
«Сил радоваться не оставалось»: как моя дочь поступила на творческую специальность в РГУ Косыгина

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Алиса всегда любила творчество.
Она с детства занималась рукоделием: лепила из полимерной глины, шила кукол, делала игрушки, кукольную мебель, посуду, украшения. А потом снимала стоп-моушены и выкладывала на «Ютубе».
В 2024 году Алиса поступила на бюджет в РГУ имени А. Н. Косыгина. Программа называется «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а направление — «Интерьерные арт-объекты и авторский костюм». Путь к этому оказался долгим и непростым.
Подготовка
Наша семья живет в Армавире в Краснодарском крае. В школе дочку не интересовали никакие предметы, а вот творчество, как я упомянула выше, она любила. Другие направления в вузе мы изначально не рассматривали. Расскажу, как Алиса набивала руку, чтобы подготовиться к поступлению.
Художественные школы. С пятого по восьмой класс дочь ходила в местную бесплатную художественную школу. В программе присутствовали рисунок, живопись и станковая композиция.
Сначала Алисе учеба давалась очень тяжело. У нее были проблемы с пространственным восприятием, она долго не могла выстроить рисунок.
Некоторые преподаватели в личных беседах говорили, что моя дочь никогда не научится рисовать.
Однако на оценках это сказывалось мало: ребят в принципе особо не напрягали, пятерки ставили за посещение. В качестве финального испытания учащиеся показывали работы по живописи и рисунку и сдавали экзамен по истории искусства. В свидетельствах об окончании школы почти у всех стояли пятерки.
После выпуска, в девятом классе, Алиса пошла в коммерческую группу по подготовке к поступлению в вузы на базе другой художественной школы. Дочь ходила туда три года трижды в неделю, стоило это 3000 ₽ в месяц.
В основном ребята занимались рисунком и живописью, писали натюрморты с натуры. Композиции же уделяли мало внимания. Хотя художница, которая вела занятия, готовила к поступлению в Южный федеральный университет, ЮФУ, четких требований к работам по композиции она не знала — было лишь примерное понимание.
Та художественная школа — одна из площадок для проведения олимпиады ЮРМОШ , в которой дочь решила участвовать для поступления в ЮФУ. Педагог знала, за что ставят высокие баллы на ЮРМОШ и вступительных в ЮФУ и с каким уровнем ребята поступают на бюджет. В общем, дети просто изучали и копировали работы по композиции за прошлые годы. Может, мы бы и рады были отправить дочку в другую школу, но город у нас маленький, готовиться особо больше негде. Довольствовались тем, что есть.
Курс Виктории Белугиной для самостоятельного изучения графической композиции. Виктория — дизайнер и художница. Еще она готовит к поступлению в творческие вузы, в том числе и в Москве. Я нашла в интернете примеры работ, которые рисовали ученики Виктории, и чем-то они напомнили те, что создают студенты в ЮФУ.
Когда Алиса окончила девятый класс, я купила курс для подготовки к ЮРМОШ. В 2022 он стоил 4500 ₽. После того как я оплатила обучение, Алису добавили в группу то ли во «Вконтакте», то ли в «Телеграме», а мне на почту пришел файл с лекциями. Их надо было прочитать, выполнить задания по образцу и скинуть результат в чат с другими студентами и самой Викторией.
Обучение заняло не больше двух месяцев. А потом, по ощущениям, участники могли бесконечно долго скидывать в чат готовые работы. Например, Алиса отправляла рисунки два года раз в месяц, а то и реже.
У нее долго ничего не получалось, работы были выполнены «с ошибками и криво». Это цитата — критиковали вот так прямо, говорили, за что вуз снимет баллы, чем не надо рисовать, какие приемы не стоит использовать.
Виктория все проверяла сама в течение нескольких дней и присылала фото работ с пометками или комментировала, что нужно исправить.
Олимпиада ЮРМОШ. Алиса участвовала в ней трижды, в 9—11 классах. Ключевое преимущество состязания в том, что это перечневая олимпиада первого уровня: победители и призеры заключительного этапа могут попасть в вуз без вступительных испытаний или получить 100 баллов за творческий экзамен. Правда, льготы действуют только для одиннадцатиклассников. Ребята из младших классов получают баллы и дипломы и, по сути, узнают свой уровень.
На ЮРМОШ проверяют комплекс предметов: рисунок, живопись, композицию. Школьники, которые планируют поступать на архитектурный факультет, также могут сдать черчение. Темы олимпиады разные и зависят от класса: например, дизайнерская композиция есть в 10 и 11 классе, а гипсовая голова — только в 11.
В девятом классе Алиса в финал не прошла. Затем ей дважды это удалось, но баллы она набрала средние — около 60 из 100. Рисунок головы у нее вообще не получался, а его требуют во многих вузах. Тогда я поняла, что дочери вряд ли светит бюджет.
Онлайн-школа рисунка и черчения Александры Асейкиной. Эта преподавательница готовит к поступлению в архитектурные вузы, в частности МАРХИ.
Я нашла страничку Асейкиной в соцсетях лет пять назад, подписалась просто так и изначально не собиралась у нее учить ребенка: дочке архитектура не интересна. Но в итоге решила купить курс. Меня впечатлило, на какой уровень занятия вытягивают у детей рисунок, и подумала, что они способны помочь и нам.
Алиса занималась все лето перед 11 классом, за три месяца успела пройти два модуля из пяти. Каждый шел пять недель, между ними — небольшой перерыв. Разделы состояли из двух частей: теории в формате видео и практики. Ребята выполняли задания и отправляли работы на проверку куратору, которого прикрепляли к каждому ученику.
Первый модуль давал основы светотени и построения гипсовой головы на примере Антиноя, Сократа, Венеры и Цезаря. Второй был посвящен анатомии: рисовали строение черепа, мышц лица. В конце этого раздела ребята сдавали тренировочный экзамен и получали оценки в баллах, как на вступительных. Дочка набрала 60 из 100.



За два модуля я заплатила 65 000 ₽. Дополнительно пришлось купить мольберт и гипсовые головы — рисовать предстояло с натуры, — но я уже не вспомню, во сколько все это обошлось. Еще мы три раза в течение года брали курс платных проверок в той же школе — месячный абонемент стоил 6000 ₽. Куратор просматривал работы и подсказывал, что нужно переделать, но ничему новому не учил. Это нужно было, чтобы не падал уровень и не забывались знания: накануне ЕГЭ на рисование не оставалось времени и сил.
Алиса прошла только два модуля, на большее денег не было. Вдобавок, если бы мы продолжили, пришлось бы ехать на очный интенсив в Москву, что тоже затратно.
Курсы при ЮФУ. Ростовский университет предлагает очные подготовительные занятия для учащихся 10 и 11 классов. Местные могут посещать годовые курсы, а для иногородних есть интенсивы по 20 дней зимой и летом. ЮФУ был для нас приоритетным, так что, когда Алиса сдала ЕГЭ, мы поехали в Ростов-на-Дону на летний интенсив в этом вузе.
Участники занимались рисунком, композицией и живописью без выходных по восемь часов в день. Задания были похожи на те, что дают на вступительных в ЮФУ. Это надо держать в голове: в каждом вузе требования к композиции разные, иногда противоположные.
После ударной недели сделали трехдневный перерыв, чтобы ребята съездили домой за аттестатом и на выпускной. И потом снова работали неделю без выходных. Спустя семь дней после конца курса абитуриенты пошли сдавать вступительные.
Хотя занятия стоили 2000 ₽ в день, в общей сложности на ту поездку ушло около 100 000 ₽: кроме обучения я оплатила проживание, питание, билеты в обе стороны на двоих. Некоторые поступающие жили без родителей, но мы решили, что так лучше, поскольку лишний стресс дочке был не нужен. До этого она одна никуда не ездила, а еще параллельно дистанционно проходила вступительные в РГУ.
Выбор вузов
Как я упомянула выше, изначально мы рассчитывали на учебу в ЮФУ. Выбор казался очевидным: университет находится относительно близко к дому, в нем много бюджетных мест на художественных направлениях — около 70, тогда как в других учебных заведениях их 10—15.
В ЮФУ можно было подать документы на три направления, а не на пять, как обычно. Алису привлекли «Дизайн», «Монументально-декоративное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство».
В приоритете у дочки был «Дизайн», потому что модно. Хотя это понятие в ЮФУ размытое: в одних вузах изучают архитектурный дизайн, в других — графический или интерьерный, а тут будто бы смешали все в одном направлении.
В итоге на этот факультет мы не пошли. Прямо перед вступительными Алиса пообщалась с выпускниками и спросила, какие практические задания они выполняли по графическому дизайну. Они рассказали, что работали только в программах, а руками ничего не делали. Ей же хотелось именно последнего.
Так дочь поменяла точку зрения и нацелилась на «Декоративно-прикладное искусство». Хотя и там не учили шить, а это ей всегда нравилось, но все-таки направление показалось более подходящим.
Я не стала возражать, и мы договорились приложить все усилия, чтобы она прошла на «Декоративно-прикладное искусство» и в Косыгина. Это изначально швейный вуз, в нем много направлений для технологов производства одежды, и студентов обучают созданию бренда и продаже своих изделий.
Мы также поняли, что сравнивать РГУ и ЮФУ нельзя. В первом работал модельер Вячеслав Зайцев, у него учился Валентин Юдашкин. А второй — просто архитектурный вуз, который теперь выпускает еще и дизайнеров.
В РГУ мы рассматривали два института: популярный Институт дизайна и Институт искусств. В первом Алисе понравилось много программ, но подалась она только на одну — «Дизайн костюма и аксессуаров». В 2024 кроме 90+ баллов на ЕГЭ по каждому предмету абитуриент должен был набрать минимум 80 на вступительных и еще 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения. С учетом того, как работы Алисы оценивали на олимпиадах, мы поняли, что на эту программу она не пройдет.
В Институте искусств дочь выбрала четыре направления: «Искусство костюма и моды», «Дизайн текстиля», «Диджитал-арт» и «Декоративно-прикладное искусство». Здесь важно отметить, что «Декоративно-прикладное искусство» — это общее название, внутри него предлагают разные программы, которые меняются чуть ли не каждый год. В 2024 в РГУ набирали студентов на направление «Интерьерные арт-объекты и авторский костюм».
На крайний случай, если Алиса не поступила бы в Косыгина и на платное в ЮФУ, мы рассматривали еще два вуза: ДГТУ в Ростове-на-Дону и КубГУ в Краснодаре. Но в итоге мы быстро оставили эту затею по разным причинам, и дочка даже не поехала туда на дополнительные вступительные испытания, ДВИ.
Отборочные испытания
В 2024 году ДВИ начались 10 июля. Когда стартовала приемная кампания, Алиса уже знала результаты ЕГЭ: 94 по литературе и 91 по русскому. На олимпиадах она призовых мест не заняла, так что отбор пришлось проходить на общих основаниях.
ДВИ дочь сдавала очно в ЮФУ и онлайн в РГУ. Расписание сложилось на редкость неудачно: некоторые экзамены выпали на один день.
Отбор в ЮФУ. Заранее даты вступительных не сообщили — их озвучили в момент подачи документов. Те абитуриенты, которые пришли в первые дни после начала приемной кампании, могли выбрать дату: дизайнерскую композицию принимали 10—12 июля, рисунок — 14—15, живопись — 17—19. Если же человек принес документы не сразу, он проходил ДВИ в дни, когда остались места.
Самой неприятной оказалась композиция. Темы дали максимально странные. Дочери попалась «Донская степь» — и она на ней завалилась. Еще была «Вологодская ярмарка». Вообще непонятно, как ее изобразить, если ты не интересовался, чем там в 19 веке торговали.
На рисунке дали стандартный для вуза набор — головы Антиноя и Аполлона. На живописи — обычный натюрморт с натуры, со всякими горшками.
Никаких кондиционеров, за окном жара 40 градусов, людей в аудиториях натолкано по максимуму.
Если абитуриента посадили на солнце, он должен был сидеть там все время, потому что пересаживаться нельзя. Некоторые ребята падали в обморок — неудивительно, ведь экзамены длились по шесть часов.
Отбор в РГУ. Для иногородних вступительные испытания проходят онлайн. В 2024 году 17 июля принимали рисунок, а 18 — дизайнерскую композицию.
В первом случае Алисе попалась голова Цезаря, а во втором — тема «Ночной город». В целом стандартный набор. Но дочке повезло: у вуза нет строгого списка голов для вступительного испытания, может попасться любая, включая ту, которой абитуриент никогда до этого не видел.


Испытания проходили сложно: подключаться нужно было в какой-то программе, названия которой я не помню, — технической стороной вопроса занималась дочка. Ссылку на видеозвонок скинули заранее. Длились экзамены четыре часа, все это время за абитуриентом следил проктор, отойти не разрешали даже в туалет.
К концу испытания нужно было сфотографировать свою работу и загрузить в ту же программу. Алиса оба раза не успела это сделать. Ровно через четыре часа система отключалась — пришлось просить принять работы по электронной почте.
Кроме того, если по каким-то причинам связь во время испытания обрывается, он считается оконченным. Мы чуть не попали: когда дочка была на экзамене, в нашем районе планово отключили электроэнергию. К счастью, мы заранее купили местную сим-карту и воспользовались мобильным интернетом, чтобы сфотографировать готовые рисунки, — но понервничать пришлось.
Результаты и советы
Оценки мы получили примерно через два дня после сдачи экзаменов. В ЮФУ рисунку дали 80 баллов, композиции — 75, живописи — 85. С такими результатами можно пройти на бюджет на любое направление. Мы на это и рассчитывали: у Алисы подходящий уровень.
В РГУ рисунок оценили на 58 баллов, а композицию — на 64. Для бюджета этого очень мало, в прошлом году никто с такими оценками не поступал. Мы не особо расстроились, просто отнесли аттестат в ЮФУ.
Потом мы узнали, что в 2024 в РГУ проходные баллы за ДВИ упали: жесткая комиссия в среднем ставила баллы ниже, чем в прошлом году. Поэтому результаты ЕГЭ сыграли решающую роль. Стало ясно, что Алиса проходит на бюджет в Косыгина на «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Выпущенные в августе списки подтвердили это, и мы без тени сомнения забрали документы из ЮФУ.
Алиса оказалась третьей среди ребят, поступающих в РГУ на бюджет на интересное ей направление.
Сил радоваться не оставалось: сразу начались проблемы с билетами, общежитием и прочим.
Общие впечатления от учебы сейчас смешанные, ведь прошел только семестр. По специальности предмет был один — архитектоника . Остальные дисциплины общие: история, английский, основы российской государственности, философия, рисунок, живопись и композиция. Тем не менее мы очень рады, что наши усилия оказались не напрасны. Безусловно, на подготовку ушло много денег, но сумма точно вышла меньше, чем четыре года обучения на платном.
Дам несколько советов всем, кто планирует поступать в творческий вуз:
- Уточняйте требования к вступительным испытаниям в каждом учебном заведении. Они везде отличаются, и баллы могут снять за что угодно.
- Занимайтесь с педагогом, который постоянно готовит абитуриентов в желаемый университет, имеет квалификацию не ниже, чем преподаватели этого вуза, или сам его окончил. Так шанс оформить работу в соответствии с предпочтениями комиссии будет выше.
- Здраво оценивайте свои возможности. Это касается уровня подготовки и финансов. Вы сможете сконцентрироваться на вузах, куда есть шансы попасть, и не потратите силы впустую.