
Было дело: как мужчина потребовал с туроператора 233 000 ₽ за то, что на пляж отеля заплыла акула
В сентябре 2023 года житель Петрозаводска купил тур на двоих в Египет и поехал отдыхать в Дахаб.
На пляже он стал свидетелем нападения акулы: хищник укусил купающуюся женщину за руку.
Мужчина сообщил туроператору, что был шокирован увиденным, теперь боится заходить в воду и больше не хочет оставаться в отеле. Он попросил перевезти его в другую гостиницу в Шарм-эш-Шейхе.
Туроператор согласился, но попросил доплатить за новый отель. Мужчина отказался и остался в Дахабе. А по возвращении отправил туроператору претензию о том, что туристическая услуга была некачественной и фирма должна компенсировать ему убытки. Ответа не получил — и обратился в суд.
Он потребовал компенсировать стоимость тура и двух виз в Египет — 133 523 ₽ , выплатить компенсацию морального вреда — 100 000 ₽ и неустойку за каждый день до перечисления всей суммы — по 3 858 ₽ .
Аргументы сторон
🏄 Турист. Я приехал отдыхать в Египет, и уже на второй день на моих глазах акула покалечила женщину. И все это — на пляже отеля, где мы с супругой собирались купаться еще шесть дней. Больше заходить в воду и в целом оставаться там мы не хотели, поэтому я попросил туроператора переселить нас в Шарм-эш-Шейх.
Нам ответили, что разместят в другом отеле только за доплату, поэтому мы остались в прежнем месте. Но считаю, что туроператор не обеспечил нам безопасность во время путешествия. С нами могло произойти то же самое, что и с пострадавшей женщиной . Поэтому прошу расторгнуть договор, вернуть деньги за тур и визы и выплатить компенсацию за нарушение моих прав потребителя. Прошу суд удовлетворить иск.
🌏 Туроператор. Комфорт и безопасность туристов — это для нас главное. Перед вылетом сотрудник агентства разъяснил правила въезда в страну и ее особенности . Никто не скрывал, что в Красном море водятся акулы. Но сообщений о запрете туристам посещать Египет из-за нападения хищных рыб не было. Поэтому считаем, что исполнили свои обязательства полностью .
В день, когда акула заплыла на пляж, мы получили от администрации отеля письмо. В нем сообщалось, что приняты все меры для безопасности туристов: собственный пляж закрыли, а на соседних усилили контроль спасателей. Экстренно вывозить туристов в другие курорты Египта не было необходимости.
Истец обращался к нам и просил заменить тур на отдых в Шарм-эш-Шейхе. Мы согласились, но с доплатой разницы в цене. Поскольку турист сам отказался ехать в Шарм-эш-Шейх, считаем, что ничего ему не должны. Просим отказать в иске.
В другом деле все может быть иначе
Мы рассказываем судебные истории, чтобы читатели понимали, какие решения принимают суды в разных ситуациях, какие документы помогут добиться своего и как избежать ошибок. Но право в России основано на законе, а не на судебной практике: если дело не дошло до Верховного суда, юридической ценности оно не несет.
Это значит, что в схожем случае суд может истолковать закон по-другому и принять противоположный акт или взыскать другую сумму. Но это не мешает использовать доводы и формулировки из вынесенных решений, предъявлять те же требования и доказательства.
А еще такие судебные истории просто интересно читать — узнавать, из-за чего вообще спорят люди, которые живут рядом с нами.
Что сказали суды
Истец и ответчик заключили договор о реализации туристского продукта. Туроператор обязан организовать безопасный и комфортный отдых супругов в Египте .
Безопасность для туристов — это когда ничто не угрожает их жизни, здоровью, имуществу, а также если в стране нормальные природные условия и спокойная политическая обстановка . Если обстановка ухудшится, турист вправе потребовать вернуть деньги или изменить условия тура. Но только если это подтвердят официальные источники — например, Министерство экономики РФ установит ограничение на въезд, Ростуризм запретит продавать туры в эту страну.
Если турист решит отказаться от поездки до ее начала, туроператор должен вернуть ему стоимость тура. Если поездка уже началась, но договор расторгли, вернут деньги только за те услуги, которые не оказали . А если человек уже съездил, но остался недоволен качеством отдыха, он может потребовать у туроператора компенсацию за понесенные убытки.
Договор о реализации туристского продукта досрочно не расторгали. Истец провел в Дахабе восемь дней.
В сентябре 2023 года Ростуризм не публиковал на своем сайте предупреждений о запрете на поездки в Египет для россиян. На сайте туроператора есть памятка о том, что в Красном море могут быть акулы и туристам нужно быть осторожнее. Мужчина был с этим знаком: он поставил подпись в заявке на бронирование тура.
Истец не доказал, что услуги туроператора были некачественными и что именно по вине туроператора он понес убытки. То, что он стал свидетелем несчастного случая, само по себе не означает, что его отдых был испорчен.
В иске отказываем.
Мужчина решил отстоять свою позицию в апелляционном суде и направил жалобу.
Истец не согласился с решением районного суда и добавил новый аргумент: во время его отдыха персонал отеля якобы не принял мер для предотвращения новых нападений акул. Кроме того, он пожаловался, что туроператор отказался бесплатно переселить его в отель в Шарм-эш-Шейхе.
В ответ туроператор предоставил письмо от администрации отеля: в день нападения пляж был закрыт и оставался закрытым до конца отдыха истца. Также сообщили, что на других пляжах усилили работу спасателей. Ни египетские власти, ни Ростуризм больше не фиксировали угроз жизням туристов.
Что касается переселения, туроператор пояснил, что был готов заменить отель, но предложил туристу доплатить разницу в цене, что соответствует закону. Истец отказался и продолжил отдых.
Нет оснований отменять или изменять решение районного суда.
Турист отправил жалобу в кассационный суд.
Мы внимательно изучили материалы дела и доводы судов и полностью согласны с решениями коллег из предыдущих инстанций.
Что в итоге
Восемь месяцев турист и туроператор спорили, был ли отдых в Египте некачественным. Суды встали на сторону туроператора.
Если бы турист прервал поездку и вернулся домой раньше, он мог бы получить компенсацию — за те услуги, которые не были оказаны, за вычетом расходов туроператора на их организацию. А если бы туроператор отказался вернуть деньги до суда, ему пришлось бы платить еще и штраф за нарушение прав потребителя.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl