Удивительное здание: доходный дом Лумберга в Петербурге с изразцовыми печами и атлантами

Рассказ читателя
11
Удивительное здание: доходный дом Лумберга в Петербурге с изразцовыми печами и атлантами

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Адрес: Санкт-Петербург, Перекупной переулок, 9
Архитектор: Ф. Ф. Лумберг
Год постройки: 1904
Стиль: модерн

Аватар автора

Тимур

изучил биографию архитектора

Страница автора

В двух минутах ходьбы от Невского проспекта находится необычный и красивый шестиэтажный дом Лумберга.

Это одно из первых зданий в Петербурге, построенное в стиле модерн. Рядом располагается дом, где жил Марк Шагал, а на углу Перекупного переулка и Херсонской улицы стоит дом Карла Шмидта с башенкой. Так что в этом уголке есть на что посмотреть. Вообще, весь район Пески интересен в плане модерна — его здесь много.

Я работал неподалеку, на Конной улице, и в перерывах часто прохаживался мимо дома Лумберга. Я побывал там во время экскурсии краеведа Федора Грибкова и расскажу, как здание выглядит изнутри.

История района и дома

В 1828 году Перекупной переулок назывался Торговым, раньше на его месте располагалась Александровская площадь и примыкающий к ней рынок. В середине 19 века территория площади сокращается, прокладывают две новые улицы — Исполкомскую и Херсонскую. Торговый переулок получил промоушен и стал называться Торговой улицей. Правда, через 11 лет, в 1871 году, опять упал в статусе и вдобавок еще и название поменял на Перекупной переулок. В 1880 году его продлили от Конной улицы до Невского проспекта.

С 1866 года на месте дома Лумберга находилось деревянное двухэтажное здание с питейным заведением, которое после пожара в 1887 году перестроили в камне. Во дворе размещался деревянный флигель. Забавно, что Петербург всегда считался каменным городом и Петр Первый строго-настрого наказал строить все из этого материала, но между тем к началу 20 века таких зданий насчитывалось всего 30%.

Наш герой Федор Лумберг родился в 1867 году и к завершению обучения в Институте гражданских инженеров в 1890 году угодил в самую круговерть промышленного бума, который спровоцировал бум строительный.

К концу 19 века Санкт-Петербург был не только столицей Российской Империи, но и центром индустриализации. С 1860-х по 1894 год количество крупных промышленных предприятий выросло с 200 до 500, а всяких помельче — с 3200 до 8500. Такой мощный буст требовал как можно больше рабочей силы — вот и стекались сюда со всех концов России-матушки будущие строители коммунизма. А жить-то где-то надо. Купить в те времена квартиру было нельзя — только съем.

Дозволялось приобрести только участок и застроить его как хочется. Собственно, поэтому участки массово скупали на свои или заемные деньги и застраивали доходными домами, то бишь под сдачу. Доходный дом окупался примерно через два года и сулил владельцам немалые барыши.

Интересный факт: вплоть до 1910 года высота фасада дома не должна была превышать 23 м — это высота Зимнего дворца. Так распорядился Николай Первый, который свято соблюдал чистоту небесной линии Санкт-Петербурга.

Поработав главным архитектором Обуховского завода и скопив кое-какой капитал, в 1903 году Лумберг тоже поддался строительной лихорадке. Он приобрел участок в Перекупном переулке, снес все к чертям и построил собственный доходный дом, который не похож и по сей день ни на какой другой в Петербурге. Квартира самого Лумберга располагается на третьем этаже — ее можно узнать по самому большому и красивому омегавидному окну.

Как выглядит дом

Дом практически лишен типичного декора, присущего модерну. Ни сов, ни ворон, ни лебедей, ни чертей, ни девиц с чертополохами. Только редкие вставки из гранитного булыжника на первом этаже, кирпичное обрамление окон и кованые решетки балконов. За принадлежность к модерну своей асимметрией, текучестью и мягкостью эркеров и наплывов, разнообразными формами окон отдувается фасад.

Интересно заглянуть во внутренний дворик, где на уровне третьего этажа можно увидеть корпус картинной галереи, который, видимо, в советское время укрепили подпорками. Воротная арка в правой части здания стилизована под вход в какой-то сказочный грот и украшена кирпичом и замковым камнем.

Картинная галерея, вид с улицы
Картинная галерея, вид с улицы

Единственный вход находится в левой части здания и защищен козырьком и нишей, так что всегда можно спрятаться от дождя. Рядом со входом окошко в форме Ω. Оригинальная дверь сохранилась по сей день.

При входе в парадную посетителя встречают два мускулистых атланта и изразцовая печь из местечка Могилев, окрашенная по последней сельской моде подъездов конца 1990-х — в фаянсово-белый с ярко-зеленым. Я смотрел старые фотографии парадной — еще в 2013 году тоги атлантов, которыми подпоясаны чресла, нежно коррелировали по цвету с цоколем печи и отважно зеленели.

По лестнице можно подняться на третий этаж — в бывшую квартиру архитектора. Раньше ее занимало ДОСААФ  , а теперь — благотворительная организация «Созидатели». Дверь, кстати, прорубили уже в советское время.

Здесь нас встречает прихожая и малое трехчастное окошко в отдельном кабинете. Огромная гостиная радует гигантским окном, потолочным декором и изразцовой печью саксонского происхождения с большим керамическим панно «Возвращение с охоты» — возможно, Ernst Teichert Meissen. Обратите внимание на сохранившиеся паечные витражи большого окна — вероятно, раньше оно целиком состояло из них.

Далее можно проследовать в помещение навесной галереи, которую мы видели со двора, — здесь была мастерская архитектора. Да и для растений место найдется. Тут вполне мог быть и какой-нибудь зимний сад.

В последующих комнатах встречается еще парочка изразцовых печей, а отдельная комната с бордовыми обоями и большой омегаподобной аркой, возможно, служила домашним театром.

Как сложилась судьба архитектора

В 1911 году дела Лумберга перестали ладиться, и в качестве стабильного источника дохода у него осталась только должность архитектора карточной фабрики Ведомства учреждений императрицы Марии. С частными заказами было совсем плохо — он продает здание в Перекупном переулке с галереей и строит для себя новый доходный дом на Коломенской, 10 и заодно дачу в Терийоки, нынешнем Зеленогорске.

Дача построена примерно в 1910 году и визуально созвучна дому в Перекупном переулке. Есть такое же омегавидное окошко, интегрированное в треугольный фронтон крыльца.

Многие знакомы с творчеством Лумберга именно по этой «даче хоббита». Она располагается на берегу Финского залива, на территории санатория «Северная Ривьера», по адресу Приморское шоссе, 570И. Здесь сейчас живут работники санатория. Дача — жемчужина деревянного модерна. Хвала богам, что она сохранилась до наших дней.

После революции 1917 года, когда Ленин подписал декрет о независимости Финляндии, Лумберги решили остаться в Терийоках. Но дела у семьи, видимо, пошли совсем плохо — в 1921 году дачу выставили на продажу. Лишь в 1927 году она перешла банковскому работнику Эйнару Кунтту — директору одного из отделений выборгского банка — и стала называться Villa Maria, по имени жены владельца. Сохранились буквы Vi и Ma на входных пилонах.

РедакцияРасскажите о ваших любимых зданиях в Петербурге:
  • Никита МардюковЖаль конечно что всё в таком плачевном состоянии9
  • С.С.Видела этот дом, но внутри не была, спасибо, что показали, очень атмосферно)7
  • BluemaidenГосподи, в каком позорном состоянии памятники архитектуры во второй столице🙄 Я живу в Нижнем Новгороде и у нас в центре много архитектурных памятников разных веков и стилей. Но такая разруха была только в 90е годы, сейчас всё реставрируется давно и планомерно. Не всегда удачно, но чтобы прям с фасада куски отваливались!!! После Чемпионата мира по футболу 2018 года вообще нет таких обшарпанных зданий в центральном Нижегородском районе города. В других - есть, но это не архитектурные памятники. Власти Санкт-Петербурга - воры, вредители, позор им! Как приятно жить и работать стало на чистых улицах, как засверкали старинные дома в Нижнем Новгороде! Снимаю все претензии к менеджерам нашего города, спасибо за пост, всё познаётся в сравнении. Нашим - родной город не безразличен, это чувствуется6
  • ТимурС.С., спасибо.2
  • ТимурНикита, не так хорошо, как хотелось бы, но и не так плохо, как могло бы.4
  • ДмитрийBluemaiden, возможно, дело в объемах работы. В Питере тысячи домов построенных до революции. Из них много дворцов уровня царской семьи и богатейших людей страны. Реставрация одного объекта такого уровня - это миллиарды рублей. Сделать все и стразу - это не один триллион. В Питере делается много по реставрации, но очевидно, что такими темпами это займет еще несколько десятков лет.5
  • ТимурBluemaiden, плотность исторических объектов в Питере всяко больше, нежели чем в любом городе России + добавим сложность не то что реставрации, а амортизации. Ну и влажный сырой климат с перепадом температуры, который сильно сокращает срок жизни облицовки и штукатурки. Отреставрировал здание и планируй сразу же новый процесс. То, что в Нижнем Новгороде хорошо - это безусловно хорошо. Питер подтягивается.4
  • Алиса СелезнёваКак красиво! Спасибо за статью2
  • ТимурАлиса, спасибо вам за эмоции.2
  • Лер4икАх какие изразцовые печи! Хочу!1
  • Принцесса ПетербурженкаBluemaiden, тоже раньше не понимала, почему нельзя отреставрировать такие прекрасные здания, но как раз жила в доме, который реставрировали 1,5 года и что только не было: планировали закончить покраску и штукатурку за 3 месяца, но не успели до морозов и дождя, в процессе нашли трещину в несущей конструкции здания и 2 месяца ходили и смотрели на неё всевозможные архитектурные комиссии, отмывали решётки с крыши полгода — это правда огромная работа и деньги, и сейчас всё больше зданий реставрируют, но опять же, это долго. Да, по всем планам с рисками реставрация должна была занять 5 месяцев, забыла упомянуть сразу)1