«Нейросеть отлично маскиру­ется»: как я ловлю студентов, которые пишут эссе с помощью ChatGPT

Опыт читателя
35
«Нейросеть отлично маскиру­ется»: как я ловлю студентов, которые пишут эссе с помощью ChatGPT

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Аватар автора

Юрий Фролов

вычисляет нейросети

Страница автора

Я работаю ассистентом в университете и все чаще сталкиваюсь с рассуждениями о роли ChatGPT в учебном процессе.

Расскажу, как я поступил в учебное заведение, как начал проверять студенческие эссе и какие выделил признаки, по которым можно распознать тексты, сгенерированные нейросетью.

Предыстория

После событий 2022 года я покинул Россию. В тот момент я учился в магистратуре МГУ на специальности «востоковедение» — взял академический отпуск и так из него не вышел. Я переехал в Сербию и начал искать университеты, в которых смог бы продолжить заниматься своей специальностью.

Я изучаю историю Юго-Восточной Азии, а конкретнее — региона, который раньше назывался Французским Индокитаем, в него входили три страны: Камбоджа, Лаос и Вьетнам. Университетов с такой узкой специализацией не так много. Я отправил письма в несколько учебных заведений — преподаватель канадского Университета Виктории ответил, что хотел бы со мной сотрудничать.

В 2023 году я собрал все документы, сдал тест по английскому языку TOEFL, поступил в университет и получил стипендию на обучение. Сейчас учусь на магистерской программе, она завершится в этом году.

Одно из зданий университета. Источник: britannica.com
Одно из зданий университета. Источник: britannica.com

Сразу после поступления я стал ассистентом преподавателя. Это еще одна мера поддержки студентов кроме стипендии. В моем университете каждый семестр можно занимать две такие позиции. Оплата не очень высокая, но и количество рабочих часов небольшое — 60—70 за семестр, который длится три месяца. Получается, в среднем я работаю несколько часов в неделю.

Мои обязанности зависят от преподавателя. Некоторые требуют лишь технической поддержки: помочь с настройкой программ, модерировать дискуссии или загрузить материалы на университетскую онлайн-платформу. Другие поручают более сложные задачи, например проверку эссе и сочинений. Для этого приходится глубоко погружаться в материал.

Некоторые преподаватели возлагают на ассистентов еще больше дел: кроме технических и проверочных обязанностей необходимо также вести семинары. Я проводил занятия и проверял домашние работы студентов, в том числе эссе. Нередко мне присылали тексты, сгенерированные ChatGPT.

Как я определяю эссе, которые написаны с помощью ChatGPT

У меня есть несколько методов, которые помогают понять, какое эссе сгенерировано чат-ботом. Сразу замечу, что на 100% это невозможно определить, если студент сам не сознается. Даже самые продвинутые ИИ-детекторы вроде GPTZero не гарантируют идеальный результат, поэтому их можно использовать только как вспомогательное средство.

ChatGPT — умная модель, обученная на огромном количестве данных. Если правильно сформулировать запрос, она способна отлично маскироваться под человека. Полностью опираться на детекторы нельзя — на помощь приходят некоторые методы, выработанные опытом.

Анализ стиля повествования и грамотности текста. Обычно эссе, написанные с помощью ChatGPT, отличаются максимально скучным, формалистским и предсказуемым стилем. То есть читаешь и будто души в этом не видишь — настолько все расчетливо. Для меня это первый звоночек.

Второй — идеальная грамотность: все запятые, тире и дефисы расставлены без ошибок. Эссе безупречно буквально до мелочей, хотя студенты редко пишут без единой помарочки. Тем более что речь идет не про огромную научную работу, которую вычитывают десятки раз, а про небольшой текст.

Ну а если такое эссе сдают еще и после дедлайна, возникает логичный вопрос, почему прилежный ученик теряет баллы за опоздание.

Сравнение эссе с результатами ученика в классе и его предыдущими работами. Я работаю со студентами, знаю их и помню, как они показывают себя на парах, — у меня есть примерное представление об их способностях. Если человек пишет идеальное эссе, которое можно оценить на максимальный балл из-за сложного языка и глубоких мыслей, а в классе ничего не демонстрирует, такой контраст вызывает вопросы.

К тому же всегда можно сравнить новое эссе с предыдущими письменными работами, потому что обычно студенты сдают три-четыре текста за семестр. Достаточно сопоставить сложность языка, обороты и термины, чтобы понять, действительно ли их написал один человек.

Поиск особенностей, присущих сгенерированным текстам. Я заметил, что у ChatGPT есть характерные особенности, которые выдают текст чат-бота. Например, использование вертикального апострофа вместо стандартного, похожего на запятую.

Еще один примечательный момент — оборот с двойными тире. Так пишут многие ученые — это распространенный в академической среде стиль, но подозрительно видеть его в эссе первокурсника.

Пример сгенерированного в ChatGPT текста — с двойным тире и апострофом в виде черточки
Пример сгенерированного в ChatGPT текста — с двойным тире и апострофом в виде черточки

Встречаются и другие странности. Например, в одной работе я заметил два абсолютно одинаковых предложения, которые шли друг за другом. Такое ощущение, что фрагмент случайно скопировали дважды и просто не заметили. Думаю, если бы студент писал эссе сам, подобной ошибки бы не возникло.

В конце концов, всегда можно вбить в ChatGPT тему эссе и сравнить с работой студента: бывает, результаты очень похожи структурой, лексикой и аргументами.

Личный разговор. По совокупности всех характеристик — использования ИИ-детектора и сопоставления остальных письменных работ студента — я отмечаю подозрительные эссе. После этого советуюсь с профессором, который выбирает студентов для личной беседы.

Единственный вариант узнать правду — поговорить со студентом и, грубо говоря, расколоть его. Сделать так, чтобы он во всем признался. Студенты ведь понимают, что в университете использование ChatGPT запрещено и считается серьезным нарушением, за которое могут даже отчислить.

Беседу со студентами я начинаю прямо и говорю: «Мне кажется, вы использовали ИИ, давайте обсудим». Задаю простые вопросы о работе или прошу дать краткое содержание. Представьте, человек написал идеальное эссе с крутыми аргументами, а потом не может его пересказать. Речь даже не о деталях — он не может передать основную идею. Это уже странно.

В академической среде саммари, или выжимка, — важный показатель авторства работы.

Иногда я могу придраться к конкретным предложениям. Во многих эссе используется неразговорная, академическая лексика. Достаточно спросить, что означает конкретное слово. Чаще всего я разговариваю со студентами, для которых английский — не родной язык, при этом их эссе написаны чуть ли не по-шекспировски. У одной студентки я спросил, что означает слово aporias в тексте. Сам я не знал значения — девушка тоже не смогла ответить.

Если студент не может ответить на простые вопросы, я сообщаю, что мы можем начать формальную проверку использования ChatGPT на уровне кафедры. Чаще всего в этот момент ребята сознаются — как-то один ученик даже заплакал. Все просят оставить ситуацию между нами и не доводить до руководства университета.

Я в ответ пытаюсь объяснить, что своя посредственная работа лучше, чем идеальная, но сгенерированная нейросетями.

Мы с профессором не сдаем таких студентов, но и не оставляем без наказания. У читеров сокращают балл за эссе — до 5 из 15 возможных. Это сильно сказывается на общей оценке за курс.

Повторюсь, не существует единственного признака для выявления нейросетей. Определение сгенерированных текстов превращается в настоящее искусство. Уверен, многим студентам удалось меня обмануть. Но мне это даже нравится — в каком-то смысле процесс напоминает фильм «Поймай меня, если сможешь».

Мое отношение к ChatGPT в академической среде

Забавно, но почти все профессора тоже используют ChatGPT, ведь у чат-бота огромные возможности. Но некоторые преподаватели, особенно старшего поколения, категорически отказываются от таких технологий и запрещают их студентам.

На мой взгляд, проблема не в самой технологии, а в честности студентов. В некоторых учебных программах прямо указано, что использование нейросетей разрешено. А отдельные курсы и вовсе посвящены работе с ChatGPT. Проблема возникает, когда студенты нарушают правила.

Абсолютное большинство учащихся так или иначе использовали или продолжают использовать ChatGPT. Моя задача — не запретить ИИ, а не допустить, чтобы студенты полностью заменяли им собственное мышление. Пускай они используют чат-бота для поиска информации или перефразирования отдельных предложений. Но я категорически против того, чтобы за несколько секунд вбить тему в чат-бота и необдуманно взять сгенерированный текст.

Когда я написал тред в X о том, чем занимаюсь в университете, в реплаях многие писали, что я без причины наезжаю на студентов и занимаюсь неолуддизмом  . Вообще, это резонный вопрос, стоит ли бороться с искусственным интеллектом в образовании. Университеты ведь готовят людей к конкурентному рынку труда, а использование ИИ и промпт-инжиниринг — важные навыки сегодня.

Я считаю, что университет — это не только хард-скиллы, то есть конкретные навыки и знания, которые непосредственно будут использованы в работе. Учебная среда стремится дать разностороннее образование, в том числе и софт-скиллы, прокачать критическое мышление, научить коммуникации с другими людьми. Копирование из ChatGPT не даст этого. Работодатели ценят честность и ответственность — а как можно подготовить специалиста, который врет о своей квалификации и выдает чужую работу за свою?

Если студенты всегда будут полагаться на нейросети, мы рискуем вырастить поколение, не готовое к самостоятельной работе и стрессовым ситуациям.

Я лишь выступаю за баланс. ИИ — уже важная часть нашей жизни, поэтому нельзя запрещать технологии и бороться с прогрессом. Но и не стоит разрешать использовать нейросети везде.

Нужно какое-то разделение. Вот тебе задания на хард-скиллы, где ты можешь использовать что угодно. А вот — на критическое и креативное мышление, где ты должен показать себя и свои качественные навыки без вспомогательных материалов.

Итоги

Искусственный интеллект — это круто. Здорово, что технология так быстро развивается. Я сам использую нейросети в работе: они помогают мне структурировать мысли, искать информацию, переводить, перефразировать не самые удачные предложения в академический английский. Но если ИИ запрещен в конкретном задании, я его не применяю.

Для меня ChatGPT — не конечная цель и генератор ответов, а лишь инструмент, который помогает развиваться и добиваться лучшего результата.

Юрий ФроловИспользуете ChatGPT для учебы? Поделитесь опытом:
  • МаксимЯ бы просто поменял задачу. Очевидно, что незачем выполнять задачу, которая уже реализована10
  • Глеб КозловChatGPT - это Google нашего времени. Если хоть чуть-чуть думать при использовании, никто и никогда не заметит. У меня лет пять назад был забавный случай. В университете писали контрольную, конечно же, все списали. Я не прямо списал, а переписал своими словами. В результате было сдано около 10 дословно одинаковых работ, авторов вызвали на ковёр. Я случайно проходил мимо, и препод сказал мне "Вот Вы молодец, не списывали"46
  • Елизавета Т.Буквально позавчера в чате преподавателей поднимали эту тему. Дискуссия вышла жёсткой. Главные аргументы одной стороны: "не надо воевать против прогресса; промтинг и в целом работа с нейронками - это отдельный, сложный навык; мы выпускаем спецов, готовых работать в современных реалиях и использовать современные решения или заставляем тупо зубрить?" (странно, конечно, как можно зубрить дизайн). И второй стороны: "дизайн - это уникальный опыт через призму конкретного дизайнера, а не типовое готовое решение от ии; что в голове остается, отбери телефон или выключи интернет - сможет ли дизайнер прямо наживую в переговорах с клиентом генерить идеи?; имеет ли ценность работа дизайнера, если за него работает нейронка? Проще оплатить нейронку, нежели зарплату дизайнеру. Выходит, что дизайнеры сами себя выпиливают из индустрии." В целом, все остались при своих мнениях, но дискуссия весьма интересная вышла. Я за вторых, если что)))19
  • Alex AlexКонечно, учеба - это время, когда надо самому подумать над решением вопроса, самому найти источники, самому выдвинуть гипотезу, самому сделать выводы. Когда эти навыки освоены, можно и чат gpt для ускорения подключить. Иначе мышление не натренировать.9
  • МаксимЕлизавета, но если они учат рисовать хуже, чем рисует нейронка, какую работу они найдут?0
  • Grigoriyчитал ваш тред в Твиттере, теперь и тут, очень на самом деле спорная тема, но вместе с тем важная, считаю что нужно как то выявлять работы генерируемые ИИ-шками и наказывать за списывание, при том что самостоятельно я часто использую тот же гот в своей жизни даже тупо для того чтоб найти что то в инете вместо Гугла1
  • Алёна ИгоревнаИИ-детекторы — кривая профанация, не более. Буквально сегодня эксперимента ради сравнила свои статьи многолетней давности и набросанные на коленке черновики из GPT. По мнению профильных сайтов-проверяльщиков (проверила штук пять), я уже минимум пять лет, как ИИ (результат на скрине слева). Зато гпт-шный текст они ни один (!) не распознали. Поэтому да, автор верно подметил: узнать правду можно только в случае, если человек сам признается. Все остальные методы не работают — особенно в случае, если в нейронку не топорно вбить "запили мне эссе по философии", а грамотно обучить модель под нужную задачу.13
  • 485Alex, вы ещё скажите, что ходить в библиотеки и переписывать от руки1
  • МаксимАлёна, ИИ своих не сдаёт!17
  • Алёна ИгоревнаМаксим, ахахахах, однозначно)) Проще подставить кожаных мешков)7
  • Olesya Basirova"Если человек пишет идеальное эссе, которое можно оценить на максимальный балл из-за сложного языка и глубоких мыслей, а в классе ничего не демонстрирует, такой контраст вызывает вопросы". Это я, выпускница кафедры печати факультета журналистики - хорошо пишу, плохо говорю. Если что, центры устной речи в головном мозге не то же самое, что центры письменной - одни могут быть хорошо развиты, а другие - нет. "Работодатели ценят честность и ответственность — а как можно подготовить специалиста, который врет о своей квалификации и выдает чужую работу за свою?" А теперь скажу как психолог: да, моё высшее образование повлияло на мою квалификацию, но если разбирать частности, то эссе, которые я писала, дали мне только опыт написания эссе, а как практику мне было сильно полезнее посидеть за зеркалом Гезелла, отработать навыки в тройках и т.д. Это про баланс, о котором Вы пишите. Другими словами - если студент считает, что ему не пригодится в работе навык написания эссе, он эту задачу всячески постарается на кривой козе объехать. Ну и добавлю, что мне было бы странно услышать от начальника что-то вроде "сделай такую-то задачу, но не используй инструменты, которые тебе облегчат твой труд и сократят время на выполнение". "Если студенты всегда будут полагаться на нейросети, мы рискуем вырастить поколение, не готовое к самостоятельной работе и стрессовым ситуациям". Дали людям калькулятор - нейросеть такая, умеющая считать, - и вырастили поколение с абсолютной финансовой безграмотностью и, если кажется сейчас, что я преувеличиваю, то взгляните на статистику закредитованности людей, и всё сразу станет ясно. (Сарказм) Кстати, как Вам мой оборот с двумя тире? По этому поводу у меня есть занимательная история с первой защиты диплома. Там особо умной рецензентке, которая тоже, видимо, играла в игру "Поймай меня если сможешь", моя серия публицистических статей показалась настолько гениальной, что "ну не может же студент так писать!" Если что, ничего особенного там не было, просто рецензентка работала с юными корреспондентами и ничего кроме их творчества долго не читала, наверное. Но её профессионально наметанный взгляд чуть не стоил мне диплома, все именно к этому шло. Ну и стрессоустойчивость не увеличивается от того, что Вы добавляете стрессов студентам дотошными проверками. Это я Вам тоже как психолог говорю. Сама буквально на днях защитила магистерскую. Что творится с этими дипломами и проверками на антиплагиат и ИИ! Это научная работа, она должна быть написана в соответствующем стиле, и некоторые части работы антиплагиат иногда помечает как сгенерированный, хотя писал человек. Потом ты переделываешь, а рецензент на это пишет, что стиль не очень-то соответствует работе. Автор, Вы - Дева (шутка, но будет смешно, если так и есть)6
  • Анастасия Ковалевская"У одной студентки я спросил, что означает слово aporias в тексте. Сам я не знал значения" Автор, вы никогда-никогда не слышали про апории Зенона? Мне казалось, что это общекультурное знание, особенно для человека из университетской среды. Вопрос без наезда или попытки пристыдить, правда любопытно.4
  • DGМне кажется, что базовая проблема - не в использовании ИИ как такового. За последнюю четверть века произошли титанические изменения, сравнимые разве что с появлением книгопечатания - появление компьютеров, "популярного" интернета и ИИ. Традиционное университетское образование, основанное на запоминании и реферировании, оказалось устаревшим по большому счету еще до появления ИИ, но ничего на замену ему еще не придумали. В итоге ВУЗы потеряли инновационный потенциал и оказались зачастую (на примере моей кафедры) отстойниками для некомпетентных и на ни что не годных специалистов, которых не возьмут офис-менеджером в приличную компанию.5
  • Alex Alex485, а вот зря смеетесь. по крайней мере до определенного возраста, само по себе письмо от руки также отлично развивает нервную систему) но, в старших классах и в универе, наверное уже можно уже обойтись8
  • DGAlex, думаю, что образование просто должно изменить свой формат - собственно, как оно уже делало неоднократно.3
  • Alex AlexDG, когда оно так делало?1
  • Дарья рПользуюсь аналогом, чтобы сделать подборку идей, план прикинуть и т.п., но всегда перепроверяю, соответствует ли написанное моей цели и здравому смыслу. Иногда к последнему ИИ безжалостен. Пару лет назад ещё был кейс, не с ИИ, но с автопереводчиком. Вели поиск сотрудников на технический проект, где критично знание английского языка и устно, и письменно (правда, критично). Единственным заданием было написать короткое эссе про интернет вещей. Попались несколько работ, по которым было очевидно, что текст на русском был вбит в переводчик и как есть выгружен на проверку. Попасть на работу, чтобы не смочь на ней работать? Зачем? (Риторический вопрос) Так и ИИ, он напишет код, программу, текст, но нельзя быть уверенным, что вышло качественно, если своими силами невозможно проверить результат.0
  • Джон Доу485, как техника запоминания материала - письмо неплохо работает, а библиотека нужна разве что для поиска редких неоцифрованных изданий1
  • Джон ДоуАнастасия, ценность Зенона для академии очень мала, да и зачем он когда есть Сократ. (говорю как человек сдававший философию на 5 вступительных в аспирантуру по социально-экономическому направлению).0
  • Vпреподаю на курсах и для меня домашки, скопированные из chatGPT - просто беда. Спрашиваешь на лекции, все ли понятно - молчок, вопросов нет, уточнений нет, на вопросы по предыдущему материалу отвечают вяло, зато потом на проверку отправляются простыни текста, скопированного из chatGPT. Пишу "Мне не нужны идеальные тексты, пишите как считаете сами" - в ответ "Я так и думаю". Просто потом, скорее всего, такие люди будут винить недостаточные знания на курсах, а не себя и свой подход к выполнению заданий в том, что у них в голове ничего не осталось.1
  • Системный инженерЯ тоже использую двойные тире)1
  • Виолетта ЛысенкоOlesya, как журналист, педагог-филолог и психолог, и даже - о, ужас! - Дева, я с вами согласна. Еще я пишу научные работы для студентов, потому что работать с людьми вживую - выше моей стрессоустойчивости. Хотя я очень общительна, экстраверт и обожаю большие скопления людей, работать я предпочитаю исключительно с буквами и цифрами. Далее по общей теме, поднятой ТС. Уже 20 лет я пишу работы для студентов по своему профилю, в том числе магистерские диссертации для практикующих специалистов самых топовых ВУЗов. Да, я тоже вижу ИИ и считаю их бездушными, но все же иногда их использую, несмотря на то, что периодически проверки на плагиат выдают их как "генерированный текст". Невозможно запретить использовать современные технологии, невозможно сводить образование к словесной профанации. За 20 лет в этой сфере я пришла к выводу, что образование должно быть строго практикоориентированным. И вот лучше бы спрашивать выпускника по цифрам и методам исследования, как он установил связи или вывел количественные показатели (а уверяю вас, половина моих клиентов и пониманием этого из готовой работы не утруждается), а не придираться к двойному тире в эссе.3
  • Нехетти ГринOlesya, мое редакторское браво вашей внутренней журналистке)0
  • Нехетти ГринДжон, вопрос был про слово апории, а не про ценность Зенона. Апории Зенона - это база базовая для человека с МГУшным образованием.0
  • Olesya BasirovaНехетти, благодарствую 🤗1
  • senechkaНедавно получила на проверку курсовую, написанную чат гпт - конечно, точно утверждать не могу) Признаки, которые стали для меня индикаторами: 1. сложные (явно не для второкурсника) водянистые формулировки; 2. в некоторых местах были ссылки на статьи, не соответствующие теме. заметила чисто случайно, потому что начала прицельно погружаться в статьи после того, как заподозрила обман; 3. часть текста была написано формально по теме (то есть описывала нужную теорию), но по смыслу не подходила. И, как мне кажется, самый интересный признак: антиплагиат для курсовых других студентов выдал около 15% заимствований в виде "перефраза источников", для этой же курсовой плагиат был 2%. На первый взгляд это хорошо, но, на мой взгляд, невозможно ссылаться на существующие теории и насколько хорошо владеть словом, что создать текст, совсем не похожий на оригинал. Ну и супер бесит, что я с этим формально ничего сделать не могу, тут слово против слова - студент скажет, что писал сам)0
  • Джон ДоуНехетти, Нет. Юрист этого знать не должен, Химик тем более. А вот знать базу в виде старины Оккама, который учил отсекать лишнее - нужно всем. З.Ы. МГУ уже совковая притча во языцах и нынче никого не поражает. Соцэкономщики выбирают мгиму и вышку, а технари - профильные вузы0
  • Директор Интернетов"Работодатели ценят честность" – ха, спросите любого HR, работодатели при капитализме ценят только ценность, пардон за тавтологию. Честность для них – это лишь уязвимость, которую можно использовать для управления ценностью (уволить в случае рисков). Иначе, например, обсуждать зарплаты публично не запрещалось бы – это же тоже честность, верно? И лично я тоже ценю ценность. Троечник из медицинского, ставший терапевтом, пусть уж лучше обсудит мои симптомы с нейронкой, ей-богу. Лучше бы учили студентов правильно пользоваться, а не запрещали – это требует не меньшего ума, чем написание ессе.0
  • коЛеночкаУ нас в техникуме был преподаватель(в 2009 году), который говорил, что мы можем писать как хотим, откуда хотим скопировать информацию, но тогда мы должны её знать. И каждый доклад проходил защиту, ты садился и тебе задавали вопросы по тому, что ты написал, что такое отсос, для чего он используется, а для чего использоваться не может. А вот тут описана такая технология, опишите принцип её работы, можем ли мы её использовать вот в такой ситуации? Даже если ты скопировал из википедии принцип работы чего-то, то ты должен вникнуть, ты уже знаешь, запомнил. Так же проходили и защиты своего программного кода. Вычеркивают строку и спрашивают — а теперь как оно работает? Так что просто поиск следов ИИ — бесполезен. А вот спрашивать за знание и понимание — имеет смысл.3
  • Елизавета ШалимоваЯ тоже преподаватель. Иногда тонны времени тратишь, чтоб инфу найти. Нейросеть позволяет это делать быстрее. За остальное использование не скажу, у меня естественно-научное направление, такое все еще ИИ осваивает плохо, если не задан вопрос в лоб. Также посмотрела... Вроде год-два назад одна девушка-репетитор выкладывала как с помощью ИИ она решила ЕГЭ по химии, так вот там он фундаментальные ошибки делал gpt что в тестовой части, что в развернутой... Причем такую ересь писал...0
  • Снежана ИркутоваНет, категорически не использую. Но раз есть даже курс Т-Ж, планирую попробовать. Хотя написала и поняла: картинки-то генерирую.0
  • Дикая собака Динго«Еще один примечательный момент — оборот с двойными тире. Так пишут многие ученые — это распространенный в академической среде стиль, но подозрительно видеть его в эссе первокурсника» Здрасьте-приехали. Еще так пишут многие писатели, которых читают в школе.0
Вот что еще мы писали по этой теме