Было дело: как мужчина потребовал с туроператора 233 000 ₽ за то, что на пляж отеля заплыла акула
Изумительные истории
7K
Фотографии в коллаже — Oleg_P / OlgaBerlet / Shutterstock / FOTODOM

Было дело: как мужчина потребовал с туроператора 233 000 ₽ за то, что на пляж отеля заплыла акула

23
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

В сентябре 2023 года житель Петрозаводска купил тур на двоих в Египет и поехал отдыхать в Дахаб.

На пляже он стал свидетелем нападения акулы: хищник укусил купающуюся женщину за руку.

Мужчина сообщил туроператору, что был шокирован увиденным, теперь боится заходить в воду и больше не хочет оставаться в отеле. Он попросил перевезти его в другую гостиницу в Шарм-эш-Шейхе.

Туроператор согласился, но попросил доплатить за новый отель. Мужчина отказался и остался в Дахабе. А по возвращении отправил туроператору претензию о том, что туристическая услуга была некачественной и фирма должна компенсировать ему убытки. Ответа не получил — и обратился в суд.

Он потребовал компенсировать стоимость тура и двух виз в Египет — 133 523 ₽  , выплатить компенсацию морального вреда — 100 000 ₽  и неустойку за каждый день до перечисления всей суммы — по 3 858 ₽  .

Аргументы сторон

🏄 Турист. Я приехал отдыхать в Египет, и уже на второй день на моих глазах акула покалечила женщину. И все это — на пляже отеля, где мы с супругой собирались купаться еще шесть дней. Больше заходить в воду и в целом оставаться там мы не хотели, поэтому я попросил туроператора переселить нас в Шарм-эш-Шейх.

Нам ответили, что разместят в другом отеле только за доплату, поэтому мы остались в прежнем месте. Но считаю, что туроператор не обеспечил нам безопасность во время путешествия. С нами могло произойти то же самое, что и с пострадавшей женщиной  . Поэтому прошу расторгнуть договор, вернуть деньги за тур и визы  и выплатить компенсацию за нарушение моих прав потребителя. Прошу суд удовлетворить иск.

🌏 Туроператор. Комфорт и безопасность туристов — это для нас главное. Перед вылетом сотрудник агентства разъяснил правила въезда в страну и ее особенности  . Никто не скрывал, что в Красном море водятся акулы. Но сообщений о запрете туристам посещать Египет из-за нападения хищных рыб не было. Поэтому считаем, что исполнили свои обязательства полностью  .

В день, когда акула заплыла на пляж, мы получили от администрации отеля письмо. В нем сообщалось, что приняты все меры для безопасности туристов: собственный пляж закрыли, а на соседних усилили контроль спасателей. Экстренно вывозить туристов в другие курорты Египта не было необходимости.

Истец обращался к нам и просил заменить тур на отдых в Шарм-эш-Шейхе. Мы согласились, но с доплатой разницы в цене. Поскольку турист сам отказался ехать в Шарм-эш-Шейх, считаем, что ничего ему не должны. Просим отказать в иске.

В другом деле все может быть иначе

Мы рассказываем судебные истории, чтобы читатели понимали, какие решения принимают суды в разных ситуациях, какие документы помогут добиться своего и как избежать ошибок. Но право в России основано на законе, а не на судебной практике: если дело не дошло до Верховного суда, юридической ценности оно не несет.

Это значит, что в схожем случае суд может истолковать закон по-другому и принять противоположный акт или взыскать другую сумму. Но это не мешает использовать доводы и формулировки из вынесенных решений, предъявлять те же требования и доказательства.

А еще такие судебные истории просто интересно читать — узнавать, из-за чего вообще спорят люди, которые живут рядом с нами.

Что сказали суды

Истец и ответчик заключили договор о реализации туристского продукта. Туроператор обязан организовать безопасный и комфортный отдых супругов в Египте  .

Безопасность для туристов — это когда ничто не угрожает их жизни, здоровью, имуществу, а также если в стране нормальные природные условия и спокойная политическая обстановка  . Если обстановка ухудшится, турист вправе потребовать вернуть деньги или изменить условия тура. Но только если это подтвердят официальные источники — например, Министерство экономики РФ установит ограничение на въезд, Ростуризм запретит продавать туры в эту страну.

Если турист решит отказаться от поездки до ее начала, туроператор должен вернуть ему стоимость тура. Если поездка уже началась, но договор расторгли, вернут деньги только за те услуги, которые не оказали  . А если человек уже съездил, но остался недоволен качеством отдыха, он может потребовать у туроператора компенсацию за понесенные убытки.

Договор о реализации туристского продукта досрочно не расторгали. Истец провел в Дахабе восемь дней.

В сентябре 2023 года Ростуризм не публиковал на своем сайте предупреждений о запрете на поездки в Египет для россиян. На сайте туроператора есть памятка о том, что в Красном море могут быть акулы и туристам нужно быть осторожнее. Мужчина был с этим знаком: он поставил подпись в заявке на бронирование тура.

Истец не доказал, что услуги туроператора были некачественными и что именно по вине туроператора он понес убытки. То, что он стал свидетелем несчастного случая, само по себе не означает, что его отдых был испорчен.

В иске отказываем.


Мужчина решил отстоять свою позицию в апелляционном суде и направил жалобу.

Истец не согласился с решением районного суда и добавил новый аргумент: во время его отдыха персонал отеля якобы не принял мер для предотвращения новых нападений акул. Кроме того, он пожаловался, что туроператор отказался бесплатно переселить его в отель в Шарм-эш-Шейхе.

В ответ туроператор предоставил письмо от администрации отеля: в день нападения пляж был закрыт и оставался закрытым до конца отдыха истца. Также сообщили, что на других пляжах усилили работу спасателей. Ни египетские власти, ни Ростуризм больше не фиксировали угроз жизням туристов.

Что касается переселения, туроператор пояснил, что был готов заменить отель, но предложил туристу доплатить разницу в цене, что соответствует закону. Истец отказался и продолжил отдых.

Нет оснований отменять или изменять решение районного суда.


Турист отправил жалобу в кассационный суд.

Мы внимательно изучили материалы дела и доводы судов и полностью согласны с решениями коллег из предыдущих инстанций.

Что в итоге

Восемь месяцев турист и туроператор спорили, был ли отдых в Египте некачественным. Суды встали на сторону туроператора.

Если бы турист прервал поездку и вернулся домой раньше, он мог бы получить компенсацию — за те услуги, которые не были оказаны, за вычетом расходов туроператора на их организацию. А если бы туроператор отказался вернуть деньги до суда, ему пришлось бы платить еще и штраф за нарушение прав потребителя.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Ирина ПоловодоваА у вас были неприятные моменты в путешествиях? Расскажите, что произошло:
  • ArabelaМеня удивляет, как люди могут тратить время и нервы на суды по таким поводам.42
  • Ковбой МальбороArabela, есть люди, кого хлебом не корми - посудиться дай. В том числе по пустякам из разряда "случайно наступил на ногу в толпе".12
  • Olga SwanЯ была в Египте в это время, и как только открыли воду через 5 дней, вышла кататься на доске, и каталась все 2 недели. Каждый день. Акул не видела. Чувак хотел денег, и бесплатный отдых.14
  • Кто Тот0
  • Василий АнисимовКто, так то вопрос после статьи буквально про такие случаи, как у Веры.1
  • ЯнаArabela, как Вам такое? 🥗 Пассажирка «Победы» 3 раза пыталась отсудить у авиакомпании компенсацию морального вреда из-за того, что вместо горячего ей принесли салат.  Однако и сам рейс из Сочи во Внуково должен был отправиться в 07:55, а вылетел в 13:38. Согласно Федеральным авиационным правилам, в случае задержки рейса на 4 часа и более перевозчик должен предоставить пассажирам горячее питание, что и  было сделано: пассажиры получили ваучеры на 600 рублей, но нашей пассажирке не повезло – из-за большого количества людей ей не досталось долгожданное горячее блюдо. Женщина обратилась в суд, требуя компенсировать моральный вред в размере 5 тысяч, а потом 10 тысяч рублей. Однако суд нравственных страданий пассажирки не увидел.0
  • ЯнаНеприятные моменты в путешествиях…например, в 2022м году в декабре, я собиралась в Египет, провела несколько ночей в аэропорту (в отеле при аэропорте) и отправилась обратно домой. Рейс выполнялся авиакомпанией iFly. У них закончилась какая-то страховка и несколько стран по пути закрыли ей воздушное пространство, вот такой Египет:(2
  • ЯнаВ июле летали в Турцию, Туркиши сначала перенесли наш рейс на несколько часов, потом отменили вообще, предоставили отель, отправили нас в тур вообще другой авиакомпанией в итоге с разницей с изначальным временем часов в 17. Отдых закончился, я вернулась в Москву, а багаж мой не вернулся, курьер привез его только на 11й день после прилета3
  • psysteelХм, т.е. нужно было что акула прямо на глазах туриста напала на человека, чтобы турист осознал, что в Красном море: а) водятся акулы б) они иногда нападают на людей Многочисленных новостей об этом было явно недостаточно. Да, да. Почему бы тогда не засудить Красное море? Ну и спортлото заодно.9
  • AmogusЯна, отсудили бы ей пару мисок супа3
  • Евгений ЛеоновБыли в Турции, жена купила билет на представление, а показали другую постановку, которую уже посещали. Написали туроператору, денежку вернули. С полной стороны не так обидно+ история, с другой - минус полдня4
  • АндрейГода три назад бронировал отель в Мексике через OneTwoTrip, потом из-за трагедии в семье поездку через них же переносил. Когда прилетел, на месте оказалось, что менеджер OneTwoTrip что-то не так оформил или не те данные в заявке указал, так что нас не заселили. В OneTwoTrip сказали, что я могу забронировать другой отель, они затраты компенсируют. Забронировал в соседнем (в нашем не было мест) уже по цене в два раза выше, потом пытался добиться выполнения обещания от OneTwoTrip. Увы, они в итоге компенсировали только половину дополнительных затрат (это было, если не ошибаюсь около 200 тыс. рублей). Мне было совсем не до судов, но больше стараюсь с ними не связываться и бронировать билеты и отели в других местах.4
  • fkmrfArabela, Нормальный повод и чем больше будет подобных, то есть надежда, что и качество предоставляемых услуг сможет подняться еще на несколько ступеней вверх. Теперь этот туроператор и иже 100500 раз перепроверяться на предмет качества предоставляемых туруслуг, работая по принципу: "Береженого Бог бережет".2
  • Янаfkmrf, так Вы прочитали текст?) кормили не на борту самолета, а дали ваучер в связи с задержкой рейса на более 4х часов, но по ваучерам прошли и другие пассажиры и ей просто в ресторане при аэропорте не досталось горячего2
  • ЯнаЯна, в ресторане (скорее всего Му-Му или ему подобном)0
  • Кристина Волковскаяfkmrf, полностью согласна! Считаю, то администрация отеля должна была установить сетки в районе своей зоны пляжа для безопасности отдыхающих.1
  • Максим Савинов1. Покупал тур у компании с крылатым конём на логотипе. Перелет чартером + несколько ночей в турецком отеле. Покупка была задолго до поездки, и где-то примерно за три недели я начал получать сообщения о том, что время вылета всё отодвигается и отодвигается вглубь первых суток путешествия, с 02 часов сначала на утро, потом на день, потом на вечер... Прилетели уже ночью, только зашли в номер - первые сутки тура миновали. Потом такая же ситуация с обратной дорогой, только время сдвигалось всё ближе и ближе к утру, а затем и к ночи, в итоге из отеля выехали не в 15 часов, а в 00.10 последнего дня. Экое, право, иезуитство: количество ночей осталось нетронутым! Туристическая услуга оказана. Я возненавидел эту компанию с крылатым конём на логотипе и зарёкся впредь иметь с ней дело. 2. Через год или два бронировал тур на известном агрегаторе. Задолго. В феврале на июнь, по-моему. Бронь оформили, деньги тоже взяли. А порядок у них такой: "ваучер и маршрутные квитанции вы получите ближе к путешествию". Дней за десять до вылета пишут: туроператор не подтвердил ваше бронирование, можем подобрать другие дни. Искали-искали (или делали вид) - ничего не нашли. Деньги вернули. На вопрос "а ничо так - полгода кто-то крутил мои деньги и теперь вернул без процентов" плечиками в чате пожали, я прямо увидел это между строк🤣. Туроператором в этом случае, оказывается, тоже была контора с крылатым конём на логотипе, кстати. После этого случая я больше не связываюсь ни с какими туроператорами, агрегаторами и пр. - кроме, может быть, Альфа Тревел, больно уж хороши бывают там кэшбеки.2
  • SKfkmrf, По-вашему, туроператор имеет возможность контролировать акул на пляжах всех отелей, где размещают купивших туры? Отказали в иске, и правильно сделали. Для несчастных случаев существуют страховки, вот по ним пусть и обращаются, а не морочат голову туроператору по каждой встрече с животными. В следующий раз этого туриста напугает слон или обезьяна. Если такой чувствительный - сиди дома.1
  • SKМаксим, Сейчас они обязаны размещать путёвки в электронном сервисе и давать вам логин-пароль. До 10 числа месяца, следующего за покупкой тура. Там будет вся информация. Требуйте и проверяйте!1
  • fkmrfSK, В предоставляемом сервисе отеля как правило оговорено, где имеется ограждение от нападения с моря, а где-то это просто и не упоминается. Туроператор ищет где дешевле, чтобы продать дороже потребителю те или иные услуги, а не просто закрывает глаза, что просто есть выход к воде и ладненько.0
  • SKfkmrf, посмотрите по сервисам бронирования, типа букинг, трип, клук и тд. Вряд ли где найдёте настолько детальное описание. В одном и том же отеле буйки могут то устанавливаться, то убираться. Но да, по нашим законам за косяки всех подрядчиков по услугам включённым в турпакет, отвечает туроператор.0
Сообщество