«Если не можешь объяснить просто, ты сам этого не понимаешь»: как я использую примеры в преподавании

5

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Кандлина Маргарита

Страница автора

На своих уроках я очень люблю (да что уж скрывать, считаю это своей сильной стороной в преподавании) использовать как можно больше примеров из жизни. Примеров, которые понятны каждому.
Я глубоко уверена: начинать изучение любой дисциплины нужно с простых подходов и объяснений.

О Сообщнике Про

Учитель химии и химик. Популяризирую естественные науки среди школьников в своем телеграм-канале «Химические полезности — Кандлина Маргарита». Провожу обучение и практические работы в своей лаборатории в Москве. Работаю в профильных классах с 2014 года.

Никто не начинает учить математику с дифференциальных уравнений. Сначала идет визуализация: ребенку 5-6 лет сложно понять, что такое целое число, а что такое доля. Потому он учится понимать на яблоках. Вот целое яблоко, два, три…, а вот половинка.
Никто не учится игре на фортепиано с симфонии Рахманинова.
Сначала учат ноты, учатся их читать и петь голосом.

Тем не менее, я не раз встречала педагогов, которые категорически не поддерживают «упрощения» и примеры из жизни. По их мнению, наука должна преподаваться «на суровом научном языке»: хочешь учить химию — сразу запоминай сложные термины и замысловатые формулировки. Не справляешься — значит, не готов к «реальной науке».

А теперь вспомним себя в 8-9 классе. Сложные определения запоминаются с трудом, теория остаётся непонятной, учёба превращается в мучение, и предмет становится ненавистным.
В свои школьные годы я часами «пережёвывала» учебники по физике, биологии и химии, вчитываясь в сложные определения и пытаясь представить описываемые явления.

К слову, школу я закончила с золотой медалью, а с 9-го класса была призёром и победителем олимпиад по химии. То есть дело было не в том, что я плохо училась.

Сейчас, будучи учителем, я всегда мысленно ставлю себя на место ученика. Ничего не хочется учить, когда сложно и непонятно. Поэтому год за годом я ищу новые простые пути объяснения и понятные сравнения.

Приведу пример из моей практики.

Как объяснить, что такое «ковалентная химическая связь» школьнику 8-9 класса так, чтобы он точно понял?

Первый подход. Рисуем структурную формулу воды, черточками изображаем связи между атомами и спрашиваем: «Что такое ковалентная связь?»

Ученик молчит. Говорим: «Это общая пара электронов». И идем дальше по программе. Он выучивает определение, но не понимает его смысла — и скоро забывает.

Второй подход. Сначала напоминаем строение атома, его электронной оболочки: каждый неспаренный электрон химического элемента — как свободная рука человека. Любой электрон «хочет» иметь свою пару. Поэтому атом «протягивает» свою «руку» (неспаренный электрон) навстречу «руке» другого атома. Это «рукопожатие» — пара электронов — и есть ковалентная связь.

Такой образ легко представить, и даже самый незаинтересованный ученик запоминает суть.

Хочу привести историю о всемирно известном американском физике, лауреате Нобелевской премии Ричарде Фейнмане.

Однажды помощница, которая убирала в лаборатории, спросила ученого, над чем он работает. Фейнман попытался объяснить, но почувствовал, что женщина ничего не поняла. Это заставило его задуматься: если он не может донести свою идею простыми словами, значит, сам не до конца в ней разобрался. Он потратил несколько дней, чтобы упростить объяснение, и в итоге изложил суть так, что помощница его поняла.

Так родился «метод Фейнмана» — методика объяснять сложное простыми словами.

Приведу несколько известных метафор из работ Фейнмана. При обсуждении броуновского движения ученый предлагал представить пчёлок, летающих внутри комнаты: чем их больше и чем они беспорядочнее летают, тем хаотичнее движение крупинки пыльцы — этот образ помогает понять случайные флуктуации.

А чтобы объяснить потенциал и энергию частицы, ученый изображал рельеф — холмы и впадины — и показывал, как частица «катается» по этому ландшафту, теряя или приобретая энергию.

Эти сравнения Фейнмана стали классикой преподавания физики, потому что они переводят абстрактные математические конструкции в знакомые образы из повседневной жизни.

Поэтому не бойтесь упрощать и искать понятные примеры — это признак сильного педагога, который действительно заботится о каждом ученике.

А «насладиться» сложным научным языком ученики смогут в полной мере позже — в университете.

  • ВеленаЕсть прекрасные книги по физике, химии и математике для детей (ну якобы), там вот так все и объясняется.2
  • Маргарита КандлинаВелена, полность разделяю Ваше мнение. За последние годы особенно много появилось хороших книг, написанных с заботой о читателе. Но вот школьные учебники зачастую написаны иначе, к сожалению.1
  • AnnaМаргарита, школьные учебники последние лет 10 написаны халтурно, возможно, людьми, которые и сами не понимают, о чем речь. Если пользоваться только учебником, можно сделать только один вывод - предмет непознаваем.2
  • Маргарита КандлинаAnna, да, соглашусь, что многие учебники лучше совсем не использовать на уроках. Но есть и очень достойные. Например, по химии есть много хороших учебников от авторов-сотрудников Химического факультета МГУ. Единственное, они больше подходят для тех, кто уже неплохо ориентируется в химии и хочет более углубленного изучения (для олимпиадной подготовки, например).0
  • Тётушка ПоМаргарита, я училась в школе очень-очень давно. И в наших учебниках молекулы тоже "дружили" взявшись за ручки. А в Политехе, который я к слову закончила с красным дипломом, разницу мнежду полинасыщенными и полиненасыщенными жирами тоже объясняли, что эти "жадные, во вме лапки уже жиринок нахватали") Жаль, что Вам не повезло с педагогами, которые все усложняли. Мне, наверное, везло) немало попадалось таких, кто образными и простыми объяснением помогал усвоить сложный материал.0