бы оживить спрос. Эксперты уже снизили прогнозы продаж на 2025 год. Расскажу обо всем подробнее.

Динамика продаж и прогнозы

Рынок перешел в режим стабильного, но низкого спроса при растущем предложении. Большинство факторов, из-за которых снизились продажи в первом квартале 2025 года, актуальны и во втором. Разница в том, что люди уже не ждут, что глобальные бренды вернутся. Слухи об этом появились в начале года, но в итоге не подтвердились.

За полгода в России продали 500 тысяч машин. Эксперты «Автостата» считают, что за весь 2025 год купят не более 1,4 млн автомобилей, а базовый прогноз РОАД — 1,3 млн машин. Пессимистичный прогноз — 1,1 млн, на уровне 2023 года.

Негативные факторы, влияющие на рынок, по мнению экспертов:

  • высокие ставки автокредитов и меньшая их доступность;
  • высокий уровень цен на новые автомобили, в том числе из-за индексации утильсбора;
  • высокий уровень инфляции;
  • переход части покупателей к сберегательной модели поведения — вкладам и депозитам.

С такими продажами производствам сложно выйти даже на уровень рентабельности. Например, за первую половину 2025 года на учет стало чуть больше 7 тысяч Москвичей. Для рентабельности автозаводу нужно выпускать 40 тысяч машин в год.

Средняя цена на новые автомобили снизилась до 3,12 млн. В мае покупатели потратили на них 285,2 млрд — это на 22% меньше, чем в мае 2024 года, и на 13% меньше, чем в апреле. Такие данные приводят «Автостат» и «Газпром-автолизинг».

Продажи новых автомобилей во втором квартале, сравнение с прошлым годом

МесяцПродали в 2024 годуПродали в 2025 годуДинамика
Апрель137,1 тыс.102,1 тыс.−25,5%
Май127,2 тыс.91,2 тыс.−28,3%
Июнь124,4 тыс.90,1 тыс.−27,6%

Продажи новых автомобилей во втором квартале, сравнение с прошлым годом

Апрель
Продали в 2024 году137,1 тыс.
Продали в 2025 году102,1 тыс.
Динамика−25,5%
Май
Продали в 2024 году127,2 тыс.
Продали в 2025 году91,2 тыс.
Динамика−28,3%
Июнь
Продали в 2024 году124,4 тыс.
Продали в 2025 году90,1 тыс.
Динамика−27,6%

Сколько машин на складах у дилеров

У дилеров остаются большие запасы автомобилей, сформированные ранее. Машины 2023 и 2024 годов выпуска составили 72,7% продаж за первое полугодие 2025.

В первом квартале года представители дилеров не называли точные объемы стоков. Исключение — Светлана Виноградова, генеральный директор «Рольфа»: она заявила, что на начало года складские запасы дилеров составляли 800 тысяч машин.

К июлю, по разным оценкам, скопилось от 400 до 600 тысяч машин. В среднем это четырехмесячный запас, а по некоторым брендам — полгода и больше.

Представители автобизнеса считают, что во втором полугодии складские запасы сократятся, поскольку импорт снизился на 60%. Важно, что речь о готовых машинах, в то время как все больше китайских автомобилей ввозят в Россию как машинокомплекты для сборочных производств под новыми брендами. Собранные внутри страны автомобили тоже могут долго простаивать на складах.

Как часто машины покупали в кредит

Объем выданных автокредитов сокращается. С января по май 2025 года он упал на 53% по сравнению с тем же периодом прошлого года, по данным НБКИ.

Получить автокредит все сложнее. Хотя ЦБ начал снижать ключевую ставку, банки ужесточают условия. С июля ЦБ РФ ввел макропруденциальные лимиты на автокредиты: платежеспособность клиента теперь оценивают по показателю долговой нагрузки, ПДН, — сколько процентов от его дохода уходит на погашение всех долгов. Это снизит количество одобренных заявок на автокредит, которое в апреле составило всего 15%, то есть одобряли только один кредит из шести. По прогнозам экспертов, процент отказа во втором полугодии будет еще выше.

Например, если человек зарабатывает 80 000 ₽, а ежемесячный платеж за машину составит 41 000 ₽, его ПДН больше 50% — такой кредит получить будет сложнее. Доля заемщиков с ПДН 50—80% раньше достигала 58%, но с июля для банков установили лимит: не более 20%.

Высокая ключевая ставка делает автокредиты дорогими, а вклады в банках — выгодными. Это серьезный фактор, сдерживающий спрос на автомобили. Часть продавцов субсидирует кредиты и позволяет купить автомобиль с большим первоначальным взносом — 50—70% — и фактически рассрочкой под 0,1% оставшейся суммы на два-три года.

Как рынок автомобилей с пробегом влияет на продажи новых

Подержанных автомобилей в месяц продают столько же, сколько новых за полгода. При этом 72% автомобильного парка России — это машины старше десяти лет, подсчитали в РОАД.

Спрос на машины с пробегом меняется незначительно: за пять месяцев 2025 года их продали лишь на 0,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Цены на подержанные китайские машины снижаются. Это связано с падением спроса на новые в салонах: дилеры дают значительные скидки на автомобили, которые долго стоят в продаже. В итоге у покупателя подержанного китайского кроссовера с небольшим пробегом не получается сэкономить: проще немного доплатить и приобрести новый.

Похожая ситуация и с машинами глобальных брендов, которые везли по параллельному импорту, но причина другая: их продавали по сильно завышенным ценам, автосалоны не спешат делать скидки даже на машины 2022—2023 года выпуска, пусть и без пробега.

В России только 9% продаж автомобилей с пробегом приходится на официальных дилеров. Представители сетей ожидают, что это направление будет расти.

У дилеров скоро появится больше китайских автомобилей с пробегом: к концу 2025 года в трейд-ин массово должны начать сдавать трехлетние Omoda, Chery Tiggo 4 Pro и 7 Pro — машины первой волны китайской экспансии, которые стали покупать после ухода европейских и корейских брендов.

От них будут избавляться ближе к концу гарантийного срока. Без гарантии китайские автомобили теряют привлекательность: запчасти и руководства по обслуживанию на них найти куда сложнее, чем на традиционные марки машин. Поэтому владельцам таких китайцев придется смириться с низкой ценой в трейд-ине. Например, Chery Tiggo 7 Pro, купленный за 2,6 млн, сдали в трейд-ин за 1,8 млн  .

Развитый рынок автомобилей с пробегом поможет поддерживать продажи новых. Например, улучшить ситуацию может дополнительная гарантия через страховку. Это поможет найти покупателя на подержанный китайский автомобиль. Но это совсем не заводская гарантия, где по закону вам обязаны вернуть деньги или заменить машину в случае серьезных проблем.

Почему не покупают новые автомобили

Покупателей не устраивает выбор моделей, представленных в автосалонах, поэтому люди ищут что-то приемлемое на вторичном рынке или ввозят в частном порядке. Например, ввоз автомобилей физлицами через Уссурийскую таможню вырос в пять раз по сравнению с первым полугодием 2024.

Машины в салонах — лотерея со значительной потерей цены. Раньше покупка автомобилей была почти инвестицией. Владелец VW Polo Sedan через три года после приобретения мог продать его дороже, чем заплатил в автосалоне. С китайскими автомобилями даже популярных брендов после 2022 года так не выйдет.

Многие откладывают покупку: у них на руках нормальные автомобили с предсказуемым обслуживанием, поэтому нет нужды срочно менять машину. Тем более некоторые бренды, даже представленные у нас официально, продают меньше 200 автомобилей в год и не могут обеспечить должный уровень сервиса и наличие запчастей.

Что в итоге

За полгода рынок потерял уже больше четверти своего объема: покупатели не спешат приобретать все еще очень дорогие новые автомобили, кредиты остаются недоступными, а выбирать, по сути, не из чего.

Падение продаж новых автомобилей — это комплекс проблем, включающий в себя экономическую ситуацию, неширокий выбор и введенные ограничения на импорт ради помощи отечественному производству. Но локальное производство не сделало автомобили принципиально дешевле: это лишь сборка китайских моделей из машинокомплектов, в России для них почти нет компонентной базы. В результате склады дилеров забиты невостребованными машинами, в том числе российской сборки.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Иван НагельКакие меры нужны, чтобы автомобили стали покупать активнее?
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТАКоличество желающих приобрести машины стоимостью х2 становится все меньше. А отечественные тазы стоят как автомобили. Очевидно, что рынок скукоживается из-за неблагоприятной экономической ситуации.2
  • СтранникТак не и с чего выбирать: либо тазы по оверпрайсу, либо такая же китайская неремонтопригодная шутиха, и кому этот непотреб нужен? Покупают либо по не знанию, либо от безысходности.5
  • Миха ХМассово побегут сдавать в трейд-by 3-летние черри. С огромной потерей в цене, а в замен что? и это, кто будет покупать это "трейд-ин" на них же нет запчастей и инструкций в отличии от традиционных моделей. Хрэ пургу писать!0
Сообщество