Бесит!
12K

Бесит, что дети могут остаться без элемен­тарных знаний из⁠-⁠за ​искусственного интеллекта

180

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Δημήτρης Δημητριάδης (DD)

волнуется

Страница автора

Герой статьи на «Хабре» рассказал, что его 11-летняя племянница регулярно пользуется принадлежащим ему платным ИИ-аккаунтом.

Однажды рассказчик заглянул в историю запросов и буквально впал в шок. Ребенок интересовался не отличиями пестиков от тычинок, как мы в этом возрасте. Это чудо вбивало запросы на уровне «сколько часов в двух сутках». То есть помножить 24 на 2 стало нереальным умственным трудом.

Я застал в школе отголоски запрета на шариковые ручки и борьбу с калькуляторами. Понятно, что тогда речь шла об учительском ретроградстве.

Но сейчас мы можем вместе с водой выплеснуть ребенка и превратить плохо развитый детский мозг в придаток всемирной сети.

Признаюсь: я сам совсем недавно научился пользоваться таким вот суперпоисковиком для сугубо утилитарных целей — обзора судебных решений по разным тематикам. Но какой-то юридический креатив я доверять искусственному интеллекту пока не собираюсь.

Есть еще один аспект моего беспокойства. Вместе с арифметикой дети не усваивают логику, критическое мышление и многое другое. Именно поэтому любой ответ нейросетей они впитают без особых сомнений, как истину в последней инстанции.

И тут возникает вопрос: кто даст сколько-нибудь весомую гарантию, что дрессируемый кем-то искусственный интеллект будет выдавать объективную информацию? Или что под соусом «политкорректности», «этичных суждений» и всякого такого дети не запомнят, будто 2 × 2 = 5, принц датский Гамлет был афродатчанином, а Земля — плоский блин? А если они это усвоят, не помогут никакие дисклеймеры, что нейросеть может давать неверный результат или даже бредить.

Наверное, правы австралийские парламентарии, запретившие тамошнему подрастающему поколению использование соцсетей до 16 лет. Видимо, доступ к искусственным мозгам стоит ограничивать на основе образовательного или IQ-ценза, а не как к сайтам, где в подтверждение возраста надо нажать одну кнопку.


РедакцияА как вы относитесь к использованию детьми искусственного интеллекта?
  • сапер ВодичкаВсе же дети остаются безмозглыми не из-за AI/тиктока/ютуба/разговоров о важном, а из-за пофигизма родителей.123
  • НикитаПредлагаю, наконец, запретить запрещать все подряд.75
  • сапер ВодичкаНикита, кстати, подумалось, что большинство самых тупорылых запретов созданы под предлогом "дети же страдают"51
  • Дикая собака ДингоДети не глупые. Запрещать - бесполезно, дети найдут запрет. Запретный плод сладок. Запрет всё подогревает интерес к недоступному. Школа не была готова справиться с быстрым развитием ИИ. Важно не запретить искусственный интеллект в образовании, а научить ребёнка пользоваться ИИ грамотно с максимальной выгодой. Давайте пофантазируем. Идеальная ситуация (якобы) - запрет ИИ. Школа - прежде всего про жизнь, она учит ребёнка быть в социуме, она готовит его ко взрослой жизни, учит инструментам, предметам, дисциплинам, которые он может применить в своей работе, в жизни. Школа - про социализацию, про общение, про новые навыки. Но вы говорите, что полезно было бы запретить искусственный интеллект. Хорошо: тогда ребёнок, не узнав о том, как правильно можно пользоваться искусственным интеллектом, вдруг выпускается из школы, вступает во взрослую жизнь и неожиданно для себя обнаруживает такую интересную вещь - вот он - искусственный интелект! Эффективный и полезный, быстрый и умный, но как его использовать, зачем он нужен? Оказывается новый член общества, не может применить полезный инструмент на практике, как же он тогда будет работать в будущем? Вы собираетесь пустить неподготовленного, неумещего пользоваться ИИ человека во взрослую жизнь? P.S. Знакомство с ИИ необходимо проводить не только с детьми, но и со старшим поколением. Я наблюдаю, что люди, которые критикуют ИИ, скорее всего, не знакомы полностью со всеми его возможностями. Я благодарна за то, что Ты выпустил курс о том, как использовать ИИ эффективно.28
  • AnnaКроме AI еще и ГДЗ существуют. Дети всегда искали и будут искать способ списать и не напрягаться, учителя и родители - наполнить их головы какими-никакими знаниями.52
  • Я из МиссуриЭто симптом, а не причина. Да и кроме того, мощный ИИ пришёл, и никуда уходить не собирается. Запрещать его бессмысленно. Вместо этого нужно бороться с причиной. А причина, имхо, устаревшая и в корне не правильная система образования. Детей не учат критическому мышлению, не социализируют, не отвечают на вопрос "зачем".37
  • ОбезьянаЯ бы даже обзор не доверял. Как бы это сказать. Так называемый "ИИ" хорош для узких задач своего предназначения - решения задач нечеткой логики которые возникают в сфере распознавания образов (и речи). В генерации, особенно по заданным прототипам тоже неплох. Но когда речь идет об анализе - там окромя весовых параметров выставленных при обучении за скобками остается куча вводных которые мы учитываем непроизвольно, но сетка не учитывает никогда. Плюс качество скормленного ей материала вам неизвестно. То есть веса могут быть выстроены так что факт, считаемый ей за верный - на самом деле ерунда. Так же с какого-то момента она начинает деградировать и "галлюцинировать". Короче, "эта глупая птица ругается как тысяча чертей, но она не понимает что говорит". Нынешнее состояние нейросетей плод всего одной теоретической идеи далеко не современных лет + подросшей технической базы. А вот вера в то что оно работает как ИИ - это плод маркетинга. Не работает оно как интеллект. И работать не будет.47
  • Crazzzy howletАндрей, ну вот когда я с января на февраль 2020 года заболела чем-то тяжелым простудным, меня спрашивали, ездила ли я на городской рынок, потому что там много контактировавших, пусть и через энное количество рукопожатий, с теми самыми представителями зарубежья. И это врач меня спрашивал, то есть даже сами врачи не отрицали, что можно заразиться слишком кривыми путями. Я ж естественно спросила, а можно ли сдать какой-то анализ на эту заразу, так их в России не было на тот момент. То есть первые зарегистрированные были зарегистрированы не потому, что они первыми заболели, а потому, что в России первые тесты появились.21
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)user5896201, ага, ответы "сам дурак" пошли. Уже веселее)7
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Сейчас только обратил внимание, что из моего материала (возможно, во время редактуры) выпал абзац. В нем рассказчик из Хабра спросил свою племянницу, зачем та задавала ИИ такие несложные вопросы. Оказалось, что она делала домашнее задание по математике, а машинный интеллект использовала, потому что так быстрее. Выпал важный фрагмент. Жаль; но уже ничего не изменишь39
  • Системный инженерstufently, далеко не любая работа под силу Чату, тьфу-тьфу.8
  • Kira SmileАвтор своим запретительством наглядно демонстрирует отсутствие у себя критического мышления. Мне всегда было интересно кто те недалёкие в госдуме, что столь идиотские запреты вводят. Оказывается вот они. Понимаю, страшно. Когда что-то страшно и непонятно это хочется запретить и вернуть всё как раньше. Только запреты ничего не дают. Подпольно можно достать что угодно, начиная пачкой сигарет в школе, и заканчивая детьми-рабами с чёрного рынка. Было бы желание. Нужно не запрещать всё подряд а понять причину явления и разобраться с корнем проблемы. А корень в том, что система образования безбожно устарела. Мы вот всю жизнь с ГДЗ уроки делали. Ибо ещё тогда было понятно что школьные знания кроме базы вроде арифметики и правописания даром не нужны. Учили только профильные предметы в зависимости от того кто кем хотел стать. И во взрослой жизни это только подтвердилось. Ничего из школы я уже давным давно не помню. Но ничего, живу как-то, работаю в айти на не самой последней должности. А у меня даже вышка не профильная.14
  • Системный инженерstufently, это смотря что за деятельность. В мире сотни квалифицированных должностей, не под силу ИИ.11
  • Kira SmileΔημήτρης, да как ни назовите, сути дела не меняет) Вы своим запретительством только в собственной недальновидности расписываетесь.8
  • Kira SmileΔημήτρης, опять таки, вы не услышали то что я вам говорю. Проблема не списываниях, ИИ и чём бы то ни было ещё, а в системе образования. Профильные предметы которые пригодились в универе и на работе обычно не списывали. По крайней мере те кто хотел получить знания и пойти получать профессию. Списывали всякую ерунду на которую жаль драгоценного времени. И как многие уже писали - это задача родителей объяснить ребёнку что как минимум какие-то предметы нужно учить чтобы получить хорошую работу. Помочь ребёнку определиться с тем что ему интересно. А задача системы образования поддерживать этот интерес и предоставить ребёнку возможность реализации. Ну запрещены шпоры. И телефоны. И взятки преподам. Их от этого меньше стало? По опыту говорю - нет. Не стало. Что в школе, что в универе, кто не хотел учить, спокойно списывал или покупал. Даже знаю тех с моего потока кто списал великое и ужасное ЕГЭ. И это проблема не списавших, а системы образования. У нас даже при трудоустройстве корочки давно много где опциональны. А их наличие просто бонус, но никак не гарант получения работы. Потому-что работодатели тоже понимают что почти никаких ценных знаний система образования не даёт. И начинается цирк с тем что нужен опыт для работы, а опыта нет, потому-что не дают работу.12
  • DonАндрей, двоечники всегда были и будут, это не про критическое мышление. А в марте 2020 уже был полный абзац. Уже было выпущены постановления правительства об обсервации. У нас на вахтах в марте 2020 уже работать было некому. Те это все началось значительно раньше, вариант про заболевание в январе вполне рабочий. У нас госаппарат работает таким образом, что признает пожар, когда все сгорело. Поэтому включайте критическое мышление. Забыл написать для автора статьи. Это перевод статьи с реддита.7
  • Наталья ЧерепановаАндрей, мои коллеги учились в Лондоне в октябре 2019, их общагу иностранных студентов "выкосил" вирус, подозрительно похожий на ковид 19. Тогда еще названия такого не было, как и диагностики. Половина отлежала в больнице по страховке на ИВЛ, отшибло обоняние. Среди студентов были люди со всей России. Вы считаете, что пандемия начинается, когда ее фиксируют документально? Вы даже не допускаете мысль, что существует множество источников вируса и способов заразиться. Критическое мышление вышло из чата?11
  • Иван АндреевичДети впитывают как губка любую чушь что выдает нейросеть. Вот в наше время было все по другому - дети впитывали любую чушь что выдавали взрослые🤣 А если серьезно, то единственное за что следует волноваться автору, так это о том, что он до сих пор не понял, что каждое новое поколение просто отличается от предыдущего, а не становится тупее)40
  • ЛавандКогда появились калькуляторы так же говорили26
  • Наталья ЧерепановаАндрей, точно так же и не опровергает.6
  • user5896201stufently, ага. А если ваш "незаменимый ИИ-работник" загаллюцинирует и облажается, вы этого даже не поймёте: вы же не специалист (если несете такую ересь, явно к спецам-то и близко не относитесь, это буквально очевидно). Потом вы потеряете много денег за счет этой глюк-ошибки, возможно, даже найдёте, где косяк, и даже сможете его как-то исправить... Только вот с живых людей можно стрясти компенсацию потерянного бабла/времени/репутации, а на ИИшку бочку результативно не покатишь (если ваша компания не гигант рынка). Так вы и останетесь расхлебывать самостоятельно: даже наорать будет не на кого, кроме самого себя, прикиньте. ))) Я-то думаю, куда делись все "эффективные манагеры"-рабовладельцы, а они вон где — стройными рядами ведут свои компании в безвылазную пропасть, как и раньше (ладно хоть работников отпустили искать нормальное место, хоть какая-то польза от вас). Х)))11
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Пакет, и вот уже владельца платного аккаунта осуждают за то, что он смотрит историю запросов нелегально влезшего к нему. Ну читайте вы внимательнее, прежде чем стремительным домкратом бежать бороться за права😂7
  • ПавелСамый большой минус (для ребёнка) - это деградация умения учиться и самостоятельно искать информацию.8
  • Дарья ВолковаНе всем нормально объяснили в школе/дома концепцию, что в сутках 24 часа, двое суток это 24 на 2. Спросить хоть у ИИ лучше, чем не знать вечно. Я помню свой шок и разочароаание в самой себе, когда мы призмы проходили ро физике, что небо не голубое. Я обожала физику с детства, куча энциклопедий по возрасту, щнала, что космос череый, но нигде не уточняли, что небо черное и всё это только приломление света. ИИ это инструмент, сейчас он новый и блестящий, всем интересно, а со временем он станет частью обыденности, вы же задаете вопросы поисковым системам и считаете это нормой, а не деградацией?12
  • Обычный человексапер, ну из-за разговоров о бесполезном они явно не поумнеют7
  • Большой КушС таким же успехом можно бубнить на интернет, ведь там можно найти ГДЗ Нейросети, интернет и прочие - это инструменты. Задача родителя - научить ребенка рационально пользоваться этими инструментами16
  • Ирина КраснопевцеваЯ недавно слышала, как шестнадцатилетка выдал, что не умеет определять время по обычным часам🤦‍♀️ В общении со своим ребёнком стараюсь предоставлять информацию сама. Чего не знаю - лезем вместе в энциклопедии, которые я собирала ещё в юности. Ии изредка тоже используем, в основном для поиска источников. В целом, ничего не имею против ии - это всего лишь инструмент, но его нужно использовать как дополнение к мозгу, а не вместо него.10
  • user3431948Обычный, на разговорах о важном они хоть немного узнают о том, что есть в их стране, ибо большинство родителей никоим боком не заинтересованы развивать кругозор своих детей. На одном из первых занятий, посвящённом ледокольному флоту России, многие дети впервые услышали слово ледокол. И это 4-7класс. Дети узнают, что в России есть современные порты, предприятия, добывающие компании. Что у нас в стране проживают люди почти 200 народностей, с разнообразно культурой и традициями, и при этом у нас есть много общего. Сначала родители пенять, что школа не воспитывает, а потом сами же выкатывают претензии за вполне нормальный классный час, который берет на себя часть обязанностей, которые следовало бы выполнять родителям18
  • user3431948Дикая, давайте быть откровенным, к стремительно развитию ИИ не готов никто, ни с отрицательной, ни с положительной точки зрения. Нам придётся адаптироваться к этому, 0отим мы или нет. А воспитанием детей надо заниматься родителям, в том числе закладывать основы мотивации к интеллектуальной деятельности и умственного труду, чтобы не было внутренней необходимости списать лишь бы сдать, чтобы дети понимали, для чего дано то или иное задание10
  • сапер Водичка0
  • сапер ВодичкаОбычный, разве что самые продвинутые (и не без помощи родителей) прокачают критическое мышление.0
  • сапер Водичкаuser3431948, да фиг знает. Сосед рассказывал что внуку наглухо отбитая училка предъявляла перед всем классом за то, что его дедушка живет в Финляндии. А до этого заливала про современные порты и прочее. Случилась разборка, дошло аж до директора, но там она сказала что-то вроде "я еще и не начинала".13
  • Βασίλειος B' ΒουλγαροκτόνοςИрина, дело опять же не в возрасте, а в человеке. У меня отец до сих пор не знает как определить время по обычным часам. А ему за сорок уже7
  • НикитаДикая, это с хера ли школа про социализацию? Про социализацию - это улица и походы до секций и обратно. И общественный транспорт. Школа - это мутота про знания. И дисциплину. ИИ, который пошел в массы - это просто продвинутый Т9. Детям надо объяснить, как решать задачи самостоятельно на бумажке с карандашом. Взрослыми они с ИИ разберутся, если принцип будут понимать. Ну, и согласен, ответственность и силу воли запретами не воспитать. Тоже застал времена запрещения калькуляторов, но вот логарифмическую линейку можно (по-сути, тот же калькулятор). Логики в подобном запрете не было.2
  • Вася Пупкин"Хорошо: тогда ребёнок, не узнав о том, как правильно можно пользоваться искусственным интеллектом, вдруг выпускается из школы, вступает во взрослую жизнь и неожиданно для себя обнаруживает такую интересную вещь - вот он - искусственный интелект!" Вот это и есть пенсионерское мышление. Примерно так же говорят деды и бабки, когда их внучек берет телефон и нажимает на кнопочки. Какой умный ребенок! Я дурак, не понимаю куда нажимать, а он понимает. Для того, чтобы научиться пользоваться общедоступными нейросетями, не нужно иметь какое то специальное образование, они разрабатываются специально для того, чтоб с ними мог справиться любой дурак. У вас же не возникает вопросов, как открывать окна в Windows или как пользоваться камерой в смартфоне? Если ребенок обучался в школе без использования искусственного интеллекта, значит у него не возникнет никаких проблем с освоением этой технологии.2
  • Вася ПупкинЧеловек, не знакомый с ИИ будет более полезен, чем человек, который всю информацию получает только через ИИ. Есть более простые и очевидные примеры. Вот, появились компьютеры и отпала необходимость все записывать на бумаге. Резко увеличилось количество людей с хреновым почерком. С одной стороны, умение хорошо писать - не очень полезный навык, с другой стороны - это мелка моторика. Это во-первых, нейронные связи в мозгу, а во-вторых, умение пользоваться кухонными приборами, инструментами, умение завязывать шнурки и ещё миллион дел. А до этого появились калькуляторы. Тут все ещё веселее. Кто то скажет, что математика не нужна и она не пригодится в жизни. Это идиоты. Математика везде. Вся наша жизнь - это математика, а устный счёт - это один из важнейших навыков в жизни. Если ты на уроках математики не тренируешь навыки устного счета, а перекладываешь эту работу на калькулятор, то у тебя не развивается мозг. Таких людей за километр видно. Просто откройте статистику по кредитам, букмекерским конторам, брокерским счетам. Калькулятор - это инструмент, а не протез. Если нет навыков устного счета, то калькулятор бесполезен. А теперь представим, что будет, если школьники воооооообще всю интеллектуальную деятельность переложат на нейросети?3
  • Тридэ ПечатьКаждое поколение приобретает новые навыки теряя другие, наши родители научились считать но разучились печь хлеб, наше поколение разучилось строгать и печатать фотографии в темной комнате, но научилось работать на компьютере, наши дети разучились считать, но научились быстро искать информацию в сети. Это прогресс12
  • user3431948Андрей, для того, чтобы представить себе вероятную цепочку заражения, Вам нужно почитать книгу или посмотреть документалки про расследования о распространении любого серьёзного инфекционного заболевания. Ну или минисериал Точка.Ноль. Первые случаи скорее всего были недиагностированы и имели место на несколько месяцев ранее6
  • Ина ЯяВася, точно, пенсионерское) тоже удивили доводы. У меня первый компьютер появился в 17 лет, а кнопочный сотовый в 18, а у многих людей и старше. И интернета тогда не было вообще. И что, не умеем пользоваться?))0
  • EugeneΔημήτρης, ну то есть домашнее задание решено в кратчайшие сроки самыми современными методами. Но опять вам что-то не так... "Мне не нужно чтобы хорошо и быстро, мне нужно чтобы вы задолбались!"3
  • EugeneВася, писать нужно учиться чтобы шнурки завязывать уметь? "Это во-первых, нейронные связи в мозгу" - недоказанный бред советских "врачей". они ещё кроссворды советовали разгадывать чтобы поумнеть. откуда вы эти байки шестидесятилетней давности выковыриваете? а, доказательство же очевидно - неграмотные люди не умеют завязывать шнурки!0
  • Вася ПупкинEugene, про нейронные связи писали американские учёные, а не советские.0
  • Вася, у меня плохой почерк, когда училась компов ещё повсеместно не было. Сейчас по работе приходится много писать- и что-то почерк лучше не становится.2
  • Вася Пупкин爱, а с чего он должен становиться лучше, если ваш текущий уровень полностью удовлетворяет ваши потребности?0
  • Вася, не, вы же написали что почерк и моторика связаны, но как раз у меня половина работы связана с моторикой, в том числе мелкой и глазомером, вторая часть с расчетами и третья с записями. Но в итоге почерк плохой, а "руки хорошие"3
  • Вася Пупкин爱, причем тут моторика? От повторения одного и того же действия(в вашем случае - это плохое написание текстов от руки), навыки не улучшаются. Если я возьму гитару и буду плохо играть на протяжении 10 лет, качество моей игры не повысится. Для улучшения навыков надо делать упражнения ежедневно на протяжении очень долгого времени. Очень странно, что такие простые вещи приходится объяснять.2
  • EugeneВася, а советские у них списывали. я тоже помню эту чушь. её до сих пор транслируют и педагоги и прочие врачи, учившиеся по учебникам шестидесятилетней давности.0
  • Синица в рукахEugene, в 11 лет ребенок должен знать сколько часов в сутках. Для этого не обязательно задалбываться. Тот факт, что она написала запрос, а не посчитала пусть не в уме, но хотя бы на калькуляторе сколько будет 24х2, говорит о том, что она в принципе не знала что в сутках 24 часа. А это уже не звоночек ,а колокол. Ребенок в 6 лет должен это знать)12
  • Strogonovсапер, полностью согласен.1
  • АптечкоСиница, а если не знает, то он должен спросить сколько часов в одних сутках. Потому что сегодня стоит задача найти решение для двух суток, а завтра будет для полутора десятков. Так мыслить детей не научили и это плохо.0