«До сих пор вспоми­наю с ужасом время в роддоме»: как я​ стала мамой несмо­­тря на отсутствие зрения

Сейчас помогаю людям с инвалидностью
3
«До сих пор вспоми­наю с ужасом время в роддоме»: как я​ стала мамой несмо­­тря на отсутствие зрения
Аватар автора

Дана Дрожжина

воспитывает сына и живет полной жизнью

Аватар автора

Екатерина Руделева

поговорила с героиней

Страница автора

Я очень долго жила под гиперопекой мамы и не могла стать самостоятельной.

Но в какой-то момент все изменилось и я перестала бояться. Сейчас я проектный менеджер социальной предпринимательской организации Everland  , эстрадно-джазовая певица, преподаватель вокала и мама. Расскажу, как зарабатывала первые деньги, сепарировалась от семьи и сама стала родителем.

Кто помогает

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В июле и августе рассказываем о помощи взрослым. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».

Предыстория

Я родилась в 1992 году в Новодвинске на севере Архангельской области на сроке семь месяцев. Для раскрытия легких медики с помощью назальной канюли  дали мне кислород. К сожалению, его концентрация была слишком высокой — и он сжег глазной нерв. В 90-е годы это была частая врачебная ошибка при лечении недоношенных детей.

Я была долгожданным ребенком. Мама родила меня в 35 лет, поэтому назвала Дана — Богом дана. Она всегда в это верила.

Отношения внутри семьи были классные, я росла в любви со стороны обоих родителей. Чувство полноты оборвалось в десять лет, когда умер папа и мы с мамой остались вдвоем. Это был сложный для нас период, поскольку папа обеспечивал семью и был человеком, который полностью принимал и любил меня.

В детский сад я не ходила: была всегда рядом с родителями или няней. До четвертого класса обучалась на дому — со мной занимался учитель каждый день с понедельника по четверг. Раз в четверть у меня был открытый урок: приходил кто-то из завучей или директор школы и смотрел, как я учусь.

Затем я пошла в обычную школу. Учителя могли индивидуально со мной встречаться, чтобы я, например, устно сдала контрольную работу.

В школе я не сталкивалась с трудностями — все проблемы решала мама. Она наладила учебный процесс: меня отвозили родственники или няни, а одноклассницы летом наговаривали на диктофон все учебники, по которым я и занималась весь год.

Мама принципиально не учила меня ходить с тростью, поэтому в пятом классе я столкнулась с трудностями в общении с одноклассниками. Тогда об инклюзии никто не говорил, а мой классный руководитель не умел работать с незрячими. Вместо того чтобы попытаться научить меня передвигаться по школе самой, он просил одноклассников водить меня от класса к классу и помогать на переменах.

Конечно же, ребятам это не нравилось: в перемену хочется куда-то бежать, что-то делать, а приходится брать под руку какую-то слепую девочку и вести в другой кабинет. Иногда это выливалось в агрессию, вплоть до вылитого на голову супа в столовой. Тогда мне было очень обидно. Однако после перехода в шестой класс мы все повзрослели, сильно сдружились, и одноклассники были не против помогать мне.

Буллинга и предвзятости со стороны учителей никогда не было. Помню, как учитель русского языка поставила мне первую в жизни тройку: я поверхностно что-то прочитала. Тогда было очень обидно, но сейчас я благодарна ей. Она не посмотрела на инвалидность, не сделала скидку на нее, а честно сказала: «Хочешь учиться со всеми — значит, учись».

Проблемы в школе были не только с одноклассниками: учились мы по обычным учебникам, которые я не могла читать из-за потери зрения. Интернет, где я могла бы найти аудиоучебники, не был хорошо развит, да и доступа к нему у моей семьи не было. Поэтому многое из учебной программы — физика, химия, математика — прошло мимо меня. Но я справлялась насколько могла.

В 2006 году я переехала в Москву. Тогда я уже активно пела, и мы с мамой думали, что мне нужно развиваться дальше. В родном городе и в Архангельской области не было для этого ресурсов — мы испробовали все.

Один из фондов в Петербурге предложил контракт на обучение в училище при консерватории. Параллельно с учебой я бы выступала на разных концертных площадках города, сделала бы свою программу с каким-то продюсером. Мы уже забрали документы из моей школы и были готовы переезжать, но в последний момент сделка сорвалась. Мы думали, что делать дальше, и решили ехать в Москву.

В 2006—2007 годах я закончила экстерном восьмой и девятый классы и пошла в музыкальный колледж на Ордынке. Меня не взяли: преподаватели имели неприятный опыт работы с незрячей студенткой. Они говорили, что она не выполняла домашние задания и срывала оговоренные сроки. Из-за этого они осознанно поставили мне двойку за экзамен по вокалу.

Тогда я поступила в колледж искусств. Спустя год решила пойти в вуз, потому что мне было скучно. Для этого нужно было закончить 10-й и 11-й классы — я сдала экзамены экстерном параллельно с учебой на втором курсе колледжа.

Затем в 2009 поступила в Государственную классическую академию им. Маймонида. Отучилась пять лет и получила высшее музыкальное образование. Нам с мамой выделили в общежитии комнату на двоих без ремонта, а после второго курса мы сняли квартиру.

Сепарация от мамы и начало самостоятельной жизни

У меня классная мама, и я очень уважаю ее. Но она была ужасна настолько же, как прекрасна. Она одновременно и героизировала мою инвалидность, и стыдилась ее. Например, говорила, что ходить с тростью — позор.

Поэтому до 18 лет я не ездила сама по своим делам. Меня всегда сопровождали няни: они выполняли такую техническую роль, чтобы я оказалась в нужном месте в нужное время. Тогда для меня это было нормально: я слушала маму и думала, что никогда не возьму в руки белую трость.

Папа в детстве ничего не говорил о моей инвалидности, избегал этой темы. По рассказам мамы, он очень переживал, как будет строиться моя жизнь без него. Сейчас я думаю, что папа был бы больше мамы включен в мою сепарацию.

Из-под маминого крыла и удушающей заботы я вырвалась в 18 лет, когда влюбилась. Мой мужчина тоже был незрячим, но самостоятельным и независимым. Он везде ездил один, работал, путешествовал, делал мне сюрпризы. Мы ходили в рестораны, отдыхали. Он не стеснялся отсутствия зрения, мог в любое место дойти, добежать, доехать и сделать то, что хочет. Мне нравилось в нем это, и я мечтала стать такой же.

Однако, когда я училась быть независимой, мама сопротивлялась этому. Помню свою первую самостоятельную поездку домой: я ехала на электричке с тростью, мама меня встретила, и, когда увидела, что иду одна, молча взяла за руку и отвела домой. Мы не разговаривали целый месяц.

Я пыталась поговорить с ней, спрашивала: «Если ты умрешь, что я буду делать без твоей помощи? Классно, что ты мне всегда помогала, но что я буду делать дальше?» Она молчала и злилась — это было тяжело.

Постепенно я научилась быть самостоятельной. Например, мы с моим молодым человеком ходили вместе в кафе и рестораны, посещали разные мероприятия.

Через четыре года мы расстались — наши взгляды на отношения не совпали: ему было комфортно жить набегами, наскоками, и у нас не было совместного быта. Мы вместе работали, потом могли поехать отдыхать, а затем расходились по своим домам.

Сейчас я понимаю, что тогда просто спряталась из-под одного крыла под другое. Мне нужно было, чтобы меня взяли и повели. Я не училась самостоятельно стоять на ногах и нести ответственность за свою жизнь.

Работа

В 2010 году меня пригласили петь в группу, в составе которой были только незрячие музыканты: гитарист, клавишник и вокалист. Мы выступали в ресторане «В темноте», где все мероприятия проводятся в полной тьме.

Когда я только начала работать, сразу подумала, что могу быть не только певицей, и устроилась туда же официанткой. Это было тяжело, поскольку пришлось запоминать много информации: расположение столов, понимать, кто у тебя что заказал, кому и что ты уже отдал.

Первые две недели испытательного срока очень переживала, но потом в какой-то момент случился прорыв, мне все стало даваться легче, и я почувствовала в себе силы. Проработала там шесть лет: по будням принимала заказы, а по выходным пела.

Это оказалось хорошим опытом: я много общалась с людьми и зарабатывала первые серьезные деньги — около 60 000 ₽. Также получала пенсию, поскольку у меня первая группа инвалидности, — сейчас это 25 000 ₽. В тот момент мама потеряла работу, и я была главным кормильцем семьи.

Этот опыт кроме денег дал возможность осознать, что существуют другие люди с инвалидностью по зрению. Они прекрасно живут, хорошо ощущают себя в этом мире, занимаются разными интересными вещами и трудятся на любимой работе.

Постепенно я перестала выступать, потому что это была мечта родителей, а не моя. Но я продолжаю преподавать вокал частно. Мне комфортно в этой роли, позиционирую себя скорее как вокальный коуч — у меня нет цели заставить ученика прийти к результату как можно быстрее.

Это схоже с моим подходом в нутрициологии — это еще одно мое увлечение. Мне важно, чтобы человек сам пришел к цели с моей поддержкой. Я дам ему инструменты, а как и когда он возьмет их — уже его выбор.

Преподавать мне нравится, но это не постоянный вид заработка. Я использую уроки для переключения фокуса с основной работы и чтобы не потерять свои навыки.

Позволяю себе стильную, дорогую одежду — родители с детства прививали мне, что нужно всегда хорошо выглядеть
Еще пользуюсь услугами шоппера. Это человек, который раз в сезон сопровождает меня в походе по магазинам, помогает подобрать одежду, отвечающую определенному стилю, и сориентироваться в модных тенденциях
1/2
Позволяю себе стильную, дорогую одежду — родители с детства прививали мне, что нужно всегда хорошо выглядеть

На одном из мероприятий, которое проходило в ресторане, я познакомилась с директором благотворительного фонда «Действуй» Ольгой Лоевой. Она пригласила меня стать ведущей интерактивных квестов по инклюзии. В них люди без инвалидности погружались в разные условия, которые имитировали инвалидность. Например, участникам завязывали глаза, и они должны были пройти по какому-то пути внутри здания. Или им предлагали сесть в инвалидную коляску и куда-то добраться.

Это было мое первое участие в социальных активностях с возможностью говорить о своей инвалидности. Я поняла, что мне интересно работать в социальном проекте, транслировать свой опыт, быть мотивационным спикером.

Потом я стала координатором одного из проектов фонда «Действуй» — программы «Шаг в профессию». В ней каждые полгода стартует сезон по обучению ребят с инвалидностью разным диджитал-профессиям. В мою работу входил процесс координирования, поиск наставников, стажеров, организация учебного процесса и итоговых мероприятий сезона.

В 2017 году я познакомилась с будущим мужем Васей в компании друзей. У него тоже инвалидность по зрению, но он частично видит свет. Он пригласил меня на работу в свой отдел во Всероссийское общество слепых.

Для него это были первые отношения с незрячей девушкой. Ему было страшно, и он думал, что мы будем друг от друга зависимы, но в итоге нормально справлялись. Например, когда поехали в первое совместное путешествие, то каждый был автономен — если хотел, мог отдельно пойти на пляж или поехать на экскурсию. Не было ощущения, что кто-то на ком-то повис.

В феврале 2022 года я стала куратором волонтерских проектов в Everland. Я была знакома с сооснователем проекта Еленой Мартыновой, и однажды она предложила мне попробовать себя в работе с волонтерами. У меня была важная задача — привлекать коллег из бизнеса, которые могли и хотели стать опорой для начинающих специалистов с разными видами инвалидности в диджитал-направлениях: контенте, дизайне, верстке сайтов.

Я думала, у меня большой профессиональный багаж, но в Everland пришлось многому учиться. Организация взращивает во мне взрослость, ответственность и зрелое отношение к своей инвалидности. Когда я росла, все окружение транслировало мысли иждивенчества. Конечно, я работала, но все равно мне казалось, что на инвалидность обращают внимание. В Everland поняла: инвалидность — не гарантия «скидки». Это просто качество, которое есть у каждого из нас, как, например, цвет волос и глаз, строение фигуры.

Один из моих проектов — мотивационная школа «Я смогу!» для подростков и молодых людей с нарушением зрения. Мы организуем встречи с участниками и приглашаем спикеров с инвалидностью. Я считаю, что обществу нужен опыт равных консультантов  , которые имеют инвалидность.

Мы можем своим примером показать: бери и делай, и все у тебя будет круто.

Я думаю, этот проект обязательно помог бы мне и моей маме. Я бы точно смогла стать самостоятельной намного раньше. Поняла бы, как важно определиться с профессией и самой искать свое призвание, а не просто делать то, что говорят родители.

После запуска школы «Я смогу!» мы поняли, что многие взрослые с инвалидностью по зрению, дети и их родители не знают, как работают скринридеры  . Это была огромная проблема, потому что без них незрячий человек не сможет использовать смартфон, компьютер и ноутбук. В современном мире невозможно быть полностью самостоятельным и работать удаленно без этих устройств.

Для решения проблемы мы вместе с «Билайном» и Альянсом по защите детей в цифровой среде начали разработку Платформы цифровой грамотности для незрячих детей. Это было универсальное решение: теперь людям с инвалидностью больше не нужно ездить на обучение в разные организации — достаточно открыть сайт, выбрать курс и пройти его в своем темпе в любое время.

Сейчас Платформе цифровой грамотности два года. Она объединяет три больших онлайн-курса, другие образовательные материалы и различные обзоры. За все время существования платформы материалами курсов воспользовалось более 180 тысяч человек, более 28 тысяч незрячих людей полностью прошли курсы, более тысячи из них получили персональную консультацию кураторов
Сейчас Платформе цифровой грамотности два года. Она объединяет три больших онлайн-курса, другие образовательные материалы и различные обзоры. За все время существования платформы материалами курсов воспользовалось более 180 тысяч человек, более 28 тысяч незрячих людей полностью прошли курсы, более тысячи из них получили персональную консультацию кураторов

Замужество и роды

Мы с Васей поженились в июне 2020, спустя два года я забеременела. Мы осознанно подходили к рождению ребенка и поддерживали друг друга. Я очень хотела стать мамой и была уверена, что справлюсь со всем и сложностей не будет.

Вася, наоборот, не торопился снова стать папой. У него есть сын от первого брака, и остались впечатления о бессонных ночах и первых зубах. Он понимал, что младенец — это сложно.

Из-за ковида на свадьбе мы с Васей были в масках и перчатках
Муж думал, что после рождения ребенка у нас не останется времени друг на друга
1/2
Из-за ковида на свадьбе мы с Васей были в масках и перчатках

С первыми большими сложностями я столкнулась еще в начале беременности. Например, я упала в обморок во время сдачи крови. Хотя это происходит у многих, врач накричала на меня. Я пришла домой и сказала, что больше не пойду туда, и нашла доктора, которому доверяла и к которому ходила на контрольные УЗИ. Так я обезопасила себя — поняла, что не смогу рутинно посещать городскую поликлинику по ОМС.

В марте 2023 года я родила сына Сашеньку. На этом этапе тоже столкнулась со сложностями. Для меня было важно рожать самой, но врачи на последних неделях настаивали на кесаревом сечении, так как у незрячих есть показание к такой операции  . Как же здорово, что я не испугалась и нашла профессионалов, которые позволили мне родить самостоятельно.

Вася присутствовал на родах, мы оба плакали — это был очень выстраданный момент единения.

Я рожала в обычном роддоме, где больше не было незрячих мам. Хорошо помню, что девушкам без инвалидности показывали, как надеть и снять памперс, как правильно нанести крем под него, как кормить, как прикладывать. Мне тоже это объясняли, но с очень странным отношением.

Например, медсестра вела себя так, словно каждая моя попытка что-то сделать с новорожденным была экзаменом: получится — хорошо, не получится — мы просто тебя сожрем. Я понимала: медицинский персонал мне не доверял. Врачи и медсестры думали, что я могу навредить Саше, и после оценки его состояния сказали о необходимости «понаблюдать» его. Так нас оставили в роддоме на несколько дней.

В том измененном состоянии после родов это было очень тяжело. Я переживала гормональные скачки и первые два дня просто рыдала. Три часа между кормлениями тоже плакала, поскольку не было сил. Мне казалось, что я не справляюсь, чувствовала себя брошенной, одинокой. Но доула, с которой мы были на связи, поддержала меня и помогла все эмоционально вынести.

Муж в это время как будто бы не очень понимал происходящее. Может быть, я тоже, со своей стороны, не так сильно поясняла потребность в его помощи. Но не было такого, чтобы он приехал и сказал: «Так, разойдитесь, что вы тут делаете с моей женой?»

В какой-то момент я устала от такого отношения, пришла к главврачу и сказала, что напишу отказ от всех прививок и уеду с сыном домой. После этого нас быстро отпустили. То время в роддоме я до сих пор вспоминаю с ужасом
В какой-то момент я устала от такого отношения, пришла к главврачу и сказала, что напишу отказ от всех прививок и уеду с сыном домой. После этого нас быстро отпустили. То время в роддоме я до сих пор вспоминаю с ужасом

Мы с мужем нормально справлялись с маленьким ребенком. Однако мне тяжело дались бессонные ночи, были проблемы с грудным вскармливанием. А позже еще одной сложной проблемой стал прикорм. Поначалу малыш не понимал, что нужно открывать рот, да и я не могла попасть в него ложкой — все и вся было в пюре, а ребенок оставался голодным. А еще потом приходилось отмывать всю кухню.

Поэтому когда кто-то зрячий приходил к нам в гости, я делегировала прикорм ему. Муж был не очень включен в этот процесс. Постепенно малыш научился открывать рот, видя ложку, и стало легче.

Сашенька — зрячий, поэтому у нас есть няня. Она прекрасная женщина, которая очень помогает мне и учит сына устанавливать зрительный контакт.

Я мама, которая совершенно не дружит с гиперопекой и спокойно относится к развитию сына. Позволяю ребенку развиваться в собственной парадигме возможностей и при этом окружаю его любовью и заботой.

Наша семья с мамой Васи
Наша семья с мамой Васи
Маленький Саша в кроватке
Маленький Саша в кроватке

Жизнь сейчас

В сентябре 2024 решили официально развестись с мужем: останемся родителями, но каждый пойдет своей дорогой.

Я уже несколько лет работаю с психологом: чувствую себя устойчиво, когда есть, куда выгрузить переживания, проанализировать их и понять. Без терапии я бы не вывезла многие ситуации, в том числе рождение ребенка, полное изменение привычной жизни и развод.

Сейчас я счастливый человек, состоявшийся профессионал, мама. Конечно, есть трудности и неисполненные желания, как у всех людей. Но я решаю сложные задачи в повседневных делах и двигаюсь дальше.

Благодаря работе организую для себя интересные поездки, хожу в театры, любимые рестораны, оплачиваю дополнительное образование. В общем, живу наполненной жизнью без скидок на инвалидность.

Как помочь развивать доступную среду

Проект Everland занимается обучением и трудоустройством людей с инвалидностью, развивает безбарьерную среду, проводит независимые исследования в сфере инклюзии. Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование:

Екатерина РуделеваКак вы считаете, люди с инвалидностью могут быть хорошими родителями? Почему?
  • Ниоткуда в никудаСпасибо за то, что поделились вашим опытом! Это очень вдохновляет и восхищает!)7
  • Boris Köln"многое из учебной программы — физика, химия, математика — прошло мимо меня" "я сдала экзамены экстерном параллельно с учебой на втором курсе колледжа" Как можно сдать экзамены экстерном, не зная физики, химии, математики?4
  • Анастасия Ганошенковаужасно, что вы столкнулись в роддоме и поликлинике с таким отношением! сил вам и спасибо за то, что делаете мир лучше!0
Сообщество