
Sid Meier’s Civilization 7: девять полезных советов для новичков
Новая Civilization — большая и комплексная стратегия со множеством механик и нюансов.
Каждый аспект игры достоин отдельной статьи. Гайды можно посвятить и конкретным эпохам, и особенностям производственных схем.
Я уже поделился впечатлениями от Civilization 7 в отдельном тексте. В этом материале подготовил универсальные советы, которые точно пригодятся новичкам. Возможно, они подойдут и более опытным стратегам.
Что мы советуем
- Начните с легкого уровня сложности
- Выберите желаемый вид победы в самую первую очередь
- Вручную сохраняйтесь перед особо важными действиями
- Скорее основывайте новые города. Но не спешите
- Тщательно планируйте городскую застройку
- Будьте осторожны перед сменой эпохи
- Не отвлекайтесь на религию
- Постарайтесь обзавестись колониями
- Не бросайте партию после крупных ошибок
Начните с низкого уровня сложности
Даже на поверхностное освоение всех механик и правил любой Civilization уйдет десяток часов, а на полное — как минимум сотня. Седьмая часть еще сложнее предшественниц: здесь как никогда много мелких нововведений, суть которых приходится выяснять «методом тыка».
Разработчики не довели до ума интерфейс и поскупились на традиционные информационные схемы и графики, а потому первые несколько партий станут «хождением по граблям» и обучением. Кроме того, как на днях выяснилось, некоторые странные механики новой «Цивилизации» — не механики вовсе, а баги.
Новичкам я советую выбрать низкий уровень сложности — он называется тут «писец». Так вы сможете экспериментировать и допускать ошибки, не рискуя проиграть при встрече с варварами или загнать свою нацию в экономический кризис.

Выберите желаемый вид победы
Этот совет актуален почти для каждой Civilization. Еще до начала партии определитесь, стремитесь вы к военной, экономической, культурной или научной победе. И дальше отталкивайтесь от принятого решения.
У каждого народа и правителя есть сильные и слабые стороны. Например, Бенджамин Франклин идеален для пацифистов: он не только дает бонусы науке, но еще и усиливает их каждым дипломатическим соглашением. Екатерина Вторая отлично подходит для культурной победы, особенно в сочетании с ориентированным на это же Римом. Императрица получает дополнительные очки культурной сферы при постройке почти любых городских зданий.
Со временем вы поймете, каким лидерам подходят конкретные нации, и научитесь соблюдать все условия для разных типов побед. Спустя десятки часов вы даже сможете спланировать свои действия в каждой эпохе.

Вручную сохраняйтесь перед особенно важными действиями
В Civilization 7 часто не работают автосохранения: при попытке загрузить такой сейв игра может вылететь на рабочий стол. Так что записывать прогресс нужно обязательно вручную, хотя бы раз за тридцать ходов.
Сохраняться важно и потому, что одно неправильно принятое решение или ошибочное нажатие кнопки может привести цивилизацию к катастрофе. Едва ли вы обрадуетесь, что ваши многочасовые усилия обнулились. Сохранения дают уверенность, что вы сможете исправить ошибку и довести партию до конца.

Как можно скорее основывайте новые города
Агрессивная экспансия для захвата ресурсов и территории жизненно важна в любой части Civilization. Нужно поскорее создать первого поселенца и основать хотя бы второй город, а лучше еще и третий следом. Это отодвинет границу, обезопасит столицу, помешает расширению соперников и даст вам контроль над пресной водой и природными чудесами. Также желательно получить выход к морю, чтобы построить флот и заняться колонизацией других континентов.
Перед постройкой городов сначала найдите лучшее доступное место, соседствующее и с плодородными равнинами, и с удобными для промышленности холмами. Желательно, чтобы рядом была вода и бонусные ресурсы вроде хлопка или фиников. Если подберете неудачную локацию, население будет страдать от нехватки пищи. При экспансии лучше иногда потерпеть лишние пару ходов, чтобы затем все сделать правильно.

Тщательно планируйте городскую застройку
В Civilization 7 на клетке вы можете разместить лишь два здания — прежде настолько суровых ограничений не было. Строить хочется много, но места никогда не бывает достаточно. Если же попытаетесь возвести все подряд, то быстро останетесь без ферм и рудников.
Из-за новой системы строительства советую заранее выбирать городам специализацию. Не забывайте, что вы можете сооружать новые здания на месте старых, а многие постройки влияют на эффективность соседних клеток. Если не можете определиться, сначала делайте ставку на выращивание пищи. Быстро прибывающее население всегда можно привлечь к производству и прочим сферам, а вот науку, культуру или влияние в еду никак не превратишь.

Будьте осторожны перед сменой эпохи
Переход из античности в эру исследований и затем в современность частично сбросит прогресс цивилизаций. Полноценные города, кроме столицы, вновь станут городками. Нейтральные мини-государства исчезнут, и вместо них появятся другие, расположение которых придется заслужить с нуля. Большинство юнитов автоматически модернизируются и телепортируются в поселения, что может быть очень некстати. Некоторые отряды просто бесследно исчезнут.
Насколько новые правила хороши и логичны — тема для отдельной долгой дискуссии. Главное, держать в уме, что если хотите поглотить вассалов, нужно сделать это до завершения эпохи, иначе потеряете прогресс.
С городками же ситуация обратная: когда близок финиш исторического периода, нет смысла тратиться на их превращение в полноценный город — иначе потратите деньги впустую. Ну и, конечно же, массовая трансформация и телепортация юнитов окажет серьезное влияние на ход любой войны.

Не отвлекайтесь на религию
В Civilization 6 случались эпические столкновения инквизиторов и апостолов в формате «стенка на стенку». Религиозные войны могли определить победителя партии, для этого был предусмотрен даже отдельный вид победы. Но в седьмой части все тематические механики упростили или вырезали.
Заложить пантеон можно в первой эпохе, но распространять слово Божье дадут лишь во второй, а в третьей религиозные юниты и вовсе исчезнут. Причем эффекты от доминирования ваших конфессий незначительны. Слегка усилить их можно лишь умениями лидера, но его бесценные очки прокачки лучше вложить во что-то другое.
Если очень хочется обратить половину игрового мира в реальную или выдуманную лично вами религию, то можете массово рассылать миссионеров. Но не ждите, что такие действия как-то помогут выиграть партию.

Постарайтесь обзавестись колониями
Во второй эпохе щедро награждают за создание поселений на других континентах, в том числе дают бонусы к росту местного населения. В некотором смысле это приближает геймплей к реальной истории: в прошлом далекие колонии обогатили даже Бельгию, не говоря уже об Испании или Британии. Если в предыдущих частях можно было выиграть неспешным и последовательным расширением территорий на одном континенте, в Civilization 7 придется действовать иначе.
Игра поощряет агрессивную экспансию с основанием поселений на далеких землях. И не так важно, насколько быстро будет расти городок на отшибе, станет он прочным аванпостом или нет. Главное, что он у вас есть — одно лишь это увеличивает приток счастья и золота, а также приближает к получению крупных наград по завершении эпохи. Колонии — обязательное условие для прохождения торговых и военных квестов, за которые лидеру полагаются соответствующие очки умений.

Не бросайте партию после серьезных ошибок
Когда дело идет к неизбежному поражению, велик соблазн завершить партию и начать новую. Но советую не сдаваться, продолжать бороться, адаптироваться к неблагоприятным условиям, пробовать новые тактики и до последнего сохранять надежду.
Возможно, вы проиграете. Но так точно чему-то научитесь — и сможете лучше играть в дальнейшем. Если же при каждой ранней неудаче будете начинать заново в погоне за безупречным дебютом, не сможете хорошо освоить ключевые механики второй и третьей исторической эпохи. Да и вообще: главное в Civilization 7 не победа, а удовольствие от процесса.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult