Как я вложила 305 000 ₽ в развитие телеграм-канала и заработала на нем всего 19 000 ₽

При поиске источника дополнительного дохода важно выбрать правильную сферу и время.
Героиня истории уже несколько лет помогает блогерам вести соцсети. В 2024 году она поняла, что хочет запустить свой канал в «Телеграме» и зарабатывать на рекламе. Она потратила почти 90 000 ₽ на обучение и 215 000 ₽ на наем специалистов и продвижение проекта, но он не приносил прибыли и требовал много времени. А когда она захотела продать канал, его украли мошенники.
В статье предпринимательница рассказала, как проходило обучение, сколько рекламодателей она нашла и получилось ли вернуть проект из рук злоумышленников.
Это история из Сообщества. Мы задали наводящие вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам
Идея
Я работаю контент-менеджером блогеров с 2018 года — тогда я ушла в декрет и прочитала книгу «Пиши, сокращай». Сначала писала блогерам тексты для профилей в «Инстаграме»*, потом — посты, а затем стала вести всю контентную часть.
За это время у меня было много успешных кейсов. Например, я помогла одному блогеру увеличить количество подписчиков с 312 тысяч до 7 миллионов. До 2024 года ко мне всегда были очереди из заказчиков, готовых ждать от трех до шести месяцев, чтобы поработать со мной. Я даже не давала рекламу, клиенты приходили только через сарафанное радио.
На деньги от работы с блогерами мы с мужем открыли две кофейни в Москве, а позже их стало шесть. Нам повезло: в мае 2022 года мы запустили первую точку в ТЦ вместо «Старбакса» — арендодатель отдал предпочтение нам, а не простаивающей франшизе.
Кроме общепита мы с мужем пробовали разные другие сферы и ждали, когда что-нибудь выстрелит. Торговали на маркетплейсе и даже продавали трубы строительным организациям. Дела шли с переменным успехом, но все было не то, что нужно. Мы думали, что, если стартанет два бизнеса, один уйдет мужу, а второй — мне. Но выстрелили только кофейни, и вся оперативка по ним ушла мужу — это была его давняя мечта. Я понимаю процессы этого бизнеса и помогаю с некоторыми задачами, но остаюсь в тени, так как не хочу совсем с ним сливаться.
Поэтому я решила найти источник дополнительного дохода, который не относится к общепиту. Я люблю создавать контент и накопила достаточно опыта, чтобы попробовать силы в собственном проекте. Остановилась на каналах в «Телеграме» — платформа привлекла меня тем, что не нужно светить лицом. Я не хотела становиться медийной. Думала просто монетизировать просмотры — тихо, спокойно, на фоне. Как оказалось, это было большой ошибкой.
Выбор площадки и курс
Я посмотрела много видео о заработке в «Телеграме» на «Ютубе». Все авторы в один голос утверждали, что на фоне блокировки соцсетей «Телеграм» — это единственный правильный выбор. Они обещали, что можно получать гарантированный доход, размер которого будет зависеть от тематики канала и количества просмотров. Говорили, что при вложениях от 200 000 ₽ все быстро окупается.
Не хочешь вести канал самостоятельно? Без проблем — на рынке полно контент-менеджеров, которые напишут и выложат посты за копейки. Деньги идут с продажи рекламы — при желании можно нанять специалистов, которые займутся этим за процент от выручки. Словом, покупай курс по раскрутке канала — и все будет в шоколаде.
Я выбрала блогера — специалистку по заработку в «Телеграме», чьи видео на «Ютубе» мне понравились. В мае 2024 года купила у нее курс по созданию и ведению авторского канала из 30 уроков почти за 90 000 ₽. Я была готова вложиться в знания и дополнительно инвестировать 200 000 ₽ из личных средств в продвижение проекта.

Концепция, запуск и первые разочарования
Обучение проходило на «Геткурсе» и состояло из блоков. В чате курса было 23 участника. Мы сразу определили тематику своих будущих каналов. Я выбрала тему литературы: мне это близко, в юности и подростковом возрасте я много читала. Кураторы курса сказали, что это перспективная ниша с платежеспособной аудиторией и хорошим CPM .
Нас учили оформлять канал. Мы скачивали картинки из интернета и «Пинтереста», так как «Телеграм» обычно не банит и не наказывает за нарушение авторских прав, как нам объясняли. Конечно, хорошо, если есть дизайнер, который делает оформление под твой канал. Но если нет — не беда. Уют можно создать за счет стикеров в тексте.



Контент на курсе создавали так: мы писали пост для своего канала и прикрепляли к нему картинку. В день должно было выходить три-четыре поста. Без рекламы было достаточно трех публикаций. Еще нам рассказали, что контентный пост нужно делать после каждой рекламы, чтобы перекрыть ее.
Нас не учили как-то круто работать с ботами и не давали продвинутых инструментов, но в курсе была вся базовая информация по развитию канала. Не могу оценить его как плохой, но повторно я бы его не купила. Да, обучение сэкономило мне кучу времени, но все можно найти и изучить самостоятельно, хоть и без структуры.
Обратная связь от куратора и одногруппников была отличная: мне говорили, что идея интересная, оформление сильное, потенциал есть.
Во время прохождения курса настал момент закупки рекламы для привлечения подписчиков. Как это работает в «Телеграме»: создаешь цепляющий креатив для продвижения, подбираешь похожие по тематике каналы, рассылаешь их авторам промопост со ссылкой на свой канал.


Здесь есть нюанс: если твой канал о книгах, как у меня, нельзя брать рекламу, например, на каналах о кулинарии. Иначе аудитория не сходится — деньги на ветер. Когда в канале наберется достаточное количество подписчиков, можно рекламировать другие каналы и зарабатывать деньги.
В рекламной сети «Телеграма» есть CPM — ставка рекламодателя за 1000 просмотров в определенной тематике. Есть дешевые категории: например, CPM в «мемах» — от 150 ₽. Чтобы зарабатывать на рекламе в канале с такой тематикой, нужны большие охваты. Сегментация по категориям помогает оценить платежеспособность аудитории.
Те, кто смотрит мемы в «Телеге» и читает анекдоты, — не особо монетизируемые люди.
Поэтому такие темы стоят дешево. По CPM мы понимаем, дорогая ли реклама для своей тематики, стоит ее брать или нет.
Цена за подписчика высчитывается так: делим сумму, которую потратили на рекламу, на количество пришедших в канал людей — его видно в статистике. Если один подписчик стоит до 40 ₽ — это крутой результат.
Я потратила 1500 ₽ и протестировала свой креатив — подписчик обходился в 56 ₽. Дороговато. Поэтому за 5000 ₽ я наняла специалиста по креативам. С его постами стало еще хуже: подписчики стоили по 73 ₽.
Поделилась ситуацией с куратором курса. Он посоветовал нанять профессионального медиазакупщика. Да, за 20% от рекламного бюджета, зато человек работает с несколькими каналами в одной нише, закупает рекламу «оптом» и может выбить хорошую цену.
Скрепя сердце согласилась: мне очень хотелось запустить проект. Результат у медиазакупщиков был плохой. Подписчик выходил дороже, а статистика стала еще хуже. Я потратила около 50 000 ₽ на рекламу и сменила трех-четырех человек — и все они уверенно объясняли, почему предыдущий закупщик был плохой, а они сделают лучше. Но никто не знал, как дать стабильный и предсказуемый результат.




Кулинарный канал
В какой-то момент в чатах по развитию телеграм-каналов я наткнулась на закупщика, который работал с кулинарной нишей. Он показал кейсы, где приводил подписчиков по 20 ₽ — это была не цена, а мечта. Объяснил, что в кулинарии у него есть проверенная схема: не через обычные креативы, а через ботов.
Как это работает: другой канал в похожей нише закупает себе рекламу. На него подписываются люди. Мой канал подключается к специальному боту, и когда человек нажимает «Подписаться», бот присылает ему список «обязательных» каналов для подписки — и среди них мой. Было написано что-то вроде: «Чтобы получить доступ к каналу, подпишитесь на другие проекты». Часть аудитории не знает, что это сообщение можно проигнорировать. А дальше остается надежда, что новый пользователь не уйдет. По этой схеме цена за подписчика получалось нормальной — от 19 до 40 ₽ в зависимости от тематики.
Но был нюанс: этот закупщик работал только с кулинарией. Он предложил мне забить на книжный канал и создать новый — по этой тематике. Аргумент был простой: только так мы получим прогнозируемый результат и сможем выйти на окупаемость. Я согласилась, так как работала с нутрициологами и писала для них тексты с 2018 года.
Мы запустили кулинарный канал 5 августа 2024 года. Он был посвящен рецептам блюд, которые не только насыщают, но и полезны для ЖКТ. Я рассказывала, например, про ПП-майонез, который в два раза менее калорийный, чем обычный. Я хотела донести, что можно питаться вкусно, но не набирать лишний вес. Тут мне пригодились курсы нутрициологии, которые я проходила для работы со специалистами в этой сфере. Не сказать, что канал для меня был только про деньги. Это был мой способ помочь людям стать стройнее и счастливее. В то же время канал не лез в медицину, просто бытовые рецепты: взял и повторил.
Результат был хорошим: 7000 подписчиков по 26 ₽ каждый, 1500—2000 охватов на пост. На достижение такого количества пользователей я потратила примерно 182 000 ₽, теперь можно было продавать рекламу.

Рекламодатели и выгорание
На курсе учили, что нужно заходить в рекламные чаты, оставлять объявления, откликаться на запросы и размещать чужие посты у себя за деньги. Я подошла к делу серьезно, даже подключила соответствующий ОКВЭД к ИП.
Я сидела в этих чатах сутками. Размещение в моем канале стоило 450—550 ₽ за пост. Мне удалось найти 35 рекламодателей и заработать около 19 000 ₽, но радость была недолгой. Чтобы продолжать продажи, нужно буквально жить в этих чатах. Забыть о сне, о детях, о жизни.
На курсе говорили, что есть специалисты, которые продают рекламу за тебя. Проблема была в том, что они берут в работу только каналы с охватом от 5000 — мой проект не подходил.
Выгорание нарастало. Весь доход от рекламы я реинвестировала обратно в закупку подписчиков.
Иначе начинались отписки, падали охваты и никто не хотел покупать рекламу. Замкнутый круг.
В какой-то момент деньги закончились. Доход от рекламы уже не покрывал затраты на поддержание канала. А ведь еще надо было выкладывать посты, которые я готовила сама. Вообще, я люблю работать с контентом, обожаю смыслы, заказчики говорят, что в этом плане я маг и волшебник. Приятно, когда приносишь пользу и за это хорошо платят. Но когда денег не видно, мотивация начинает падать. Я поняла, что больше не хочу. Я не могла просыпаться с мыслью, что надо что-то постить в этот проклятый канал.
Я спросила у девушки, которая продавала курс, как делегировать продажу рекламы. До покупки обучения она говорила, что нас этому научат, если нам будет лень этим заниматься. После завершения курса она ответила, что нужно зарабатывать на рекламе от 200 000 ₽ в месяц, тогда за 20 000—40 000 ₽ получится нанять менеджера. А чтобы канал приносил такую сумму, нужны большие вложения и реинвестиции прибыли в проект.
Итоги и выводы
Я решила расстаться со своим телеграм-каналом. Но сначала наткнулась на мошенников и «продала» его за 200 000 ₽ — меня просто развели и украли мой проект.
Дело было так. В одном чате я нашла покупателя, который предложил провести сделку с участием третьей стороны — гаранта. Посредник должен был получить от меня проект, а от покупателя — деньги и потом передать все нам. По совпадению я обнаружила гаранта в том же чате. Когда я передала свой канал посреднику и стала ожидать оплаты, он вышел из чата, а покупатель сказал, что ничего не получил.
Поскольку «Телеграм» конфиденциальный, поймать злоумышленников было непросто. Я пожаловалась мужу, и он как-то нашел этих малолетних преступников. В итоге они вернули мой канал к утру следующего дня и извинились.
30 октября 2024 года я по-настоящему продала свой кулинарный проект в «Телеграме» за 70 000 ₽. Знакомые говорят, что это нормальная цена. Но по сравнению с тем, сколько я времени и сил убила, это, конечно, копейки.
Я списалась с однокурсниками и владельцами других каналов, у которых покупала или кому продавала рекламу. Они вели свои проекты на совесть, но ни у кого не получилось превратить это в бизнес. Из этого я сделала вывод, что в «Телеграме» сейчас зарабатывают только те, кто зашел туда давно и уже имеет сеть каналов, и те, кто продает курсы о том, как зарабатывать на платформе.
Надеюсь, мой неудачный опыт поможет другим избежать ошибок. После продажи канала я вернулась к работе с блогерами. Сейчас выгорание на горизонте не мелькает, всю рутину делают нейросети, это очень удобно. Раньше я не умела с ними взаимодействовать. Еще в планах купить коммерческую недвижимость, чтобы сдавать ее.
Затраты на запуск и развитие телеграм-канала
Всего | 305 000 ₽ |
---|---|
Продвижение | 200 000 ₽ |
Обучение на курсе | 90 000 ₽ |
Расходы на дизайнеров, креативщиков, менеджеров | 15 000 ₽ |
Затраты на запуск и развитие телеграм-канала
Всего | 305 000 ₽ |
Продвижение | 200 000 ₽ |
Обучение на курсе | 90 000 ₽ |
Расходы на дизайнеров, креативщиков, менеджеров | 15 000 ₽ |